Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2013 г.)
Наука: Политология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Желева Ольга Викторовна
студент 5 курса Юридического института Томского государственного университета, РФ, г. Томск
Парфенов Александр Сергеевич
научный руководитель, ст. преподаватель Юридического института Томского государственного университета, РФ, г. Томск
Процесс возникновения и становления социального государства довольно сложен. В настоящее время данное понятие можно рассматривать в нескольких плоскостях: в научной – как определенную идею и концепцию; в нормативной — как принцип, закрепленный в конституциях развитых стран мира; в эмпирической — как проявление деятельности ряда государственных институтов по решению социальных проблем общества.
Впервые термин «социальное государство» был употреблен в 1850 году немецким ученым Лоренцом фон Штейном, который включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах как для всех общественных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счёте развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве [1, с. 127]. В 1930 году немецким ученым Г. Геллером было предложено понятие «социальное правовое государство» и дана его трактовка. Ключевым звеном такого государства становятся права гражданина и гарантии, которые предоставляются государством. Немецкий правовед К. Хессе, освещая деятельность социального государства, практически полностью уподобляет социальное государство социалистическому, которое осуществляет контроль над материальной и духовной сторонами жизни общества.
Появление термина «социальное государство» связано с объективными социально-экономическими процессами, происходящими в буржуазном обществе на рубеже XIX—XX веков. В то время необходимо было определить роль государства в социальной сфере общества, распределении доходов, установлении равенства и свободы человека и гражданина. В связи с многочисленными революционными социальными потрясениями государство было вынуждено отказаться от роли «ночного сторожа» и занять активную позицию в предоставлении каждому необходимых гарантий для реализации своих прав и свобод.
В учебнике «Государственное право Германии» приводятся три подхода к решению вопроса о сущности социального государства.
Первый подразумевает под термином «социальный» — связанный с обществом, то есть государство в этом смысле ответственно за существование самого общества.
Второй подход заключается в толковании слова «социальное» как указывающего связь статуса человека с обществом, то есть термин «социальное государство» указывает на наличие обязанностей индивидов и общества по отношению друг к другу.
Третий подход наиболее полно раскрывает суть социального государства, понимая под ним организацию, помогающую слабо защищенным слоям населения, способствующая справедливому распределению материальных благ и тем самым, обеспечивающая достойной уровень жизни каждого члена общества. Таким образом, третий подход воспринял идеи и первого, и второго.
В качестве же основных элементов социальной государственности немецкие исследователи выделяют: достойный человека прожиточный минимум; смягчение и устранение социального неравенства; развитое социальное обеспечение; общий подъем благосостояния [3, c. 157].
Германия стала первым государством, провозгласившим себя в Основном законе 1949 года социальным, что означает активное устремление государства гарантировать обеспечение достойного человека уровня жизни, а также удовлетворения базовых потребностей всех слоев общества согласно существующим стандартам [2, с. 2—7].
Аналогичные процессы происходили и в англоязычных странах, где в научный оборот было введено понятие “Welfare State” — «государство благоденствия». В 1977 г. английские ученые Фернис Норман и Тилтон Тимоти в своей работе, вышедшей в Лондоне, «Состояние государства благоденствия. От социальной безопасности к социальному равенству» выделили 3 разновидности «государства благоденствия» [4, с. 25]. Первую разновидность они назвали «позитивное государство социальной защиты», основанное на либеральных идеях и гарантии корпоративных интересов. Прототипом этой модели, по их мнению, являются США. Вторая разновидность — «государство социальной безопасности», которое обеспечивает формальное равенство граждан, а не фактическое (материальное), так каждому предоставляются равные возможности для самореализации. Его прототип — Великобритания. Третья разновидность получила название «социальное государство всеобщего благоденствия», которое уделяет большое внимание социальной политике, способствует реализации принципов свободы, равенства, солидарности. Этому типу соответствует Швеция.
В целом, при таких различных зарубежных подходах к пониманию социального государства можно выделить его типичные характеристики и функции.
Признаки и условия существования социального государства:
1. Демократический режим
2. Высокий нравственный уровень граждан и должностных лиц государства, то есть высокий уровень правосознания и правовой культуры всех членов общества
3. Мощный экономический потенциал, позволяющий справедливому перераспределению доходов
4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности в государстве в нужных областях хозяйства
5. Наличие правового государства
6. Существование гражданского общества, способствующее становлению и развитию социальной политики
7. Наличие социальных программ, ориентированных на менее защищенные слои общества
8. Стремление государства к установлению всеобщего блага, обеспечению достойного уровня жизни всех членов общества, установление справедливости в системе общественных отношений
9. Наличие развитого эффективного социального законодательства, о социальной защите населения. Например, в Германии имеется Социальный кодекс.
В качестве целей и задач, которые выполняет социальное государство можно выделить следующие:
1. Помощь социально незащищенным слоям населения посредством установления величины прожиточного минимума, государственных пособий, пенсий и иных гарантий социальной защиты, развития системы социальных служб.
2. Обеспечение равенства посредством стирания различий в уровнях благосостояния.
3. Обеспечение государственной поддержки лицам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
Таким образом, определение государства как социального относится к конституционно-правовому статусу государства, предполагающее конституционное закрепление и гарантирование экономических, социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Это означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму неопределенные социальные различия.
То есть такое государство формирует новый тип социальных связей в обществе, основанный на гарантии принципов социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия. С другой стороны, социальное государство не ставит своей целью достижение абсолютного равенства и социальной справедливости и не порождает своими действиями социальное иждивенчество и паразитирование. Речь идет о том, что государство обязуется поддерживать стабильное социально-экономическое положение своих граждан, гарантирует им равные возможности для самореализации.
Таким образом, социальное государство — это государство, отдающее приоритет реализации социальных функций, способствующее развитию каждого гражданина путем обеспечения достойного уровня жизни ему и его семье, такое государство, прежде всего, является новым этапом развития правового.
Список литературы:
1.Балюшина Ю.Л. Социальное государство в России: история и современность //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2010. — № 1. — С. 126—129.
2.Краснолуцкий Г.Н. Правовое и социальное государство: политологические исследования и пути становления // Политика и правовое государство. — 2011. — № 5. — С. 1—14.
3.Кочеткова Л.Н. Социальное государство: опыт философского исследования. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 160 с.
4.Скуратов Ю.И. Социальное государство как институт гражданского общества и конституционного права //Российский юридический журнал. — 2008. — № 2. — С. 24—34.
отправлен участнику
Комментарии (1)
Оставить комментарий