Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2010 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Якушева С.Д., Янсюкевич А.Г. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГА СКД // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  МАСТЕРСТВО  В  ФОРМИРОВАНИИ  ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТЕХНОЛОГА  СКД

Якушева  Светлана  Дмитриевна

канд.  пед.  наук,  ст.  преподаватель  кафедры  педагогики  МГПИ,  г.  Москва

jawa57@mail.ru

Янсюкевич  Алена  Георгиевна

студентка  III  курса  факультета  социально-культурной

деятельности  МГПИ,  г.  Москва

malaya_koni@mail.ru

 

Деятельность  технолога  социально-культурной  деятельности  (СКД),  конкурентоспособного  и  востребованного  на  рынке  труда,  требует  большого  педагогического  мастерства. 

Педагогическое  мастерство,  по  утверждению  С.Д.  Якушевой,  —  это  искусство  обучения  и  воспитания,  доступное  каждому  преподавателю  и  мастеру  производственного  обучения,  но  требующее  постоянного  совершенствования.  Это  профессиональное  умение  направлять  все  виды  учебно-воспитательной  работы  на  всестороннее  развитие  учащегося,  включая  его  мировоззрение  и  способности  [7,  с.  5]. 

С.И.  Гессен  ставил  актуальную  и  в  наши  дни  проблему  взаимоотношения  образования  и  культуры.  Необходимым  условием  этой  связи  является  взаимопроникновение  образования  в  культуру  и,  наоборот,  культуры  в  образование.

Образование  —  часть  культуры,  оно  влияет  на  ее  сохранение  и  развитие.  Образовательный  процесс  обеспечивает  познание  мира,  развивает  личность  в  ее  индивидуальности,  неповторимом  своеобразии,  дает  возможность  осваивать  все  богатство  мировой  культуры.

По  словам  Е.В.  Бондаревской,  человек  свободен  для  культурного  саморазвития  и  жизнетворчества,  ибо  человек  культуры  -  свободная  личность,  способная  к  самоопределению;  человек  культуры  —  гуманная  личность,  так  как  он  свободен  в  нравственном  и  эстетическом  самосовершенствовании;  человек  культуры  —  духовная  личность.  Воспитание  такой  личности  предполагает:

·       развитие  духовных  потребностей  в  познании  и  самопознании,  рефлексии; 

·       потребностей  в  красоте,  общении  с  родными,  друзьями,  природой;

·       потребностей  в  творчестве,  автономии  своего  внутреннего  мира,  поисках  смысла  жизни,  счастья,  идеала; 

·       человек  культуры  —  личность  творческая  и  адаптивная,  вариативно  мыслящая,  с  развитым  чувством  нового,  стремлением  к  созиданию  [7,  с.  3].

В  современном  поликультурном  обществе  во  взаимосвязи  этнических  культур  проявляется  объективная  тенденция  общекультурного  прогресса  и  безопасности  развития  в  нем  человека  мира.  В  связи  с  этим  учительству  в  целом  и  каждому  педагогу  необходимо  быть  готовым  к  решению  педагогических  задач,  учитывая  полиэтнический  состав  учащихся  различного  образовательного  учреждения  (школа,  лицей,  гимназия,  центр  образования  и  т.д.). 

Педагогическая  практика  последних  десяти  лет  в  различных  учреждениях  дополнительного  образования  детей  показывает,  что  этнокультурное  обучение  и  воспитание  необходимая  часть  воспитательных  программ.  Более  того  этнокультурное  воспитание  детей  становится  приоритетным.  Разработанная  система  непрерывного  этнокультурного  образования  предполагает  перспективное  развитие  данного  направления  в  общей  системе  обучения  и  воспитания  детей. 

Актуальность  проблем  этнокультурного  образования  вызвана  спецификой  этнической  ситуации  в  стране,  определяемой  полиэтническим  составом  населения.  Кроме  русских,  составляющих  примерно  83%  населения,  в  Российской  Федерации  живут  более  170  народов.  Становление  российского  общества  в  современных  условиях  во  многом  определяется  возросшей  этничностью,  связанной  с  идеями  «национального  возрождения»,  используемых  довольно  часто  и  в  экстремистских  целях.  Однако  российское  общество  не  может  не  беспокоить  наличие  целых  поколений,  не  знающих  историю  и  судьбу  своего  народа. 

Таким  образом,  одной  из  актуальнейших  проблем  становится  возрождение  культурно-исторического  наследия  прошлого,  важнейшим  из  компонентов  которого  является  этническая  педагогика  с  ее  прогрессивными  богатейшими  традициями  и  опытом  воспитания  подрастающего  поколения.  Становится  актуальным  соединение  традиций  и  опыта  этнопедагогики  с  методолого-теоретическими  положениями  педагогической  науки  в  решении  воспитательных  задач,  поставленных  обществом.  Особую  актуальность  приобретают  вопросы,  связанные  с  выяснением  статуса  этнопедагогики  как  составной  части  педагогической  науки,  ее  структурно-компонентного  состава,  разработкой  содержания  и  технологий  этнокультурного  образования.

