Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: LXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 20 февраля 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Журавлев Р.В. РУССКИЙ ТЕАТР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(87). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/4(87).pdf (дата обращения: 30.05.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 21 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РУССКИЙ ТЕАТР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Журавлев Роман Валерьевич

студент, кафедра начального образования и гуманитарных дисциплин, Филиал Ставропольского государственного педагогического института,

РФ, г. Буденновск

Научный руководитель Фомина Анжела Рашидовна

старший преподаватель кафедры начального образования и гуманитарных дисциплин Филиала СГПИ,

РФ, г. Буденновск

RUSSIAN THEATER DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

 

Roman Zhuravlev

student, Department of primary education and Humanities, Branch of the Stavropol state pedagogical Institute,

Russia, Budennovsk

 

Ураган Великой Отечественной войны застал актёров Малого театра врасплох, когда они, по давно сложившейся традиции, в тот роковой июнь выехали с концертными гастролями в другие города Советского Союза. Одна труппа артистов работала в Днепропетровске, другая в Донецке. Третья, небольшая группа актёров под руководством народного артиста СССР Николая Александровича Анненкова и в составе артистов В. И. Грызунова, Л. П. Меркуловой, М. С. Дымовой, Е. С. Кузнецовой, Л. Н. Назаровой, А. А. Пироцкой и Н. И. Розановой, давала шефские концерты в стоявших неподалёку от украинского Ковеля красноармейских лагерях [6].

В субботу 21-го июня 1941-го года очередной такой концерт был прерван внезапно поступившим известием о надвигающейся опасности. Слушатели начавшегося ещё в мирное время концерта – солдаты и командиры Рабоче-Крестьянской Красной Армии – после представления стали готовиться встретиться лицом к лицу со врагом. А двадцать второго июня грянул гром, и чёрная молния пронзила собой небеса, сверкнула блеском пылающих городов и деревень в глазах, пахнула дыханием смерти и запустения, оставив после себя лишь тревожные мысли об испытаниях, через которые миру ещё предстояло пройти. Для труппы, обещавшие пройти спокойно и без эксцессов события летних гастролей, предстали в совершенно ином, неожиданном и кошмарном развороте. Артисты Малого театра оказались на передовой и ощутили на себе всю давящую тяжесть тревоги и отчаяния фронтовой обстановки, навеянной первыми днями войны, предтечами нескольких долгих, полных горя, боли, и страдания лет самого кровавого, но в то же время самого героического и великого противостояния за всю человеческую историю. Оказавшись непосредственно в зоне боевых действий, актёры продолжили работу в войсках, став фактически первой, стихийно организованной, передвижной фронтовой бригадой – профессиональным театральным коллективом, обслуживавшим во время Великой Отечественной Войны советские фронтовые военные и военно-морские части, части в прифронтовых полосах, военизированные тыловые учреждения и организации. На положение фронтовой бригады перешла и группа артистов театра Красной Армии [6]. Из «Обращения ко всем творческим работникам» Пленума ЦК профсоюза работников искусств, обнародованного 23 июня 1941 года: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом» [7]. Уже через месяц после обращения фронтовые бригады массированно начали активную работу, их численность постоянно росла, и вскоре они стали естественной и неотъемлемой частью фронтового быта.

Блестящим стратегическим решением стало постановление советской власти о переориентации деятельности различных творческих объединений страны на фронтовые рубежи с целью проведения идеологической работы над солдатским и офицерским контингентом и поддержанием приемлемого морального духа войск. Отныне вся театральная деятельность в СССР стояла на рельсах войны. Действиями фронтовых бригад руководил штаб, созданный в Москве при Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ). Непосредственным руководителем фронтовыми бригадами выступал советский актёр, театральный и кинорежиссёр Владимир Петрович Баталов. Ведущая роль в деле организации фронтовых бригад, а потом и фронтовых театров отводилась Всероссийскому театральному обществу (ВТО) [3]. Практически каждый советский театр внёс свою лепту в организацию культурного отдохновения бойцов Красной Армии в перерывах между страшными боями. Всего же в действующей армии в годы войны выступали три тысячи шестьсот восемьдесят пять театральных бригад и фронтовых мобильных театров, в работе которых приняли своё непосредственное участие свыше сорока двух тысяч служащих культуры и искусства [2]. Одни только москвичи создали свыше семисот бригад, артисты Северной столицы – пятисот бригад. Например, от  Большого театра на фронт выезжало шестнадцать актёрских бригад, которые дали около двух тысяч концертов. Артисты Большого выступали на агитпунктах, военкоматах, госпиталях, точках мобилизации войск. Всего за период Великой Отечественной ими было дано свыше десяти тысяч шефских концертов. Пройдя с Красной Армией весь её славный путь до Берлина, труппы Большого театра – с ведущими мастерами и мэтрами оперы и балета в составе – были одними из тех, кто в первые числа мая 1945-го давал грандиозные по своим масштабам и значимости победные концерты у стен захваченного Рейхстага [1]. Что касается Малого театра, то, помимо знаменитой бригады под руководством Н. А. Анненкова, о которой уже говорилось ранее, также на фронте работали и другие группы актеров Малого театра. Например, труппа в составе народной артистки СССР В. Н. Пашенной, заслуженных артистов РСФСР С. Б. Межинекого, Н. А. Соловьева, Г. И. Коврова, заслуженной артистки МАССР Н. О. Григоровской, артистов А. П. Короткое и В. А. Обуховой в двадцатых числах июня 1941-го “гастролировала” по Донбассу, выступая перед уходящими на фронт горняками. В Москве к этому моменту был организован штаб военно-шефской работы Малого театра, сразу же начавший вести интенсивную деятельность по части организации выступлений актеров на призывных участках, агитационных пунктах вокзалов и полустанков, а позднее в лечебницах и госпиталях. Служащие Малого театра регулярно давали концерты по поводу всех советских праздников и знаменательных дат, включая двадцать четвёртую и двадцать пятую годовщины Красной армии, с участием таких известных в Советском Союзе, именитых артистов, как народный артист СССР П. М. Садовский, народная артистка РСФСР Е. Н. Гоголева, заслуженный артист РСФСР И. В. Ильинский и многих других [6]. И подобных примеров самоотверженного труда и высокой степени ответственности перед страной в творческой среде того времени можно привести массу, ведь не секрет, что всё советское общество в годы войны буквально жило по единому принципу – “всё для фронта, всё для победы”. В конце 1941-го – начале 1942-го годов из самых знаменитых артистов того времени ускоренными темпами начали формироваться фронтовые стационарные филиалы самых известных и популярных театров СССР: театра им. Е. Вахтангова, Большого и Малого театров, Ленинградского театра драмы им А. С. Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького Костромского театра, Ярославского театра им. Волкова, Военно-театральная группа Ленинградского театра кукол под руководством Е. С. Деммени, Центрального театра кукол и некоторых других. К началу 1944-го на фронте и в прифронтовых полосах существовало уже двадцать пять таких филиалов. Более того, их роль в боевой жизни фронта оказалась настолько велика и значительна, что в 1943-м году в Москве даже был проведён творческий смотр их работы. Первого места удостоился филиал Театра им. Е. Вахтангова, в труппу которого вошло двадцать шесть актёров, в том числе А. Орочко, И. Спектр, А. Ремизова, В. Васильева, А.Граве, А. Данилова, А. Котлерев, И. Липский, И. Мочалов, И. Соловьев и другие. Театр работал на Первом Украинском фронте, и с его войсками под командованием Маршала СССР И. С. Конева прошёл по дорогам войны весь долгий путь вплоть до самого Берлина, за восемьсот пятьдесят дней показав бойцам РККА тысяча шестьсот шесть театральных постановок [2]. Надо особо отметить благотворительную деятельность театралов: солисты и труппы гастролирующих коллективов, а также литераторы, художники и другие деятели культуры постоянно собирали средства на закупку военной техники для РККА. Ежедневные отчеты о собранных деньгах публиковались в газете «Правда». Так, исполнительница народных песен Лидия Русланова презентовала Первому Белорусскому фронту две батареи «Катюш» и четырнадцать ракетных установок. Артисты Малого театра собирали деньги на самолеты, артисты Свердловского театра музыкальной комедии – на танки. Два боевых истребителя летчикам Первого Украинского фронта подарил лично Леонид Утесов, в годы войны постоянно выступавший с концертами перед советскими солдатами.

Затрагивая тему театра и войны, преступлением будет при этом не вспомнить о событиях, происходивших в те годы в блокадном Ленинграде. Уже в самом начале военных действий более восьмисот человек – музыканты, актеры, художники, режиссеры, преподаватели и студенты творческих вузов – записываются в ряды народного ополчения, возглавил которое известный актер Николай Константинович Черкасов, воплотивший на больших экранах образы Александра Невского и Ивана Грозного. Многие ополченцы отправляются рыть противотанковые рвы под Лугой, Гатчиной, Стрельной [5]. «Весь театр мобилизован на работу, имеющую непосредственное отношение к обороне города. В ловких руках балерины Г. С. Улановой и певца Г. М. Нэллеппа нитка за ниткой плетутся сети и покрываются кустиками мочалы, окрашенной в зеленый и бурый цвета. Несколько часов – и вот уже готовы первые маскировочные газоны, которые должны закрыть здания и военные объекты. Они сделаны при участии мастеров театра Е. В. Вольф-Израэль и П. М. Журавленко», – писала в своих мемуарах балерина Мариэтта Франгопуло, служившая в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова, нынешнем Мариинском театре [8]. Актеры БДТ им. Горького Тамара Зеньковская и Сергей Рябинкин вспоминали: «Проводив часть товарищей в народное ополчение, оставшиеся работники театра, вместе со всеми ленинградцами, включились в работу по сооружению оборонительных рубежей. С утра собирались актеры во дворе театра и, разбитые на взводы и отделения, занимались изучением военного дела, бригады трудармейцев разъезжались по заданным маршрутам, а оставшиеся актеры спешно готовили новый репертуар, необходимый для сегодняшнего дня»[5]. В первые дни войны многие считали, что она не продлится долго, закончится в ближайший год, может быть даже через несколько месяцев, и хотя о том, что городу и его жителям предстоит столкнуться с испытанием беспрерывной девятисотдневной осадой, помыслить не мог никто, вопрос с репертуаром удалось решить почти сразу. Для актёрских бригад – стихотворения, фельетоны, песни, для театров – поднимающие патриотический дух спектакли. В программы театров начали включать пьесы о великих военных лидерах прошлого: Суворове, Невском, Кутузове, а также о героях не так давно отгремевшей Гражданской войны – таких, как Чапаев [4]. Когда ситуация ухудшилась, бомбардировки участились, появились первые намёки на грядущий великий голод, а Ленинград сам превратился в город-фронт, в нём, несмотря на массовую эвакуацию, оставались актёры, певцы, поэты, писатели, композиторы, и именно на их плечи легла огромная ответственность по поддержанию морального духа советских граждан в это тяжёлое для них время. Театр музыкальной комедии, оркестр Радиокомитета, Ленинградский ТЮЗ, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Театр Ленинского комсомола, Театр Ленсовета, и коллективы многих, многих других учреждений работали в дни отключённого электричества, в периоды голода и холода, собирая аншлаги, вызывая слёзы в глазах и улыбки на лицах людей, измученных тяготами и невзгодами жизни на территории, осаждённой врагом [5]. Вся страна жила тем, что происходило в осажденном городе. Выжить, не пасть духом и отстоять Ленинград – было общей задачей.

Победа в войне добывалась не только оружием в руках солдат. Это также результат неусыпного, надрывного, фактически жертвенного труда и демонстрации несгибаемой силы воли всего братства советских граждан. Что до деятелей искусств… «Театр неоднократно попадал на наиболее трудные и опасные участки и полностью разделял боевую жизнь и судьбу своих зрителей, – вспоминал после войны драматург А. П. Бурлаченко. – <…> Военная жизнь закалила актеров – они стали солдатами и умели не только играть, но и воевать за Родину» [3].

 

Список литературы:

  1. Бочарникова Е.В. Большой театр. Краткий исторический очерк. – М., 1987
  2. Дмитриев Ю.А. Фронтовые театры. – В кн.: Очерки истории советского драматического театра, т. 2. – М., 1960
  3. История советского драматического театра.– Т. 5. – М., 1965
  4. Комков Г.Д. На идеологическом фронте Великой Отечественной войны. – М.: Наука, 1983
  5. Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. М.: Искусство, 1948
  6. Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны. – М.-Л., 1949
  7. Москва – фронту. 1941–1945. Сборник документов материалов.– М., 1966
  8. Франгопуло, М.Х. Театр Оперы и Балета им. С.М. Кирова // Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. – М.: Искусство, 1948
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 21 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# ДенДи 02.03.2020 02:28
Прекрасная работа!!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом