Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2018 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПИСАТЕЛИ-ЗАТВОРНИКИ. ВЫБОР В ПОЛЬЗУ ОДИНОЧЕСТВА
Прославленный ирландский философ и драматург Джордж Бернард Шоу говорил: «Я стал литератором потому, что автор редко встречается со своими клиентами и не должен прилично одеваться». Спокойствие от отчуждённости, нежелание публичности – эти черты жизни присуще многим художникам пера. Одним знаменитым литераторам нравится внимание со стороны любящей публики, они с удовольствием посвящают читателей в подробности своей жизни, не скрываясь под темными очками, другие же, напротив, находят бремя славы крайне тяжелым и предпочитают анонимность. Внимание общества тяготит их, препятствует работе. Эти творческие личности ограждают себя от внешнего мира, полностью уходя в своё любимое занятие.
Многие литераторы, к сожалению или к счастью для них, одиноки. Эти люди гениальны, изобретательны, талантливы, имеют прекрасное воображение, но они настолько поглощены написанием своих текстов, что не нуждаются в частом общении с кем-либо. Они почти не вступают в контакт с чужими людьми, редко заводят с кем-то дружеские или хотя бы приятельские отношения.
В список закрытых людей, отказавшихся от публичности в пользу покоя и одиночества, входят всемирно известные литераторы как прошлых веков, так и современные авторы XX-XXI столетий. Одним из таких писателей — затворников была Эмили Элизабет Дикинсон, родившаяся десятого декабря одна тысяча восемьсот тридцатого года и ушедшая из жизни пятнадцатого мая одна тысяча восемьсот восемьдесят шестого года. Американская поэтесса имела при жизни около семи — десяти опубликованных под псевдонимом стихотворений. Всё время Эмили Дикинсон делала заметки своих работ на всем, что попадалось под руку, — на использованных конвертах, обороте деловых бумаг, счетов. Масштаб творчества стал известен только после смерти поэтессы, когда младшая сестра Эмили Лавиния обнаружила тысячу восемьсот неопубликованных произведений. Лавиния нашла ларец с переплетенными тетрадками по шесть-восемь листов. В них были расположены в определённом порядке восемнадцать-двадцать набело переписанных стихотворений. «Она писала исключительно для себя, в стол! — говорит знаменитый и талантливый литератор Томас Хиггинсон. — Гораздо больше, чем публикация стихотворений, её волновал вопрос: «Есть ли в моих стихах жизнь?»».
Последние пятнадцать-двадцать лет Эмили надевала одеяния лишь белого цвета. Она редко радовала гостей своим присутствием. Сохранять своё уединение помогала ей сестра. Большинство людей, с кем Дикинсон имела дружеские отношения, ни разу не видели её лично, не говорили с ней с глазу на глаз — их дружба заключалась в переписке. Несмотря на это, когда отец как казначей колледжа Амхерст устраивал ежегодный приём, на котором присутствовали все важные особы города, Эмили вела себя непринуждённо и спокойно, что, по словам того же Хиггинсона, трудно было предложить, насколько затворнический характер носила её жизнь. С одна тысяча восемьсот шестьдесят второго года она общалась только с родными и самыми близкими друзьями. Этому причиной стало расставание с человеком, к которому литератор испытывала сильные чувства. Не покидая надолго границы своего дома, где Дикинсон появилась на свет, она никогда не была замужем. Последние годы писательницы были омрачены скорбью из-за смерти многих любимых людей. Тяжелее всего она перенесла смерть отца и восьмилетнего племянника Гилберта, что нашло отражение в самых проникновенных её письмах.
Знаменитая Эмили Дикинсон писала, что мысль о публикации «ей чужда, как небосвод — плавнику рыбы». Первая посмертно выпущенная книга стихов «Poems by Emily Dickinson» вышла в одна тысяча восемьсот девяностом году и имела определённый успех. За этой публикацией последовали многие другие. Ныне Эмили Дикинсон считается одной из важнейших фигур американской и мировой поэзии и самым читаемым в мире и в своей стране американским поэтом всех времён.
Ещё одним закрытым от всего мира писателем был Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст, французский писатель, критик и новеллист. Марсель Пруст родился вскоре после окончания франко-прусской войны в районе Отёй десятого июля одна тысяча восемьсот семьдесят первого года в доме двоюродного дяди Луи Вейля. Одно из самых знаменитых произведений мировой литературы XX века, семитомная эпопея «В поисках утраченного времени» принесла Прусту как автору большую известность. Этот нервозный, чувствительный, ранимый литератор был общительным человеком, вёл публичную жизнь вплоть до достижения тридцатилетнего возраста. В одна тысяча девятьсот третьем году умер отец, а в сентябре одна тысяча девятьсот пятого года — горячо его любившая мать. Писатель стал обеспеченным наследником. Гибель родных заставила здоровье писателя пошатнуться. С девяти лет Пруст страдал от тяжелой формы астмы и после ухудшения почти перестал выходить из дома, полностью посвятив себя сочинительству. С одна тысяча девятьсот шестого года Пруст вёл затворнический образ жизни. Он заперся в студии, не пропускавшей солнечного света — при помощи наглухо закрытых створок он боролся со своим недугом. Стены его спальни были обиты пробковым деревом и не пропускали ни единого звука с улицы. Навестивший его однажды Леон-Поль Фарг поражался бледности писателя и ледяному холоду его рук. Пруст работал ночами. Как-то он писал без перерывов три дня — настолько увлекало его ремесло литератора. На встрече с Джеймсом Джойсом двум живым классикам так и не удалось нормально поговорить. «Это было безнадежно, — вспоминал Джойс, — день Пруста только начинался, а мой уже стремился к концу». Марсель Пруст скончался в Париже 18 ноября 1922 года.
Человеком, предпочитавшим покой и стены собственного дома общению с публикой, является великий прозаик из Австрии Томас Бернхард. Драматург родился 9 февраля 1931 года в городе Херлен, находившимся в Нидерландах. Родители матери воспитывали внебрачного Томаса Бернхарда; его дед по материнской линии был литератором. Писатель учился в католической школе, оставил её в одна тысяча девятьсот сорок седьмом году и занялся торговлей в лавке. В одна тысяча девятьсот сорок девятом - одна тысяча девятьсот пятьдесят первом годах Томас Бернхард находился на лечении в лёгочном санатории — болезнью лёгких страдал всю жизнь. В одна тысяча девятьсот пятьдесят пятом — пятьдесят седьмом годах обучался актёрскому мастерству в Зальцбургском университете музыкального и драматического искусства «Моцартеум», после чего полностью посвятил себя творчеству. В одна тысяча девятьсот шестьдесят пятом году переехал в принадлежащий ему дом в округе Гмунден. К возможности доверительных отношений между людьми знаменитый писатель всегда относился весьма скептически. Ранимый и болезненный одиночка, непримиримый к любой фальши в личных и общественных отношениях, Бернхард своей жесточайшей критикой всех институтов австрийского общества снискал в стране репутацию очернителя. Он почти не покидал свой дом-крепость, расположенный где-то в австрийской глуши, и лишь изредка появлялся на публичных мероприятиях — обычно со скандалом или гневной отповедью. В завещании писатель указал, что категорически запрещает популяризировать своё наследие в Австрии. Позднее нашли выход, как обойти этот «указ», основав Общество Томаса Бернхарда, которое имело власть над судьбой работ писателя. Единственным человеком, о котором заботился Бернхард, была его спутница жизни, которую он впервые увидел в год смерти матери. Между ними была разница в возрасте — мастер слова был младше возлюбленной на тридцать лет. Известный литератор умер в одна тысяча девятьсот восемьдесят девятом году. О смерти писателя сообщили уже после похорон.
Ещё одним затворником был Джером Дэвид Сэлинджер, автор романа «Над пропастью во ржи», принёсший создателю мировую известность, славу, а также любовь читателей. Американский писатель родился первого января одна тысяча девятьсот девятнадцатого года в Нью-Йорке. После фурора своего романа («Над пропастью во ржи» — единственный роман писателя), Сэлинджер ушел в себя и на протяжении долгих лет вел жизнь затворника. Чем большую славу приобретал писатель, тем сильнее у него появлялось желание быть вдали, отстраниться от всего мира. Литератор перестаёт публиковаться, покупает небольшой домик в городке Корниш штата Нью-Гемпшир и с одна тысяча девятьсот шестьдесят пятого года практически не покидает пределы дома, скрываясь за высоким забором. Там он проводил время, приобщаясь к восточным духовным практиками, нетрадиционной медицине, писал исключительно для себя и изредка нарушал тишину — приглашал адвокатов, чтобы через них разделаться с очередным биографом или подражателем. Писатель постиг и опробовал массу религий: сайентологию, дзен-буддизм, учение христианской науки. В мемуарах дочь прозаика поведала и о других чудных склонностях: «Он постоянно придумывал новые диеты. Неделю ел только сырые овощи, потом питался исключительно белковой пищей. А в качестве снадобья от всех недугов пил мочу. Его кожа начала зеленеть, принимая болезненный оттенок, а к дыханию примешивался запах смерти». В этом доме, в который удалось заточить и вторую жену, Клэр Дуглас, были отвратительные условия для проживания. В доме отсутствовало отопление, не было нормальных условий для стирки и мытья. Но Сэлинджер настоятельно просил жену два раза в неделю готовить ему вкусный ужин и стелить чистое бельё на постель. С одна тысяча девятьсот восьмидесятого года он совсем не общался с журналистами и никак не комментировал их реплики. До этого школьнице Ширли Блейни удалось побеседовать с писателем и опубликовать свой материал в местной газете. Узнав о публикации, литератор очень разгневался. Позднее он через суд добивался запрета использования его корреспонденции как материала для биографии и боролся с вариантами продолжения своего главного произведения, авторами которых являлись совершенно посторонние люди. Судя по воспоминаниям Маргарет, после его смерти осталось множество рукописей и несколько оконченных романов, которые, возможно, так никогда и не будут опубликованы. Его литературный агент сообщил в интервью «The New York Times», что писатель в две тысячи девятом году сломал тазовую кость и нормально себя чувствовал продолжительное время. Сэлинджер скончался в своём доме в Нью-Гэмпшире двадцать седьмого января две тысячи десятого года в возрасте девяносто одного года.
