Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2018 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ерова Д.В., Удотова В.В., Николенко А.А. [и др.] ИСТОРИЯ РУССКОЙ КАЛЛИГРАФИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(37). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(37).pdf (дата обращения: 06.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КАЛЛИГРАФИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Ерова Дарья Валерьевна

студент, Педагогического факультета, Ишимского Педагогического Института им. П.П.Ершова,

РФ, г. Ишим

Удотова Виктория Владимировна

студент, Педагогического факультета, Ишимского Педагогического Института им. П.П.Ершова,

РФ, г. Ишим

Николенко Алёна Анатольевна

студент, Педагогического факультета, Ишимского Педагогического Института им. П.П.Ершова,

РФ, г. Ишим

Агапова Анастасия Евгеньевна

студент, Педагогического факультета, Ишимского Педагогического Института им. П.П.Ершова,

РФ, г. Ишим

В современной школе каллиграфия (греч. Καλλιγραφία от κάλλος - красота и γράφω - писать) [2], едва ли не первое искусство, к которому приобщается учащийся, пробуждающее способность к восприятию прекрасного, закладывающее основы эстетического вкуса. Развитие методики обучения письму находится в прямой исторической зависимости от развития каллиграфии.

 Известно, что до принятия христианства и появления на Руси буквенных алфавитов существовало письмо «черт и резов», представляющих из себя «славянские руны» - «примитивные символические знаки и рисунки в форме черточек (черт) и зарубок (резов), служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания и т.п.» [3, C.58]. Но уже IX-X веках существовало две славянских азбуки: глаголица и кириллица. С появлением алфавита каллиграфия древнерусского письма развивается в следующем векторе: устав, полуустав, скоропись, вязь.

Устав - письмо старейшей датированной русской книги Остромирова Евангелия - основной литургический шрифт кириллицы XI в., характеризующийся четкостью и фундаментальностью. Именно с устава начинается история русского письма и всей славянской письменности. В.Н. Щепкин описывает славянское уставное письмо так: «медленное и торжественное письмо; оно имеет целью красоту, правильность, церковное благолепие» [5, C. 26]. Уставным письмом владели, в основном,  монастырские служащие. В качестве орудия письма применялись тростниковые перья.

В XIV столетии начинает развиваться и постепенно вытеснять уставное письмо следующий  вид – полуустав. Он более округлый, с заметным наклоном вправо, буквы полуустава мельче, но более подвижны и размашисты, в нем уже много надстрочных знаков. В нём же существует система знаков препинания. В качестве орудия письма использовались исключительно гусиные перья. Полуустав является основой для последующих шрифтов первопечатных книг. Полуустав имел широкое применение в XIV-XVIII веках, но наряду с ними употреблялись и другие виды письма - скоропись и вязь.

Скоропись - упрощенный стиль письма, более удобный для написания. По сравнению с полууставом, скоропись - более беглое письмо, в нем больше округлостей и меньше вязи. Скоропись, в определенном смысле можно назвать аналогом латинского курсива. При этом следует отметить его прогрессивные характеристики по сравнению с уставом и  полууставом. Если устав – стиль церковной письменности, полуустав -  книжное письмо, то скоропись оказалась одним из самых подвижных видов кириллического письма. «В XVII веке скоропись, отличаясь особой каллиграфичностью и изяществом, превратилась в самостоятельный тип письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания, а главное, способностью к дальнейшему развитию» [4, C.21]. Исследователи  считают, что именно развитие скорописи в XVII веке предопределило дальнейшую петровскую реформу азбуки. 

Вязь – наверное, самое яркое и интересное направление декоративного использования славянского устава. В.Н. Щепкин дал следующее  определение: «Вязью называется кирилловское декоративное письмо, имеющее целью связать строку в непрерывный и равномерный орнамент. Эта цель достигается различного рода сокращениями и украшениями» [5, C. 39]. Иконы, колокола, металлическая утварь, столовые приборы,  мануфактура, наряды,  и пр. – все украшалось вязью. 

Таким образом, русская письменность развивалась в следующей последовательности: устав XI-XV постепенно замещается полууставом, который в XVII веке, переходит из церковных книг в делопроизводство, преобразуется в гражданское письмо, а его курсивный вариант - скоропись - в гражданскую скоропись.  К  началу XVIII русское письмо века уже значительно  отличалось от предшествующих видов. Проведенная  Петром I реформа шрифта и алфавита  способствовала распространению грамотности в России. Новым гражданским шрифтом печатали уже всю литературу – и светские, и  научные, и государственные издания.

Методика обучения каллиграфии  развивалась параллельно c  письменностью.  Первоначально  каллиграфия была единственным способом создания книг. Каждая копия книги переписывалась вручную. В это время появляются первые методические издания - книги образцов письма - «Азбука славянского языка...» (1653 г.), буквари Кариона Истомина (1694— 1696 гг.) с образцами различных стилей: от роскошных инициалов до букв простой скорописи, но системы массового обучения каллиграфии еще не существовало.

Начиная с 18 века, в русских школах каллиграфия уже преподавалась как отдельный, важный предмет. В лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов.  А. С. Пушкин, обучаясь в Императорском Царскосельском лицее,  занимался каллиграфией 18 часов в неделю. В середине XIX в. появляется ряд руководств к обучению скорописи: В. Половцев «Курс скорописи», Ходоровский «Курс скорописи», Баранцевич «Руководство скорописи».   В  1824-1870 годах К.Д. Ушинский создал свою авторскую  методику. Он ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. К.Д. Ушинский предлагал совмещение обучения  детей письму  с чтением. Этот принцип  осмысленного чтения и применяется и в современных школах.

В конце XIX в. и в начале XX века появляется разнообразная методическая литература по обучению детей письму (П.Е. Градобоев, И. Е. Евсеев, Ф. В. Греков, В. С. Гербач).  Из современников К. Д. Ушинского выделялся московский педагог, крупный специалист каллиграфии  - П. Е. Градобоев  -  автор  работы «Руководство к чистописанию для родителей, воспитателей и воспитательниц, а также и для тех лиц, которые желали бы без помощи учителя исправить свой дурной почерк» (1871 г.). Видное  место в истории методики чистописания занял и ученик П.Е. Градобоева -  И. Е. Евсеев, автор неоднократно переиздающейся по настоящее время  «Методики обучения чистописанию», в которой  дается обзор основных методов чистописания; изложение правил посадки учеников, положения тетради, держания ручки; виды подготовительных упражнений; порядок письма букв и способы написания элементов, включая и применение тактирования. Кроме того, в нем даны русские прописи и образцы редко, или совсем неупотребляемых в настоящее время рукописных шрифтов  (фрактурный, ронд, готический, паншё, батард). Дореволюционное  методическое руководство И. Е. Евсеева и сегодня удовлетворяет требованиям, предъявляемые  к пособиям данного типа в наибольшей степени. В книге Ф. В. Грекова «Методика обучения письму» (1911 г.), особое внимание уделяется гигиенической стороне уроков письменности. Ф. В. Греков  излагает требования к классному оборудованию: партам, доске, освещению, письменным принадлежностям; дает ряд практических советов и указаний по методике чистописания. В книге В. С. Гербача «Методическое руководство к обучению письму» (1911 г.) представлен обоснованный порядок написания прописных и  строчных  букв «с подробным указанием, под какой счет нужно писать каждую отдельную букву» [1, C. 8].    Но самый значимый вклад в развитие   методики обучения письму, внесенный  В. С. Гербачом,  - составление прописей. Прописи В. С. Гербача содержат образцы письма прописных и строчных букв, надстрочных знаков и цифр. За образцами букв в прописи следовали слова и фразы, написанные сперва по косым, а потом по двум и одной линейке.

Из учебных постреволюционных российских пособий  следует отметить методические руководства и пособия Д. А. Писаревского,  В. А. Саглина, М. К. Щербак,  Е. В. Гурьянова,  прописи Н. И. Ткаченко и А. И. Воскресенской.       Д. А. Писаревским в   «Обучение письму» (1938 г.),  была раскрыта теория безотрывного письма. В руководстве «Обучение письму в начальной школе» В. А. Саглина (1948 г.) изложены методы обучения письму и чистописанию с первого по четвертый классы; даны рекомендации по  «исправлению запущенных почерков, о подготовке к скорописи в средней школе и, наконец, о письме мелом на классной доске» [1, C. 10].  Пособия   Е.В. Гурьянова характеризуются  научным подходом к вопросам обучения письму на основе психофизиологических исследований. В XX в. наблюдается борьба за применение линейного метода обучения чистописанию. Противниками разлиновки тетрадей являлись, прежде всего, сторонники метода М. Монтессори.

В заключение следует отметить, что история письма, как и история обучения ему – это история человечества. И каждый ребенок, обучаясь  письму и навыкам каллиграфии, повторяет историю письменности от самого ее возникновения и до настоящих времен, от рисунков до русского курсивного письма.

 

Список литературы:

  1. Боголюбов Н. Н. Методика чистописания: учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград : Учпедгиз, 1955 – URL: https://sheba.spb.ru/shkola/metodika-chistopisania-1955.htm
  2. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. 1976. – URL: http://endic.ru/linguistics/Kalligrafija-1365.html
  3. Копарев Е. А. Древние славянские письменности / Е. А. Копарев. – М.: Авторская книга, 2014. – 185 c.: ил.
  4. Чобитько П.П. Азбуковник древнерусского письма. Устав, полуустав, скоропись, вязь. – М.:  Издательство: Гимназия Св. Василия Великого. 2008 г-115 с.
  5. Щепкин В.Н. Русская палеография. - М.: Наука, 1967.- 225 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.