Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Венец Т.А. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЯХ МАЛЫХ ФОРМ С.В. РАХМАНИНОВА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(33). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/22(33).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЯХ МАЛЫХ ФОРМ С.В. РАХМАНИНОВА

Венец Татьяна Александровна

студент 4 курса Института искусств ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»,

РФ, г. Саратов

Протасова Светлана Викторовна

научный руководитель,

канд. пед. наук,  доц. кафедры музыкально-инструментальной подготовки, Института искусств, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

РФ, г. Саратов

Фортепианные сочинения С.В. Рахманинова являются  той музыкально-исполнительской базой для пианиста, на которой происходит формирование музыканта. К фортепианным сочинениям малых форм  (ноктюрны, пьесы-фантазии,  салонные пьесы,  музыкальные моменты, два опуса прелюдий соч.23 и 32, этюды-картины соч.33 и 39)  обращаются исполнители разных поколений от молодых музыкантов до концертирующих пианистов. Пьесы С.В. Рахманинова входят в концертный репертуар и учебные программы, являясь знаковым критерием овладения музыкальным инструментом и уровнем развития творческой индивидуальности пианиста.

Образно-поэтический язык музыки С.В. Рахманинова сложен и многообразен по композиционному замыслу, разнообразным типам фактуры, виртуозным требованиям к пианисту и т.д. На сегодняшний день накоплен значительный опыт в области исполнительских трактовок, методики преподавания  фортепианных сочинений.

В отечественном  музыкознании интерес к творчеству С.В. Рахманинова появляется с середины ХХ века: статья Д. Житомирского «Фортепианное творчество Рахманинова» (1945), монография А. Соловцова «Рахманинов» (1947), сборник статей и материалов «С.В. Рахманинов» под редакцией Т.Э. Цытович (1947). Особое место в изучении творчества композитора заняла монография О. Соколовой «Рахманинов» (1984), и В. Брянцевой «Фортепианные произведения Рахманинова» (1966). 

Между тем,  остается малоизученной область интертекстуальности музыки композитора в малых формах. Интертекстуальность, как способ новаторства, поиск путей развития музыкального искусства, присуща композиторскому творчеству ХХ века. Данное явление характерно для музыки современника С.В. Рахманинова – И. Стравинского, в которой он использует адаптацию и  цитату.

В отдельную область музыкознания проблема интертекстуальности складывается во второй половине ХХ века. Формами работы композиторов с текстом становятся анаграммирование, цитатно-аллюзийные  аспекты использования заимствованного музыкального материала, полистилистика (творчество А. Шнитке) и многое другое. Работы, посвященные рассмотрению проблематики интертекстуальности в музыке С.В. Рахманинова немногочисленны. Интересующий нас вопрос находит отражение в монографии А. В. Ляхович «Символика в поздних произведениях Рахманинова», которую автор изучает на материала  позднего творчества композитора.

На основе изучения литературы в рамках данной статьи выделим некоторые аспекты фортепианного стиля композитора С.В. Рахманинова, на которые необходимо акцентировать внимание обучающегося в процессе изучения произведений малых форм: колокольность, ориентальность, цитатность.

Анализу колокольности в творчестве композитора посвящены фундаментальные исследования Ю.В. Келдыша, Л. А. Скафтымовой, В.Н. Брянцевой, А.Я. Ярешко.

Саратовский искусствовед Ярешко А.С.   в исследовании «Колокол как предчувствие. Колокольные звоны в творчестве А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова», рассматривая характерные особенности праздничных православных звонов (перезвон, красный звон,  трезвон), звоны функционального типа (свадебный или «разгонный»), малиновый звон [4, c. 13-18], проводит анализ некоторых произведений  композитора через призму жанровой системы колокольных звонов.

С.А. Ярешко указывает, что  элементы искусства православного звона обнаруживаются уже в раннем фортепианном творчестве композитора. Свидетельством тому служит фортепианная пьеса «Гавот», которая «отдаленно напоминает  западноевропейский танец. Созданная в размере 5/4, она наполнена колокольной фактурой, колористическими созвучиями, особым размахом при повторности мелодико-гармонгическимх элементов, присущих ритму колокольной музыки» [4, c. 61].