Имя писателя, который был затворником пятнадцать лет, Кормак Маккарти. Ныне драматурга часто называют современным Фолкнером. Американский писатель является автором ряда романов, пьес и киносценариев. Двадцатого июля одна тысяча девятьсот тридцать третьего года он появился на свет в семье успешного юриста. Когда мальчик родился, он был назван «Чарльз», но литератор сменил имя на «Кормак» в честь легендарного ирландского короля. Южная готика, вестерн, постапокалиптика – жанры, в которых работает Маккарти. В одна тысяча девятьсот шестьдесят пятом году дебют писателя: в издательстве «Random House» выходит его первый роман, написанный под влиянием Уильяма Фолкнера — «Хранитель сада». Широкую известность Маккарти приобрел после публикации в одна тысяча девятьсот девяносто втором году романа «Кони, кони…», за который он получил Национальную книжную премию и Национальную книжную премию критиков. Это произведение вышло в свет вместе с романами «За чертой» одна тысяча девяносто четвёртого года и «Городами прерии» одна тысяча девятьсот девяносто восьмого года, образующими так называемую «Пограничную трилогию». Работа удостоилась премий Национальной книги и Гильдии американских критиков. В том же году Маккарти беседует с репортёром американской газеты «The New York Times» и затем как автор исчезает из виду на пятнадцать лет, не принимает участие в литературной жизни, не появляется на чтениях, некоторую часть времени оставаясь без собственного агента. В две тысяча пятом году году вышла в свет книга «Старикам тут не место», в две тысяча шестом году — «Дорога», за которую литератор был удостоен Пулитцеровской премии и Премии памяти Джеймса Тэйта. Оба романа были успешно экранизированы, что повлияло на решение ведущей синдикационного ток-шоу Опры Уинфри пригласить Кормака Маккарти в качсетве участника на своё шоу, выпуск которого пришёлся на пятое июня две тысяча седьмого года. Находясь на мероприятии знаменитый писатель чувствовал себя неуютно. Сейчас всё чаще Маккарти упоминается в качестве кандидата на Нобелевскую премию по литературе.
В список творческих людей, предпочитавших и предпочитающих одиночество публике, также входят: американская писательница, автор романа «Убить пересмешника», Нелл Харпер Ли, титулованный российский литератор Виктор Олегович Пелевин, немецкий писатель и киносценарист Патрик Зюскинд, английский писатель, романист и эссеист, один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе Джон Роберт Фаулз, американский писатель и журналист, работавший в жанрах ужасов, мистики, фэнтези и научной фантастики, совмещая их в оригинальном стиле, родоначальник Мифов Ктулху Говард Филлипс Лавкрафт, датский писатель Питер Хёг и многие другие литераторы-затворники.
Одинокие в душе, тем не менее, писатели нуждаются в общении с другими людьми, хоть и редком. Это призвание соединяет в себе два несовместимых понятия: одиночество и публичность. Кто-то из рыцарей пера совмещает в своей жизни и то, и другое, кто-то же отдаёт предпочтение первому.
Список литературы:
- Американская литература XIX в. – М.: Высшая школа, 1964. – 245 с.
- Андреев А.Г. Марсель Пруст. М., Высшая школа, 1968.
- Галинская И. Л. Загадка Сэлинджера // Галинская И. Л. Загадки известных книг. — М.: Наука, 1986. — С. 9-64.
- Староверова Е. В. Американская литература: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 320 с.
- Хёллер Х. Томас Бернхард. Рейнбек беи Гамбург: Роволт, 1993.
- Шоу Джордж Бернард // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- Эмили Дикинсон. Лирика. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 891с.
дипломов
Оставить комментарий