Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 02 декабря 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бузакова А.Г. МЕТОДИКА ИРИНЫ ЦУКАНОВОЙ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У НАЧИНАЮЩИХ ЭСТРАДНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(82). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(82).pdf (дата обращения: 07.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДИКА ИРИНЫ ЦУКАНОВОЙ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У НАЧИНАЮЩИХ ЭСТРАДНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Бузакова Алена Геннадьевна

студент магистратуры ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Богданович​

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается методика И. Цукановой, как основа формирования вокальных навыков у начинающих эстрадных исполнителей. Не смотря на то, что у И. Цукановой нет литературного издания, данная методика оптимальна и является здоровьесберегающей. У И. Цукановой есть видеоуроки, которые направлены на формирование вокальных навыков. Она владеет множеством вокальных приемов, а также разработала уникальные упражнения для вокалистов. В данной методике разработана система специальных знаков, помогающих вокалисту понять, какое положение языка, неба должно сформироваться на том или ином слоге в словах песен. Методика И. Цукановой является здоровьесберегающей, потому что в детстве у Цукановой произошел несчастный случай связанный с голосовым аппаратом, тем самым поспособствовавший разработать свою методику, опираясь на свой личный опыт. В своей методике И. Цуканова предлагает уникальный метод разбора произведения, который позволяет быстро и профессионально петь. Перед исполнением произведения, Цуканова выделяет сложные моменты в песне, либо те моменты, где можно показать разные приемы, например, субтон, йодль, народный звук. Самое главное, что ее можно применять как для детей, так и для более взрослых исполнителей. Уникальность методики заключается в том, что она смешивает различные стили. Методика И. Цукановой доступна, помогает быстро получить сложные по содержанию знания, освоить вокальные навыки, обладает лечебными свойствами. Например, стоит правильно освоить придыхательные системы в определенной позиции, и в определенный момент, связки приходят в тонус и это приводит к правильному и удобному звукоизвлечению. Методику разножанрового вокала считают самой эффективной. Работа над дыханием, умением управлять своим звуком, выносливостью, тембральной окраской, чистотой интонации; развивать свою мышечную внутреннюю память - все это и входит в методику разножанрового вокала.

ABSTRACT

In this article the technique of I. Tsukanova as a basis of formation of vocal skills at beginning pop performers is considered. Despite the fact that I. Tsukanova has no literary publication, this technique is optimal and is health-saving. I. Tsukanova has video lessons, which are aimed at the formation of vocal skills. She has many vocal techniques, and has developed unique exercises for vocalists. In this technique, a system of special signs is developed to help the vocalist understand what position of the language, the sky should be formed on a particular syllable in the words of songs. The technique of I. Tsukanova is health-saving, because in childhood Tsukanova had an accident associated with the voice apparatus, thereby contributing to develop his technique, based on his personal experience. In his technique I. Tsukanova offers a unique method of analysis of the work, which allows you to quickly and professionally sing. Before performing the work, Tsukanova highlights difficult moments in the song, or those moments where you can show different techniques, for example, subton, yodel, folk sound. Most importantly, it can be used for both children and more adult performers. The uniqueness of the technique is that it mixes different styles. The technique of I. Tsukanova is available, it helps to quickly get complex knowledge on the content, to master vocal skills, has therapeutic properties. For example, it is necessary to properly master the respiratory system in a certain position, and at a certain moment, the ligaments come in tone and this leads to the correct and convenient sound. The different genres of vocal technique is considered the most effective. Work on breathing, the ability to control your sound, endurance, timbral color, purity of intonation; develop your muscle internal memory - all this is included in the technique of multi-genre vocals.

 

Ключевые слова: вокальные навыки, методика И. Цукановой, эстрадный вокал, вокальная педагогика.

Keywords: vocal skills, technique of I. Tsukanova, pop vocal, vocal pedagogy.

 

Для того, чтобы сформировать вокальные навыки у начинающего вокалиста необходимо владеть вокальной методикой. Наша цель сформировать вокальные навыки для начинающих исполнителей не навредив голосовому аппарату, проанализировать методику И. Цукановой и на ее основе сформировать свою работу. Развитие певческого голоса напрямую зависит от правильного использования вокальных навыков. Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Правильное применение вокальных навыков – ключ к успеху начинающего вокалиста. Сейчас все больше возможности открывается перед вокальным искусством. На наш взгляд оно привлекает большое количество людей. В изучении и применении вокальных навыков заинтересованы не только дети, но и взрослые, кто мечтает видеть себя на большой сцене. По мнению педагогов, певческий голос – это уникальный дар природы, способный передавать все разнообразие чувств, настроений и мыслей. Красота тембра, острота музыкального слуха, точность фразировки, чувство стиля, образное мышление, темперамент и самое главное индивидуальность- эти и другие качества певца определяют силу музыкально – исполнительского воздействия. Л. Дмитриев считает, что каждый человек с развитым музыкальным чувством может петь [2]. Хотя пение может быть разным. Это красота и сила звучания голоса. Певец может быть исключительно выразительным человеком, но при этом не обладать качественным исполнением. Необходима техническая работа, направленная на вокальные навыки.

На наш взгляд для формирования вокальных навыков у начинающих исполнителей нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности начинающего исполнителя и точно знать комплекс упражнений, который будет наиболее эффективен и понятен. Развитие певческого голоса у начинающих исполнителей будет эффективно только при правильном пении. Следует четко понимать, что мы будем относить к певческим навыкам, а что к свойству певческого голоса. И. Цуканова выделяет такие навыки, как дыхание, артикуляция, дикция и работа с микрофоном [7]. Для полной картины мы проводим диагностику начинающих исполнителей, направленную на эти вокальные навыки. Для развития дыхания мы взяли за основу упражнение «Моторная лодка», где произносится беззвучная трель губами, без толчков и распределяя воздух по всей фразе. Мы столкнулись с тем, что не у всех получается сделать эту трель.  Системная работа позволяла подходить индивидуально к каждому и адаптировать это упражнение под тех, кто по физиологическим особенностям не может сделать такую трель. Первостепенной задачей вокального обучения является правильное формирование вокальных приемов и доведение их до автоматизма. Проанализировав результаты диагностики, мы увидели эффективность данной методики. Из этого следует, что предложенные приемы результативно влияют на развитие вокальных навыков у начинающих исполнителей. А значит выделенные вокальные навыки являются эффективными.

Таким образом, по результатам итоговой диагностики и сравнительного анализа, мы можем сделать вывод об эффективности включения в образовательный процесс упражнений на формирование вокальных навыков по методике И. Цукановой.

Каковы бы ни были природные данные голоса, они требуют технической выработки прочных, профессиональных вокальных навыков. М. И. Глинка справедливо писал, что все голоса от природы несовершенны и нуждаются в обработке [1]. По нашему мнению вокальное искусство - это неотъемлемая, неисчерпаемая часть для человечества в 21 веке.  Это не только прихоть людей, которые мечтают видеть себя на сцене, покрасоваться перед публикой, смотря на артистов через телевидение, но и важный аспект для самого человека. Правильное использование вокальных навыков благотворно влияет на  человеческое здоровье. Формирование вокальных навыков является важной частью для исполнителей. Важна сама структура, которую необходимо подобрать для каждого исполнителя. Перед тем, как работать над формированием вокальных навыков, необходимо на себе протестировать эффективность данной методики. Это может быть скомпонованная методика разных авторов, либо своя, переработанная методика для начинающих исполнителей.  В работе над формированием вокальных навыков исполнитель развивает не только свой голосовой аппарат, но и становится индивидуальной личностью. А это для каждого человека немаловажно.

