Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2010 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Якушева Светлана Дмитриевна
канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики МГПИ, г. Москва
Новиченко Елена Олеговна
воспитатель, ГОУ «Центр развития ребенка» детский сад № 2042, г. Москва
Педагог – личность, обладающая суммой знаний, опытом, способностью обучать воспитывать и развивать. Это личность, наделенная любовью к детям, с высокой нравственной и культурной позицией, способная не просто дать информацию детям, но суметь открыть ребенку увлекательный мир знаний, обогатить его пока маленький жизненный опыт и наполнить духовным содержанием.
На современном этапе развития педагогики ученые все чаще стали уделять внимание педагогическому мастерству, особо акцентируя при этом педагогический артистизм.
Существенное значение для нашего исследования имело изучение научного наследия Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатовой, Н.Н. Чемьянко, В.И. Загвязинского, А.С. Макаренко, С.Д. Якушевой.
Сущностные особенности педагогического артистизма как компонента профессионального мастерства воспитателя детского сада еще недостаточно изучены и разработаны в дошкольной педагогике. В связи с этим рассмотрение этого вопроса обусловили и выбор темы нашего исследования - «Педагогический артистизм как компонент профессионального мастерства воспитателя детского сада». Целью его является выявление значимости педагогического артистизма в профессиональной деятельности воспитателя детского сада.
Итак, педагогический артистизм, являясь необходимым профессиональным качеством воспитателя детского сада, будет воплощаться в его деятельности эффективнее, если осуществиться:
1) развитие творческого потенциала воспитателей детского сада;
2) сотворчество воспитателя и воспитанника;
3) развитие коммуникативных умений воспитанника посредством педагогического артистизма.
Профессиональная подготовка современного специалиста включает в себя фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчество. В связи с этим важнейшей стороной профессионального становления педагога (воспитателя) является постижение педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство, по утверждению С.Д. Якушевой, — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.
Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, доминантой которой является артистизм [8].
Изучением проблемы педагогического артистизма занимались ведущие отечественные педагоги и психологи - Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Ж.В. Ваганова, Г.А. Гарипова, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Е.П. Ильин, А.С. Макаренко, С.Д. Якушева и другие.
Использование достижений театральной педагогики в учебно-воспитательном процессе, по утверждению Г.А. Гариповой, признано в педагогической теории перспективным. Она понимает под артистизмом целостную систему личностных качеств, способствующую свободному самовыражению личности, представляя его в виде совокупности комплекса взаимосвязанных структурных компонентов: психофизического, эмоционально-эстетического, художественно-логического [3].
В.И. Загвязинский считал артистизм особым, образно-эмоциональным языком творения нового; проникновенным стилем сотворчества педагога и ученика, ориентированным на понимание и диалог с другим. Это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями; это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы [4].
О.С. Булатова в свою очередь считает, что артистизм - способность не только красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, но и передать, эмоционально воздействуя на воспитанника. Он представляет собой проявление духовно богатого внутреннего мира личности и формируется в процессе духовно-практического освоения человеком определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребности в профессиональном самосовершенствовании и самообразовании [2].
С.Д. Якушева в своей работе «Основы педагогического мастерства», развивая основные положения К.С. Станиславского, дает сравнительный анализ деятельности преподавателя с деятельностью актера и режиссера, выделяя следующие общие признаки этих профессий:
1. Содержательный - коммуникативность, так как общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей (в данном случае - педагога и обучающегося).
2. Целевой - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.
3. Инструментальный - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.
4. Процессуальные признаки - творчество осуществляется публично, регламентировано во времени, результат динамичен; наблюдается общность переживаний актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и обучающегося; творчество носит коллективный характер.
5. Структурный - анализ материала, определение проблем, противоречий; рождение замысла; воплощение, анализ результата, корректировка.
