Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2010 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРА
Кенесарина Жанар Султановна
канд. пед. наук, профессор КазГАСА, г. Алматы
E-mail: g-shaprova@mail.ru
Обучение студентов проектированию объектов графического дизайна не должно отрываться от развития личности, то есть только учет возможностей личности при обучении будет иметь развивающий эффект.
Идеи развивающего обучения рассматривались Я.А. Пономаревым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, а также педагогами-классиками. К примеру, по мысли И.Г. Песталоцци, обучение обязательно должно действовать развивающе, побуждать детей к самодеятельности. К.Д. Ушинский утверждал, что важны не знания сами по себе, а их развивающее влияние.
Л.В. Занков [1] сформулировал и обосновал гипотезу о взаимоотношении обучения и развития ребенка. Он исходил из психологической теории Л.С. Выготского. Взаимоотношение обучения и развития ребенка в понимании Л.С. Выготского тесно связано с его учением о развитии высших психических функций. Внутренний процесс развития, который в определенном возрасте ребенка возможен только при взаимоотношениях его со взрослыми, составляет этап раннего развития. Л.В. Занков опирается на положения Л.С. Выготского о том, что развитие психики ребенка имеет социальную направленность и что обучение может быть эффективным только в том случае, если оно опережает его развитие, разработал методику опережающего обучения, оптимально влияющего на развитие психики учащихся.
Основной чертой новой дидактической системы является ее целостность, характеризующаяся взаимной обусловленностью четырех новых дидактических принципов. Это принципы обучения на высоком уровне сложности и связанного с ним усвоения материала в быстром темпе. Это принцип решающей роли теоретических знаний в начальном обучении, взаимообусловленный с принципом необходимости осознания учеником собственного участия в процессе учения. Понятие "развитие" в философии и в педагогике рассматривается как изменение, переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений [2,267].
Исследуя различные психологические процессы, состоящие в совокупности с художественным образованием, В.С. Кузин определяет понятие "развитие" так: "Развитие - это процесс, движение, изменение. Но не всякое движение и изменение представляет собой развитие, развитие есть изменение поступательное, есть изменение от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие - это процесс, противоположный распаду, регрессу" [3,27]. Таким образом, художественное развитие личности следует рассматривать как изменение содержания качеств личности, как понимание художественного образа, знаний, изобразительно-выразительных средств языка искусства, умений, навыков к созданию грамотных и выразительных работ. Художественное развитие личности протекает в условиях постоянного, непрерывного воздействия на него окружающей действительности, искусства.
Определение понятия "художественное развитие" самобытно решено в работе Б.М. Неменского "Мудрость красоты"[4,71]. Он говорит о том, что сущность художественного развития личности заключена в единстве трех ее элементов: содержания, сути искусства и языка искусства, творчества. Знакомство личности с содержанием, сутью искусства позволяет, по замечанию автора, познавать нравственно-эстетические позиции времени, среды, опыта, накопленного человечеством, которые передаются в художественных образах произведения. Это способствует обеспечению связи искусства с жизнью, приобщению к культуре прошлого и настоящего.
В процессе восприятия объектов дизайна и создания собственных дизайнерских работ студенты осваивают язык искусства, его художественно-изобразительные средства, методы, систему построения изображения. Успешность познания языка искусства зависит от ряда обеспечивающих этот процесс условий: различного наглядного материала, знания особенностей технологии и техники, закономерностей восприятия и изображения и т.д.
Итак, знание психолого-педагогических закономерностей развития личности позволяет направлять его ход в процессе обучения. Однако для этого необходимо знать, что такое "обучение". В.П. Беспалько определяет его следующим образом: "Обучение - это целенаправленный процесс, осуществляющийся путем внешнего управления познавательной деятельностью учащихся и ведущий к образованию и развитию познавательных сил ученика..." [5,35].
