Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 10 июня 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ БЕРДЯЕВА И ФРОММА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(21). URL: http://sibac.info/archive/social/6(21).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ  ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ  КОНЦЕПЦИЙ  БЕРДЯЕВА  И  ФРОММА

Эзри  Григорий  Константинович

студент  3  курса  Историко-Филологического  факультета  БГПУ,  РФ,  г.  Благовещенск

E-mailgrigoriyezri@mail.ru

Чупров  Александр  Степанович

научный  руководитель,  д-р  филос.  наук,  профессор  БГПУ,  заведующий  кафедрой  истории,  философии  и  культурологии,  РФ,  г.  Благовещенск

 

12  декабря  2013  г.,  11.59  (МСК).  Вся  страна  прильнула  к  экранам:  в  12.00  (МСК)  на  трибуне  появится  президент  России  В.В.  Путин.  Как  и  положено  по  Конституции,  он  даст  поручения  Федеральному  собранию.  Что  он  скажет  на  этот  раз?  Он  всегда  говорит  много  интересных  и  умных  мыслей.  Его  речи  всегда  ярки  и  актуальны.  Начинается  наступление.  И  что  мы  слышим?  Консерватизм,  традиционные  ценности  и…  русский  философ  Бердяев  [11].

О  Бердяеве  знают  много,  он  на  слуху.  Но  его  гений  заслуживает  все  новых  и  новых  упоминаний.  Мудрые  говорят,  что  все  познается  в  сравнении.  Сравнивать  принято  рядоположенные  объекты.  Попробуем  сравнить  философию  Бердяева  с  философией  того,  кто,  как  нам  кажется,  является  сопоставимой  с  ним  фигурой  в  истории  западной  философской  мысли.  Но,  перед  тем  как  выбрать  такую  фигуру,  учтем,  что  сравнение  должно  быть  контрастным.  В  таком  случае,  для  наглядности,  лучше  всего  сопоставить  философию  Бердяева  и  философию  Фромма.  Их  взгляды  противоположны  (покажем  это  ниже),  но  они  рассуждали  на  одну  тему  —  о  человеке.  Но  если  философия  Бердяева  и  Фромма  —  две  противоположности,  они  взаимно  отрицают  друг  друга,  тогда,  по  законам  диалектики,  противоречие  должно  сняться,  должно  найтись  нечто  общее,  нечто  существенное  и  сходное  [6].  Но  где  же  это  общее?  Попробуем  диалектику  на  вкус?  Подтвердится  ли  закон  диалектики  или  нет? 

Посмотрим  в  самую  сердцевину  их  различий,  будем  «зрить  в  корень»,  увидим  сущность  данной  проблемы.  Итак,  родились  в  разные  годы  в  двух  разных  странах  (Россия,  1874  г.;  Германия,  1900  г.)  двое.  Им  была  приуготовлена  великая  судьба.  Родившегося  в  России  назвали  Николай,  в  Германии  —  Эрих.  Первого  крестили,  второго  обрезали.  Вроде  бы  ничего  необычного:  растет  два  мальчика,  оба  умные  и  тянутся  к  знаниям.  Но  первый  не  религиозен,  а  второй  крайне  набожен.  Оба  поступили  в  университет,  но  Бердяев  его  так  и  не  окончил,  Фромм  станет  юристом  и  психоаналитиком.  Оба  женятся,  но  Фромм  разведется.  Оба  познакомятся  с  марксизмом,  оба  станут  членами  социалистических  организаций,  обоим  там  будет  «тесно».  Но  Бердяев  не  останется  марксистом,  а  Фромм  —  останется.  Оба  познакомятся  с  трудами  Фрейда,  Бердяев  использует  некоторые  мысли  в  своих  сочинениях,  а  Фромм  творчески  разовьет  психоанализ  [3;  4;  9].

Но  что  их  ждет  дальше?  Бердяева  ждет  ссылка,  новые  друзья  и  духовные  кризисы.  Фромма  —  свиная  сосиска  и  молоток  судьи,  которым  он  скрепит  решение  на  суде,  которого  он  в  действительности  не  проведет  —  это  будет  суд  сердца.  Жизнь  привела  Бердяева  к  Бога,  он  искренне  начинает  верить  в  Него.  Фромм,  понявший,  что  Бога  можно  судить,  съедает  сосиску  из  свинины  и  вера  его  окончательно  улетучивается  [4;  9]. 

Мы  нашли  существенное  различие  в  их  мировоззрении.  Но  как  далеко  мы  от  конечной  цели  диалектического  синтеза?  Когда  же  мы,  наконец,  увидим  истинный  корень  их  философии,  то  общее,  что  роднит  их  взгляды?  Пока  что  мы  далеко  от  ответа.  Не  пришло  еще  время,  то  время,  когда  мы  перейдем  от  частного  к  общему,  увидим  искомое  тождество.

Уже  видны  четкие  различия:  православие-иудаизм,  теизм-атеизм.  Здесь  чего-то  не  хватает.  Вспомним  Афродиту  Небесную  и  Афродиту  Земную  Бердяева,  его  замечание,  что  он  не  смог  разбудить  пол  у  жены  и,  наконец,  персонализм  —  научное  название  его  философии,  его  всегда  волновали  экзистенция  и  чувственность.  Чувственность  —  ключевое  слово,  он  именно  чувствовал,  что  писал.  Его  философия  чувственна,  иррациональна,  саморефлексивна.  Фромм  же  считал,  что  иррационализм  возникает  от  неврозов,  всячески  подчеркивал,  что  рациональность  и  есть  психическое  здоровье  [2;  3;  4;  12;  13;  14].  Вот  она  главная  дихотомия  их  философии!  Чувственность  —  Рациональность.  Но  это  более  глубокое  различие,  чем  кажется  на  первый  взгляд.  Данные  аспекты  —  часть  основополагающей,  межцивилизационной  дихотомии:  дихотомии  Запад-Восток  [7;  8,  с.  223—265].  Это  ключевое  отличие.  Это  ключевая  борьба  не  только  в  них  самих,  но  и  между  ними,  но  и  всегда  в  истории.  Противоположностям  суждено  бороться.  Но  это  содержание  борьбы.  Где  ее  форма?  Неужели  форма  и  содержание  —  это  стакан  и  налитая  в  него  ввода,  убери  воду  и  останется  пустой  стакан?  Неужели  форма  может  существовать  без  содержания,  а  содержание  без  формы?  Нет,  так  никогда  не  было  и  не  будет.  А  соединены  они  не  механическим,  а  диалектическим  совмещением  [5,  с.  58,  71]. 

Откроем  страницы  трудов  Бердяева  и  Фромма,  сравним  написанное,  сравним  форму.  Что  мы  видим?  Да  чувственность,  да  рационализм.  Но  они  пишут  схожие  вещи:  человек  и  общество  должны  измениться;  человеку  необходимо  трудиться,  чтобы  не  быть  паразитом;  необходимо  заниматься  творчеством;  необходимо  помогать  друг  другу.  И  все  это  уже  говорили  Будда,  Иисус,  Экхарт  и  др.  Каждому  человеку  и  всему  человечеству  необходимо  избавиться  от  фантазмов  и  иллюзий.  Да,  Фромм  не  оценил  во  всей  полноте  Афродиту  Небесную,  предпочел  Земную,  Бердяев  сделал  иной  выбор.  Но  таковыми  решениями  этого  и  других  вопросов  с  присущими  им  различиями  они  искали  одного  —  свободы:  каждый  находил  ее  по-своему  (первый  в  Боге,  второй  —  в  возможности  действовать)  [1;  2;  3;  4;  12;  13;  14].

Но  все  это  не  глубокое  сходство.  Приведенные  сходства  граничат  с  тем,  что  мы  можем  назвать  и  отличиями.  Что-то  по-настоящему  общее  мы  так  и  не  нашли.  Это  общее  должно  связать  форму  и  содержание  и  соединить,  наконец,  противоположности.

Вспомним,  что,  не  смотря  на  разное  отношение  к  Богу,  они  все-таки  использовали  Библию  как  отправной  пункт  своего  творчества  (Бердяев  умер  с  открытой  Библией,  Фромм  все  детство  читал  книги  Пророков,  «исторические»  книги  Библии  не  любил  из-за  их  жестокости)  [4;  9].  Не  только  Библия  через  христианство  и  иудаизм,  но  и  другие  мировые  религии,  а  также  ряд  философских  систем  призывают  к  одному  единственному,  призывают  к  подлинной  гармонии.  Единство  и  гармонию  обеспечит  любовь.  Она  все  свяжет  между  собой,  а  не  разделит.  Связь  будет  вечно  нерасторжима,  хотя  на  первый  взгляд  может  показаться  иначе.  Но  если  бы  любовь  не  была  бы  метафизична,  статична  и  вечна  [10],  то  мы  бы  не  прочитали  в  первоисточнике  Бердяева  и  Фромма:  «Любовь  долготерпит,  милосердствует,  любовь  не  завидует,  любовь  не  превозносится,  не  гордится,  не  бесчинствует,  не  ищет  своего,  не  раздражается,  не  мыслит  зла,  не  радуется  неправде,  а  сорадуется  истине;  все  покрывает,  всему  верит,  всего  надеется,  все  переносит.  Любовь  никогда  не  перестает…  …не  имею  любви,  —  то  я  ничто.  А  теперь  пребывают  сии  три:  вера,  надежда,  любовь;  но  любовь  из  них  больше»  (I  Корр.  Павла.  13:  4—8,  2,  13)  [4].

