Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2010 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
Амиржанова Аина Шугаевна
канд.пед.наук, ст.преподаватель кафедры ИЗО и МП
факультета Искусств, г. Омск
E-mail: aina71@bk.ru
Художественное восприятие искусства интересовало философов и психологов на протяжении многих веков (И. Кант, Г. Гегель, Т. Липпс, В. Вундт). Сегодня психологи и педагоги доказали важность и необходимость чувственного развития и рассматривают восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека.
Часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического восприятия с художественным. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. По мнению многих исследователей, «художественное восприятие есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [4, с. 63].
Художественное восприятие выступает прежде всего как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства. Полученное при частом общении с изобразительным искусством, оно рождает ожидание встречи с прекрасным.
Художественное восприятие связано с таким понятием, как познание. Художественное познание раскрывает предметы и явления окружающей жизни в человеческом к ним отношении. Здесь важен вопрос, не каков объект сам по себе, а каково значение данного объекта для человека, какую ценность он представляет. Художественный способ освоения действительности выражает ценностное отношение человека к миру. Поэтому в центре художественного творчества оказывается выражение художником своего видения мира, своего отношения к нему. В искусстве, как ни в одной другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека.
Очень часто апперцепция обусловливается не только действием предыдущего восприятия, но и эмоциональным состоянием человека в данный момент. Р. Арнхейм писал: «Восприятие не является механическим регистрированием сенсорных элементов, оно оказывается поистине творческой способностью мгновенного схватывания действительности, способностью образной, проницательной, изобретательной и прекрасной» [2, с. 20].
Явление апперцепции имеет большое значение для студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство», так как в психику художника проникает из окружающей среды и переживается им с достаточной ясностью лишь то, что существует в русле его активной установки. Специфические установки художника влияют на выбор объектов, которые воспринимаются, а также на степень готовности к восприятию. Этот феномен отчетливо проявляется в работе художника над предварительными зарисовками, в которых отражается избирательность в отборе и поиске изобразительных средств для реализации замысла произведения [2, с. 23].
Избирательность – это выделение из множества качеств изображаемого предмета лишь существенных, актуальных для задач изображения, требующих более высокого, активного, творческого уровня восприятия, т. е. предпочтения выбора одних объектов или их отдельных свойств перед другими объектами или их свойствами, качествами. Избирательность определяется как активными условиями, зависящими от самого воспринимающего человека, так и объективными свойствами воспринимаемых предметов. Все остальные свойства и качества являются для данного момента наблюдения фоном восприятия [2, с. 26].
В психологии выделены простые перцептивные действия, которые характерны для визуального восприятия и формируются при жизни человека. Профессор Б.Г. Ананьев к таким перцептивным действиям относит измерительные – оценивающие величину воспринимаемого объекта; соизмерительные – действия на сопоставление размеров нескольких воспринимаемых объектов; построительные – отвечающие за построение перцептивного образа; контрольные – направленные на сравнение возникшего образа с особенности предмета; корригирующие – исправляющие ошибки в перцептивном образе; тонические (регуляторные) – поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процессов восприятия [1, с. 135].
Все эти действия в процессе художественной деятельности человека развиваются и совершенствуются по мере накопления теоретических знаний и жизненного опыта, что и обуславливает активность восприятия. «Каждый акт визуального восприятия представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор существенных черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию в целостный визуальный образ», – утверждает Р. Арнхейм [2, с. 11].
Одной из важнейших особенностей зрительного восприятия формы является константность. Под константностью понимается способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и по другим параметрам, независимо от меняющихся физических условий восприятия. Константность восприятия – одна из главных причин погрешностей начинающих художников в определении объемной формы предметов, конструкции и других параметров, измененных условиями естественного освещения или удаления в пространстве. Знание о действительной форме предмета присутствует в памяти в каждый момент зрительного восприятия, и мы как бы не замечаем той трансформации в окраске зримых предметов, которая происходит от воздействия среды.
Иными словами, начинающий художник ДПИ воссоздает то, что соответствует его привычному представлению о предмете (изделии), а не то, что наблюдается в действительности в данный момент времени, при определенных условиях или на том или ином расстоянии. Задача формирования профессионального восприятия у начинающего художника ДПИ заключается в том, чтобы научить видеть аконстантно, т. е. улавливать изменения объемной формы, величины, конструкции предмета в зависимости от его расположения в пространстве.
Преодолеть константность восприятия помогают теоретические знания, студент встречает поток чувственных данных с конкретной установкой, высокой готовностью к восприятию и именно поэтому более чуток к неожиданностям чувственных впечатлений и способен собрать больше информации.
Физиологическую основу восприятия составляет взаимодействие отдельных частей одного и того же анализатора или различных анализаторных систем. Восприятие – совокупность ощущений и прошлого опыта, который выражается в виде знаний, умений, представлений; оно тесным образом связано с мышлением, т. к. «образы, формирующиеся в процессе восприятия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий, мыслительных операций, суждений и умозаключений» [3, с. 87].
В художественной деятельности важное место занимает «скрытый» творческий процесс, связанный не только с импровизацией и вдохновением, но и, прежде всего, с разработкой и развитием определенного замысла. Все это базируется на восприятии и воображении, где восприятие не является механическим отражением реальности, а есть процесс считывания и осознания наиболее важных моделей действительности, воображение – особый вид деятельности, активно способствующий развитию способностей [3, с. 87].
Таким образом, художественное восприятие понимается как вид художественной деятельности, выражающийся в целенаправленном, целостном восприятии и отражении действительности как эстетической ценности. В. С. Кузин утверждает, что «целостное восприятие действительности – основной принцип изобразительного искусства. Умение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении – одна из основных и конечных целей в деятельности» [3, с. 89]. Отсюда становится ясно, что в практической деятельности целенаправленное восприятие управляемо и подчиняется поставленным целям. Сообщить целесообразный ход восприятию произведений народного и декоративного искусства, сделать его осмысленным и целенаправленным, выработать верное, до конца осознанное отношение к творениям народных умельцев, внимательное изучение формы, конструкции, композиционной системы и их взаимосвязей – это основа целостного восприятия.
Список литературы:
1.Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – М.: Просвещение, 1960. – 486 с.
2.Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм. – М.: Прогресс, 1974. – 392 с.
3.Кузин, В. С. Психология [Текст] : учебник для студентов сред. спец. учеб. заведений / В. С. Кузин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агар, 1997. – 304 с. : ил.
4.Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / под ред. действ. чл. АПН РСФСР В.Н. Шацкой ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т художественного воспитания. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955. – 184 с.
дипломов
Оставить комментарий