Анализируя и другие определения понятия "обучение", данные педагогами, мы считаем более полным следующее: обучение – целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в ходе которого происходит воспитание, развитие, образование – усвоение знаний, умений, навыков. Нас интересуют прежде всего проблемы внешнего управления познавательной деятельностью - обучение как более интенсивный процесс приобретения будущими дизайнерами профессионального мастерства.
Проблему развития основ профессионального мастерства у студентов на занятиях по графическому дизайну можно разрешить целенаправленным руководством педагога. В результате педагогического управления познавательной деятельностью будущих дизайнеров формируется сознательность действий студента в процессе изобразительной работы. Процесс формирования профессионального мастерства не должен проходить стихийно, несистемно. Если обучение проектированию объектов дизайна происходит в мастерской через практическую работу, то благодаря частому повторению аналогичных работ и обработки близких по форме и сложности технических приемов у обучаемого могут сформироваться обобщения, и на их основе вырабатываются некоторые принципы решения проектных задач. Стихийный же процесс развития профессионального мастерства протекает крайне медленно и зависит от количества заданий и их разнообразия, от ошибок, и, главное, - выработка общих принципов при таком обучении начинается лишь на конечном его этапе, то есть после длительного обучения. Подобное обучение оказывается невозможным, недопустимым при системном, педагогически организованном дизайнерском образовании. По этому поводу С.Х. Рапоппорт пишет: "Опыт отношений можно назвать универсальным: он необходим людям всех профессий, всех родов занятий, во всех сферах общественной жизни... Однако здесь нельзя еще говорить о столь же продуманной, разветвленной, взаимосвязной во всех звеньях системе, равносильной той, которая действует в области профессиональной подготовки... Социализация человека в универсальном плане еще в большей своей части протекает стихийно..." [6,37].
Обучение более результативно – когда оно целенаправленно построено на основе изучения общих принципов, действующих при выполнении любых изображений. При целенаправленном обучении педагогом в последовательности обдумывается вся система знаний и умений, сознательное усвоение которых студентами успешно решает развитие их профессионального мастерства. "...Проблемы мастерства, стоящие перед искусством, безусловно, должны найти отражение в системе педагогических задач, и решение их не может быть механически заимствовано из творческой практики мастеров искусства...", – справедливо заключает В.С. Щербаков в учебнике "Изобразительное искусство" [7, 158].
Обучаемый должен, по нашему мнению, учиться вести поиск оптимальных средств и методов работы, ставить проблемные вопросы, подбирать посильные творческие задачи. Следовательно, применяемые педагогом проблемно-поисковые методы могут способствовать развитию творческих черт будущего дизайнера. Это требует более сознательного подхода преподавателя к применению оптимальных методов обучения для студентов. Для развития профессионального мастерства недостаточно иметь только природные задатки, необходимы и соответствующие педагогические условия. В ходе обучения проектированию объектов дизайна педагогические условия выступают как фактор, гарантирующий успешное профессиональное развитие студента. Педагог, обучая студентов основам дизайна, использует дидактические особенности основных методов обучения: словесных, наглядных, практических, также методов изобразительной деятельности, репродуктивных и проблемно-поисковых, индуктивных и дедуктивных, методов самостоятельной работы, стимулирования и мотивации учения.
В дидактике существует целый ряд методов обучения. Но со временем появляются новые проблемы в обучении, новые возможности методов обучения, новое содержание обучения, требующие постоянного обновления методов.
Список литературы:
1.Беспалько В.П. Проблематика и материалы к исследовательской работе по программированному обучению. -М., 1965. - 45 с.
2.Занков Л.С. Наглядность и развитие. –М.: Педагогика, 1969. – 170 с.
3.Кузин В.С. Психология. -М.: Высшая школа, 1982. – 256 с.
4.Неменский Б.М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1987. – 253 с
5.Педагогическая энциклопедия. Т.4, 1968. – 363 с.
6.Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. -М.: Сов.худ., 1978. – 257 с.
7.Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969. – 272 с.
дипломов
Оставить комментарий