Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2010 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Касьянова И.В. НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРАВОСЛАВНЫХ ДЕТСКИХ ДОМАХ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

НРАВСТВЕННЫЕ  ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ  В  ПРАВОСЛАВНЫХ  ДЕТСКИХ  ДОМАХ  КАК  СРЕДСТВО  КОРРЕКЦИОННОЙ  ПЕДАГОГИКИ

Касьянова  Ирина  Владимировна

канд.  пед.  наук,  ст.  преподаватель  кафедры  политологии  и  права

Кубанский  государственный  технологический  университет

г.  Краснодар

E-mailIri3897@yandex.ru

 

В  том,  что  проблему  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  надо  как-то  решать,  не  сомневается  никто.  Но  тот,  кто  за  это  берется,  сразу  сталкивается  с  множеством  трудностей. 

Люди  обычно  не  осознают  до  конца  всю  серьезность  проблемы.  Детей,  живущих  в  детдомах,  становится  в  России  все  больше.  По  данным  социологов,  количество  детей  в  детдомах  ежегодно  увеличивается  в  среднем  на  170  тысяч  человек.  По  подсчетам  Генеральной  прокуратуры  РФ,  сейчас  в  России  2  млн  беспризорников.  За  последние  10  лет  число  сиротских  учреждений  выросло  втрое.  Туда  попадают  не  только  дети,  действительно  лишившиеся  родителей,  но  и  дети-инвалиды,  от  которых  родители  отказались;  дети,  которых  забирают  у  наркоманов,  алкоголиков,  и  у  тех,  кто  сел  в  тюрьму.  В  специальных  закрытых  учреждениях  с  самого  младенчества  содержатся  дети  с  врожденными  пороками.  О  том,  в  каких  условиях  они  живут,  общество  предпочитает  не  знать.  А  между  тем,  по  свидетельству  добровольных  помощников  одного  из  московских  домов  ребенка,  на  тридцать  детей  там  приходится  иногда  одна  нянечка.  Дети  лежат  в  своих  нечистотах,  их  некому  обмыть,  накормить,  они  обречены  на  медленное  угасание  и  некоторые  не  доживают  до  совершеннолетия. 

К  этим  фактам  трудно  отнестись  бесстрастно.  Многих  такие  факты  заставляют  оторваться  от  повседневных  дел  и  обратить  внимание  на  сирот:  собирать  деньги,  оплачивать  поездки,  устраивать  благотворительные  концерты,  покупать  для  детских  домов  технику  и  мебель.  Но  это  только  внешняя  сторона  дела.  Но  главная  трудность  в  том,  что  ребенку,  оставшемуся  без  семьи,  нельзя  помочь,  просто  накормив,  согрев  его  или  помыв.  С  ним  происходит  гораздо  большая  трагедия,  чем  голод,  отставание  в  развитии  и  лишение  каких-то  человеческих  радостей:  он  не  знает,  что  такое  любовь.  Потому  что  любви  можно  научиться,  только  видя  любовь,  -  в  постоянном  общении  с  матерью,  родными  и  другими  любящими  людьми.

Основную  тяжесть  попечения  о  детях,  оставшихся  без  родителей,  несет  государство.  В  российской  системе  воспитания  сирот  самая  обычная  и  распространенная  форма  -  большие  государственные  детские  дома.  Обычно  они  рассчитаны  на  100-200  детей.  Главное,  что  дает  ребенку  государственная  система,  -  это  социальные  гарантии:  жилье  по  выходе  из  детского  дома,  право  на  бесплатное  второе  образование  и  др.  Однако  воспользоваться  этими  гарантиями  смогут  далеко  не  все.  Приходится  признать,  что  с  делом  воспитания  государство  не  справляется.  Об  этом  говорят  цифры.  По  данным  Генеральной  прокуратуры,  10%  выпускников  государственных  детских  домов  кончают  жизнь  самоубийством,  40%  становятся  преступниками,  40%  -  наркоманами  и  алкоголиками  и  только  10%  находят  достойное  место  в  жизни.  Почему  так  происходит?  Дело  в  том,  что  у  этой  системы  есть  несколько  серьёзных  изъянов.  Она  устроена  как  конвейер,  "перерабатывающий"  жизнь  ребенка.  Ребенка,  оставшегося  без  родителей,  передают  по  цепочке  -  из  одного  учреждения  в  другое.  До  четырех  лет  он  живет  в  Доме  ребенка,  после  четырех  -  попадает  в  детский  дом,  а  в  семь  лет  его  переводят  в  школу-интернат  (тоже  детский  дом,  но  с  собственной  школой),  где  он  начинает  учиться.  Часто  в  таких  интернатах  младшая  школа  со  своим  директором  и  коллективом  воспитателей  расположена  в  одном  корпусе,  а  в  старших  классах  дети  переходят  в  другой  корпус,  и  им  опять  приходится  привыкать  к  новым  воспитателям.  Ребенку  три,  четыре  раза  приходится  начинать  привыкать  к  новым  условиям.  Эта  проблема  известна  всем,  кто  работает  в  детских  домах.  "Дети  со  страхом  ждут  окончания  четвертого  или  третьего  класса,  когда  они  должны  уйти  из  детского  дома",  -  считает,  например,  Валентина  Бородина,  глава  фонда  "Отчий  дом",  на  средства  которого  существует  одноименный  интернат  семейного  типа  в  Москве  [4]. 

По  словам  сотрудников  детских  домов,  на  8-10  детей  нормативами  предусмотрен  только  один  воспитатель  в  смену,  летом  -  один  воспитатель  на  15  детей.  Дети  оказываются  без  присмотра,  без  настоящего  внимания. 

Есть  проблема  замкнутости  "детдомовского"  мира.  Дети  живут  в  детдоме  и  здесь  же  учатся,  даже  в  школе  видя  вокруг  себя  только  таких  же  сирот.  Заканчивается  учебный  год,  наступает  лето,  и  весь  детдом,  100-150  детей,  едет  отдыхать  на  турбазу  или  в  пансионат,  куда  свозят  таких  же  сирот  еще  и  из  других  детских  домов.  Это  при  условии  сознательного  отношения  к  долгу  воспитателей,  педагогов,  и  директора  интерната.  Получается,  что  ребенок  просто  не  знает,  как  общаться  с  внешним  миром. 

Воспитанные  в  государственном  детдоме  дети,  обыкновенно,  не  приучены  к  труду  и  не  хотят  работать.  Они  знают,  что  их  накормят  и  оденут  -  государство  обязано.  У  них  не  только  нет  необходимости  себя  обслуживать,  это  еще  и  запрещено.  Воспитатели  не  имеют  права  привлекать  ребенка  даже  к  помощи  на  кухне  -  это  не  допускается  нормативами  по  гигиене  и  технике  безопасности.  В  результате  дети  растут  иждивенцами  -  не  умеют  ни  готовить,  ни  убираться,  ни  зашивать  свои  вещи.  И  это  не  просто  лень  -  искажается  склад  личности,  способность  принимать  решения.  Этот  "результат"  государственной  системы  воспитания  тоже  признается  всеми.  Многое  в  последнее  время  делается  для  того,  чтобы  сгладить  именно  этот  пробел  воспитания.  Можно  привести  пример  деятельности  воспитателей  Лабинского  детского  дома.  На  территории  этого  детского  дома  функционирует  спортивный  комплекс,  здесь  есть  ансамбль  «Ярохмель»,  с  мальчиками  занимается  хореограф.  Лабинский  детский  дом  экспериментальная  площадка  по  социализации  воспитанников  через  трудовую  деятельность.  Дети  зарабатывают  через  центр  занятости,  по  уборке  урожая.  В  Медвёдовском  детском  доме  дети  учатся  сами  стирать,  шить,  варить  борщ,  клеить  обои  [3,  С.22].  Общество  осознало  серьёзность  данной  пролемы  столкнувшись  с  трудностями  адаптации  детдомовцев.

Когда  ребенок  выходит  из  детдома,  он  совершенно  не  приспособлен  к  жизни.  Он  получает  квартиру,  но  не  может  жить  один  -  в  детском  доме  в  комнате  с  ним  всегда  было  еще  4-5  человек.  Он  никогда  сам  не  ходил  в  магазин,  не  покупал  себе  еду.  Выпускник  не  знает,  как  расходовать  деньги,  не  разбирается  в  людях  и  ничего  не  знает  о  нормальной  жизни  в  семье.  Вполне  закономерно,  что,  вырастая,  он  становится  жертвой  криминальных  структур  или  спивается. 

Так  бывает  даже  в  благополучных  внешне  детских  домах.  Конечно,  очень  важно,  чтобы  в  детском  доме  детей  кормили,  одевали,  заботились  об  их  здоровье.  Слава  Богу,  что  находятся  благотворители,  которые  дарят  детдомам  вещи,  книги,  мебель.  Но  ребенку  нужно  нечто  большее  -  нужен  идеал.  А  воспитатели  должны  уметь  вдохновить  им  ребенка.

По  мнению  директора  одного  из  московских  детских  домов,  "воспитательная  цель  во  многих  госучреждениях  сейчас  одна  -  чтобы  не  было  ЧП.  Придешь  иногда  в  какой-нибудь  интернат,  а  там  дети  бродят  толпами  и  где-то  в  холле  сидит  один  воспитатель  и  с  ними  же  курит,  а  иногда  и  выпивает.  В  одном  из  государственных  детских  приютов  дети  живут  "семьями"  -  мальчики  с  девочками.  Отношения  у  них  там,  если  можно  так  сказать,  неформальные.  Все  об  этом  знают,  и  это  считается  нормальным,  лишь  бы  все  было  тихо"[1]. 

В  старших  классах  сиротам  начинают  читать  лекции  об  их  правах,  объясняя,  что  они  имеют  право  на  жилье,  на  двойное  образование,  на  пособие.  Но  отличное  знание  своих  прав  имеет  и  оборотную  сторону.  По  словам  директора  православного  детдома  в  Ногинске  В.  А.  Самозванцева,  "в  результате  детям  внушается  отношение  к  себе  как  к  маленькому  божку.  Прививается  завышенная  самооценка,  знание  прав  и  отказ  от  обязанностей.  Ребенок  воспитывается  маленьким  эгоистом  [1]”.  Не  имея  духовного  стержня,  дети  деградируют  и  опускаются  все  ниже,  зная  ключевые  права,  но  не  зная  об  обязанностях.  Семья,  как  островок  любви,  позволяет  ребенку  усвоить  опыт  поколений,  одновременно  давая  чувство  опоры  и  уверенности  в  своем  прошлом,  настоящем  и  будущем.  Только  православная  семья,  используя  тысячелетний  опыт  христианского  воспитания,  может  обеспечить  преемственность  поколений.  Православная  семья  с  богатыми  традициями  может  помочь  ребенку  обрести  опыт  человечности,  родительской  любви,  научить  его  прощать  ошибки  и  принимать  других  людей  такими,  какие  они  есть,  не  разделяя  своих  и  чужих,  плохих  и  хороших.

Церковь  и  Семья  не  могут  существовать  друг  без  друга,  они  теснейшим  образом  связаны  между  собой,  поскольку  Церковь  помогает  Семье  поддерживать  традиции,  а  сама,  в  свою  очередь,  состоит  из  множества  семей,  по  сути,  являясь  большой  Семьей,  связанной  единым  прошлым  и  определяющей  свое  будущее.  Кризис  современного  российского  общества  и  государства  вызван  именно  разрывом  этой  связки.  Семья  была  оторвана  от  Церкви,  утратила  свои  традиции  и  тем  самым  лишила  себя  будущего.  Этим  обуславливается  современное  положение  семьи,  ее  духовный  кризис,  ее  упадок  и  разрушение.

Основные  принципы  воспитания  ребят  в  детском  православном  детском  доме  «Павлин»  (Московская  область): 

1.Раздельное  воспитание  мальчиков  и  девочек.  Этот  принцип  можно  обосновать,  исходя  из  следующих  положений: 

Практически  все  дети,  попадающие  в  детские  дома,  были  свидетелями  аморального  поведения  близких  родственников  (у  многих  дома  -  настоящие  притоны),  либо  сами  пережили  сексуальное  насилие,  что  привело  к  психологическим  нарушениям.  Бурный  рост  в  период  полового  созревания  и  проявляющиеся  физиологические  инстинкты,  в  силу  задержки  психического  развития,  не  находят  должного  выхода  и  не  контролируются  со  стороны  интеллектуально  -  волевой  сферы,  что  может  привести  к  нежелательным  последствиям  в  плане  "сексуального  просвещения". 

Для  детей  характерна  повышенная  возбудимость  психических  процессов.  Излишнее  общение  с  представителями  противоположного  пола  служит  причиной  расторможенности,  провоцирует  агрессию  и  другие  патологические  проявления. 

Не  имея  чётких  духовно-нравственных  критериев,  опыта  положительного  общения  и  самореализации,  дети-сироты,  в  отсутствие  должного  контроля,  пытаются  строить  отношения  по  принципу  "волчьей  стаи".  Появление  девочек  вызывает  реакцию  и  потребность  самоутверждения.  А  какое  самоутверждение  может  быть  в  стае?  Только  силой.  Естественное  продолжение  этого  -  дедовщина  (кстати,  тоже  весьма  типичное  явление  для  государственных  детских  домов).  Все  элитные  школы  Европы  и  Америки  придерживаются  традиции  раздельного  воспитания  и  сейчас.  Это  связано  с  психологическими  особенностями  развития  и  становления  личности  мужчины  и  женщины.  Опыт  подобного  воспитания  детей  был  применим  в  России  в  период  после  Великой  Отечественной  войны.

2.Принцип  общинности.

Цель  этого  принципа  православной  педагогики  -  создание  небольшого  "островка",  группы  семей,  людей,  единомышленников,  способных  хотя  бы  в  малом  не  поддаваться  на  соблазны  "открытого  общества".  Педагогический  коллектив  православных  детских  домов  выступает  сообща  против  тех  агрессивных  методов,  какими  насаждается  современная  поп-культура  и  против  той  практически  открытой  войны,  которая  сегодня  ведется  против  русской  культуры,  православия  и  веры,  против  принципов  других  конфессиональных  течений  религиозной  мысли,  распространённых  в  Российской  Федерации. 

3.Комплексность  и  индивидуализация  воспитательного  воздействия. 

Принцип  комплексности  традиционно  является  одним  из  основных  принципов  воспитания.  Требуется  целенаправленная,  комплексная  работа  духовника,  педагогов  и  всех  специалистов  Детского  дома,  индивидуализация  программ  реабилитации  и  использования  самого  широкого  спектра  педагогических  методов.

4.Адаптация  к  реальной  жизни. 

Главное  -  вырастить  активных  людей,  приспособленных  к  жизни.  Этому  способствует  семейная  организация  воспитания  и  система  профессиональной  и  трудовой  подготовки.

Основными  задачами  педагоги  православных  детских  домов  считают  следующие: 

·      Воспитание  гармоничной  личности  на  основе  принципов  православной  педагогики; 

·      создание  благоприятных  условий,  приближенных  к  домашним,  способствующих  медико-педагогической  и  социальной  адаптации  детей-сирот; 

·      способствовать  сохранению  и  укреплению  соматического  здоровья  детей;

·      обеспечение  социальной  защиты  детей,  оказание  помощи  в  трудоустройстве  и  решении  жилищно-материальных  проблем  выпускников; 

·      развитие  индивидуальных  особенностей  детей,  формирование  навыков  культуры  и  адекватных  форм  поведения; 

·      способствовать  развитию  социально-бытовых  и  коммуникативных  навыков,  формирование  потребностей  к  саморазвитию  и  самореализации. 

·      создание  условий  для  осознанного  выбора  и  профессионального  самоопределения  воспитанников. 

В  Краснодаре  10  сентября  2005  года  открылся  новый  детский  дом  -  "Рождественский",  построенный  по  благословению  Митрополита  Екатеринодарского  и  Кубанского  Исидора  при  храме  Рождества  Христова  благотворительным  учреждением  "Богадельня  имени  святой  Елисаветы".

Состоялось  торжественное  открытие  и  освящение  этого  необычного  муниципального  учреждения,  в  котором  от  3-6  лет  и  до  достижения  18-летия  будут  постоянно  проживать  дети-сироты,  оставшихся  без  попечения  родителей. 

Праздничное  мероприятие  началось  с  Божественной  литургии  в  храме  Рождества  Христова,  которую  возглавили  Митрополит  Екатеринодарский  и  Кубанский  Исидор  и  Епископ  Ейский  Тихон.  По  ее  завершении  для  всех  приглашенных  гостей,  воспитанников  и  сотрудников  детского  дома  была  организована  праздничная  концертная  программа  с  участием  воспитанников  православной  школы.  На  церемонии  открытия  детского  дома  "Рождественский"  присутствовали  вице-губернатор  Краснодарского  края  по  вопросам  социального  развития  Галина  Золина,  члены  Попечительского  совета  во  главе  с  его  Председателем  Ольгой  Ткачевой,  супругой  губернатора  Кубани  Александра  Ткачева,  представители  управления  образования  администрации  города,  а  также  руководители  организаций. 

-  «Дети  -  наше  будущее  и  настоящее,  и  поэтому  открытие  православного  детского  дома  в  Краснодаре  -  это  очень  важное  событие  в  духовной  жизни  Кубани»,  -  подчеркнул  на  церемонии  открытия  и  освящения  детского  дома  «Рождественский»  Митрополит  Кубанский  и  Екатеринодарский  Исидор. 

Детей,  оставшихся  без  родителей,  теперь  будут  совместно  опекать  государство  и  Православная  церковь.  Ожидается,  что  это  сотрудничество  даст  детям  возможность  не  просто  получать  воспитание  и  дальнейшее  образование,  но  и  вырасти  людьми  духовно  богатыми,  с  чистой  душой  и  открытым  сердцем. 

Многие  дети  поступили  в  Рождественский  детский  дом  некрещеными,  и  на  призыв  к  прихожанам  с  просьбой  стать  крестными  родителями  маленьких  сирот,  откликнулись  более  семидесяти  человек.  В  день  памяти  святого  блаженного  князя  Александра  Невского  в  храме  Рождества  Христова  в  торжественной  обстановке  было  совершено  крещение  десяти  детей-сирот.

  -  «Поистине  этот  день  стал  праздником  нашего  прихода.  На  следующий  день  их  приобщили  Святых  Христовых  Таинств.  Теперь  дети  при  храме  уже  не  сироты  -  при  отсутствии  родителей  по  плоти  двадцать  прихожан  храма  Рождества  Христова  стали  их  духовными  крестными  родителями.  Но  это  только  начало.  В  нашем  детском  доме  ни  один  ребенок  не  останется  без  внимания»,  -  говорит  настоятель  храма  Рождества  Христова  отец  Александр. 

Администрация  Краснодара  взяла  на  себя  обеспечение  необходимым  инвентарем,  мебелью  и  оборудованием,  финансирование  обслуживающего  персонала,  нянечек,  воспитателей,  медперсонала,  поваров  и  других  работников  в  рамках  штатного  расписания.  Кубанская  епархия  предоставила  в  бесплатное  пользование  здание  детского  дома,  отвечающее  всем  современным  требованиям,  и  взяла  на  себя  нравственное  воспитание  в  духе  лучших  образцов  отечественного  культурно-исторического  наследия  России.  Государство  и  церковь  совместно  создали  в  этом  детском  доме  благоприятные  условия,  приближенные  к  домашним,  способствующие  умственному,  эмоциональному,  духовно-нравственному  и  физическому  развитию  его  воспитанников. 

По  словам  организаторов,  весь  процесс  воспитания  и  образования  выстроен  на  основе  любви  к  Родине,  родной  Кубани  и  православной  культуре.  После  небольшого  периода  адаптации  дети  пойдут  в  общеобразовательную  православную  школу  при  храме  Рождества  Христова.  Выпускники  этой  школы  по  итогам  ежегодных  единых  государственных  экзаменов  традиционно  показывают  высокие  результаты. 

-  Есть  твердая  уверенность,  что  при  всех  душевных  травмах,  которые  переживают  эти  дети,  в  их  новом  светлом  и  уютном  доме,  с  Божьей  помощью,  они  смогут  не  только  возвратиться  в  полноценную  жизнь  современного  общества,  но  и  стать  достойными,  а  кто  знает,  может,  и  почетными  гражданами  нашей  славной  Кубани,  -  считают  в  Екатеринодарской  и  Кубанской  епархии. 

Важное  место  в  жизнеобеспечении  детского  дома  занял  Попечительский  совет  этого  учреждения.  Его  возглавила  супруга  губернатора  Кубани  Ольга  Ткачева.  В  состав  Попечительского  совета  вошли  не  только  руководители  краевых  и  городских  организаций,  но  и  представители  Русской  Православной  церкви,  профессиональные  педагоги,  деятели  культуры  и  науки  Краснодарского  края.

 

Список  литературы:

1.Виноградова,  М.  Воспитатель  детского  дома  должен  быть  личностью[Текст]  /М.Виноградова  //  Церковный  вестник  Русской  Православной  Церкви.  Официальное  издание.  –  2005.  -  №  4  (305).-  С.15.

2.Ковина,  Н.  Сто  сердец,  стучащих  в  унисон  [Текст]  /Н.  Ковина  //  Куб.  Новости.  –  2005.  –  1  июня.  –  С.3.

3.Константинова,  Ю.  Они  ждут  праздника[Текст]  /  Ю.  Константинова  //  Вольная  Кубань.  –  2005.  –  6  янв.  –  С.22.

4.Бородина,  В.  Интернат  семейного  типа  //Московский  епархиальный  журнал:  [Электронный  ресурс].  –  2008.  –  URL:  http://orthodox.ru.  –  Создан  в  1998.  –  (12.04.2008).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий