Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2010 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Хасанова А.В. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОФИЛАКТИКЕ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РОЛЬ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА  В  ПРОФИЛАКТИКЕ  ГИПЕРАКТИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Хасанова  Алина  Викторовна

воспитатель  МОУ  «Начальная  школа  –  детский  сад  №  37»,  г.  Сургут

Е-mailprima2@wsmail.ru

 

Гиперактивное  поведение  является  наиболее  частой  причиной  обращения  за  психолого-педагогической  помощью  в  детском  возрасте.  Большинство  родителей  уделяют  основное  внимание  проблеме  гиперактивного  поведения  ребенка  только  при  поступлении  в  школу,  когда  налицо  школьная  дезадаптация  и  неуспеваемость.  Именно  поэтому  осуществлять  профилактические  мероприятия  необходимо  уже  в  дошкольном  возрасте,  когда  компенсаторные  возможности  мозга  велики  и  еще  есть  возможность  предотвратить  формирование  стойких  патологических  проявлений.

Исследователи  определяют  гиперактивность  как  «комплексное  нарушение  поведения,  проявляющееся  в  неуместной  двигательной  деятельности,  нарушении  концентрации  внимания,  неспособности  к  организованной,  целенаправленной  деятельности»  [1,  с.  55].

Профилактика  гиперактивного  поведения  является  методом  комплексного  воздействия  на  ребенка  для  изменения  его  жизненных  установок  и  навыков  взаимоотношений  ребенка  с  социальной  средой.

«Профилактика  (от  греч.  prophylaktikos  –  предохранительный)  –  система  мер  по  предупреждению  болезней,  сохранению  здоровья;  поддержание  объектов  в  работоспособном  состоянии»  [2,  с.  466].

Под  психолого-педагогической  профилактикой  понимается  «целенаправленная  систематическая  совместная  работа  педагога-психолога,  воспитателей,  родителей  по  предупреждению  возможных  социально-  психологических  проблем  у  детей,  по  выявлению  среди  детей  группы  риска,  по  созданию  эмоционально-психологического  климата  в  педагогическом  и  детском  коллективе»  [1,  с.  256].

В  группе  детского  сада  нельзя  не  заметить  гиперактивного  ребенка.  Таким  детям  сложно  найти  себе  друзей  среди  сверстников,  дети  часто  жалуются  на  такого  ребенка,  ссорятся  с  ним,  не  принимают  в  игру  и  т.д.  Воспитателям  часто  кажется,  что  первым  затеял  конфликт  именно  гиперактивный  ребенок,  но  зачастую  это  бывает  не  так.  Хотя  конфликтные  ситуации  в  группе  детского  сада  провоцируются  именно  гиперактивным  ребенком,  но,  тем  не  менее,  он  не  желает  вступать  в  конфликт,  обидеть  другого  –  ему  лишь  надо  удовлетворить  свою  подвижность,  выплеснуть  излишнюю  энергию.

Воспитателю  нелегко  взаимодействовать  с  гиперактивными  детьми.  Каждый  педагог  знает,  сколько  хлопот  и  неприятностей  может  доставить  гиперактивный  ребенок  окружающим.  Но  нельзя  забывать  то,  что  такой  ребенок  не  может  вести  себя  так,  как  хотят  этого  взрослые,  и  не  потому,  что  он  не  хочет,  а  потому,  что  его  физиологические  возможность  не  позволяют  ему  сделать  это.  Такому  ребенку  трудно  долгое  время  концентрировать  внимание,  сидеть  на  месте,  выполнять  одну  и  ту  же  работу  довольно  продолжительное  время.  Постоянные  замечания  со  стороны  взрослых  не  улучшают  его  поведение,  а  порой  становятся  источниками  новых  конфликтов.  Кроме  того,  такие  формы  воздействия  на  ребенка  могут  способствовать  формированию  отрицательных  черт  характера.  В  результате  страдают  все:  сам  ребенок,  взрослые,  дети,  которые  его  окружают.

Стоит  отметить,  что  формирование  положительных  взаимоотношений,  благоприятный  эмоциональный  климат  в  группе  детского  сада,  доброжелательное  отношение  к  окружающим,  позволяют  ребенку  сдерживать  свои  эмоции.  И  художественное  творчество  помогает  выбрать  верный  путь  решения  конфликтных  ситуаций,  помогает  ребенку  взаимодействовать  в  коллективе  сверстников,  общаться  с  взрослыми  людьми,  которые  его  окружают.  Кроме  того,  у  ребенка  возникает  чувство,  что  он  не  один,  он  нужен,  он  такой  же,  как  и  все.

По  мнению  Н.А.  Виноградовой,  художественное  творчество  –  «одно  из  наиболее  доступных  и  действенных  форм  эстетического  освоения  мира  детьми.  Художественное  творчество  может  проявляться  в  исполнении  художественных  произведений,  созданных  мастерами  искусств,  в  естественной,  выразительной  передаче  их  содержания  и  настроения;  в  создании  новой  продукции  –  рисунка,  лепки,  в  импровизации  художественного  произведения,  в  сочинении  сказок  и  в  стремлении  выразить  в  них  свои  переживания»  [1,  с.363].

Большую  роль  в  профилактике  гиперактивного  поведения  детей  старшего  дошкольного  возраста  играет  художественная  творческая  деятельность.  Ребенок  может  заниматься  данными  видами  деятельности  не  только  на  занятиях  и  во  время  индивидуальной  работы  под  руководством  взрослого,  но  и  самостоятельно.  Детское  художественное  творчество  включает:  рисование,  аппликацию,  чтение,  импровизацию  художественных  произведений,  постановку  кукольных  спектаклей,  музыкальную  деятельность  (игра  на  детских  музыкальных  инструментах,  танцы,  пение)  и  т.д.

Занятия  с  детьми  дошкольного  возраста  проводятся  в  игровой  форме.  Особенно  это  важно  для  детей  с  гиперактивным  поведением.  Как  было  сказано  выше,  такие  дети  не  могут  долгое  время  удерживать  внимание,  им  нужна  частая  смена  деятельности.  Им  нравится  постоянно  переходить  с  одного  места  на  другое.  Можно  сказать,  что  правильно  выстроено  то  занятие,  в  котором  учтена  специфика  работы  с  гиперактивными  детьми.  Ребенок  не  только  будет  заинтересован  ходом  занятия,  но  и  усвоит  программный  материал. 

Художественное  творчество  в  детском  саду  является  одним  из  любимых  занятий  детей.  Ребенка  завораживает  сам  творческий  процесс,  в  ходе  которого  ребенок  получает  конечный  результат.  Можно  выделить  несколько  основных  направлений  детского  художественного  творчества  в  дошкольном  учреждении,  реализация  которых  поможет  успешно  осуществлять  профилактику  гиперактивного  поведения  детей  старшего  дошкольного  возраста.

1.Занятия  нетрадиционными  техниками  рисования,  лепка  из  глины,  теста  и  других  пластических  материалов  позволяют  развивать  зрительно-моторную  координацию,  способствуют  тренировке  координации  внимания  и,  что  важно,  помогают  детям  лучше  понимать  самих  себя,  выражать  свои  мысли,  эмоции.  Также  эти  занятия  способствуют  снятию  мышечного  напряжения.

2.Аппликация,  конструирование  позволяют  овладеть  техническими  навыками  и  умениями,  оказывают  большое  влияние  на  психофизиологическое  развитие  гиперактивного  ребенка.  Известно,  что  при  недостаточном  развитии  сенсомоторных  координаций  у  ребенка  возникают  трудности  при  обучении  письму,  а  данный  вид  деятельности  благотворно  влияет  на  развитие  мелкой  моторики  рук,  логического  мышления,  помогает  концентрации  внимания,  развитию  памяти.

3. Совместное  чтение  художественной  литературы  подсказывает  темы  для  общения  с  ребенком,  помогает  понять  особенности  его  восприятия,  дает  возможность  психо-эмоциональной  разгрузки.  Детская  художественная  литература  формирует  критерии  добра  и  зла,  учит  сопереживанию,  готовности  совершить  поступок,  помочь  тому,  кому  трудно.  Педагог  не  просто  читает  детям  художественное  произведение,  а  анализирует  его,  совместно  с  детьми  обсуждает  сюжет,  проблему,  которая  отражена  в  произведении,  ищет  пути  ее  решения.

4.Сказки,  которые  сочиняют  дети,  помогают  взрослому  понять  внутренний  мир  ребенка,  его  психо-эмоциональное  состояние.  Детям  нравится  сочинять  сказки,  т.  к.  в  этом  возрасте  у  них  развито  воображение.  Через  сказку  ребенок  передает  свой  «внутренний  мир»,  делится  своими  переживаниями.  Сказка  может  помочь  избавиться  ребенку  от  внутренних  страхов,  научить  гиперактивного  ребенка  конструктивно  взаимодействовать  в  коллективе  сверстников.

5.Постановка  кукольных  спектаклей  –  вид  деятельности,  в  котором  дети  обязательно  должны  взаимодействовать  в  коллективе.  Участвуя  в  театральной  постановке,  гиперактивный  ребенок  учится  брать  на  себя  ответственность,  доводить  начатое  дело  до  конца,  развивает  память,  внимание  и  т.д.

6.Музыкальная  деятельность  (игра  на  детских  музыкальных  инструментах,  пение,  танцы  и  т.д.)  -  позволяет  ребенку  выплеснуть  излишнюю  энергию,  выразить  свое  эмоциональное  состояние.  Слушание  музыки  помогает  снять  психо-эмоциональное  напряжение,  ориентирует  на  позитивное  восприятие  окружающего  мира.

Таким  образом,  привлечение  ребенка  к  художественно-творческой  деятельности  в  ДОУ  является  важным  средством  профилактики  гиперактивного  поведения  детей,  т.к.  помогает  им  конструктивно  взаимодействовать  в  коллективе,  брать  на  себя  ответственность,  способствует  снятию  психо-эмоционального  напряжения,  раскрытию  личности  ребенка  и  т.д. 

 

Список  литературы: 

1.Виноградова,  Н.А.  Дошкольное  образование.  Словарь  терминов  /  [Сост.  Виноградова  Н.А.  и.др.]  /  Н.А.Виноградова.  –  М.:  Айрис-пресс,  2005.  –  400с.  (Серия  «Дошкольное  воспитание  и  развитие»).

2.Терра-Лексикон:  Иллюстрированный  энциклопедический  словарь.  –  М.:  ТЕРРА,  1998.  –  672  с.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий