Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 июля 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МУЗЫКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: К ИСТОКАМ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Музыкальная культура Древней Греции представляет первый исторический этап в развитии музыкальной культуры Европы. Этот этап исследователи нередко называют детством, подчеркивая, вместе с тем, что его художественные достижения являются высшим выражением культуры Древнего мира. Неослабевающий интерес к древнегреческой музыкальной культуре связан с ее неповторимым обликом, своеобразным творчеством, которые восприняло европейское средневековье и позже – эпоха Возрождения.
В Древней Греции музыке отводилась огромная роль. Как известно, слово «музыка», как и другие музыкальные термины – «мелодия», «ритм», «гамма» – появились свыше 25 веков назад в Элладе. Согласно древнегреческой мифологии, музами называли богинь-покровительниц искусств и наук. От муз и произошло слово «музыка». Для греков, почитающих гармонию важнейшей ценностью в жизни человека, музыка стала способом ее достижения.
В процессе развития древнегреческой науки формировалась эстетика и теория музыки. Так, философ и математик Пифагор (570 – 490 г.г. до н.э.) утверждал, что музыка изначально заложена в мире, поскольку музыкальным инструментом является Космос. Пифагором и его последователями было создано учение, в котором говорилось, что музыка может управлять душой человека.
Философ Аристотель, живший в 4 веке до н.э., считал, что музыка отражает нравственное состояние человека, помогая ему достичь гармонии. Учеником Аристотеля был Аристоксен – важнейший из греческих ученых, писавших о музыке, которому принадлежит трактат «Элементы гармоники». Во втором веке до н.э. появился трактат «Гармоника» Птолемея, который был математиком, астрономом и теоретиком музыки [2, с. 17–18].
В Древней Греции считали, что музыка обладает целебными свойствами. По преданию, поэты и музыканты – Арион с острова Лесбос и Терпандр из Спарты – спасали человеческие души и невинные жертвы, используя музыку [1, с. 183–184; 210].
Вопрос о том, какая музыка была в Древней Греции, трудный и вряд ли будет когда-либо решен окончательно. О музыке той далекой эпохи можно судить благодаря немногим артефактам, что сохранились в виде надписей, высеченных на каменных колоннах и гробницах, а также по описанию музыкальных традиций в литературных памятниках, к которым, в первую очередь, следует отнести «Илиаду» Гомера. Черпать сведения о древнегреческой музыкальной культуре возможно и из мифологии. Одним из самых известных мифов является сказание об одаренном певце и музыканте Орфее, который своей музыкой покорял природу, сердца людей и даже богов. Согласно античным представлениям, творчество Орфея было своеобразным источником, из которого развилось древнегреческое музыкальное искусство [1, с. 88].
Для музыки Древней Греции было характерно синкретическое единение с другими искусствами, например, связь музыки и поэзии, зародившая лирику, музыки и жанра трагедии, музыки и танца [2, с. 6].
Основа музыкальной системы Древней Греции раскрывается в понятии «тетрахорд» (от греческого слова «тетра» – четыре; «хорде» – струна) – простейших звуковых систем, включающих в себя четыре последовательных звука, нисходящие от первого к последнему. Придать эмоциональную окраску позволяло повышение или понижение одного из звуков в соединенных двух тетрахордах, которые образовывали звукоряд в пределах октавы [3, с. 6]. Так появились такие лады, как: ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский [4, с. 11]. Греки считали ритм, лад, мелодию носителями характера музыки, поэтому с помощью определенных ладово-ритмических особенностей и мелодического рисунка вызывали у слушателей соответствующие эмоции и настроение.
Самыми популярными музыкальными инструментами в Древней Греции считались струнные – лира и кифара. Лира имела довольно простое строение из деревянной фигурной рамки с натянутыми вертикально струнами. На ее фоне исполнялись стихи, проходили театральные спектакли и даже выполнялись гимнастические упражнения. Кифара очень похожа на лиру, но отличалась наличием плоского резонатора и количеством струн, которое могло доходить до восемнадцати. Считалось, что звучание кифары раскрывает в людях возвышенные чувства и поэтому мастерски владел этим инструментом именно бог Аполлон – бог света, покровитель искусств, предводитель и покровитель муз.
