Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соловьева А.В. ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(12).pdf (дата обращения: 18.08.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

Соловьева Анна Владимировна

студент факультета художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Хораськина Ольга Александровна

научный руководитель,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории, методики музыки, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары

В настоящее время актуальными становится вопросы патриотического воспитания школьников в процессе образования. На уроках музыки его, возможно, осуществлять различными методами, одним из которых является изучение музыки различных композиторов. В данной статье мы рассмотрим творчество С. С. Прокофьева.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953 г.г.) – русский композитор, новатор, всю жизнь искавший неисхоженные пути в искусстве. Творческое наследие С. С. Прокофьева велико и многогранно, было создано в эпоху, необычно богатую, сложную, насыщенную событиями исключительного значения, оно посвящено России и русскому народу. Композитор жил во времена революции и Великой отечественной войны, когда в русском обществе рушились идеологические и политические устои недавнего прошлого, поэтому в его творчестве довольно определенно выразилось пристрастие к русской национальной истории, ее героическим страницам, стремление отобразить в своем творчестве ее наиболее значительные события. Большинство произведений создано им на исторические сюжеты: Отечественная война 1812 года, гражданская война, Великая Отечественная война.

Кантата «Александр Невский» написана в 1938-1939 годах для хора, меццо-сопрано и оркестра. Она занимает важнейшее место в творчестве композитора, утверждая в нем героико-эпическую национальную тему. Произведение писалось в разгул фашизма в Западной Европе и характеризовалось своим интересом к своему народу и его истории. В семи частях раскрываются два образа: Александр Невский и русский народ. Образ Александра Невского у Сергея Сергеевича обрисован призывно-героической волей, духом, статностью, мужественностью, от призывной дружинной песни до ликующего колокольного благовеста и стремительного победного движения. Образ русского народа охарактеризован напевными песнями былинного склада, интонациями печального причета. В характеристике русских воинов присутствует мягкая тембровая окраска, простота и певучесть русских вокальных эпизодов, живое тяготение к естественности и человечности музыкального выражения. Былинная «Песнь об Александре Невском» – служит главной в произведении главной темой России, выражающая непобедимую силу и суровое величие русского народа. Основная мелодия хора очень близка к русским былинным напевам со скупым диапазоном и неторопливостью развертывания. Хор «Вставайте люди русские» строится в виде хоровой сцены песенного склада русского народа – это своего рода коллективное высказывание русской дружины, выступающая на защиту своей Родины.

Опера «Война и мир» – выдающееся произведение современного музыкального театра. Глубина и размах замысла, монументальные масштабы придали опере необычные черты. Построение оперы очень своеобразно: первые 7 картин посвящены личным переживаниям, взаимоотношениям, последние 6 раскрывают преимущественно тему народной борьбы, так в ней соединяются гибкость лирической драмы с эпическим размахом народной драмы.

Замысел оперы возник у Прокофьева весной 1942 года, когда начало Великой отечественной войны сделало эту тему особенно близкой и актуальной. Среди действующих лиц оперы выделяется героический образ Кутузова. Его музыкальная характеристика складывается из неторопливых, разделенных паузами интонаций речитативного типа, арии-монолога. Ария Кутузова звучит как символ бессмертия Родины. Написанная в сложной трехчастной форме с декламационным вступлением и средней частью, ария выделяется как могучая вершина над «текучей» речитативной музыкой предшествующих диалогов. Выразительный ариозный речитатив сменяется распевной диатонической мелодией типа величавой песни-гимна. Сочетание поступенного движения с широкими секстовыми ходами придают мелодической линии рельефность. Диатоника, размеренность ритма, плагальность гармоний, мажорный лад — все это роднит тему арии Кутузова с песней об Александре Невском.

Ни одному из современных композиторов так и не удалось превзойти Прокофьева по художественной яркости и глубине раскрытия темы Великой Отечественной войны в музыкально-сценических произведениях. Никто не смог даже отдаленно приблизиться к тому высокому уровню решения труднейший задачи, которой достиг Прокофьев [3, с. 581].