По словам педагога - вокалиста Ф. Ламперти, можно считать, что на раннем этапе воспитания голоса певцу следует учиться больше умом, а не голосом, так как, утомив его, никакими средствами не приведешь в хорошее состояние обратно[3]. Фундаментом в пении является дыхание. Дыхание должно быть активное, целенаправленное. И. Цуканова предлагает в своей методике упражнение «Моторная лодка», которое результативно влияет на развитие дыхания. Так же это упражнение очень легко можно вставить в свою работу, увеличить при этом длительность произношения букв или попытаться проговорить это упражнение не один раз, а два, три на одном дыхании.

Самая сложная задача певческого дыхания – это контролируемый и регулируемый выдох. Педагог по вокалу из Лос-Анджелеса Э. Ховард уточняет: «Грудная клетка «…» должна расширяться в момент взятия дыхания. «…» Мышцы диафрагмы опускаются вниз, чтобы увеличить объём грудной полости. «…» Ваша цель – дать лёгким возможность полностью наполниться воздухом, расширяясь как вниз, так и в стороны» [6]. Как только певец сконцентрируется не на ключичном (поверхностном), а на нижнерёберном диафрагмальном (глубоком) дыхании, как только он научится при выдохе управлять межрёберными мышцами, можно считать, что первый камень в фундамент вокала заложен.

Брюшной пресс должен подталкивать диафрагму в сторону лёгких, подобно поршню в насосе. При этом гортань остаётся расслабленной, причём одинаково на всех нотах, от высоких до низких. Таким образом, формируется единая позиционная манера и ровность регистра. И если корень языка, как утверждают ведущие мировые эстрадные педагоги, опускается вниз, то кончик языка наоборот нацелен вверх, к твёрдому нёбу и к зубам. Сет Риггс считает, что петь нужно так же, как говорить, но в то же время добавляет, что после вдоха грудь остаётся в удобном, чуть приподнятом состоянии [5].

Вокальные упражнения и распевания должны начинаться от самых примарных и удобных нот ученика, постепенно двигаясь то в одну, то в другую сторону диапазона, расширяя его от занятия к занятию с аккуратным преодолением «переходных нот». Упражнения универсальны: можно использовать общеизвестные, можно добавить фрагменты эстрадных песен или джазовых стандартов, выбирая при этом сложные места, работая над каждой фразой (с особыми «смещениями» акцентов, с синкопами и свингом.)

Работа над каждым навыком плавно переходит в следующий навык. В разговорной речи четкость произношения непосредственно связана с певческой дикцией. При пении произношение текста должно быть понятным. Конечно же певческая дикция отличается своими особенностями. Ведь по мнению А.Г. Менабени пение - это вид музыкального искусства, в котором музыка связана со словом [4].

Гласные звуки рождаются в гортани при взаимодействии голосовых связок и дыхания. Они являются оболочкой, в которую входит певческий звук. Именно поэтому воспитание голоса начинается с работы формирования вокальных гласных. А.Г. Менабени считает, что от вокально правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса [4]. Образование гласных звуков связано с усилением и присутствием, разной для каждого гласного звука области обертонов, которая называется форманта. Образованный на уровне голосовых складок звук, не имеет определенного гласного т.к. преобразование происходит в надскладочных полостях. Каждая из этих полостей усиливает определенную область обертонов. Чем выше форманта гласного, тем звучнее гласный.

Высокая певческая форманта придает звонкость, «полетность», собраность, «метал», «близость» голосу. Особенности образования гласных звуков влияют на звучание певческого голоса. А.Г. Менабени считает, что фонетический метод является более распространенным и эффективным в вокальной педагогике [4]. Применяя такой метод нужно точно знать, как гласный или согласный звук влияет на весь голосовой аппарат. А.Г. Менабени считает, что гласный «и» самый звонкий из всех гласных. Этот звук настраивает на головное резонирование и помогает собрать звук [4]. Гласный «ы» не удобный звук для пения. Его артикуляция связана с напряжением корня языка, что может привести к зажиму горла. Гласный «э» не всегда удобный. Он способствует активной атаке. Гласный «а» занимает среднее положение между звонким и глухим. Легко поддается округлению. По мнению автора, этот звук помогает лучше других гласных освободить артикуляционный аппарат и выявить природный тембр голоса. Гласный «о» способствует хорошему поднятию мягкого неба. Гласный «у» самый глубокий звук. При произношении больше поднимается мягкое небо, расширяется ротоглоточная трубка. При пении йотированных гласных первый звук быстро сменяется вторым, тянущимся звуком. Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Они возникают в ротовой полости. Гласные и согласные образуются одними и теми же органами.  Активное произношение согласных, вызывает сокращение мышечных стенок ротоглотки, превращая ее в резонатор. При переходе с согласного на гласный звук установка губ, языка, мягкого неба для гласного подготавливается уже при звучании предшествующего согласного.

Чтобы верно  организовать функциональную работу артикуляционного аппарата, необходимо снять напряжение с органов. Коротко снятые согласные, в пении, и быстрая смена согласных гласными требует мгновенной перестройки артикуляционных органов. Особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба. По мнению А.Г. Менабени, добиваясь свободной, активной работы артикуляционных органов, можно правильно сформировать работу других органов голосообразования [4].

На основе эмоционального переживания и содержания осмысленности формируется выразительность исполнения. Она бывает непроизвольная, спонтанно проявляющаяся и произвольная. Выразительность появляется у начинающего исполнителя только тогда, когда он начинает осмысливать, то, о чем поет. Для того, чтобы сохранить и достичь выразительность необходимо добиваться осознания и закрепления способов выразительности начинающего исполнителя. На наш взгляд слуховая и музыкальная выразительность очень тесно связаны между собой.  В каждой методике рассматриваются определенные вокальные навыки, которые направлены на формирование индивидуальных качеств вокалиста.

По нашему мнению вокальные навыки, как интонация, дыхание, дикция и артикуляция, работа с микрофоном - очень важны для начинающего исполнителя; целостный процесс не исключает выделения каждого навыка в отдельности. Артикуляция и дыхание непосредственно участвуют в звукообразовании, которое обеспечивает качество дикции, работа с микрофоном в совокупности зависит от четкого дыхания, от подачи самого звука.

Многие из педагогов считаю, что занятия с начинающими исполнителями могут проходить в игровой форме, заостряя внимание на нужный вокальный навык.  Если рассматривать детей младшей возрастной группы, то можно отследить тенденцию, что дети чувствуют себя непринужденно, выполняя задания, которые просит преподаватель. Ведь начинающий вокалист может быть ребенок в 3 года, а так же личности старшего возраста.  Но стоит учесть, то что, каждый индивидуален по - своему. К каждому необходим творческий подход. Исходя из выше сказанного, можно с точностью подтвердить то, что правильно отработанная вокальная техника залог успеха для начинающего вокального исполнителя.

Рассмотрев принципы методики И. Цукановой, мы скорректировали и адаптировали методику под свою работу, выбрав несколько вокальных навыков на наш взгляд, которые подходят для работы с начинающими исполнителями.

В ходе опытно- поисковой работы нами были сформированы критерии по вокальным навыкам. Мы выстроили работу по следующим навыкам:

-интонация;

- дыхание;

- артикуляция и дикция;

- работа с микрофоном.

Опираясь на теоретические исследования и учитывая результаты констатирующей диагностики на формирующем этапе опытно- поисковой работы, мы выявили наиболее подходящий комплекс упражнений, который способствует эффективному формированию вокальных навыков.

 

Список литературы:

  1. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М. : 1963. 72 с.
  2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 2007. 171 с.
  3. Ламперти Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам. СПб. : 2010. 192 с.
  4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М. : Просвещение, 1987. 95 с.
  5. Риггз. С. Пойте как звезды. П ://Питер. 2015. 119 с.
  6. Ховард Э. Техника пения: вокал для всех / Э. Ховард, Х. Остин. М. : Электрон. изд. 1 электрон. опт. диск. 2009. 62 с.
  7. Цуканова И.П. Спой со мной [Электронный ресурс]. /http://www.youtube.com/watch?v=M21JYyBZZ4Q/
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.