Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 марта 2018 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Домотов В.В., Петров А.А. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЯКУТСКЕ И МОЛОДЕЖЬ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(62). URL: https://sibac.info/archive/social/3(62).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 48 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЯКУТСКЕ И МОЛОДЕЖЬ

Домотов Василий Васильевич

студент факультета ветеринарной медицины ЯГСХА,

РФ, г. Якутск

Петров Айсен Андреевич

студент факультета ветеринарной медицины ЯГСХА,

РФ, г. Якутск

Старостин Владимир Петрович

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц. ДЭПиГО ЯГСХА,

РФ, г. Якутск

Началом волонтёрского движения в мире принято считать двадцатый год прошлого столетия, вчерашние солдаты Первой Мировой войны из Англии, Швеции, Германии, Австрии по собственной воле, в свободное от работы время взялись восстанавливать разрушенную деревню близ города Вардена. Это событие стало отправным пунктом создания Service Civil International – самой старейшей волонтёрской организации в Европе. Уже тогда были обозначены основные принципы работы волонтеров: добровольность и бескорыстность.

В России зарождение собственно волонтёрского движения обычно относят к восьмидесятым года XX века. Но это не совсем так: само явление – добровольная и безвозмездная помощь в общественно значимых делах имеет в нашей стране давнюю историю. Это и дореволюционная Россия, когда милосердие, безвозмездная помощь и солидарность были непреходящими ценностями национального характера россиян любой национальности. В советский период добровольное оказание помощи сохранялось и в пионерском тимуровском движении, и в деятельности обществ охраны памятников истории, в сохранении окружающей среды, и в деятельности комсомольских поисковых отрядов.

Сегодня, с функционированием в обществе негосударственных форм взаимодействия общества и гражданина, возможности проявлять гражданские инициативы появляются все новые виды помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также появились граждане, желающие добровольно приносить пользу, как обществу, так и конкретному человеку.

В Якутии, в кругу студентов и молодежи всегда можно было найти активных и инициативных людей, которые безвозмездно оказывали помощь в интересах общества: в улусах, наслегах престарелые и инвалиды никогда не чувствуют себя одинокими, односельчане, особенно молодая ее часть, всегда придут на помощь.

Несколько иными являются межличностные и межгрупповые отношения в городе, и это сказывается на солидарность и взаимопомощь между гражданами в крупных агломерациях. Но и здесь распространены разные виды взаимного вспоможения и оказания общественных услуг на безвозмездной основе: в городе существует десяток благотворительных организаций и множество предприятий, которые на постоянной основе оказывают меценатскую помощь различным незащищенным слоям населения.

Однако мы решили провести собственное исследование в студенческой среде, которое не будет претендовать на общезначимость, но покажет неофициальную точку зрения на волонтерство глазами самих молодых людей.

На первый взгляд сферы применения волонтерского труда в городе предостаточно: это и несовершенная экология и неухоженность определенных районов города (17 квартал, Сайсары, ГРЭС); достаточно большое количество людей пенсионного возраста, которые потеряли связь со своими родственниками в районах; скопление медицинских учреждений и учреждений для инвалидов и престарелых, обязательное для больших городов наличие бомжей и попрошаек.

Наш опрос показал, что про волонтерское движение в Якутске слышали, знают, хорошо осведомлены практически все. Но при конкретизации вопроса («Какую городскую волонтерскую организацию или движение вы знаете?») затруднились ответить каждый третий. Вместе с тем, хотели бы участвовать постоянно в волонтерском движении каждый четвертый молодой человек, а  время от времени две трети респондентов.

Более того: постоянно или время от времени оказывают помощь своим родным, знакомым, оказавшимся в трудных жизненных условиях две трети опрошенных, а считают необходимым оказывать такого рода помощь все участники опроса.

Положительные ответы на вопросы о том, какие волонтерские организации и движения знают опрошенные можно подразделить на четыре основные группы.

Во-первых, многие знают о тех видах и формах волонтерства, которые существовали еще с советских времен, которые имели принудительный или условно добровольный характер: субботники, тимуровское движение в школах, весеннее оживление по уборке улиц и т.д. Эти акции вряд ли подходят по понятие волонтерства, так как остается открытым вопрос о добровольности. К тому же, самом главной проблемой остается вопрос о необходимости поменять свое мировоззрение по поводу мусора: его уборку надо производить не один раз в год, с мобилизацией всех горожан, а в течении всего года [1].

Во-вторых, в городе каждое лето организуются отряды из школьников разного возраста, которые занимаются уборкой городских улиц и площадей. Но это движение даже условно не может быть названо волонтерством, так как имеет возмездный (хотя и очень маленький, скорее символический) характер. К тому же возникает множество вопросов морального характера: насколько нравственно заставлять маленьких горожан убирать все то, что намусорили взрослые. Не порождает ли это проблему для последующих поколений, очень похожую на «экологическую дедовщину»?

В-третьих, многие вспоминали официально ангажированные акции по волонтерству во время Олимпиады в Сочи, Игр «Дети Азии» в Якутске. Однако, отношение к ним у большинства опрошенных скорее негативное или безразличное по ряду причин: «туда попадают только активисты или крутые»; «это создано для пиара», «их труд все равно оплачивается питанием, формой, карьерным ростом» и т.д.

И в четвертых, практически каждый опрошенный сказал, что настоящим волонтером в городе является Антон Васильев, который самостоятельно, в свое свободное время убирает городские просторы, не требуя за это ни денег, ни общественного признания. Многие указывали на него как на настоящего волонтера и как на истинного добровольца, хотя и не оцененного обществом. Ведь нельзя считать полноценной оценкой поступков этого замечательного гражданина нашего города вручение вместе с Первой национальной премией в номинации «Общественный деятель» бутылки водки (хоть и элитной), к тому же абсолютному трезвеннику... [3].

Мы бы не стали обращать на это внимания, если бы не пришли к выводу, что данный пример является истинным отношением власти к настоящему волонтерству. К тому же, данное отношение в какой-то мере отразилось и на отношение горожан к добровольчеству: каждый десятый считает образ истинного волонтера как городского чудака, современного трикстера, которого нельзя полностью идентифицировать как современного человека, живущего в постиндустриальном обществе.

Государство в последнее время старается приложить максимум усилия для активизации инициативы граждан, для культивирования волонтерства, особенно, в молодежной среде. Главное в этой работе – умело направлять и правильно координировать данную деятельность. Согласно утвержденному Правительством Российской Федерации молодежной стратегии [2], приоритетным направлением государственной молодежной политики признается вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и всесторонняя поддержку гражданских инициатив, которые направлены на организацию добровольческого труда населения.

Мы не ставили перед собой цель полностью исследовать столь сложный и поразительный феномен как волонтерство. Нам хотелось, скорее всего, раскрыть узкий, местечковый и субъективный взгляд молодежи на современное волонтерство в нашем городе. Будем надеяться, что наш анализ даст возможность глубже и всестороннее рассмотреть это явление и приложить усилия для изменения отношения к нему молодежи.

 

Список литературы:

  1. Старостин В.П. Экологические проблемы города Якутска и пути их разрешения // Экономика и социум. - 2016. - №12 (31). – С. 1149-1152.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90356/ (дата обращения 17.03.2018).
  3. «Человеку года», являющемуся трезвенником, вручили водку «Дархан» // Интернет-газета «Якутия-инфо». [Электронный ресурс] URL: http://yakutia.info/article/178070 (дата обращения: 17.03.2018).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 48 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Комментарии (1)

# Иван 01.04.2018 20:35
Молодцы

Оставить комментарий