Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2017 г.)

Наука: Политология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зыкова Н.Е. ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ГЕГЕМОНИИ В УСЛОВИЯХ XXI ВЕКА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(18). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(18).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ГЕГЕМОНИИ В УСЛОВИЯХ XXI ВЕКА

Зыкова Наталья Евгеньевна

студент 3 курса, кафедра политических наук УРФУ,

РФ, г. Екатеринбург

Учение о культурной гегемонии, разработанное итальянским философом Антонио Грамши в 20-е – 30-е годы ХХ века, легло в основу многих современных технологий манипулирования общественным сознанием, и может быть определено «как часть общей теории революции как слома государства и перехода к новому социально-политическому порядку» [3]. Теория культурной гегемонии остается актуальной и сегодня, т.к. очевидно, что одной из первостепенных задач любого государства является достижение культурного консенсуса, целью которого является удержание власти и воспроизводство существующего политического режима. Однако реалии XXI века существенно отличаются от периода, когда Грамши создавал  свою теорию, следовательно, есть необходимость проанализировать каким образом может быть достигнута культурная гегемония сегодня.

Рассмотрим основные моменты теории культурной гегемонии Грамши. В первую очередь, стоит отметить, что философ делает акцент на том, что особую роль в общественной системе и социальном развитии играет культура, которая является проявлением «нравственной жизни» и непосредственно определяет ощущение жизни, способ восприятия и видения действительности. Именно посредством культуры возможно наиболее эффективное формирование последовательного единомыслия масс в отношении происходящих в обществе событий. Таким образом, по Грамши, именно культура выступает в качестве проводника осуществляемого правящей элитой политического курса, механизма социального влияния, а также в качестве средства социальной организации людей.

Культура для Грамши является основополагающим фактором борьбы за гегемонию, однако ее экономическим базисом является класс. В качестве носителей и распространителей «органических идеологий», способствующих установлению и функционированию гегемонии правящего класса, выступает социальная группа, являющаяся связующим звеном между управляющей элитой и управляемыми массами и названная Грамши «gli intellettuali».

Фундаментальной характеристикой интеллигенции по Грамши является«сознание своего общественно-исторического долга и ответственности с точки зрения социально-справедливого общественного идеала и деятельность по распространению и реализации этого идеала»[2]. Другими словами, интеллигенция выступает в качестве добровольного и сознательного проводника идей определенной политической группировки, претендующей на власть, с целью достижения доминирования этих идей в массовом сознании. Следовательно, для того, чтобы добиться культурной гегемонии, политическим группировкам необходимо целенаправленно готовить кадры, которые впоследствии могли бы быть внедрены в важнейшие социальные институты: учреждения культуры, искусства, науки, образования, а также религиозные организации и СМИ и т.д.

Следующий немаловажный момент в теории Грамши – разделение понятия «политического» и «гражданского» общества. Под политическим обществом философ подразумевает институциональное государство в узком смысле, то есть аппарат управления. В качестве гражданского общества выступает совокупность политических партий, общественных движений и союзов, негосударственных организаций, а также таких идеолого-культурных форм, как газеты, церковь, школы и аналогичные ассоциации, которые неимеют прямого отношения к правительству. В соединении политическое и гражданское общество образуют интегральное (или целостное) государство, которое представляет собой «целый комплекс практической и теоретической деятельности, посредством которой правящий класс не только оправдывает и поддерживает свое господство, но и преуспевает в получении активного согласия тех, кем он управляет» [1].

Рассматривая концепцию гегемонии в рамках интегрального государства, Грамши отмечает, что основная борьба за влияние протекает на платформах гражданского общества, и ее целью является интеллектуальный или культурный контроль над обществом, в результате которого и достигается активное народное согласие.

Активное согласие подразумевает высокую способность гражданского общества прийти к консенсусу, договоренности, что исключает возможность воздействия какой-либо разрушительной силы, источником которой являются противоречивые интересы различных социальных групп. В случае, когда гегемон захватывает и государственные институты, то он получает возможность осуществлять принуждение посредством полученных ресурсов господства, однако, это лишь дополнение к основному инструменту управления обществом – народному согласию.

Стоит отметить, что гегемония – понятие динамичное, постоянно развивающееся и трансформирующееся в соответствии с процессами, протекающими в обществе. Поэтому Грамши делает акцент на одном из важнейших свойств данного феномена – постоянной борьбе за гегемонию между различными государственными группировками. Исходя из взаимосвязи гражданского общества и государственных институтов, Грамши выдвигает в качестве наиболее эффективной стратегии борьбы за гегемонию «позиционную войну», которая предполагает постепенное проникновение идей потенциального гегемона в идеолого-культурные учреждения гражданского общества, основной целью которого является достижение интеллектуального/морального контроля над обществом. Грамши отмечает, что этот процесс – молекулярный, воздействующий на так называемое «культурное ядро», основанием которого является «совокупность представлений о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков» [3]. Иными словами, культурное ядро – обыденное сознание каждого представителя данного социума. По мнению Грамши, любое активное и прямое наступление на институциональное государство, открытое столкновение классовых сил без предварительного подчинения гражданского общества потенциальной гегемонистской силе, наверняка закончится поражением.

Итак, основные положения теории Грамши определены. Однако можно ли говорить о том, что достижение культурной гегемонии может быть осуществимо в соответствии с данной концепцией в реалиях XXI века?

Целью осуществления культурной гегемонии в государстве по-прежнему является достижение активного народного согласия с политикой правящей верхушки посредством внедрения в обыденное сознание масс идей, выгодных гегемонистской силе. Однако существенные изменения в информационно-коммуникационном пространстве, а именно – развитие медиатехнологий и интернет-технологий– определили изменение акторов борьбы за гегемонию, а также обусловили расширение пространства гегемонистской борьбы.

Так, сегодня можно говорить о том, что медиа, наравне с такими социальными институтами, как образование, религия, семья, наука и искусство, конфигурируют сознание и задают векторы деятельности человека, являясь неотъемлемой частью повседневной жизни: основным источником информации, главным средством коммуникации, одним из ключевых способов адаптации к действительности. Современные медиа формируют собственную надстройку в социально-культурной системе, которая состоит из непрерывных информационных потоков различного формата – аудио, видео, текстовых.

Следовательно, проводником и распространителем идей гегемонистской силы и новой культуры в обществе сегодня выступает отнюдь не интеллигенция, а владельцы и деятели крупных медиаресурсов, которые определяют информационное поле, в постоянном соприкосновении с которым живет современный человек.

Таким образом, можно сделать вывод, что для эффективного анализа модели функционирования, как стабильных развитых капиталистических систем, так и переходных обществ, переживающих трансформацию государственной системы, сквозь призму культурной гегемонии исследователям необходимо трансформировать концепцию Грамши с учетом реалий XXI века.

 

Список литературы:

  1. Грамши. Искусство и политика [Электронный ресурс] / Большая онлайн библиотека E-reading [сайт]. – 2016. – URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=16283 (дата обращения 25.05.2016)
  2. Дмитриева Н. А., Чичин Е. С. Интеллигенция или интеллектуалы? Систематическое значение понятия «gli intellettuali» в философии Антонио Грамши [Электронный ресурс] / Научная библиотека «Киберленинка» [сайт]. – 2016. – URL :  https://cyberleninka.ru/article/n/intelligentsiya-ili-intellektualy-sistematicheskoe-znachenie-ponyatiya-gli-intellettuali-v-filosofii-antonio-gramshi (дата обращения 20.05.2016)
  3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием [Электронный ресурс] / Сергей Георгиевич Кара-Мура [сайт]. – 2016. – URL: http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul12.htm (дата обращения 20.03.2016)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.