Для более яркого звучания использовали духовые инструменты – авлос, трубы, флейта [4, c. 7]. Звук авлоса извлекался с помощью пластинки, которая находилась в отверстии. Громкость и тембр звучания инструмента зависели от силы нажатия на пластинку. Греки считали, что резковатое, яркое звучание авлоса возбуждает чувства слушателя и темперамент. По мифу, авлос изобрела богиня Афина. Однако, увидев в реке свое отражение и безобразно раздутые щеки при игре, она выбросила инструмент и наложила на него проклятье. Авлос подобрал сатир Марсий и мастерски овладел инструментом. Впоследствии он даже вызвал на музыкальное состязание Аполлона, играющего на кифаре. Музы присудили победу Аполлону, а Марсий - за дерзость, проявленную к богу, - подвергся мучительной казни. Струнный инструмент кифара стал противопоставляться духовому авлосу. Кифара отражала божественное начало, авлос же – земное [1, с. 103–109].
Широко была известна флейта. Кроме обычной одноствольной флейты существовала многоствольная флейта из нескольких трубок различной длины. В Греции эту флейту называли «флейта Пана» или «сиринга». Существует миф о Пане – боге лесов, полей и пастушеских стад, который полюбил лесную нимфу Сирингу. Спасаясь от него, Сиринга, известная своим целомудрием, попросила помощи у речного бога, и тот превратил нимфу в тростник. Тоскуя по любимой, Пан срезал тростник и сделал из него флейту, звук которой напоминал ему голос возлюбленной. Так инструмент получил свое название – сиринга. В звуках флейты греки слышали скрытые чувства и сильные эмоции – страсть, любовь, драму [5, с. 43].
На пирах и других увеселениях использовались ударные инструменты, такие как: бубен, кимвалы, систр, тимпан [4, c.7].
Музыка в Древней Греции как предмет образования, воспитания и как составляющая общественной жизни играла особенную роль. Она сопровождала обряды, гимнастику, танцы, спектакли. Музыка для человека являлась духовной ценностью и жизненной необходимостью.
Следует подчеркнуть, что на развитие европейской музыкальной культуры и музыкальной науки в целом древнегреческая музыка оказала большое влияние.
Музыкальное наследие Древней Греции, в ее теоретических и художественных идеях, в синтезе искусств, таких как поэзия и музыка, отражено в культуре эпохе Возрождения. Впервые влияние античности на эпоху Возрождения рассматривал Я. Буркгардт в своей работе «Культура итальянского Возрождения». Он утверждал, что главной чертой культуры эпохи Возрождения было именно обращение к античности, которое привлекало человека Ренессанса своим светским и антропоцентрическим характером [7, c. 111]. В эту эпоху вновь возрождается античный идеал прекрасного и гармоничного человека. Античная культура становится основой рождения нового этапа развития и эволюции жизни и культуры [7, c. 114].
Музыкальная культура Древней Греции привлекала внимание мыслителей разных времен и народов. Немецкий философ XIX века Ф. Ницше в книге «Рождение трагедии из духа музыки» указывает на два начала появления музыки в жизни человека, обращаясь к образам бога Аполлона и бога Диониса. Аполлоническое начало музыкального бытия рассматривает как некое разумное явление, связывающее человека с небом. Другое – дионисийское начало появления музыки объясняет природой человека. Под природой человека понимается чувственная сторона жизни, переживание человеческих страстей, влечение к жизни, не знающей преград и подчинений [6, с. 15]. Справедливо считая античный период колыбелью мировой культуры, Ф. Ницше говорил, что для познания самого себя необходимо заглядывать в свое «культурное детство».
Список литературы:
- Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. – СпБ: АЛЕТЕЙЯ, 1995. – 334 с.
- Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г.– Кн.1. – М.: Музыка, 1986. – 461 с.
- Бычков Ю.Н. Ладовая система Древней Греции. – М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2001. – 40 с.
- История зарубежной музыки в таблицах (от Античности до Барокко) /сост. С. В. Блинова. – Вологда: ВоГУ, 2016. – 52 с.
- Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. – М.: Гос. уч. пед. изд-во мин-ва просв. РСФСР, 1954. – 271 с.
- Ницше Ф.В. Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм. – М.: Академический проект, 2007. – 176 с.
- Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. – М.: Юристъ, 1996. – 591 с.
дипломов
Оставить комментарий