Работа над содержанием занятия и ролью имеет три периода: репетиционный – у актера, предшествующий занятию – у преподавателя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ: героя - у актера; занятия - у педагога; технический период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому закону деятеля. Актер закрепляет, «обкатывает» на репетициях роль, педагог репетирует урок, уточняет его замысел, фиксирует его ход, составляет план; период воплощения творческого замысла. Работа актера на спектакле, преподавателя - в аудитории.
6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации; осуществление социальной функции воспитателя; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и «над предметом») [8, с.51].
О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью: в предмете представления (перевоплощение актера в другую личность и отношение педагога к ситуации, диктуемое его ролевой позицией); в границах сферы деятельности (вымышленные у актера и реальные у педагога условия существования); в специфике общения (актер тяготеет к диалогу, преподаватель - к монологу); в продолжительности деятельности (более длительная у преподавателя, чем у актера); в возможностях импровизации (у преподавателя границы творчества шире, импровизация не только допустима, но и необходима); в разнообразии программы деятельности (у преподавателя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д. [2].
Педагогическое мастерство, и в частности артистизм, это не разовый или многоразовый выход с заученной ролью. От педагога дошкольного учреждения требуется постоянная напряженная творческая деятельность.
Я.Л. Коломинский утверждает, что в процессе преобразующей деятельности воспитателю постоянно приходится вести творческий поиск наиболее оптимальных решений педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты. Все это требует от него самостоятельности, находчивости, способности к творчеству [5, с.314].
На развитие воображения, формирование установки на творчество как непременного условия успешности в педагогической деятельности указывают в своих работах Е.А. Аркин, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева, В.А. Сластенин и др.
Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий, развлечений и т.п. Успеху в этом процессе в значительной степени способствует эмоциональная выразительность, артистизм, общительность педагога. Как отмечал известный отечественный врач и педагог Е.А. Аркин, если воспитательница входит в круг детей с грустью на челе и с меланхолией в движениях – это плохое физическое воспитание, хотя бы зарядка и физкультурные упражнения добросовестно выполнялись; не надо требовать от воспитателя шумного веселья, раскатистого смеха, но успех всей этой работы связан с радостным восприятием жизни во всех ее многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенностью в своих силах [1, с.270].
О важной роли юмора в работе педагога акцентирует С.Д. Якушева. Она утверждает, что для педагога юмор – одно из важных профессиональных качеств и средство актерского мастерства. Владение юмором – это прежде всего умение импровизировать. Под импровизацией понимается совпадение во времени процесса творчества и демонстрации его результатов и говорит о том, что одним из способов психологической разрядки в межличностном общении является использование юмора, который преобразует отрицательные эмоции в источник смеха [8, с.57].
Деятельность воспитателя можно сравнить с деятельностью актера. Именно артистизм сильно воздействует на личность ребенка. Воспитателю надлежит самому овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма. Ибо основным организатор деятельности в детском саду является он сам. От него в значительной степени зависит развитие личности и познавательных процессов детей, их здоровье, подготовленность к школе.
С целью выявления артистических способностей педагогов детского сада, а также организации его развития, мы организовали эмпирическое исследование. В исследовании участвовали шесть воспитателей из трех групп государственного образовательного учреждения «Центр развития ребенка» детский сад № 2042 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Для выявления творческого потенциала мы пригласили шесть воспитателей разного возраста по 2 человека: 50-55 лет, 30-40 лет и молодых специалистов.
Была проведена оценка по карте профессионально-значимых личностных качеств педагога (таблица 1).
Участникам были предложены три варианта, в которых оценивались:
1) психологические черты личности педагога;
2) межличностные отношения;
3) профессиональные черты личности педагога.
Таблица 1.