Особую  роль  в  развитии  этнокультурного  воспитания  сыграли  работы  отечественных  исследователей  Г.С.  Виноградова,  Г.Н.  Волкова,  Т.И.  Баклановой,  В.А.  Разумного,  А.С.  Каргина,  М.Ю.  Новицкой,  Л.И.  Васехи,  С.Б.  Серяковой.  Рассматривая  роль  этнокультурного  компонента  в  образовательном  пространстве  необходимо  обратиться  к  самой  концепции  этнокультурного  образования,  которая  была  разработана  группой  специалистов,  работающих  в  данной  области,  -  это  Т.Я.  Шпикалова,  Т.И.  Бакланова,  Л.В.  Ершова  [3].

Этнокультурное  воспитание  представляет  собой  сложное  социально-педагогическое  явление.  Оно  базируются  на  фундаментальных  основах  народной  педагогики,  теории  этноса,  этнопсихологии,  философии,  культурологии,  социально-культурной  деятельности  и  других  пограничных  отраслей  научного  знания.  Содержащийся  в  нём  региональный  этнокультурный  образовательный  компонент  должен  рассматриваться  как  необходимый  структурный  элемент  профессиональной  подготовки  специалистов  для  социально-культурной  сферы.

Развитие  этнокультурного  образования  специалистов  социально-культурной  сферы  предусматривает  создание  необходимых  условий  (правовых,  экономических,  организационно-управленческих)  для  их  активного  приобщения  к  процессам  национального  возрождения  духовной  культуры  региона.  Решение  этой  задачи  создает  возможности  для  изменения  существующей  образовательной  парадигмы,  обогащения  содержания,  перехода  от  традиционного  обучения  к  альтернативным  технологиям  и  авторским  школам.

Эффективность  этнокультурных  образовательных  технологий  достигается  благодаря  совершенствованию  их  процессуальной  основы,  включающей  в  себя  организацию  учебного  процесса,  методы  и  формы  освоения  этнокультурного  материала  студентами,  методы  и  формы  работы  педагогов,  их  деятельность  по  управлению  процессом  усвоения  материала,  диагностику  и  экспертную  оценку  этнокультурных  образовательных  проектов  и  программ.  Этнокультурное  образование  специалистов  социально-культурного  профиля  предполагает  синтез  достижений  социально-культурного  опыта,  педагогической  науки  и  практики,  сочетание  традиционных  и  инновационных  элементов,  всего  того,  что  рождено  общественным  прогрессом,  гуманизацией  и  демократизацией  общества.

Стоит  заметить,  что  уже  в  самом  определении  социально-культурной  деятельности  заложен  этнический  компонент:  социально-культурная  деятельность  -  деятельность  социальных  субъектов,  сущность  и  содержание  которой  составляют  процессы  сохранения,  трансляции,  освоения  и  развития  традиций,  ценностей,  норм  в  сфере  художественной,  исторической,  духовно-нравственной,  экологической  и  политической  культуры  [6].

Деятельность  технолога  СКД  направлена  на  социально-педагогическое,  информационное,  организационно  методическое  содействие  развитию  личности  в  процессе  производства,  интерпретации,  сохранения  и  распространения  культурных  ценностей.

Этнокультура  рассматривается  нами,  прежде  всего,  как  одна  из  сторон  существования  национальной  культуры.  Культура  конкретного  этноса,  которая  находит  свое  выражение  в  определенном  этническом  самосознании  материальных  и  духовных  ценностей,  проявляющихся  в  нравственно-этических  нормах,  в  образе  жизни,  одежде,  жилище,  кухне,  социально-бытовых  установках,  этикете,  религии,  языке,  фольклоре  и  психологическом  складе.

Этническая  культура  включает  в  себя  совокупность  духовных  и  материальных  ценностей  того  или  иного  народа  (этноса).  В  нее  входят  не  только  национальные  образы  мира,  менталитет  народа,  его  празднично-обрядовые  и  семейно-бытовые  традиции,  этнические  стереотипы  поведения  в  природной  среде  и  в  социуме,  но  и  народная  художественная  культура  (художественные  ценности  того  или  иного  народа,  а  также  этнические  формы  их  бытования,  сохранение  и  трансляция). 

Народная  художественная  культура  (или  этнохудожественная  культура)  представлена  устным  народным  творчеством,  музыкой,  танцами,  декоративно-прикладным  искусством,  фольклорным  театром  и  другими  видами  художественного  творчества  этноса.  Издревле  она  неразрывно  связана  с  народными  календарными  праздниками,  с  повседневной  жизнью  и  воспитанием.

Среди  приоритетных  задач  этнокультурного  образования  необходимо  выделить  следующие: 

-      воспитание  этнической  культуры  личности; 

-      формирование  и  развитие  этнокультурной  компетенции; 

-      развитие  личностных  качеств  технолога  СКД  средствами  этнокультурного  образования  (развитие  творческих  способностей,  потребностей  в  самопознании  и  самоопределении,  саморазвитии).

Этнокультурное  образование  обладает  огромным  потенциалом  в  формировании  у  обучающихся  этнической  идентичности,  толерантности,  культуры  межнационального  общения,  в  профилактике  межнациональных  конфликтов.  Такое  образование  формирует  понимание  духовных  ценностей  других  народов  через  ценностную  систему  своего  народа.  Оно  обеспечивает,  с  одной  стороны,  взаимодействие  между  людьми  с  разными  культурными  традициями,  с  другой  –  сохранение  культурной  идентичности  собственного  народа.

Как  показывает  практика,  главной  задачей  культурного  развития  современного  общества  является  решение  не  технологических,  финансово-экономических,  политических,  экологических  проблем,  а  именно  морально  нравственных,  философско-этических  [1].

Профессиональная  готовность  к  реализации  этнокультурного  компонента  понимается  нами  как  совокупность  профессионально  обусловленных  требований  к  работнику  социально-культурной  сферы,  его  научно-теоретическая  и  практическая  подготовка.  Она  рассматривается  в  единстве  двух  аспектов:  как  результат  национального  воспитания  и  как  результат  специально  организованной  этнопсихологической  и  этнопедагогической  подготовки.  Первый  аспект  обусловливает  формирование  национального  самосознания  и  устойчивого  мотивационно-ценностного  отношения  к  народной  педагогике  (личностный  компонент).  Второй  связан  с  формированием  у  технологов  СКС  знаний  и  умений,  необходимых  для  реализации  этнокультурного  компонента  содержания  дошкольного  образования  (процессуальный  компонент).

Осознание  личностью  этнокультурных  особенностей  общности,  а,  следовательно,  этнических  значений,  отражающих  объективные  свойства  и  связи  объектов  и  явлений  этнокультурной  среды,  в  которой  протекает  жизнедеятельность  человека,  обуславливает  формирование  этнической  самоидентификации,  определяющей  собственную  принадлежность  к  общности.  Осмысление  личностью  своего  положения  в  системе  общественных  отношений,  понимание  национальных  интересов,  взаимоотношений  своей  нации  с  другими  общностями  говорит  о  сформированном  национальном  самосознании. 

Национально-ценностная  ориентация  личности,  по  мнению  ряда  исследователей,  является  элементом  профессиональной  культуры  педагога.  Человек,  укорененный  в  национальной  культуре,  наследующий  традиционные  ценности  и  идеалы,  по  природе  своей  созидателен,  его  этика  жизнесберегающая  [5].

И  так,  сохранение  культурной  и  социальной  самоидентификации  человека  зависит  как  от  самого  индивида,  так  и  от  деятельности  технолога  социально-культурной  деятельности,  а  также  учреждений  науки,  культуры,  образования,  от  обучения  и  воспитания  подрастающего  поколения,  развития  у  них  межкультурной  этнической  толерантности  [2,  с.  153].

Таким  образом,  учет  национально-психологических  особенностей  в  воспитательной  работе  в  многонациональном  коллективе  не  только  является  важной  предпосылкой  повышения  ее  эффективности,  но  и  представляет  собой  сложный  процесс  использования  целого  ряда  специальных  знаний  и  навыков,  которые  необходимо  формировать  у  учащихся,  учителей,  педагогов  дополнительного  образования  [4,  с.  167]. 

 

Список  литературы:

1.Арабов  И.А.  Этнопедагогика  :  учеб.  пособие  [Текст]  /  И.А.  Арабов,  Г.Ю.  Нагорная.  –  Карачаевск:  Изд-во  Карачаево-Черкесского  ГПУ,  1999.  –  213с.

2.Бережнова  Л.Н.  Этнопедагогика:  учеб.  пособие  [Текст]  /  Л.Н.  Бережнова,  И.Л.  Набок,  В.И.  Щеглов.  –  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2007.-240с.-с.153.

3.Васеха  Л.И.  Этнохудожественное  образование  как  фактор  социально-культурной  адаптации  личности:  Автореф.  дис.  …  канд.  пед.  наук  13.00.08  [Текст]  /  Л.И.  Васеха.  –  М.,  2004.-22с.

4.Крысько  В.Г.,  Саракуев  Э.А.  Введение  в  этнопсихологию:  Учебно-методическое  пособие  [Текст]  /  В.Г.  Крысько,  Э.А.  Саракуев.  -  М.:  Институт  практической  психологии,1996.-344с.-с.167.

5.Николаев  В.А.  Теория  и  методика  формирования  этнопедагогической  культуры  учителя:  дис.  …  док.  пед.  наук  :  13.00.01  [Текст]  /  В.А.  Николаев.  –  М.,  1998.  –  400с.

6.Словарь  по  общественным  наукам.  Глоссарий.ру  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа  -  URL:  http://slovari.yandex.ru/dict/gl_social/article/2051/205_1680.HTM

7.Якушева  С.Д.  Основы  педагогического  мастерства:  учебник  [Текст]  /  С.Д.  Якушева.  -  2-е  изд.,  стер.  —  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2009.  —  256с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий