Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 марта 2015 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ: ЭММА ИВАНОВНА ГАПОНЕНКО (ШУХ)
Федулова Анна Александровна
Занозина Екатерина Олеговна
Березовский Илья Евгеньевич
Косаченко Никита Андреевич
студенты института машиностроения и транспорта, СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк
Быкасова Лариса Валентиновна
научный руководитель, канд. культурологии, СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк
E-mail: bikasova.larisa@yandex.ru
«Осада длится, тяжкая осада,
невиданная ни в одной войне»
О. Бергольц
27 января 2014 г. в России отмечали 70-ую годовщину со дня полного снятия блокады Ленинграда. Этот событие является одним из самых печальных и трагических в истории Великой Отечественной войны. Десятки тысяч внезапно оборванных жизней, угнетающий холод блокадного города и страшный голод. Но в то же самое время город жил, трудился и работал для фронта. Беспримерный героизм и стойкость узников и защитников города на р. Неве навсегда шагнули в вечность человеческой памяти.
Героиней нашей статьи стала блокадница, преподаватель Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ) г. Новокузнецка (ранее Сибирский Металлургический Институт) Эмма Ивановна Гапоненко (Шух), жизнь которой является примером для многих современных людей. Мы шли к Эмме Ивановне Гапоненко в гости в приподнятом настроении и с ясным пониманием того, что делаем очень важное дело, не только лично для себя, но и для всех тех, кому мы расскажем о своей встрече, и кто потом прочтет нашу работу.
Встретив нас, она стала хлопотать по хозяйству, чтобы обязательно все удобно сели, и у всех за столом был горячий чай и вкусные конфеты. Невольно еще раз убеждаешься в бесконечном великодушие людей той эпохи и проникаешь к ним еще большим уважением и трепетом. Наконец, когда все сели за стол, как то сам собой завязался разговор. О нашем университете, о молодости Эммы Ивановны, о блокаде и о войне. Каждый из нас старался не пропускать ни слова из сказанного ею. Рассказ о такой долгой и насыщенной жизни, наверное, начинать непросто, но наша беседа, продолжавшаяся около 4 часов, прошла на одном дыхании, и время пролетело незаметно. Что ж, пора начать и наш рассказ.
На момент начала войны Эмма Ивановна Гапоненко (в девичестве Шух) окончила 9 классов, начавшаяся война навсегда поменяла жизнь жителей Ленинграда и ее судьбу в частности. «Когда началась блокада, наша семья — мама, сестра и я — не успели уехать из города, да и куда было бежать. Кругом была война». С первых дней войны город на Неве подвергался массированным обстрелам и бомбардировкам, так как являлся главной стратегической базой Балтийского флота. В сентябре 1941 г. были уничтожены Бадаевские продовольственные склады, город, казалось, был обречен. Голод с каждым днем все глубже запускал в ленинградцев свои ледяные когти. Разрывал сердца матерям, когда у них на руках умирали от недоедания их дети, оставлял сиротами малышей, которые, как правило, после этого тоже гибли, испытывая не только муки голода и холода, но и ужас одиночества и потери родных. Выступая в Мюнхене 8 ноября 1941 года, Гитлер заявил: «Город необходимо сравнять с землей, в нем нет никакой военной и исторической ценности». И в это же самое время, когда бесконечный поток нацистских бомбардировщиков, выполняя свой бесчеловечный приказ, пытался уничтожить сопротивляющийся Ленинград, все жители, преодолевая слабость от голода, работали на фабриках и заводах, создавая все необходимое для Победы над врагом. Все заводы были переоборудованы под выпуск военной продукции на нужды фронта.
Эмма Ивановна, будучи юной девушкой, с самого начала войны активно участвовала в жизни блокадного города. Сестра записала ее на курсы медсестер, которые сама она уже посещала. «Уже в июне во все больницы стали поступать первые раненые. Страшно не было. Нет. Жалко было всех их. Помню, привезли молодого парня, такого же возраста может как вы — рассказывала нам Эмма Ивановна, — так вот очень он страдал все время. На следующий день, вернувшись в больницу, я обнаружила, что кровать была пуста. Умер, как оказалось. Тогда умирали так просто и такими молодыми. Когда начался голод, стало понятно, что прожить будет очень тяжело».
Мама сказала юной Эмме, что пора заканчивать учиться и искать для себя работу посерьезней. Многие заводы были эвакуированы из города. Но те, которые остались, были переоборудованы на выпуск военной продукции и нуждались в рабочей силе. «Вот так я устроилась на завод, который до войны производил швейные машинки, а так как началась война, завод переключился на выпуск пулеметов «Максим» — рассказывает Эмма Ивановна, вот так у меня и моей семьи появилась возможность выжить, сестра и мама к тому времени уже тоже работали». Выдача хлеба к январю 1942 года тогда уже сократилась до 250 г хлеба рабочему и 150 г иждивенцу, работая на предприятии можно было спастись. Отец Эммы работал столяром на фабрике по производству музыкальных инструментов. «Папа умер еще до войны в сороковом году, но после него остался запас столярного клея, когда совсем было голодно, мы стали варить этот клей, которого дома у нас, слава Богу, оказалось сполна».