Мужеству советского человека посвящена «Повесть о настоящем человеке» – опера в 3х действиях, в основе – одноименная повесть Бориса Полевого. Главный герой Алексей Мересьев – тяжелораненный советский летчик, сбитый фашистами в бою. 18 дней он добирался до советских людей. Измученного, умирающего, его находят в лесу дети. Несмотря на тяжелую операцию и впоследствии ампутация обеих ног, летчик решает ни смотря ни на что, преодолевая мучительную боль, обучаясь жить и ходить на протезах, вернуться в строй, снова защищать свою Родину. В центре внимания композитора – не натуралистический показ физических страданий тяжелораненного, а духовная сила, мужество советского человека. Опера насыщена песенными интонациями; нигде прежде автор не давал так полно проявляться своему мелодичному дару. Сообщая о работе над ним, Сергей Сергеевич писал: «Советскому человеку, его беспредельному мужеству посвящаю я свою новую оперу на сюжет глубоко взволновавшей меня «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Эта повесть – наиболее сильное мое литературное впечатление за последнее время. Автору удались, мне кажется, и глубокая психологическая характеристика главного героя, и обрисовка многих действующих лиц» [2, с. 392].

Конфликт, – положенный в основу оперы, – прежде всего конфликт внутренний, потому что окружение героя состоит из милых, добрых, сочувствующих ему людей, – жестокая изнанка войны не нашла себе места в этом произведении.  Война в опере присутствует, как первопричина, определяющая настрой главного героя, те невыразимые муки, которые он испытывает, и в тоже время жажду их преодолеть. Рождается «чудесный сплав» декламационности и распевности, чуткого отражения смысловых деталей текста и слияния интонационных оборотов в законченное, классически строго очерченное мелодическое обобщение, всегда отличавшее оперную музыку Прокофьева. Не случайно, автор в опере воспользовался собственными обработками фольклорных мелодий, где особенно впечатляет лирическая песня «Зеленая рощица», которую напевает медсестра над спящим тяжелораненным Алексеем. Эта песня делает особенно наглядной одну из ведущих драматургических особенностей оперы: внутренняя драма раскрывается сколько не в его монологах, ариозо и других сольных номеров, сколько через приемы косвенной характеристики других действующих лиц [4, с. 298].

Оперу «Семен Котко» можно назвать «оперой микроформ». Она по жанру лирико-драматическая и вместе с тем народно-бытовая, либретто оперы было написано В. Катаевым по повести «Я сын трудового народа» в тесном сотрудничестве с композитором. По его настоянию в оперу были включены целые диалоги из повести и сохранены специфические русско-украинские диалектные обороты, т. к. несли верные примеры эпохи, среды и быта, помогающие правдиво воплотить индивидуальные образы [4, с. 287].

Оратория «На страже мира» была написана С. С. Прокофьевым в 1950 году, в период резкого ухудшения здоровья, когда врачи нередко лишали его карандаша и нотной бумаги. В этих трудных условиях сочинялась музыка, проникнутая духом оптимизма и свидетельствующая о неистощимости жизненных и творческих сил, сохранявшихся в сердце композитора, не сдававшегося в борьбе с недугом.

План оратории был впервые набросан вместе с А. Я. Гаямовым в январе 1950 года. Стихотворный текст оратории был написан С. Я. Маршаком. Стихи создавались в тесном общении с композитором. Оратория создавалась в те годы, когда во всех странах развернулось движение сторонников мира, когда в Праге и Будапеште проходили первые Всемирные фестивали демократической молодежи и студентов. Музыка оратории торжественная и строгая. Сам автор писал: «Я хотел выразить в этой вещи свои мысли о мире и войне, уверенность, что войны не будет, что народы земли отстоят мир, спасут цивилизацию, детей, наше будущее» [3, с. 521].

Данные произведения могут найти свое место на уроках музыки в школе. Их изучение прививает ценностное отношение к истории, традициям, искусству, музыке своей Родины, своей страны. Искусство представляет собой подлинную духовную сокровищницу идей и мыслей о Родине, Отечестве, образах героических защитников нашей страны. Богатство и красота родной природы, запечатленные в произведениях искусства, – прекрасное средство воспитания детской души.

 

Список литературы:

  1. Гозенпуд, А. А. Русский советский оперный театр (1917-1941): очерк истории / А. А. Гозенпуд. – Л.: Музгиз. Ленингр. отд-ние, 1963. – 440 с.
  2. История музыки народов СССР: в 6 томах: Том 2. 1932-1941 / Под ред. Ю. Келдыша. – М.: Советский композитор, 1970. – 491 с.
  3. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / И. Нестьев. – М.: Советский композитор, 2-е перераб. и доп. изд., 1973. –  713 с.
  4. Советская музыкальная литература: учебник для музыкальных училищ. Выпуск второй / под общей редакцией М. С. Пекелиса. – М.: Музыка, 1969. – 352 c.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.