Влияние праздничных колокольных перезвонов сказывается на особенностях мелодики финалов и  эпизодов разработочного развития, который представляет собой сплав повторяющихся интонационных образований попевочного типа. Их диапазон ограничен двумя-тремя звуками, а ритмическая основа –   имитация перезвона высоких зазвонных колоколов (кульминация прелюдии соль минор ор. 23, ритмо-фактура которых являет собой типичных образцы праздничных звонов). Колокольность образует и ритмо-фактура Рахманинова. В качестве примера ритмо-фактуры колокольного плана автор приводит репризу Этюда-картины №5 ор 39. С.Я. Ярешко формообразующие элементы данной фактуры раскрывает следующим образом: нижний пласт – «имитация ударов-звонов великого колокола», средняя тематическая линия –  это мелодия в диапазоне человеческого голоса, «рахманиновский распев». Верхний  семантический пласт – набор зазвонных колоколов [4, с. 64].

В музыке С.В. Рахманинова наряду с колокольностью, русской песней, немаловажное значение занимает орниентальность, как присутствие русского и восточного начал. Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова исследует Д.А.Рахимова, указывая, что  «ориентализм композитора «русского» периода творчества (до 1918 года) представлен не в явном виде (через названия произведений, использования фольклорных цитат – «Восточный танец», «Восточный эскиз», романс «Не пой, красавица…»), а завуалированном – в непрограммной музыке (некоторые прелюдии, этюды-картины, медленные части сонатно-симфонических циклов), обнаруживаясь посредством стилистических черт музыкальной выразительности [3, с.26].

Термин «русский музыкальный ориентализм» был впервые употреблен Б.В. Асафьевым, который определил данную дефиницию как сложную и многоуровневую систему репрезентаций Востока со стороны Запада, включающую в себя представления о сути восточного человека [1]. Д.А Рахимова рассматривает ориентализм как художественное течение, которое характеризуется претворением  представлений о Востоке сквозь призму менталитета, сложившегося в европейском  композиторском творчестве  [3, с.27]. Наиболее наглядно черты ориентализма прослеживаются в прелюдии ор. 32 №2.

Мотивная символика чрезвычайно богата у С.В. Рахманинова. В творчестве композитора часто используются  ритмические, мелодические, гармонические интонационные формулы, цитаты (автоцитаты), аллюзии, лейтмотивы. А. В.  Ляхович  определяет цитату как  художественно осмысленное использование материала, взятого из другого произведения (своего или чужого), или приемов, характерных для другого стиля [2, c. 34].

Исследователь выделяет автоцитатность и автоаллюзийность как  наиболее характерные свойства мышления С.В. Рахманинова. Практически вся музыкальная ткань произведений Рахманинова представляет собой среду гибких, мобильных перекрестных аллюзий и связей между различными своими элементами. Из огромного массива автоцитат в поздних произведениях Рахманинова он указывает аллюзию Прелюдии ре минор ор. 23 в третьей вариации Вариаций на тему Корелли, аллюзию Прелюдии си-бемоль минор ор. 32 в тринадцатой вариации Вариаций на тему Корелли.

Примеры цитатного использования Рахманиновым материала, принадлежащего не ему, по мнению А.В. Ляхович, немногочисленны: «возможная цитата заключительной партии репризы первой части Шестой симфонии Чайковского в коде восемнадцатой вариации Рапсодии на тему Паганини». Автор указывает, что «Чужая» музыка присутствует в музыке позднего Рахманинова в качестве исходного материала для разработки, например:   русские народные песни в цикле «Три русские песни» ор. 41, средневековая испано-португальская тема «Фолья» в Вариациях на тему Корелли ор. 42 [2, с.93].

Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению сочинений С.В. Рахманинова, некоторые аспекты его творчества представляют интерес с точки зрения музыковедения и практики. В ряде работ  рассмотрены проблемы интерпретации и исполнительские сложности произведений малых форм композитора, затронуто художественно-образное содержание музыки. Проблема интертекстуальности музыки  малых форм интересна как с точки зрения музыковедения, так и  практики:  методики  преподавания фортепиано. Изучение сочинений С.В. Рахманинова с позиций выделенных аспектов интертекстуальности,  представляется необходимым этапом подготовки пианиста, который ведет к содержательному воплощению музыки композитора.

 

Список литературы:

  1. Асафьев Б. В. Русская музыка. ХIХ и начало ХХ века. Л.: Музыка, 1979. 344 с.
  2. Ляхович, А. В. Символика в поздних произведениях Рахманинова: монография / А. В. Ляхович; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». — Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2013. – 184 с.
  3. Рахимова Д.А.Образные сферы ориентализма в поздних сочинениях С.В. Рахманинова //|Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. С. 25-28.
  4. Ярешко, А.С. Колокол как предчувствие. Колокольные звоны в творчестве А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова. – Саратова: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. – 164 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий