Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2010 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
Рочева Ольга Ивановна
канд. пед. наук,
Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова, преподаватель
Возросший интерес отечественной психолого-педагогической науки к проблемам общения обусловлен целым рядом причин. К ним относятся существенные сдвиги в общественном сознании в связи с интенсивным развитием наук о самом человеке, его потенциальных возможностях, особенностях деятельности, а также коренные перемены в социальном устройстве нашей страны, различные тенденции в развитии средств массовой информации и международных контактов.
Анализ публикаций ряда ученых, изучение протекания общения у детей старшего дошкольного возраста позволяет выделить и сгруппировать основные барьеры и трудности общения и их причины: – социальные: семейное взаимодействие с ребенком как с объектом (В.Я.Лысова), дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе ДОУ (И.В. Бестужев-Лада, И.С.Кон) [3], [8]; – культура национального общежития, жилищное пространство ребенка, симптокомплексы (В.С.Агеев, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова) [1], [6]; – педагогические: характер воспитательно-образовательной работы, индивидуальные, психофизиологические и личностные особенности ребенка, позиция ребенка – противодействие, бездействие (А.И.Аржанова) [5], [7]; – несформированность межличностного взаимодействия со сверстниками (Л.Ахромеева, М.И.Бобнева) [2], [4].
В качестве эффективного средства в решении данной проблемы следует рассматривать искусство (художественную литературу и народное искусство).
При выборе народного искусства в качестве педагогического средства развития общения детей старшего дошкольного возраста мы исходим из следующих положений.
– Образование, понимаемое как культуросообразный феномен, ориентировано на развитие ценностей личности ребенка. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни народа, приобщается к его культуре.
– Народное искусство, являясь подсистемой культуры, выступает специфической формой общения и средством развития личности.
– Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Народное искусство воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер.
– Ребенку старшего дошкольного возраста, в силу его возрастных особенностей доступно понимание произведений народного искусства. Каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Период дошкольного детства является наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Запорожец А.В., Комарова Т.С., Логинова В.И., Новикова Г.П., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б., Шпикалова Т.Я.) [9], [10].
В ракурсе нашей темы под общением дошкольников понимается коммуникативная деятельность, основанная на интегративном применении различных видов народного искусства и форм художественной деятельности детей в целях воспитательного влияния на личность ребенка. При этом применяемые изобразительные материалы и созданные художественные образы рассматриваются в качестве инструмента коммуникативного взаимодействия между педагогом и детьми, детей между собой. Механизмом коммуникативного развития старшего дошкольника является визуально-образная реконструкция опосредованного в содержание индивидуально-личностного опыта чувств, поведения ребенка.
Научный поиск условий вхождения народного искусства в процесс воспитания ребенка нашел отражение в модифицированной системе специфических методов воспитания, которые объединены нами в следующие группы: – методы первичного формирования сознания; – методы формирования чувств и отношений; – методы формирования опыта поведения детей в области художественно-практической деятельности.
На основе теоретического анализа потенциальных возможностей народного искусства в области развития сферы общения дошкольников разработана модель коммуникативного развития дошкольников. Она представляет собой структурированные в определенной логической последовательности виды коммуникативной и художественной деятельности детей, каждый из которых рассчитан на стимулирование, в основном, лишь определенной формы коммуникативной активности старшего дошкольника. Содержанием каждого вида коммуникативной и художественной деятельности выступают специально разработанные художественно-коммуникативные ситуации, способствующие последовательному развертыванию и функционированию гуманных проявлений детей от осмысления ценности художественного материала до обмена ценностями и их реализации в собственном поведении и упражнении. Динамика данного феномена представлена в нашей модели в качестве определенных этапов, специфика которых соотносится с представленной структурой процесса коммуникативного развития старшего дошкольника.
Исходя из этого, можно выделить несколько ведущих условий, через которые народное искусство влияет на развитие коммуникативных умений у детей путем совершенствования их взаимоотношений с «художественной» реальностью: обогащение содержания основных форм продуктивной активности дошкольника, интерпретационно-художественная работа с изобразительными образами, созданными другими людьми или самим ребенком; моделирование различных вариантов форм творческих объединений дошкольников с высоким уровнем их взаимодействия, направленных на установление гуманных отношений детей друг с другом. При этом воспитательный потенциал данных направлений обладает возможностью реализоваться только благодаря коммуникативной функции искусства.
Необходимый уровень сформированности коммуникативных умений обеспечивается поэтапностью их формирования: – этап создания мотивации к общению и приобретению коммуникативных умений предполагает выявление у детей накопленного опыта общения и создание интереса к процессу овладения коммуникативными умениями; – этап ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности включает знакомство детей со структурой коммуникативной деятельности и упражнения в способах и средствах ее осуществления; – этап творческого применения коммуникативных умений содержит в себе вариативные задания, способствующие свободному оперированию сформированными умениями в деятельности, имеющей неформальный личностный характер, в самостоятельных дидактических играх коммуникативного содержания.
Обязательным педагогическим условием выступает и создание среды общения, в которой объекты искусства и продукты детской деятельности в процессе взаимодействия дошкольников наделяются воспитывающими функциями. Содержание организуемой среды общения включает в себя художественно-познавательные источники информации; дидактические материалы для проведения совместных игр по нравственной тематике; оснащение для постановки сценок, спектаклей по знакомым детям книгам, для моделирования вариантов поведения в ситуациях из реальной жизни группы; оборудование, стимулирующее детей к коллективной творческой деятельности; наглядные стимулы-знаки, выступающие в качестве визуальных способов регуляции поведения детей друг другом. В результате этого среда общения функционирует в разных измерениях: как источник познания нравственности, как средство обмена личностным опытом, как поле самореализации личности и как воспитательное пространство, обеспечивающее влияние детей друг на друга и снятие барьеров общения.
Список литературы:
1.Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов /В.С. Агеев [Текст] // Вопросы психологии, 1987. – №2. – С. 152-158.
2.Ахромеева, Л. Эгоистичность и причины ее возникновения [Текст] /Л. Ахромеева // Дошкольное воспитание, 1986. – № 2. – С. 42.
3.Бестужев-Лада, И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений [Текст] / И.В. Бестужев-Лада.– М.: Наука, 1993.
4.Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М.И. Бобнева. – М.: Наука, 1978. – 311с.
5.Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С.С. Бычкова. – М., 2002.
6.Виноградова, Н.Ф. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Щурова. – М.: Просвещение, 1992. – 57с.
7.Кан-Калик, В.А. Грамматика общения [Текст] / В.А. Кан-Калик. – М.: Рос. пед. агенство, 1995. – 108с.
8.Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. – М.: Наука, 1988. – 98 с.
9.Сакулина, Н.П. Художественное воспитание дошкольников в семье [Текст] / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1957. – 23 с.
10.Шпикалова, Т.Я. В мире народного творчества: театр для учащихся первого класса [Текст] / Т.Я. Шпикалова. – М.: Рекорд, 1997. – 28 с.
дипломов
Оставить комментарий