Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2016 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Конторович М.А. РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ И ЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(7). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/4(7).pdf (дата обращения: 17.01.2022)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 55 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ И ЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Конторович Мария Аркадьевна

cтудент факультета Архитектуры Академии Архитектуры и Искусств ЮФУ,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Научный руководитель Кравец Виктория Сергеевна

канд. ист. наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений ЮФУ,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Под белой эмиграцией подразумеваются как белые представители трех восточнославянских народов, так и лица, которые принадлежали к различным меньшинствам Российской империи. Данные лица также самоопределялись как «русские эмигранты». Важно отметить, что «белая эмиграция» возникла де-факто как результат Гражданской войны (1917–1922) и как последствие так называемого Декрета советского правительства «О лишении прав граждан некоторых категорий лиц, проживающих за границей», который был издан от 15 декабря 1921 года. Вышеупомянутый указ лишил русского гражданства эмигрантов. Таким образом, в мире возникла группа русских беженцев и эмигрантов, которая численно достигала, по мнению большинства ученых, порядка 3 млн. чел.

Актуальность настоящего исследования во многом связана с тем, что по настоящее время в разных уголках планеты существуют отдельные архитектурные шедевры волны русской эмиграции начала XX века, вокруг которых проводятся многочисленные исследования.

В своей работе мы остановимся на некоторых странах Латинской Америки, Китае и Франции, которые являлись оплотом эмиграции из России.

Говоря о русской эмиграции в Аргентину, исследователи вопроса часто считают отправной точкой 1918–1922 годы. Однако автор настоящей статьи полагает, что данная версия не совсем верна, потому что русская эмиграция в Аргентину началась еще в 60-е годы XIX века. По своей сущности это была экономическая эмиграция, которая состояла преимущественно из числа крестьян, которые прибыли на далекий континент в поисках неосвоенных земель. Из числа выходцев из России, помимо русских, были евреи, поляки, белорусы, немцы, украинцы и другие национальности которы относили себя к русским. С введением в 1874 году в царской России всеобщей воинской повинности, явилось одной из первопричин, которая побудила немцев к переезду в Аргентину. Ближе к 1910 году в Аргентине насчитывалось около 45 тыс. русских немцев. С 1890 года в рассматриваемую нами страну из западных губерний стали переселяться евреи. К 1914 году их численность приблизилась к 100 тыс. чел. Очередной волной российской эмиграции стали временные сезонные работы (главным образом, в поисках работы выезжали крестьяне из западной части государства).  Впоследствии они не вернулись обратно на родину и ассимилировали. Согласно проведенному исследованию Митрополитом Санкт- Петербургским Иоанном, опубликованном в 1993 году, за 20-е годы прошлого столетия в Южную Америку переселилось порядка трех тысяч русских эмигрантов. К. Парчевский в своем творческом труде «В Парагвай и Аргентину» (Париж, 1937) указывал, что в 30-е годы, например, в Буэнос-Айресе постоянно проживало порядка 500 русских белых эмигрантов. В начале 30-х годов в Парагвай прибыло несколько сотен представителей царской армии, которые сотрудничали с национальной армией Аргентины во время военных действий с Боливией (1932–1935). Правительство указанного государства признало их прежние воинские звания, и некоторые из них заняли важные офицерские позиции. Среди большого числа эмигрантов бытовало мнение, что русские офицеры, которые принимали участие в этой войне на стороне Аргентины, как бы пытались «доиграть» сражения Первой мировой войны, в частности победить немцев, поскольку в армии Боливии последние имели офицерские звания. Участие русской диаспоры в политической жизни государства являлось в ряде случаев способом «выжить» и сохранить русский дух и русскую культуру. Такое положение дел было характерно практически для всех, кто покинул родину после Гражданской войны. Эмиграция во многом осложнялась необходимостью адаптации к новым климатическим условиям и образу жизни. В рассматриваемое время в Европе велась активная пропаганда в целях переселения выходцев из России в Южную Америку [3]. Инициатива по данному вопросу принадлежит генералу И. Т. Беляеву, строившему глобальные по тем временам планы. Им некогда утверждалось, что «в то время как Россия и русский народ погибают в большевистском разложении, в Парагвае может создаться новое ядро» [3]. В свою очередь, кандидатом исторических наук Кравец В.С. в диссертационном исследовании выделяется две группы в русском зарубежье, где одна видела «будущее постбольшевистской России в виде многонациональной Российской державы, реализуемой как федерация или же как унитарное государство», а другая не верила в будущее многонациональной России вообще. По их мнению, постбольшевистская Россия распадется на национальные государства, которые вступят в острую конфронтацию друг с другом. Автором последнее течение именуется – сепаратистским [2].

Хотя религия оставалась важнейшей составляющей культуры переселенцев, к сожалению, в Латинской Америке за весь рассматриваемый период практически не было возведено православных церквей. Первым собором на этом континенте – стал храм в Буэнос-Айрисе, который был построен на пожертвования царской семьи и открыт 6(18) декабря 1898 года. Данное сооружение, построенное в стиле «Русское Узорочье», и поныне является гордостью русских. Под руководством отца Константина Изразцова, назначенного в 1926 году Высшим Церковным Управлением за границей управляющим приходами во всей Южной Америке и при активном участии эмигрантов, были построены кафедральный собор в Сан-Паулу и церкви в Лос-Пратос (Бразилия) и Вилле-Альпине, церковь в Монтевидео (Уругвай), церкви в Энкарнасьоне (Парагвай) и Асунсьоне и др.

Несколько иной выглядит ситуация с переселением русских эмигрантов в китайский Харбин, которое началось со строительства КВЖД и закончилось после Октябрьской революции. Харбин стал центральным узлом КВЖД, после этого с каждым днем возрастало количество приходящих русских эмигрантов, это были руководители, бизнесмены, работники, священнослужители [7]. Для разрешения вопросы по образованию их детей, Инженерное бюро КВЖД, позже администрация КВЖД, возвели большое количество школ. Так, например, основной формой среднего учебного заведения являлась гимназия. Начальная железнодорожная школа, построена Инженерным бюро в районе Сянфан, в нее принимали только русских детей. В 1906 г. в полосе отчуждения КВЖД существовало несколько средних учебных заведений.

По некоторым подсчетам в китайском Харбине в 1912 году насчитывалось порядка 68549 человек, из числа которых примерно 63% составляли русские эмигранты (или 43091 чел.). В связи с этим город прозвали «русской столицей за рубежом». В провинции Хэйлунцзяне в 1922 году насчитывалось более 250 тысяч русских эмигрантов.  В 1931 году Японией был захвачен   северо-восток страны, и русские, которые жили в Харбине,  переехали на  юг  в  Шанхай  с целью  избежать  военного  мятежа.  В свою очередь, за период пребывания русских эмигрантов в Харбине было построено порядка 23 храмов, из которых сохранились только 5. Проектированием храмов занимались такие русские архитекторы, как С.К. Трейман, М.М. Осколков, К.Х. Денисов, Б.М. Тустановский. В зодчестве харбинских храмов выделяют следующие направления: монастырские комплексы; церкви-школы; памятные храмы и часовни; соборы и приходские церкви [6].

Со второй половины 20-х гг. Париж становится ведущим культурным центром российской эмиграции. Здесь сложился своего рода «русский городок», жители которого одновременно существовали как бы в двух параллельных мирах – французском и русском.

Так, к 1922 году по разным подсчетам количество эмигрантов из России составляло порядка 75 тыс. человек, что сравнимо с небольшим современным провинциальным городом.  К 30-м годам данная цифра достигла порядка 175 тыс. человек [5].

 Во французской столице уже с начала 1920-х гг. сосредоточились почти все центральные организации и объединения, которые оказывали доминирующее влияние на развитие русской культуры за рубежом, а также на создание идеологического климата в эмигрантской среде. Франция привлекала внимание эмигрантов экономическим подъемом, потребностью в рабочей силе, особенно в инженерно-технических кадрах. Кроме того, французы доброжелательно относились к русским как своим союзникам в Первой мировой войне, тогда как немцы же видели в них недавних врагов. Правительство Франции было заинтересовано в русских научных и инженерных достижениях для развития своей национальной науки и оказывало поддержку русским ученым.

В Париже действовали Академический союз и Академическая группа, Земско-городской союз, Федерация инженеров, Общество химиков, Союз адвокатов, Объединение врачей, Союз писателей и журналистов, Общество охранения русских культурных ценностей, Русское студенческое христианское движение и другие организации. Работали различные эмигрантские издательства, выпускались литературно-художественные журналы, выходили ежедневные газеты.

Париж стал крупным научным, образовательным и просветительским центром эмиграции, бурно развивалась педагогическая деятельность русских ученых. В 20-е гг. в столице было основано восемь русских высших учебных заведений, в том числе отделений и курсов: русские отделения при Парижском университете, Франко-русский институт, Русский народный университет, Православный богословский институт и др.

Наиболее престижными считались курсы при Сорбонском университете, которые были образованы в 1921 г. Здесь работало более 40 известных русских ученых [4].

На карте Парижа существует множество достопримечательностей, которые можно соединить с понятием «русский Париж». Это архитектурные памятники, рестораны, жилые дома, музеи, наконец, улицы, в названии которых отпечатался «русский дух»: улицы Москвы (rue de Moscou), и Санкт-Петербурга (rue de Saint-Pétersbourg). Представленные улицы появились в городе еще в 20-е годы 19 века. Основными памятниками русской архитектуры в Париже являются собор святого Александра Невского (Cathédrale Saint-Alexandre-Nevsky), который был освящен в 1861 году, приход святого Сергия Радонежского, церквушка святого Серафима Саровского (église Saint-Séraphin de Sarov). Появление православной церкви именно в 15 округе объясняется тем, что после революции в России и гражданской войны многие служащие царской армии обосновались в данной части Парижа, неподалеку от заводов «Ситроэн» и «Рено», которые предоставили им недорогое жилье и работу. В межвоенный период 15 округ, по воспоминаниям самих французов и русских эмигрантов, пестрел вывесками на русском языке [4].

Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что именно соборность и духовность помогли русской эмиграции выжить вдали от этнической родины. Благодаря этому, был восстановлен русский быт. Дети воспитывались на ценностях и основах традиционной русской культуры, в семьях эмигрантов звучал родной язык. Необходимо отметить, что белая эмиграция, за редким исключением, не везла с собой никаких материальных благ. Вывезти ценности из советской России было практически невозможно. Вообще в тот момент единственным ценностью и благом эмиграции была сама Россия с ее культурой, бытом и православной верой.

Наиболее развита и выражена была русская культура во Франции и Китае (в Харбине), что, по мнению автора настоящей статьи, объяснимо относительной близостью от границ этнической родины. Кроме того, все три направления русской эмиграции объясняются экономической точкой зрения, а именно поиском работы, необходимостью самореализации, а также последствием Гражданской войны. Результатом эмиграции стало обогащение русской культуры, возникновение новых течений, в том числе и в архитектуре. Возведение выходцами из России храмовых и образовательных зданий в каждом из описанных мест пребывания объясняется высоким уровнем культуры и набожностью самих эмигрантов.

 

Список литературы:

  1. Антропов О.К. Париж как культурный центр зарубежья (1920 - 30-е гг.) // Новый исторический вестник. - 2001. - № 3. - С. 197-199.
  2. Диссертация Кравец В.С. // Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/liberalnaya-intelligentsiya-russkogo-zarubezhya-20-kh-godov-xx-veka-o-natsionalno-gosudarstv (дата обращения: 15.10.2016).
  3. Курганский К.С. Белая эмиграция в Латинской Америке: Попытка сохранения Русской культуры, традиционного быта и православной веры (на примере Аргентины и Парагвая) // Культурная жизнь Юга России. -2009.-№ 33-34. -С. 5-7.
  4. Русский Париж // Режим доступа: URL: philol.msu.ru›~rlitsm/materials/paris.pdf (дата обращения: 15.10.2016).
  5. Социальный состав Российской эмиграции в Харбине 20—40 годы XX века // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные Науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12. // Режим доступа:URL: sibac.info/archive/nature/StudNatur%2010.10.2013.pdf (дата обращения: 15.10.2016).
  6. Цюй С. Русские школы в Харбине и ситуация образования Русских эмигрантов // Познание Стран Мира: История, Культура, Достижения. - 2014. -№ 4. -С. 49-53.
  7. Moustafine M. Russians from China: Migrations and Identity // Cosmopolitan Civil Societies Journal.-2013.-Vol.5.-No.2. - P.144-147.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 55 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (3)

# Анжела Халатян 22.10.2016 02:43
Большое спасибо авторам за интересную статью.
# Ирина Тыртышная 24.10.2016 14:13
Спасибо. Новый взгляд на историю, позволяющий оценить вклад русской духовности в мировое архитектурное наследие
# Анна 30.10.2016 23:07
Познавательная статья, которая выполнена качественно. Может быть интерна всем желающим и увлечённым историей и архитектурой. Спасибо авторам за научный вклад.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом