Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2010 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Егорова А.М. ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ  МУЗЫКАЛЬНОГО  ИСКУССТВА  В  СИСТЕМЕ  МЕЖПРЕДМЕТНЫХ  СВЯЗЕЙ

Егорова  Анна  Михайловна

аспирантка  Уральского  государственного 

педагогического  университета  (УрГПУ), 

г.  Екатеринбург

E-mailewa56@mail.ru

 

Общество  ставит  перед  школой  задачи  гуманизации  воспитания  личности.  Модернизация  содержания  образования,  обновление  методов  и  средств  обучения  являются  основой  новых  педагогических  поисков.

Поскольку  учебные  предметы  строятся  в  логике  конкретных  наук,  и  все  они  в  той  или  иной  степени  связаны  друг  с  другом,  возникает  необходимость  установления  межпредметных  связей.

Всестороннее  исследование  проблемы  межпредметных  связей  имеет  принципиально  важное  значение  как  для  развития  научных,  теоретических  основ  педагогики,  так  и  для  практической  деятельности  учителей.  Именно  межпредметные  связи  призваны  обеспечить  единую  методологическую  основу  предметной  системы  в  целом  на  базе  выделения  таких  систематизирующих  научных  идей,  которые  должны  пронизывать  обучение  по  всем  предметам.

«В  существующих  образовательных  парадигмах  содержание  образования  обычно  отождествляется  с  достаточно  узко  трактуемым  учебным  материалом»  [4,  с.  532].

Недостаток  нынешней  системы  образования  в  «предметной  раздробленности  целостной  картины  мира  и  дискретности  изучения  большого  объема  предметов»  [8,  с.  51].

Содержанием  образования  должна  стать  «…вся  культура  человечества:  и  система  научных  знаний,  и  эмоционально-образный  мир  искусства,  и  исторические  традиции,  и  система  деятельности,  в  том  числе  творческой,  и  отношения,  и  ценностные  ориентации»  [8,  с.  51]. 

Понимая  важность  данной  проблемы,  современные  учителя-новаторы  стремятся  к  преодолению  узкопредметного  обучения  в  школе,  тормозящего  разностороннее  развитие  личности,  решая  эту  проблему  через  межпредметную  интеграцию  в  образовательном  процессе.  «Понять  и  осмыслить  окружающую  жизнь  можно  только  в  осмыслении  закономерностей  и  связей  элементов  и  предметов  со  всем  окружением,  интеграция  в  образовании  рассматривается  как  условие  формирования  представлений  о  целостности,  взаимосвязи  и  единстве  всего  в  мире  знаний,  научения  находить,  осмысливать  обобщающие  моменты  и  связывать  явления  друг  с  другом»  [15,  с.  23]. 

Удивительная  способность  музыки  познавать  мир  на  чувственной  основе  при  помощи  яркой  образности  «помогает  детям  лучше  понимать  мир,  находить  интересные  формы  общения,  что  создает  условия  для  формирования  способности  мыслить  и  чувствовать  одновременно»  [3,  с.  77].

Музыкальное  искусство  является  по  своей  природе  интердисциплинарным,  «объединяющее  знания  об  интонационно-семантическом  наполнении  речи,  литературы  и  поэзии;  изобразительных  возможностях  музыкального  искусства;  о  его  синкретической  взаимосвязи  с  хореографией;  ассимиляции  «прекрасного»  и  «доброго»;  психологических  и  физиологических  особенностях  восприятия;  происхождении  и  физических  свойствах  звука;  математических  пропорциях  и  логике;  геометрических  симметрии  и  соразмерности;  о  географическом  расположении  государств  и  народов,  их  населяющих,  с  характерной  для  них  музыкальной  культурой»  [5,  с.  138]. 

Наиболее  распространенными  на  сегодняшний  день  в  образовательной  практике  являются  интегративные  связи  музыки  с  предметами,  находящимися  вместе  с  ней  в  одной  образовательной  области  (музыка  и  литература,  музыка  и  изобразительное  искусство,  музыка  и  ритмика  и  т.д.).  Однако  налицо  тенденция  к  интеграции  музыки  с  довольно  отдаленными  образовательными  областями  (музыка  и  физика,  музыка  и  математика,  музыка  и  биология,  музыка  и  иностранные  языки,  музыка  и  география  и  т.д.).

Учитель-новатор  Т.Ю.  Гуняшова  [6]  рассматривает  различные  взаимосвязи  музыки  с  предметами  естественных,  гуманитарных  и  эстетических  циклов,  среди  них:  музыка  и  математика  (Пифагор);  музыка  и  физика  (Ньютон);  музыка  и  биология,  химия  (А.П.  Бородин);  музыка  и  география  и  др.  «Мировоззренческая  направленность  музыкального  искусства  в  обучении  естественно-научным  дисциплинам  способствует  не  только  глубинному  познанию  законов  развития  окружающего  мира,  природы  человека,  но  и  помогает  его  оценивать  с  точки  зрения  красоты»  [6,  с.  56].  «Это  и  есть  тот  классический  путь,  синтез  искусств  и  наук,  который  направит  личность  на  достижение  разносторонней  образованности  в  самом  себе  и  поможет  расширить  духовное  зрение  в  познании  сложного  мира  своих  сверстников»  [6,  с.57].

Разработанная  система  уроков  Н.  Палтышева,  [12]  предполагает  введение  музыки  в  уроки  физики.  Это  музыка  Баха,  Бетховена,  Скрябина,  Чайковского,  Шопена,  Прокофьева,  Моцарта,  Грига  и  др.,  вводится  она  для  того,  чтобы  создать  определенный  эмоциональный  климат  в  классе.  Автор  утверждает,  что  включение  музыки  высокой  традиции  создает  на  уроках  атмосферу  высокой  духовности,  размышлений  о  глубинных  основах  бытия.  «На  уроке  мы  говорим  с  ребятами  о  материальном  мире,  рассуждаем  о  формах  материи,  ее  свойствах,  о  несотворимости  и  неуничтожаемости  материи.  Сложные  вопросы,  сложная  музыка,  но  зато  как  думается!»  [12,  с.  23].

Любой  урок  естественно-научного  цикла  не  потеряет,  а  только  обретет  свою  значимость,  если  он  будет  насыщен  элементами  философии,  а  это  в  свою  очередь  и  музыка,  и  поэзия,  и  живопись.  Автор  призывает:  «…так  давайте  наши  уроки  сделаем  не  только  уроками  по  изучению  законов  физики  и  химии,  а  уроками,  на  которых  будет  звучать  гимн  одержимым  людям,  гимн  солнцу,  гимн  росинке,  гимн  человеческому  разуму»  [12,  с.  25].

Особый  интерес  вызывает  интеграция  музыки  и  математики.  Примечательным  является  тот  факт,  что  вопрос  взаимодействия  музыки  и  математики  привлекает  и  музыкантов,  и  математиков. 

Музыкально-теоретические  дисциплины  связаны  с  математикой  не  только  отдельными  математическими  понятиями  (число,  симметрия,  золотое  сечение,  счёт  и  др.),  но  и  педагогическими  методами  и  приёмами  (применение  схем,  графиков,  формул  и  т.д.).  Диссертационное  исследование  Е.Б.  Ежовой  [7]  связано  с  изучением  особенностей  развития  музыкального  слуха  учащихся  ДМШ  в  классе  сольфеджио  с  привлечением  элементов  математики.  В  первую  очередь  связь  между  предметами  заключается:  «в  применении  общих  понятий  (счёт,  доли,  размер,  квадрат  –  не  квадрат,  дроби,  система  координат,  формулы,  число,  чёт-нечет  и  т.д.);  в  применении  арифметических  действий  (счёт,  сложение,  деление,  вычитание);  в  применении  общего  вида  мышления  (логического);  в  необходимости  иметь  общие  психические  качества  (логически  мыслить,  думать,  рассуждать  и  т.д.)»  [7,  с.  19].  «Использование  элементов  математики  дает  возможность  адекватно  воспринимать  музыкальные  понятия,  эстетически  почувствовать  стройность  и  красоту  музыкальных  структур,  развивать  гибкость  мышления,  связывать  понятия  и  идеи  из  разных  областей  знаний,  развивать  общие  приемы  умственной  деятельности  (классифицировать,  сравнивать,  анализировать,  обобщать,  делать  выводы  и  т.д.)»  [7,  с.  15].

