Статья опубликована в рамках: CI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2021 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ЭТИКА ДОЛГА И. КАНТА И ТЕОРИЯ УТИЛИТАРИЗМА И. БЕНТАМА В КОММУНИКАЦИИ ВРАЧ – ПАЦИЕНТ
I. KANT'S ETHICS OF DUTY AND I. BENTHAM'S THEORY OF UTILITARIANISM IN DOCTOR-PATIENT COMMUNICATION
Polina Potkalova
student, Faculty of Pediatrics, Smolensk State Medical University,
Russia, Smolensk
Kisiyat Shamsudinova
student, Faculty of Pediatrics, Smolensk State Medical University,
Russia, Smolensk
Marina Sokolova
scientific adviser, Ph.D. philosophy. Sciences, Assoc., Smolensk State Medical University,
Russia, Smolensk
АННОТАЦИЯ
В данной статье, на примере этики долга И. Канта и этики утилитаризма И. Бентама, рассмотрены этические аспекты взаимоотношений врача и пациента в современной системе российского здравоохранения. Установление коммуникативных отношений между врачом и пациентом, соответствующих общепринятым морально-этическим нормам, чрезвычайно важно, поскольку существенно влияет на эффективность лечения, что придает статье особую актуальность. Научная новизна работы заключается в междисциплинарном рассмотрении вопроса на основе анализа трудов зарубежных философов 18-19 веков и литературных источников, описывающих взгляд на проблему взаимоотношений врача и пациента с точки зрения современной отечественной философии, биоэтики и деонтологии.
ABSTRACT
In this article, on the example of the ethics of duty of I. Kant and the ethics of utilitarianism of I. Bentham, the ethical aspects of the relationship between a doctor and a patient in the modern system of Russian healthcare are considered. The establishment of a communicative relationship between a doctor and a patient that meets generally accepted moral and ethical standards is extremely important, since it significantly affects the effectiveness of treatment, which makes the article particularly relevant. The scientific novelty of the work lies in the interdisciplinary consideration of the issue based on the analysis of the works of foreign philosophers of the 18th and 19th centuries and literary sources describing the view of the problem of the relationship between a doctor and a patient from the point of view of modern Russian philosophy, bioethics and deontology.
Ключевые слова: коммуникация, врач, пациент, биоэтика, деонтология, эмпатия, этика И. Бентама, теория утилитаризма И. Бентама.
Keywords: doctor, patient, bioethics, deontology, empathy, I. Bentham's ethics, I. Bentham's theory of utilitarianism.
На сегодняшний день мы довольно часто из средств массовой информации узнаём о множественных случаях судебных процессов, где в качестве виновника выступают медицинские работники. Статистика подтверждает, что это связано с конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом. Пациенты, как правило, жалуются не на качество оказанной медицинской помощи, а на бездушное отношение медиков. В большинстве случаев, это нельзя объяснить зарплатой медицинских работников, состоянием лечебных учреждений, учитывая, что такая ситуация складывается не только в нашей стране. В прошлом году Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. При этом на первом месте оказались коммуникабельность и умение объяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. А вот то, какое учебное заведение окончил врач, было на последнем месте. За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента всё ещё по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность [4].
Чтобы предотвратить возникновение подобных ситуаций, которые могут закончиться печальным образом, с 1994 года практически во всех медицинских университетах и колледжах начинает преподаваться совершенно новая наука – биоэтика. Термин «биоэтика» возник в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века в США, предложил его в 1970 г. американский онколог Ван Ренсселер Поттер [7].
Биоэтика является этикой выживания человечества, призывающей к принятию ответственных решений в сферах охраны здоровья человека и сохранения естественной природной среды.
В медицинском вузе преподавание биоэтики направлено на то, чтобы сформировать у будущих врачей искусство коммуникации с пациентами, их родственниками и близкими, работниками системы здравоохранения, имеющими отношение к лечению этих пациентов. Фактически, успешное лечение зависит не только от знаний, профессиональных навыков врача, но и от его таланта общения с больными, с их родственниками, с коллегами, от этического, а также эстетического воспитания, культуры общения, способности врача расположить к себе пациента, установить доверительную связь.
В процессе формирования доверительного отношения к врачу, бесспорно, важное значение имеет первое впечатление, а также манера речи: громкость, интонация, скорость речи, тон, жестикуляция, мимика, умение формулировать предложения. По тому, как врач здоровается с больными, можно судить об общей и профессиональной культуре врача. Каждый врач должен внимательно выслушивать пациента, проявить заинтересованность его проблемой, сочувствие, четко и ясно отвечать больному на поставленные вопросы, при этом, нужно общаться на понятном и доступном пациенту языке, не употребляя в разговоре сложные медицинские термины. [1, с. 5] Также, несомненно, важную роль во взаимоотношениях врача и пациента играют этические аспекты.
Этический аспект означает соблюдение норм поведения, норм общения, речевого этикета, медицинской деонтологии. Будущий врач должен понимать, что ему придётся выслушивать многочисленные жалобы, претензии со стороны пациентов, их родственников, замечания коллег. При этом он должен уметь контролировать своё поведение, эмоции, проявляя тактичность, профессионализм и эмпатию. Её целью является продемонстрировать пациенту, что он находится в центре внимания врача, а не только его заболевание. Осознание и принятие врачом самобытности больного является более важным компонентом в процессе их общения. В этом плане с этической точки зрения на первый план должен выступать образ больного как неповторимой и уникальной личности.
В работе «Основы метафизики нравственности» И. Кант пишет: «Итак, поступок из чувства долга должен совершенно устранить влияние склонности и вместе с ней всякий предмет воли. Следовательно, остается только одно, что могло бы определить волю: объективно закон, а субъективно чистое уважение к этому практическому закону, стало быть, максимально следовать такому закону даже в ущерб всем моим склонностям». [3]
В XVIII-XIX веках появляется ряд этических и этико-философских концепций, оказавших значительное влияние на развитие медицинской этики, особенно в ее новых формах – биомедицинской этике и биоэтике. Над морально-этическими проблемами размышляли многие философы, такие, как Аристотель, Б. Спиноза, И. Кант, К. Маркс. Тем не менее, среди научных работ, касающихся данной тематики, особенно выделяются труды И. Канта и И. Бентама.
Взаимоотношения между врачом и пациентом должны строиться на основе этики долга Иммануила Канта, которым понятие морали было возведено в высшую степень. Этика выступает у него как особая часть философии, которая регулирует отношения между людьми.
В основе философской теории Иммануила Канта лежат нравственные законы, существующие в сознании людей, острая необходимость соблюдения данных законов и достижение максимального приближения поступков к идеалу. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Сам философ называл один из своих нравственных законов - законом долга или категорическим императивом, требующим безусловного выполнения: закон применим во всех случаях - «категоричен»; к тому же он обязателен - «не допускает выбора».
По Канту, категорический императив - общеобязательное правило поведения людей, которое требует всегда поступать в соответствии с чувством долга и принципами морали, и относиться ко всякому человеку таким образом, какого отношения хотел бы к себе. Так и человек, выбравший профессию врача и ее получивший, должен во всех случаях, вне зависимости от обстоятельств быть категоричным и максимально реализовывать свои знания и умения в процессе оказания помощи пациенту во благо ему и на пользу. И в этом врач не имеет морального права выбора, в данную профессию люди должны идти по призванию. Только чувство долга, как перед человечеством, так и перед самим собой, может являться движущей силой в выборе профессии врача.
И. Кант считал, что моральный закон находится в душе каждого человека. Применительно к медицине, коммуникации врач-пациент должны быть налажены с соблюдением норм морали, которые известны душе и совести каждого человека. Истинный человеческий смысл жизни И. Кант видел в следовании долгу, а нравственными признавал лишь поступки, совершенные по велению долга. Таким образом, нравственность образует подобие моста между врачом и пациентом. Чувство правильного или неправильного не является ложным или произвольным, но подразумевает, что обе стороны подвержены действию метафизических законов. Моральный закон реален, как звезды и планеты. Эта эпитафия высечена на надгробном камне Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благовонием, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Это означает, что моральный закон реален, как звезды и планеты [5].
Примером категорического императива Иммануила Канта в медицине может являться эвтаназия, противоречащая всеобщему закону природы. Врач должен постоянно совершенствоваться, развивать свои знания и умения, а не предаваться излишним увеселениям, удовольствиям, что противоестественно природе человека [5].
Иеремия Бентам известен как основатель утилитаризма, главный принцип которого звучит так: максимум возможного счастья — для наибольшего числа лиц. «Чувство долга, которое привязывает людей к их обязательствам, есть не что иное, как чувство интереса высшего разряда, который берет верх над интересом подчиненным. На людей оказывает влияние не одна только частная польза того или другого обязательства, но в случае, когда обязательство становится отяготительным для одной из сторон, на них оказывает влияние общая польза обязательств, доверие, которое каждый просвещенный человек желает внушить к своему слову, чтобы считаться человеком надежным и пользоваться выгодами, связанными с честностью и уважением» [2, с. 33]. Постулирует органическое единство принципов пользы и справедливости: «что справедливо, то и полезно». Различие проявляется лишь в особом чувстве, присущем справедливости. Первоначально интенсивность этого чувства была связана с инстинктом самосохранения [2, с. 25]. В ходе дальнейшего развития общества оно приобретает моральный характер — из расширенной симпатии и разумного собственного интереса, выражающегося в заинтересованности каждого члена общества в соблюдении правил справедливости.
В целом идея справедливости составляет своего рода базис «пирамиды» общественной пользы, без которого невозможна реализация более высоких потребностей человека: «Итак, справедливость есть подходящее собирательное название для некоторых полезных инструментов общественной жизни, которые намного более важны и потому обладают большим авторитетом и обязующей силой, чем любые другие инструменты подобного рода…» [6].
Главной моральной ценностью и основой нравственности в утилитаризме признается польза, а главным этическим принципом - принцип полезности, согласно которому любые действия следует поощрять или порицать в зависимости от их тенденции усиливать или ослаблять пользу для отдельного индивида или группы лиц. Бентам называл этот принцип «принципом наибольшего счастья», считая, что все законы и деятельность общественных институтов следует оценивать в соответствии с тем, в какой степени они способствуют наибольшему счастью наибольшего количества людей. Принцип полезности действует в четырех областях жизнедеятельности людей: физической, политической, моральной и религиозной. И. Бентам определял мораль как искусство регулировать человеческие поступки таким образом, чтобы они приносили как можно больше счастья. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей. И. Бентам вводит в систему этического знания понятие «деонтология», обозначая им учение о долге, которое кардинальным образом изменяет систему этико-медицинского знания. В медицинскую этику входит понятие профессионального долга врача, в начале ХХ века формируется область этического знания медицинская деонтология, которая приобретает в последующие десятилетия все большее значение [2, с. 85].
По итогам проведенного анализа, налаживание взаимоотношений между врачом и пациентом, соответствующих общепринятым этическим нормам, является одной из главных проблем в современной медицине. Если в процессе общения врачу не удалось установить терапевтическое сотрудничество с пациентом и получить от него информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, то об удовлетворенности потребителя предоставленной медицинской услугой не может быть и речи. Неэффективное общение является барьером на пути к профилактике и укреплению здоровья пациента. Учитывая всё выше сказанное, современный врач, наряду с высоким профессионализмом и стремлением к самосовершенствованию, должен обладать высоким чувством долга и гражданской ответственности.
Список литературы:
- Абуталимов Д., Багандов М. Культура общения врача. – ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии, научный руководитель- к.ф.н. Ермолаева Е.В.
- Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства / И. Бентам, — М.: РОССПЭН, 1998. - 414 с.
- Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/zph/ikant.html (дата обращения: 12.05.2021).
- Регистр лекарственных средств России РЛС Пациент 2003. - Москва, Регистр Лекарственных Средств России, 2002. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_69.htm (дата обращения: 12.05.2021).
- Станославова И.Л. Деонтология И. Канта – ключ к пониманию современной биоэтики// Научно-практический журнал Аллея Науки, № 6(22), 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/112June2018/DEONTOLOGIYa%20I.KANTA%20-%20KLYuCh%20K%20PONIMANIYu%20SOVREMENNOY%20BIOETIKI.pdf (дата обращения: 12.05.2021).
- Сушенцова М.С. Утилитаризм И. Бентама и Дж. Милля: от добродетели к рациональности// Вестник СПбГУ. Экономика. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/6340/1/02-Sushentsova.pdf (дата обращения: 10.05.2021).
- Тищенко П.Д. Что такое биоэтика? Биоэтика: вопросы и ответы. - М.: ЮНЭСКО, 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/tish_bioeth.html (дата обращения: 10.05.2021).
Комментарии (1)
Оставить комментарий