Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2010 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Измайлова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КУЛЬТУРНОМ КОНЦЕПТЕ «ДОБРО» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О  КУЛЬТУРНОМ  КОНЦЕПТЕ  «ДОБРО»  НА  УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ

Измайлова  Елизавета  Алихановна

Аспирантка  РГПУ  им.  А.И.  Герцена,  г.  Санкт-Петербург

E-mail: 

 

Термин  «концепт»  в  литературоведении  функционирует  сравнительно  недолго  и  рассматривается,  в  основном,  как  «образ,  символ  или  мотив,  который  имеет  «выход»  на  геополитические,  исторические,  этнопсихологические  моменты,  лежащие  вне  художественного  произведения,  открывающий  одновременную  возможность  множества  истолкований  с  разных  точек  зрения  и  выявляющий  значимое  расхождение  между  значением  и  смыслом  выражающих  его  словесно-художественных  элементов»  [1,  с.  14]. 

На  наш  взгляд,  своеобразие  литературного  концепта  заключается  в  том,  что  он  оказывается  инструментом,  позволяющим  рассмотреть  в  единстве  художественный  мир  произведения  и  индивидуально-ценностный  мир  личности.  Вводя  концепт  как  единицу  анализа,  методическая  наука  призвана  расширить  возможности  этого  творческого  процесса  путем  создания  определенных  условий  и  форм  освоения  концептов  культуры  на  определенном  этапе  развития  личности  учащегося.

Среди  концептов  культуры  особое  место  занимает  концепт  «Добро»,  выбор  которого  для  построения  уроков  литературы  обусловлен  следующими  положениями: 

1.Добро,  Истина  и  Красота  являют  собой  абсолюты  бытия  и  образуют  краеугольные  камни  почти  любого  мировоззрения:  истина  –  ценность  познавательная,  добро  –  нравственная  и  красота  –  ценность  эстетическая.  Истина,  добро  и  красота  присутствуют  во  всех  формах  мировоззрения  –  мифологии  и  религии,  философии  и  искусстве,  а  также  в  обыденном  сознании  людей  –  национальном  и  индивидуальном. 

2.Особую  роль  играет  реализация  концепта  добро  на  материале  литературных  произведений.  Проблема  идеала  является  ключевой  для  всей  истории  русской  литературы.  Нет  ни  одного  крупного  произведения,  которое  не  ставило  бы  вопросов  об  идеальном  герое,  об  истине,  добре  и  красоте.  Эти  вечные  вопросы,  оставаясь  вопросами,  приобретали  каждый  раз  новую  форму. 

В  данной  статье  мы  представляем  разработку  урока  литературы  в  старших  классах  по  изучению  культурного  концепта  «Добро»,  реализующего  следующие  задачи:  1)  формирование  представления  об  этическом  концепте  «Добро»;  2)  развитие  критического  мышления  (работа  с  пословицами,  выражающими  противоположные  взгляды  на  роль  добра  в  жизни  человека);  3)  совершенствование  навыков  комплексного  анализа  художественного  текста  с  опорой  на  значения  ключевого  концепта  русской  культуры;  4)  создание  словесного  портрета  концепта  «Добро»;  5)  воспитание  убежденности  в  приоритете  общечеловеческих  ценностей.

Диалог  с  Добром:  «Что  есть  добро?»  .

I.  Творческая  мотивация.

Иисус  вышел  в  путь,  чтобы  проповедовать,  учить  и  наставлять  людей  на  путь  истинный.  Так  и  сам  говорил  ученикам:  «Пойдём  в  ближние  селения  и  города,  чтобы  мне  и  там  проповедовать,  ибо  Я  для  того  пришёл.  С  давних  времён  на  Руси  полюбили  притчи,  толковали  библейские  и  свои  сочиняли.  Известно,  что  евангельская  притча  –  это  способ  доведения  до  читателя  сложных  сакральных  понятий  и  идей. 

II.  Выполнение  заданий  комплексного  характера.

Задание  №1.  Прочитайте  следующую  притчу  и  ответьте  на  вопросы. 

Это  одна  из  известных  притч  Иисуса  Христа,  упоминаемая  в  Евангелии  от  Луки.  Она  рассказывает  о  милосердии  и  бескорыстной  помощи  попавшему  в  беду  человеку  со  стороны  прохожего  самаритянина. 

Притча  о  добром  самаритянине

И  вот,  один  законник  встал  и,  искушая  Его,  сказал:  Учитель!  что  мне  делать,  чтобы  наследовать  жизнь  вечную?

Он  же  сказал  ему:  в  законе  что  написано?  как  читаешь? 

Он  сказал  в  ответ:  возлюби  Господа  Бога  твоего  всем  сердцем  твоим,  и  всею  душею  твоею,  и  всею  крепостию  твоею,  и  всем  разумением  твоим,  и  ближнего  твоего,  как  самого  себя.

Иисус  сказал  ему:  правильно  ты  отвечал;  так  поступай,  и  будешь  жить.  Но  он,  желая  оправдать  себя,  сказал  Иисусу:  а  кто  мой  ближний?  На  это  сказал  Иисус:  некоторый  человек  шел  из  Иерусалима  в  Иерихон  и  попался  разбойникам,  которые  сняли  с  него  одежду,  изранили  его  и  ушли,  оставив  его  едва  живым.  По  случаю  один  священник  шел  тою  дорогою  и,  увидев  его,  прошел  мимо.  Также  и  левит,  быв  на  том  месте,  подошел,  посмотрел  и  прошел  мимо.  Самарянин  же  некто,  проезжая,  нашел  на  него  и,  увидев  его,  сжалился  и,  подойдя,  перевязал  ему  раны,  возливая  масло  и  вино;  и,  посадив  его  на  своего  осла,  привез  его  в  гостиницу  и  позаботился  о  нем.  А  на  другой  день,  отъезжая,  вынул  два  динария,  дал  содержателю  гостиницы  и  сказал  ему:  позаботься  о  нем;  и  если  издержишь  что  более,  я,  когда  возвращусь,  отдам  тебе.  Кто  из  этих  троих,  думаешь  ты,  был  ближний  попавшемуся  разбойникам?

Он  сказал:  оказавший  ему  милость.  Тогда  Иисус  сказал  ему:  иди,  и  ты  поступай  так  же. 

-  Какое  учение  представлено  в  этой  притче?  (учение  о  доброте  и  милосердии)

-  Как  вы  понимаете  идею  данной  притчи?  (она  показывает,  что  примеры  человеческой  доброты  встречаются  у  всех  народов  и  во  всех  верах,  что  Закон  и  заповеди  Божии  исполняют  люди  самых  разных  национальностей  и  разных  вероисповеданий).

-  В  чем  выражается  милосердие  и  доброта  человека?

Важно  прийти  с  учащимися  к  пониманию,  что  притча  –  это  маленький  нравоучительный  рассказ,  вроде  басни,  но  без  морали,  без  прямого  наставления.  Мораль  каждый  извлекает  или  не  извлекает  из  притчи  сам.  Следует  или  не  следует  наставлениям.  В  притче  как  бы  соединились  два  плана:  видимый  и  невидимый.  Всем  виден  внешний  план,  редко  кому  раскрывается  тайный,  внутренний,  скрытый  от  глаз  и  слуха.  Главный  итог,  к  которому  мы  пришли,  –  евангельская  притча  открывает  бесконечный  простор  для  понимания,  тогда  как  в  других  дидактических  жанрах  проповедуется  однозначная,  не  допускающая  иного  прочтения  идея  или  мораль.

Литературная  притча  скорее  приглашает  к  размышлению,  а  сформулированная  в  ней  идея  не  абсолют,  а  только  повод  к  размышлению.  Следует  заметить,  что  философская  и  религиозная  притчи  могут  быть  отмечены  самой  высокой  степенью  художественности,  однако  художественное  в  этих  случаях  не  цель,  а  средство.  Поэтому  точнее  говорить  о  притчевом  начале  в  литературном  произведении.  Два  главных  качества,  присущих  притче,  -  иносказание  и  поучительность,  -  могут  проявляться  в  большей  или  меньшей  степени.  Если  они  проявляются  достаточно  полно,  то  перед  нами  притча,  если  же  они  ослаблены  и  притчей  в  точном  смысле  произведение  назвать  трудно,  то  можно  говорить  о  том,  что  в  нём  проявляется  притчевое  начало.

Обсудим  это  на  конкретном  примере  стихотворения  в  прозе  И.С.Тургенева  «Милостыня».

Задание  №2  (на  моделирование  художественного  концепта  «Добро»).  Прочитаем  стихотворение  в  прозе  И.С.  Тургенева.

Милостыня

Вблизи  большого  города,  по  широкой  проезжей  дороге  шел  старый,  сольной  человек.

Он  шатался  на  ходу;  его  исхудалые  ноги,  путаясь,  волочась  и  спотыкаясь,  ступали  тяжко  и  слабо,  словно  чужие;  одежда  на  нем  висела  лохмотьями;  непокрытая  голова  падала  на  грудь...  Он  изнемогал.

Он  присел  на  придорожный  камень,  наклонился  вперед,  облокотился,  закрыл  лицо  обеими  руками  -  и  сквозь  искривленные  пальцы  закапали  слезы  на  сухую,  седую  пыль.

Он  вспоминал...

Вспоминал  он,  как  и  он  был  некогда  здоров  и  богат  –  и  как  он  здоровье  истратил,  а  богатство  роздал  другим,  друзьям  и  недругам...  И  вот  теперь  у  него  нет  куска  хлеба  -  и  все  его  покинули,  друзья  еще  раньше  врагов...  Неужели  ж  ему  унизиться  до  того,  чтобы  просить  милостыню?  И  горько  ему  было  на  сердце  и  стыдно. 

А  слезы  всё  капали  да  капали,  пестря  седую  пыль.

Вдруг  он  услышал,  что  кто-то  зовет  его  по  имени;  он  поднял  усталую  голову  -  и  увидал  перед  собою  незнакомца.

Лицо  спокойное  и  важное,  но  не  строгое;  глаза  не  лучистые,  а  светлые;  взор  пронзительный,  но  не  злой.

-  Ты  всё  свое  богатство  роздал,-  послышался  ровный  голос...-  Но  ведь  ты  не  жалеешь  о  том,  что  добро  делал?

-  Не  жалею,-  ответил  со  вздохом  старик,-  только  вот  умираю  я  теперь.

-  И  не  было  бы  на  свете  нищих,  которые  к  тебе  протягивали  руку,-  продолжал  незнакомец,  -  не  над  кем  было  бы  тебе  показать  свою  добродетель,  не  мог  бы  ты  упражняться  в  ней?

Старик  ничего  не  ответил  -  и  задумался,

-  Так  и  ты  теперь  не  гордись,  бедняк,-  заговорил  опять  незнакомец,-  ступай,  протягивай  руку,  доставь  и  ты  другим  добрым  людям  возможность  показать  на  деле,  что  они  добры.

Старик  встрепенулся,  вскинул  глазами...  но  незнакомец  уже  исчез;  а  вдали  на  дороге  показался  прохожий.

Старик  подошел  к  нему  -  и  протянул  руку.  Этот  прохожий  отвернулся  с  суровым  видом  и  не  дал  ничего.

Но  за  ним  шел  другой  -  и  тот  подал  старику  малую  милостыню.

И  старик  купил  себе  на  данные  гроши  хлеба  -  и  сладок  показался  ему  выпрошенный  кусок  -  и  не  было  стыда  у  него  на  сердце,  а  напротив:  его  осенила  тихая  радость.

(По  И.С.  Тургеневу)

-  Случайна  ли  близость  прочитанных  произведений?  В  чём  смысл  их  названий?

-  Первое  из  них  названо  притчей.  Найдите  в  нём  качества,  присущие  притче.  Достаточно  ли  чётко  они  проявляются?

-  Как  изображаются  герои  первой  притчи?  Используются  ли  средства  художественной  выразительности?  (  Герои  изображены  схематично,  главное  –  донести  до  слушателей  идею)

-  Какие  средства  воплощения  авторской  мысли  используются  в  стихотворении  И.С.Тургенева?

-  Обратите  внимание  на  портрет  старика.  Почему  он  предшествует  диалогу?

-  Как  вы  понимаете  слова  незнакомца?  Кто  он,  по-вашему?  (Он  успокоил  старика,  показал,  что  просить  не  стыдно.  И  ушли  стыд  и  боль,  а  осталась  тихая  радость  в  сердце  старика:  ведь  это  он  не  просит  милостыню,  он,  в  некотором  смысле  подаёт  её,  как  и  прежде,  т.е.  совершает  добрый  поступок).

-  Можно  ли  считать  стихотворение  в  прозе  «Милостыня»  притчей  или  это  произведение  с  притчевым  началом? 

Задание  №3  (на  создание  словесного  портрета  концепта  и  моделирование  ценностной  картины  мира).  Наряду  с  притчами,  русский  народ  создал  огромную  изустную  литературу  -  мудрые  пословицы  и  поговорки.  А.Н.  Толстой  писал:  «Напрасно  думать,  что  эта  литература  была  лишь  плодом  народного  досуга.  Она  была  достоинством  и  умом  народа.  Она  становила  и  укрепляла  его  нравственный  облик,  была  его  исторической  памятью,  праздничными  одеждами  его  души  и  наполняла  глубоким  содержанием  всю  его  размеренную  жизнь,  текущую  по  обычаям  и  обрядам,  связанным  с  его  трудом,  природой  и  почитанием  отцов  и  дедов».  Слова  А.  Н.  Толстого  очень  ярко  и  точно  отражают  суть  фольклора.  Фольклор  –  это  народное  творчество,  очень  нужное  и  важное  для  изучения  народной  психологии  в  наши  дни. 

Рассмотрим  на  примере  русских  народных  пословиц  и  поговорок  своеобразие  духовного  восприятия  добра  и  его  различных  аспектов.

Соедините  начало  и  конец  пословиц.

1.      Если  ты  сделал  добро  —  скрой;

2.      Доброе  слово  -

3.      Добра  гнушаться  –

4.      От  добра…

5.      Доброму  делу  не  кайся.

6.      В  ком  правды  нет,

7.      Кто  добро  творит,

8.      Делаешь  добро  –

9.      Добро  не  лихо:

10.  Доброе  слово…

11.  Кто  добро  творит,

12.  Час  в  добре  пробудешь  –

а)    с  людьми  не  знаться.

б)      в  том  и  добра  мало.

в)     доходит  до  сердца.

г)     делай  до  конца.

д)    если  тебе  сделали  добро  –  расскажи.

е)     все  горе  забудешь.

ж)   дверь  в  душу.

з)     тому  Бог  отплатит.

и)    Сделав  добро,  не  кайся  (не  попрекай).

к)     бродит  по  миру  тихо.

л)    добра  не  ищут.

м)    тому  зло  не  вредит.

 

Ответы:  1д),  2ж),  3а),  4л),  5и),  6б),  7м),  8г),  9л),  10  в),  11з),  12е).

 

-  Что,  на  ваш  взгляд,  отражено  в  этих  исконно  русских  пословицах?  (представления  об  одном  из  главных  моральных  качеств  человека)

-  Какая  главная  мысль  утверждается  в  них?  (мысль  о  том,  что  самое  ценное  человеческое  качество  –  добродетель,  и  его  надо  прививать,  необходимо  учить,  так  как  причиной  многих  человеческих  пороков  является  незнание).

-  Каковы  ценностные  приоритеты  русского  народа?  (русские  пословицы  указывают  на  приоритет  вечных  ценностей)

-  Чему  учат  вас  эти  пословицы?  (они  учат  ценить  добрые  дела,  людей,  которые  их  совершают,  стремиться  самому  быть  добрым  и  понимающим).

III.  Создание  речевого  произведения.

Огромное  значение  при  работе  по  формированию  представления  о  концептах  культуры  имеет  личное  письменное  творчество  учащихся,  выявляющее  уровень  овладения  концепта  и  его  видение  глазами  учащихся.  Поэтому,  учащимся  предлагается  написать  эссе  на  тему  «Что  есть  добро?».

 

Список  литературы:

1.Зусман  В.  Г.  Диалог  и  концепт  в  литературе.  -  Н.  Новгород,  2001.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.