Вот  она  конечная  цель  нашего  поиска  —  любовь!  Она  свяжет  между  собой  форму  и  содержание,  она  устранит  противоречие  и  наступит  синтез.  Вот  что  роднит  философию  Бердяева  и  Фромма!  Оба  они  исходили  из  человека  в  своих  в  своих  размышлениях.  За  человеком  у  них  последовала  любовь.  Эти  два  положения  (философия  Бердяева  и  философия  Фромма)  будто  бы  диалектические  противоположности  испытали  на  себе  диалектический  синтез.  Снятие  противоречия  привело  к  пониманию  значения  любви  для  человека:  любовь  —  фундаментальная  потребность  человека  и  основа  его  бытия. 

Но  как  же  любовь  может  уничтожить  грань  чувства  и  разума?  Неужели  она  и  на  это  способна?  Да,  считает  Бердяев!  Вопрос  лишь  в  языке,  способе  изложения.  Язык  любви  (мистика)  и  язык  понятий  (наука,  теология)  говорят  об  одном  и  том  же,  но  по-разному.  Они  говорят  о  любви,  но  не  понимают  друг  друга  [1].

Умерли  двое  великих  мыслителей,  но  время  сохранило  их  труды  для  потомков.  Трудна  была  их  судьба:  пришлось  обоим  покинуть  свою  Родину  и  творить  в  чужих  краях  [4;  9].  Сегодня  мы  можем  читать  их  сочинения,  размышлять  о  них,  творчески  развивать  их  идеи.  Как  говорил  Фалес  Милетский,  время  расставит  все  на  свои  места:  оно  мудрее  всего.  Да,  утро  вечера  мудренее.  Сегодня  в  XXI  в.  мы  можем  посмотреть  своим  современным  взглядом  на  труды  Бердяева  и  Фромма,  но  они  все  равно  вернут  нас  к  традиции,  к  истокам,  к  мирозданию  —  к  любви.  Ибо  вечно  «пребывают  сии  три:  вера,  надежда,  любовь;  но  любовь  из  них  больше»  [4].

И  вновь  12  декабря  2013  г.  Выступление  президента  закончилось.  И  страна  подумала:  необходимо  поставить  ему  «like»  за  столь  интересную  тему  для  размышления. 

 

Список  литературы:

  1. Бердяев  Н.А.  Дух  и  реальность.  Основы  богочеловеческой  духовности.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1937_03  (Дата  обращения:  10.10.2013).
  2. Бердяев  Н.А.  Новое  религиозное  сознание  и  общественность.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/berdyaev_novoe_rel_sozn//  (Дата  обращения:  10.10.2013).
  3. Бердяев  Н.А.  О  назначении  человека.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/o_naznachenii_cheloveka//  (Дата  обращения:  10.10.2013).
  4. Библия  (любое  издание).
  5. Волкогонова  Е.Д.  Бердяев.  М.:  Молодая  гвардия,  2010.  —  390  [10]  с.:  ил.  —  (Жизнь  замечательных  людей:  cер.  биогр.;  вып.  1257).  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  likebook.ru/book/view/198845  –  Загл.  с  экрана.  (Дата  обращения:  14.11.2013).
  6. Выготский  Л.С.  Том  4.  Детская  психология.  Под  ред.  Д.Б.  Эльконина.  М.,  Педагогика.  1984.  \\  Выготский  Л.С.  Собрание  сочинений  в  6  томах.  Гл.  ред.  А.В.  Запорожец. 
  7. Гегель  Г.В.Ф.  Лекции  по  истории  философии  (любое  издание).  Гегель  Г.В.Ф.  Наука  логики  (любое  издание). 
  8. Ерасов  Б.С.  Классификация  и  сравнительное  изучение  цивилизаций.  \\  Ерасов  Б.С.  Сравнительное  изучение  цивилизаций:  Хрестоматия:  Учеб.  пособие  для  студентов  вузов.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eras/39.php//  (Дата  обращения:  20.02.2014).
  9. Киреевский  И.В.  Собрание  сочинений  в  двух  томах.  Том  1.  Под  ред.  М.  Гершензона.  М.,  Типография  Московского  Императорского  Университета.  1911.
  10. Константинов  А.  О  жизни  и  идеях  Эриха  Фромма.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.noogen.su/Heroes/x-fromm.htm//  (Дата  обращения:  7.07.2013).
  11. Плотин.  Эннеады.  К:  «УЦИММ-ПРЕСС»,  1995-1996;  К.:  PSYLIB,  2003.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://psylib.kiev.ua/  —  Загл.  с  экрана.  (Дата  обращения:  10.10.2013) 
  12. Путин  В.В.  Послание  Федеральному  собранию  от  12  декабря  2013  г.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.kremlin.ru/news/19825//  (Дата  обращения:  20.12.2013).
  13. Фромм  Эрих.  Бегство  от  свободы.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Фромм//  —  Загл.  с  экрана.  (Дата  обращения:  7.07.2013).
  14. Фромм  Эрих.  Здоровое  общество.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Фромм//  —  Загл.  с  экрана.  (Дата  обращения:  7.07.2013).
  15. Фромм  Эрих.  Иметь  или  быть.  Эрих  Фромм.  Здоровое  общество.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Фромм//  —  Загл.  с  экрана.  (Дата  обращения:  7.07.2013).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.