Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2016 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Адхамов А. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК О РОДИНЕ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(9).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 113 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК О РОДИНЕ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Адхамов Асхат

лицеист, ФОФ «Фонд образования Н.Назарбаева»

Специализированный лицей «Арыстан», Республика Казахстан

Фот Луиза Владимировна

научный руководитель,

преподаватель, ФОФ «Фонд образования Н.Назарбаева» Специализированный лицей «Арыстан»,

Республика Казахстан

Кирьянова Ирина Леонидовна

научный руководитель,

преподаватель, ФОФ «Фонд образования Н.Назарбаева» Специализированный лицей «Арыстан»,

Республика Казахстан

В рамках Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и Государственной Программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы на принципиально новый уровень выходит необходимость формирования у школьников духовно-нравственных ценностей, воспитание высоконравственных граждан, которые будут истинными патриотами своей Родины. Нет сомнений, что патриотическое воспитание и привитие национальных и общечеловеческих ценностей невозможно без обращения к наследию народного творчества, в том числе к пословицам и поговоркам, ведь приобщение ребенка к духовным ценностям определенной культуры является более полным и многосторонним при включении в коммуникацию фольклорных жанров, которые обеспечивают демонстрацию культуры в разных формах.

Пословицы и поговорки в составе народного творчества занимают особое место, являясь древнейшим по происхождению жанром устного народного творчества. Каждое поколение приобретало опыт и знания об окружающей действительности, взаимоотношениях людей и репрезентировало полученные знания и опыт в афористических изречениях и образных выражениях. Пословицы и поговорки, являясь, по словам М.А. Шолохова, «сгустками разума и знания», никогда не существовали самостоятельно, появляясь и развиваясь только в разговорном языке. Ярко и точно отражают сущность фольклора слова А.Н. Толстого: «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» [1, с. 2].

Исследование пословиц и поговорок как компонента словесного фольклора никогда не утрачивало своей актуальности и осуществлялось с различных позиций:

1) пословицы и поговорки как результат отбора и фильтрации народного опыта в педагогическом воздействии (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский и др.);

2) пословицы и поговорки как устойчивые словесные комплексы (Л.И. Ройзензон);

3) как иносказательные выражения высокой емкости и сложности и как знаки определенных ситуаций, отношений между людьми (Г.Л. Пермяков, Ю.В. Рождественский, Л.А. Морозова);

4) как небольшой текст и компонент лексико-фразеологической системы языка (М.М. Копыленко, З.Д. Попова, Л.И. Ибраев);

5) как синтаксический феномен (Ю.А. Бельчиков);

6) как лаконичное изречение в художественной форме (В.П. Аникин, В.П. Жуков);

7) как многостороннее и глубоко осмысленное отражение картины жизни (Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин).

Необходимо отметить, что в рамках настоящего исследования интерес представляет факт исследования пословиц и поговорок с позиций отражения в них «закономерностей развития ребенка как целостной личности в зависимости от усвоения им культурно-исторического опыта в процессе собственной деятельности, общения с окружающими» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин). Исследования указанных ученых продемонстрировали обучающие и воспитательные возможности устного народного творчества при освоении детьми языка. Не вызывает сомнений тот факт, что эти краткие, емкие по смыслу изречения не только способствуют обогащению детского лексикона, но и содействуют приобщению людей к ценностям духовной культуры.

Наиболее актуально вопрос обогащения детского лексикона посредством формирования духовных ценностей встает в рамках процесса интенсивного обновления современных мировоззренческих позиций, выход духовно-нравственной культуры на принципиально новый уровень, на что и ориентировано современное образование. Цель учебно-воспитательного процесса современной школы – заключается в необходимости обеспечить учащегося тем объемом информации, который будет актуален и востребован с современном обществе, создать условия для оптимального интеллектуального и духовного развития. Согласно обозначенной цели краеугольной становится проблема трехъязычия, и, вместе с тем, необходимость освоения национально-культурной функции изучаемых языков, что невозможно без постижения культуры и речевых традиций казахского, русского и английского народов.

Речевой фольклор является неисчерпаемым источником постижения реалий окружающего мира, важнейшим эффективным средством приобщения к ценностным ориентирам и незаменимым инструментом речевого, духовно-нравственного и культурного развития. Таким образом, пословицы и поговорки, являясь культурными образцами обобщенных форм человеческого опыта, раскрывают перед школьником доступные ему виды деятельности, способствующие развитию социальной и речевой компетентности. Приобщение ребенка к духовным ценностям определенной этнокультурной среды становится более полным и многогранным при включении в его речь фольклорных жанров, которые обеспечивают трансляцию постигаемой культуры в разных формах, поэтому пословицы и поговорки остаются наиболее эффективным способом реализации принципа изучения языка с опорой на культурный компонент.

Не вызывает сомнений тот факт, что усвоение пословиц и поговорок взаимосвязано с социальным опытом школьников: чем понятнее и ближе школьнику стороны жизни, явления, отраженные в пословицах и поговорках, тем прочнее, качественно выше понимание значений обобщённого смысла народных выражений. В XXI веке, когда осознается всеобщая глобализация, несомненно, особое значение приобретает духовная связь человека с Родиной, с родным домом. Для казахстанского общества патриотизм, любовь к родной земле является неотъемлемой национальной ценностью. В свою очередь, ценности являются базовой категорией при построении картины мира, т.е., выполняя национально-культурную функцию, они определяют культуру социума. А.А. Леонтьев пишет: «Язык отражает и закрепляет реалии, абстрактные понятия и т.д., отработанные историческим прошлым данного народа, обязанные своим существованием специфическим условиям трудовой, общественной, культурной жизни этого народа» [4, с. 35].

Слово «Родина» и его синоним «Отечество» активно функционируют в речи школьников, что обусловлено системной, многоплановой работой в рамках формирования у школьников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» как одного из основных направлений Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы [2].

Пословица, представляя собой форму живой разговорной речи, является объектом междисциплинарного изучения: с различных ракурсов пословицы и поговорки исследуют лингвистика, фольклористика, психология, этнография и многие другие науки, в том числе междисциплинарные (лингвокультурология, этнопсихолингвистика и другие).

Интерес различных областей науки к этим метким выражениям обусловлен ведущей ролью пословиц, которая заключается в их способности украсить речь, выразить отношение говорящего к конкретному событию, ситуации, использование пословиц также позволяет судить о коммуниканте как о грамотном, образованном человеке. Нет сомнений, что порой только при помощи пословиц становится возможным убедить собеседника в своей правоте.  Меткие слова, присутствующие в пословицах, позволяют добиться бесспорного результата эффективнее, чем если бы для этого использовался особый монолог. Пословицы – это аксиомы, не требующие доказательств, это прописные истины, доказавшие свою жизнеспособность и актуальность на протяжении веков.

Ценностью пословиц и поговорок обусловлен интерес авторов настоящего научного исследования к этим единицам, и, как результат, стремление определить роль пословиц и поговорок в современном мире, в том числе среди нынешней молодежи. Для реализации поставленной цели, в рамках настоящего исследования, нами был проведен социолингвистический эксперимент, в котором приняли участие учащиеся-старшеклассники: лицеисты 11-х классов Специализированного лицея «Арыстан» (Республика Казахстан, Алматинская область) в количестве 80 человек. Специализированный лицей «Арыстан» –  частное учебное заведение интернатного типа с военным укладом жизни и углубленным изучением естественно-математических дисциплин, реализующее программу трехъязычного образования, принятую в Республике Казахстан на государственном уровне. Лицей призван воспитывать и обучать юношей, имеющих высокие интеллектуальные и физические способности, готовых посвятить себя государственной службе в силовых структурах страны.

Источником материала для эксперимента послужили пословицы и поговорки о Родине, представленные в словаре «Пословицы и поговорки русского народа» [3, с. 493-494]. Эксперимент предполагал выявление специфических особенностей понимания и интерпретации пословиц и поговорок современными подростками, являющимися носителями русского языка. Целью первого этапа эксперимента является исследование особенностей функционирования пословиц о Родине среди лицеистов, в связи с чем необходимо было систематизировать материал исследования и проанализировать частотность и ситуативность современного бытования пословиц патриотической тематики в молодежной среде.

Испытуемым предлагалось заполнить анкету, содержащую 28 пословиц и поговорок о Родине, которые необходимо было классифицировать по двум группам личностного знания: «знаю» и «не знаю». Первая группа личностного знания предполагала не только выявление пословиц, наиболее известных подросткам, но и определение источников получения демонстрируемых знаний. Источники пословиц предполагают аудиальную и визуальную форму восприятия. Так, к аудиальным источникам относятся: «Знаю, слышал от педагога», «Знаю, слышал в своем окружении (друзья, родственники)», «Знаю, слышал от публичного человека (телевидение, радио, митинг)»; к визуальному – «Знаю, вычитал (из журнала, интернета, художественной литературы)».

Вторая группа личностного знания предполагала выявление пословиц, функционирование которых наименее распространено среди молодежи.

Участникам эксперимента необходимо было поставить отметку («+» или «V») напротив пословицы (поговорки) в ячейке, соответствующей личностному знанию (все анкеты участников эксперимента представлены в Приложении).

Анализ и сопоставление полученных результатов проводились по двум критериям:

  1. общая специфика функционирования: количественное и процентное соотношение использования и распространения пословиц и поговорок;
  2. частный анализ и сопоставление данных для выявления распространенных и нераспространенных, нахождения наиболее эффективных способов распространения пословиц и поговорок.

Обобщенные результаты эксперимента представлены в таблице 1:

 

Таблица 1.

Специфика функционирования пословиц и поговорок

 

Пословицы

«Знаю»

«Не знаю», впервые познакомился с этой пословицей

Знаю, сам применяю в речи

Знаю, вычитал (из журнала, интернета, худ.лит-ры)

Знаю, слышал от педагога

Знаю, слышал в своем окружении (друзья, родственники)

Знаю, слышал от публичного человека (телевидение, радио, митинг)

1

Каждому мила своя сторона.

6

16

16

10

8

11

2

Своя сторонушка и собаке мила.

1

6

10

3

7

34

3

Родной куст и зайцу дорог.

2

9

11

7

12

24

4

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

2

7

4

7

8

31

5

Всяк кулик свое болото хвалит.

6

12

14

9

5

22

6

Родная сторона краше Москвы.

3

13

8

5

5

30

7

Родная земля и в горсти мила.

1

11

6

4

3

33

8

Свой дым глаз не ест.

9

11

7

7

5

30

9

На родной стороне даже дым сладок.

12

15

8

10

4

18

10

В своем доме и стены помогают.

21

9

12

13

7

9

11

Всяк кулик в своем болоте велик.

5

9

9

7

4

27

12

На своей улице бойка и курица.

5

5

5

8

3

32

13

На своем пепелище и петух поет.

2

3

7

5

8

30

14

В своем болоте и лягушка поет.

3

9

12

8

2

29

15

В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.

1

7

10

7

7

29

16

В своем гнезде и ворона коршуну глаз выклюет.

6

8

9

5

2

32

17

На родной стороне и камушек знаком.

10

14

6

14

6

19

18

Там его каждая собака знает.

20

14

3

12

6

6

19

Где сосна взросла, там она и красна.

11

10

11

4

4

24

20

Всякая сосна своему бору шумит.

2

12

5

4

4

23

21

Всякая сосна своему лесу весть подает.

2

6

4

4

4

30

22

Где кто родился, там и пригодился.

26

17

10

7

5

11

23

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

9

12

9

7

4

19

24

Глупа та птица, которая свое гнездо гадит.

9

10

7

6

6

23

25

Иваны, не помнящие родства. Иваны непомнящие.

2

4

5

11

0

40

26

Продать родину за чечевичную похлебку.

6

5

5

5

7

29

27

Звонки бубны за горами, а к нам придут - как лукошки.

0

7

4

3

10

37

28

Хорошо там, где нас нет.

36

14

6

9

5

6

 

Общее количество

218

275

223

201

151

688

 

100%=1756

12,4

15,7

12,7

11,4

8,6

 

 

 

Среднее: 12,16

39,2

 

Анализ представленной таблицы позволил выявить ряд закономерностей:

1.   Соотношение двух групп составило следующий алгоритм: I. «Знаю» в среднем – 12,16%, в общем – 60,8%; II. «Впервые познакомился» – 39,2%. Таким образом, можно сделать вывод, что современные подростки знают относительно не много пословиц и поговорок о Родине и используют их крайне редко. По результатам эксперимента, 80 человек из предложенных 28 пословиц в среднем знают и применяют около 12% пословиц.

2.   Наибольшую распространенность получили пословицы: «Хорошо там, где нас нет» (70 лицеистов знают эту пословицу, 36 из них – применяют ее в речи), «Где кто родился, там и пригодился» (эту пословицу знают 69 лицеистов, 26 – применяют в речи).

3.   Наименьшую распространенность получила пословица «Иваны, не помнящие родства». 50% опрошенных впервые познакомились с этой пословицей. Это единственная пословица, которая ни разу не прозвучала от публичных людей (на телевидении, радио, митингах).

4.   Одни пословицы находят более широкое распространение среди лицеистов благодаря своей образности. Для них характерна массовая воспроизводимость. Например, «Где кто родился, там и пригодился» (26), «В своем доме и стены помогают» (21), «Там его каждая собака знает» (20).

5.   Другие пословицы менее широко распространены среди учащихся. Для них характерна единичная воспроизводимость: «Своя сторонушка и собаке мила» (1), «Родная земля и в горсти мила» (1), «В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит» (1).

6.   Лишь одна пословица из 28 приведенных не применяется в речи лицеистами: «Звонки бубны за горами, а к нам придут – как лукошки».

Приведенная таблица позволяет выявить наиболее эффективные источники получения личностных знаний, в том числе как источники пословиц и поговорок патриотической тематики:

1.   Многозначности использования пословиц способствует самостоятельный поиск (из журнала, интернета, классической литературы). В результате такой работы достаточное распространение получили пословицы: «Где кто родился, там и пригодился» (17), «Каждому мила своя сторона» (16), «На родной стороне даже дым сладок» (15). Этот источник бытования пословиц самый многочисленный (15,7%).

2.   Применение пословиц и поговорок педагогами составляет следующее соотношение: «Всяк кулик свое болото хвалит» (14) – «Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил» (4). Это 12,7% от общего числа.

3.   Невелик процент использования пословиц и поговорок в окружении друзей и родственников (11,4%).

4. В настоящее время наименее эффективным способом получения знаний о бытующих пословицах и поговорках являются публичные люди и СМИ (18,6%). Эта тенденция вызывает тревогу, потому что современные СМИ занимают одно из ведущих мест в качестве источника получения информации современными людьми, особенно молодежью. Видится необходимым изменение данной ситуации на республиканском уровне. А именно, оказание влияния на содержательную сторону транслируемых, публикуемых в республиканских СМИ материалах с целью формирования патриотических настроений в молодежной среде.

5. Наиболее эффективными способами знакомства с пословицами и поговорками являются визуальные средства, включающие самостоятельный поиск информации (чтение журналов, книг, сайтов в интернете) и рекомендованные источники (чтение произведений программной художественной литературы). Аудиальные источники (окружение друзей и родных, выступление публичных людей) в настоящее время являются менее эффективными, что, несомненно, требует корректировки.

На основе проведенного исследования можно сделать выводы и дать следующие рекомендации. Среди лицеистов авторитет пословиц неоспорим. Неоценима роль использования пословиц для познания родного языка, для воспитания кодекса нравственности.

В процессе исследования нами были установлены некоторые современные тенденции употребления пословиц. В частности, выявился наиболее многочисленный источник знакомства с пословицами – Интернет. Кроме этого, особая роль в этой деятельности отводится педагогам, которые в своей деятельности широко применяют вековой народный опыт и огромный воспитательный потенциал, заложенный в пословицах. Их необходимо не только использовать в речи, но и посвящать им уроки, классные часы и всевозможные мероприятия, которые направлены на обогащение как речи, так и нравственного потенциала учеников, воспитание уважения к родному языку, восхищение его красотой и богатством, формирование патриотических чувств и качеств личности.

 

Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки. игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. М: Изд-во «Художественная литература», 1985. – 77 с.
  2. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 01 марта 2016 г. № 205
  3. Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. М.: Сюита, 1996. – 544 с.
  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. – 254 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 113 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (4)

# Esen 27.11.2016 18:32
Отлично
# Кнат 27.11.2016 19:53
OTE keremet
# Өтеген 27.11.2016 22:21
Отличная статья Адхамова Асхата. Познавательная.
# Сабит 28.11.2016 06:55
Очень хорошо

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.