Электричество и отопление в городе с каждым месяцем производилось все в меньших объемах. Зима 1941—1942 гг. была растопку шло все: заборы, паркет, мебель. Доставать воду тоже приходилось с трудом — каналы водопровода были перебиты. Люди шли за водой на Неву. Для некоторых такие походы оказывались последними. Обессиленные люди шли, садились на землю и просто падали, умирая от истощения. Но никакого это уже не удивляло. Смерть стала обыденностью для города.
Эмма Ивановна рассказывала, что их семье и соседям повезло: дом, в котором они жили, как раз выходил на тоненькую речушку Ждановку. «Мы спускались по склону возле дома к реке и в старую супницу набирали воду. Нам очень повезло тогда».
Слушая повествование Эммы Ивановны, все мы задавали вопросы: Как возможно выживать в таких неимоверно сложнейших условиях и еще работать при этом? Сколько сил должен иметь человек, чтобы жить вот так? Была ли паника в городе? «Знаете, ребята, паники не было. Все считали, что раз уж так сложилось, нужно просто выживать» — отвечала нам Эмма Ивановна. В тот момент каждый из нас, слушая рассказчицу, наверняка поставил перед собой вопрос: «А смог бы я так? Выстоял бы я в этой битве с голодом, не был бы сломлен, не сошел бы с ума от этой гнетущей атмосферы повсеместной смерти?».
Дальше Эмма Ивановна рассказала, что в августе 1942 года их эвакуировали из блокадного Ленинграда. «Мы решили на семейном совете, что нам, наверное, дается шанс уехать» — продолжала Эмма Ивановна, — «к тому моменту уже скончалась тётя Клара, наша соседка, мама оформила документы на ее дочь и 1 августа мы уже вчетвером поплыли на барже на большую землю». Дальше всех эвакуированных погружали в составы, которые шли в глубь страны, в Сибирь. «Вот так мы попали в Черепаново, городок рядом с Новосибирской областью. Пока мы добирались, нас кормили очень хорошо, но многие погибли из-за переедания, нельзя же было так резко много кушать. Мама была очень мудрой женщиной и запрещала нам есть много» — делилась впечатлениями об эвакуации Эмма Ивановна.
Пока слушаешь все это, в голове всплывают образы из каких-то кинофильмов о войне, кадры кинохроники, но когда ты видишь это на экране, то все кажется чем-то абсолютно нереальным, далёким от тебя. Когда же реальный человек, видевший все эти ужасы и страдания, рассказывает тебе об этом всем, восприятие крайне меняется. Задумываясь о тысячах умерших и замерзших во время блокады, о маленьких обессиливших детях, ползающих вокруг мертвых матерей, по всему телу пробегает холодная дрожь.
Окрепнув, Эмма Ивановна была направлена в Новосибирск по комсомольской путевке на курсы телеграфистов, после окончания которых, она работала на центральном телеграфе города вплоть до самого окончания войны. После Победы она поступила в Новосибирский институт военных инженеров и транспорта (НИВИТ). «Учиться мне очень нравилось, коллектив у нас такой дружный был, потом еще очень долгое время мы поддерживали связь между собой» — рассказывает Эмма Ивановна.
В 1957 году Эмма Ивановна переезжает в Новокузнецк, тогда еще Сталинск, где начала работать инженером-проектировщиком и преподавала на кафедре инженерных конструкций в СМИ (ныне СибГИУ). «Преподавала я дисциплину «Железобетон», очень сложный предмет, двойки я всегда старалась не ставить студентам, потому что понимала, что справиться с овладением этой науки ой как непросто» — повествовала о своей преподавательской деятельности Эмма Ивановна. В 1981 году она вышла на заслуженный отдых. Посвящала время воспитанию любимого внука, а потом и правнука.
«Скажите, Эмма Ивановна, Вы прожили столь долгую трудную, но вместе с тем насыщенную жизнь, и вот если бы Вам снова был предоставлен шанс все начать заново, согласились бы Вы прожить все, что испытали?» — задали мы вопрос в конце беседы. «Ребята, знаете, я как-то все бодренько воспринимала, всегда была какая-то неизбежность, мало ли чего мне хотелось, раз уж так вышло, то нужно человеку преодолевать все трудности». Именно этот ответ поразил всех слушающих ее, именно эти слова заставили проникнуться к ней всей душой и понять, какой же это Человек сидит напротив тебя.
Уходя от Эммы Ивановны, мы унесли с собой частичку той холодной блокадной зимы 1941—1942 гг. и оставили навсегда в своей памяти то, о чем она хотела рассказать нам, то, что хотела донести на нас. Возвращаясь домой, каждый из нас размышлял об этом разговоре, осмысливал услышанное. Как после прочтения огромной книги ты с трепетом содрогаешься, дойдя до конца, и еще несколько дней потом вспоминаешь о прочитанном.
К сожалению, уходит в прошлое поколение людей, победивших нацизм и фашизм. Время неумолимо, и только наша память о тех подвигах, отраженных в вечности, могут победить забвение и донести до потомков колоссальный смысл Великой Победы и великого мужества героев той Великой Войны.
Следует добавить, что биография Эммы Ивановны весьма поучительна и является частью исторического наследия, которое оставит она нам и будущим поколениям.
отправлен участнику
Комментарии (6)
Оставить комментарий