В  свою  очередь  учителя  математики  на  своих  уроках  применяют  элементы  музыкальной  теории,  дабы  избежать  в  сознании  учащихся  представление  о  «сухости»,  формальном  характере  математики  и  оторванности  её  от  жизни  и  практики.  «Наполнив  уроки  конкретными  фактами,  яркими  образами  и  сделав  их  содержательнее,  разнообразнее  и  занимательнее  учитель  может  навести  мосты,  соединяющие  математику  с  окружающим  миром»  [14,  с.1].

Русикова  М.В.  [13]  в  своем  диссертационном  исследовании  рассматривает  использование  музыки  на  уроках  математики  в  начальной  школе  в  качестве  вспомогательного  компонента  обучения:

-как  способ  активизации  деятельности  (под  музыку  выполняются  задания  по  математике);

-как  интеллектуальный  отдых;

-как  эмоциональное  обогащение  восприятия,  способствующее  лучшему  запоминанию  материала;

-как  игру,  способствующую  развитию  интереса  к  «сухой»  науке  (через  попевки,  прибаутки  на  математические  правила).

«Глубина  восприятия  и  переживания  музыки  накладывает  отпечаток  на  интеллектуальные,  строго  логические  размышления  и  действия  детей,  существенно  повышая  их  продуктивность»  [13,  с.  80].

Существуют  разработки  бинарных  уроков,  составленные  совместно  учителем  математики  и  учителем  музыки.  Авторы:  Хохлачева  Т.В.,  Острожнов  Н.А.  [16],  Исратова  Ю.  [9],  Кутасова  Л.С.  [10],  Андреева  С.В.  [2],  Маврина  Т.В.  [11]  и  др.  Цели  подобных  уроков:

-расширение  кругозора  учащихся;

-выявление  общих  закономерностей  в  музыке  и  математике;

-воспитание  интереса  к  изучаемым  предметам.

Степень  реализации  межпредметных  связей  может  быть  различной.  Это  зависит  от  содержания  урока.  На  наиболее  примитивном  уровне  принцип  использования  межпредметных  связей  выражен  в  общем  комплексном  подходе  к  постановке  и  решению  учебно-воспитательных  задач.  Следующий  уровень  –  фрагментарный.  Здесь  межпредметные  связи  осуществляются  в  построении  учебного  материала  в  виде  элементов,  примеров,  общих  фактов,  понятий  и  составляют  фрагмент  в  структуре  урока.  Высший  уровень  подразумевает  органическое  включение  в  структуру  урока  учебного  материала  из  других  предметов,  без  которых  не  может  быть  хорошо  изучен  новый  материал  программы,  требующий  обобщения,  синтеза  знаний.  На  высшем,  синтезированном,  уровне  проводятся  повторительно-обобщающие  уроки,  где  объединяются  знания  из  различных  предметов  с  позиции  общих  мировоззренческих  идей.

Интеграция  музыки  с  учебными  дисциплинами  образовательного  процесса  выполняет  следующие  функции:

1)образовательная  –  формирование  системности  знаний  о  мире  на  основе  развития  ведущих  научных  идей  и  понятий;

2)развивающая  –  развитие  системного  мышления,  познавательных  интересов  и  познавательной  активности;

3)воспитательная  –  формирование  нравственных  и  эстетических  идеалов  учащихся.

Таким  образом,  включение  музыки  в  систему  межпредметных  связей  в  педагогическую  практику  выступает  как  один  из  путей  совершенствования  содержания  обучения.

 

Список  литературы:

1.Азевич  А.  О  тональности  ми  мажор:  Интегрированный  урок:  музыка  и  математика  [Текст]  /  А.  Азевич  //  Учительская  газета.  –  1997.  –  №24.  –  С.9.

2.Андреева  С.В.  Музыка  и  математика  –  сколь  родственны  они!  (бинарный  урок  для  6-го  класса)  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://festival.1september.ru/articles/508853/

3.Арябкина  И.  Интеграция  учебных  предметов  и  эколого-эстетическое  образование  [Текст]/И.  Арябкина  //Искусство  в  школе.  –  2007.  -  №2.  –  С.76-78.

4.Гершунский  Б.С.  Философия  образования  для  XXI  века  [Текст]  /Б.С.  Гершунский.  –  М.:  Совершенство,  1998.  –  608  с.

5.Голешевич  Б.О.  Содержание  общего  музыкального  образования  эвристического  типа  [Текст]  /Б.О.  Голешевич  //Инновации  в  современном  музыкально-художественном  образовании:  Материалы  Второй  международной  научно-практической  конференции  «Инновации  в  современном  музыкально-художественном  образовании».  -  Екатеринбург,  28-30  октября  2008.  -  С.  135-141.

6.Гуняшова  Т.Ю.  Взаимосвязь  музыки  с  предметами  естественных,  гуманитарных  и  эстетических  циклов  [Текст]  /  Т.Ю.  Гуняшова  //Музыка  в  школе  –  2003.  -  №1.  –  С.54-57.

7.Ежова  Е.Б.  Развитие  музыкального  слуха  у  учащихся  ДМШ  на  уроках  сольфеджио:  автореф.  дис.  ...  канд.  пед.  наук.  М.,  2007.  С.15-19.

8.Загвязинский  В.И.  Теория  обучения:  Современная  интерпретация:  учебное  пособие  для  студ.  высш.  учебн.  заведений  [Текст]  /В.И.  Загвязинский.  –  М.:  Академия,  2004.  -  192  с.

9.Исратова  Ю.  Я  иду  на  урок.  Интегрированный  урок  «Дроби  и  ноты»  (математика  и  музыка)  [Текст]  /  Ю.  Исратова  //Библиотека  «Первого  сентября».  Математика».  –  1999.  -  №36.  –  С.15.

10.Кутасова  Л.С.  Учебный  проект  «В  математике  есть  своя  красота»  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://wiki.iteach.ru/index.php/

11.Маврина  Т.В.  Эссе  «Математика  и  музыка»  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://letopisi.ru/index.php/

12.Палтышев  Н.  Музыка  на  уроках  физики  [Текст]  /  Н.  Палтышев  //Музыка  в  школе.  –  1989.  -  №1.  –  С.23-25.

13.Русикова  М.В.  Развивающая  функция  межпредметных  связей  в  начальном  образовании  (математика  и  музыка):  дис.  …  канд.  пед.  наук.  М.,  2003.  С.80.

14.Федорова  Л.Б.  Методическая  разработка  урока  математики  с  элементами  музыкальной  теории  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://pedsovet.perm.ru/_pdocs/595.doc

15.Фоминова  М.А.,  Кочерова  Е.А.,  Кошмина  И.В.,  Никитина  А.Б.  и  др.  Направления  развития  образовательной  области  «Искусство»  в  условиях  стандартизации  обучения  [Текст]  /М.А.  Фоминова,  Е.А.  Кочерова,  И.В.  Кошмина,  А.Б.  Никитина  и  др.  //Музыка  в  школе.  –  2006.  –  №5.  –  С.  20-42.

16.Хохлачева  Т.В.,  Острожнов  Н.А.  Интегрированный  урок  математика-музыка  по  теме:  «С  нотой  дробь  объединим»  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://gapkin-school.narod.ru/index32.html

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.