Карта профессионально-значимых личностных качеств педагога
1. Психологические черты личности, индивидуальности
№ |
Оптимальные значения |
Допустимые значения |
Критические значения |
1.1. |
Сильный уравновешенный тип нервной системы |
Сильный неуравновешенный тип нервной системы |
Слабый инертный тип нервной системы |
1.2. |
Тенденция к лидерству |
Властность |
Деспотизм |
1.3. |
Уверенность в себе |
Самоуверенность |
Самовлюбленность |
1.4. |
Требовательность |
Непримиримость |
Жестокость |
1.5. |
Добросердие и отзывчивость |
Недостаточная самостоятельность |
Чрезмерный конформизм |
1.6. |
Гипертимность |
Педантичность |
Возбудимость и демонстративность |
2. Педагог в структуре межличностных отношений
№ |
Оптимальные значения |
Допустимые значения |
Критические значения |
2.1. |
Преобладание демократического стиля общения |
Преобладание авторитарного стиля |
Преобладание либерального стиля |
2.2. |
Только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам |
Полное отсутствие конфликта с учащимися и коллегами |
Постоянная деструктивная конфликтность по большинству вопросов |
2.3. |
Стремление к сотрудничеству с коллегами |
Стремление к соперничеству с коллегами |
Постоянные приспособления и компромиссы |
2.4. |
Нормальная самооценка
|
Заниженная самооценка |
Завышенная самооценка |
2.5. |
Уровень изоляции в коллективе равен нулю |
Уровень изоляции в пределах 10% |
Уровень изоляции более 10% |
3. Профессиональные черты личности педагога
№ |
Оптимальные значения |
Допустимые значения |
Критические значения |
3.1. |
Умение учитывать психологические и возрастные особенности детей |
Знание возрастных и педагогической психологии |
Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии |
3.2. |
Широкая эрудиция и свободное изложение материала |
Знание только одного предмета |
Работа только по конспекту |
3.3. |
Темп речи 120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность
|
Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос, отдельные оговорки с последующим исправлением |
Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов и т.п. |
3.4. |
Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты |
Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов |
Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика |
3.5. |
Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость |
Чуть замедленная реакция, находчивость |
Отсутствие находчивости, слабая реакция |
3.6. |
Обращение к детям по именам
|
Обращение по фамилиям |
Постоянное безрассудное или оскорбительное обращение |
3.7. |
Умение четко формулировать конкретные цели |
Умение определять только общие цели |
Отсутствие умения четкого целеполагания |
3.8. |
Умение организовать всех сразу детей
|
Умение организовывать большинство |
Работа только с отдельными ребенком при пассивности большинства |
По всем параметрам: общий оптимальный уровень 85-95 баллов; общий допустимый уровень 76-84 балла; общий критический уровень 55-75 баллов.
Каждый воспитатель давал самооценку и оценку своим коллегам по трем уровням: высокий – 5 баллов; 4 – средний; 3 - низкий. Исходя из суммы показателей, были подсчитаны средние баллы каждому воспитателю (результаты представлены в таблице 2).
Таблица 2.
№ |
Воспитатель |
1. Психологические черты личности, индивидуальности |
2. Педагог в структуре межличностных отношений |
3. Профессиональные черты личности педагога |
1. |
А.П. |
28 |
20 |
38 |
2. |
В.И. |
24 |
19 |
22 |
3. |
К.М. |
25 |
20 |
32 |
4. |
Н.М. |
19 |
19 |
24 |
5. |
Т.И. |
25 |
21 |
31 |
6. |
Ю.З. |
24 |
20 |
32 |
Как видно из таблицы, большинство педагогов (4) имеют средние показатели по карте «психологические черты личности педагога»; один педагог имеет высокие баллы и один – низкие.
По карте «межличностные отношения» - все педагоги имеют средние баллы. Наконец, по карте «профессиональные черты личности педагога» один педагог имеет высокие баллы; два – низкие и 3 - средние.
Самые низкие показатели у обследуемых по профессиональным чертам личности. Так, мало кто из воспитателей обладает четкой дикцией, нужным темпом речи и даже отмечены недостатки в грамотности речи. Отмечено отсутствие мимики и жестов, слабая реакция на ситуацию или обращение ребенка.
Учитывая показатели проведенного исследования, были подготовлены рекомендации, способствующие развитию творческого подхода к педагогической деятельности.
Сотворчество педагога и воспитанника - одна из актуальных проблем современного образования. Ей посвящены работы отечественных психологов и педагогов А.В. Петровского, А.И. Донцова, Д.И. Фельдштейна, А.К. Марковой и др.
С.Д. Якушева, рассматривая эту проблему, задает вопрос: «Можно ли научить творчеству, «сформировав» творческую деятельность?» И далее утверждает, что личность нельзя «сформировать», ее можно только воспитать. А это в свою очередь, не что иное, как создание условий для самовоспитания личности. Творчество не только прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, а и способ «личностного» существования. И хотя уникальность каждого человека не вызывает сомнений, умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность является проблемой для большинства людей [8].
Чтобы распознать творческие признаки личности, сегодня разработаны системы тестов. Особая роль придается воображению, гибкости ума, дивергентному (т.е. расходящемуся во всех направлениях) мышлению, а также внутренней мотивация творчества. Разработаны также методики стимуляции группового творчества.
Насыщенность образовательного процесса элементами творчества делает его увлекательным, захватывающим, а это, в свою очередь, способствует формированию активно-творческого отношения к процессу познания.
Творческое саморазвитие воспитанников рассматривается в процессе сотворчества учителя и ученика. В ходе осуществления взаимодействия раскрывается динамика и способности личности к рефлексии, творческому саморазвитию, а так же предпринимается попытка снятия психологических барьеров творческой деятельности (по А.Н. Луку), таких как: страх, боязнь неудачи, чрезмерная самокритичность, лень и др.
Аргументы в пользу того, что в дошкольном возрасте основной формой взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе должна быть совместная партнерская деятельность, а не прямое обучение, мы находим в исследованиях онтогенеза общения, в частности проведенных М.И. Лисиной. Эти исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним [6].
Сотворчество педагога и воспитанника - одна из актуальных проблем современного образования. Воспитать творческость в ребенке можно только в совместной деятельности.
Итак, было установлено, что профессиональное мастерство педагога, его умение общаться с детьми и воздействовать на формирование их личности требует особых знаний и умений.
Изучая артистизм как компонент профессионального мастерства педагога, мы установили, что у педагога (воспитателя) в запасе целый набор невербальных средств, помогающих эмоционально, экспрессивно, а главное правильно построить общение с детьми.
В ходе проведения эмпирического исследования был выявлен уровень педагогического артистизма воспитателей детского сада. Установлено, что самые низкие оценки воспитатели имеют по карте «профессиональные черты личности педагога». В их работе отмечены такие недостатки, как нечеткая дикция, отсутствие нужного темпа речи, нарушения грамотности речи, неумение использовать мимику и жесты, слабая реакция на ситуацию или обращение ребенка.
Кроме того, были выявлены недостатки в организации и проведении воспитателями игр, с целью формирования коммуникативных навыков детей. Учитывая показатели проведенного исследования, были подготовлены рекомендации по развитию творческого потенциала, актерских навыков педагогов. Было рассмотрено показательное занятие с демонстрацией совместной деятельности педагога с детьми. Даны ценные рекомендации педагогам по формированию коммуникативных умений детей в игровой деятельности.
Педагогический артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда деятельность поднимается на желанную духовную высоту [7, с.182]. Только педагог-творец, ратующий за кардинальные преобразования в образовании, овладевает мастерством, достигая высот в своей педагогической деятельности.
Список литературы:
1.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1967.–445с.
2.Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. [Текст] / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.–240с.
3.Гарипова Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Г.А. Гарипова. - Казань, 2002.–28с.
4.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В.И. Загвязинский. - М., 1987.–37с.
5.Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004.–480с.
6.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986.–144с.
7.Педагогический словарь: учеб. пособие [Текст] / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.–352с.
8.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник [Текст] / С.Д. Якушева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.–256с.
дипломов
Оставить комментарий