Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дмитрий С.Г. ПРОГРЕСС ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ЕГО ОБОРОТНЫЕ РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ В РОМАНЕ-ПАМФЛЕТЕ Л. ЛУКЬЯНОВА «ВПЕРЕД, К ОБЕЗЬЯНЕ» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info//sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 12.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОГРЕСС ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ЕГО ОБОРОТНЫЕ РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ  В РОМАНЕ-ПАМФЛЕТЕ Л. ЛУКЬЯНОВА «ВПЕРЕД, К ОБЕЗЬЯНЕ»

Дмитрий Сергеевич  Гераськин

студент специальности «Связи с общественностью» ОФ ФГОБУ ВПО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики», Оренбург

Е-mail: gadi50@mail.ru

Дубцова Евгения Константиновна

научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, социально-экономических и гуманитарных дисциплин ФГОБУ ВПО ОФ ПГУТИ, Оренбург

 

 

Фантастический роман Льва Лукьянова «Вперёд, к Обезьяне», написанный в далеком уже 1980 году с целью обличения американской действительности, в наше время можно расценивать как пророческий, и не только по отношению ко всей западной цивилизации, но вместе с тем и к современной российской цивилизации.  Цель данной статьи – рассмотрев, в первую очередь, сюжетно-композиционный уровень произведения, показать, насколько актуально данное произведение в условиях нашего времени.

Hi-tech-технологии, мастерски описанные в книге, вся обстановка романа – это фантастическое будущее, в котором узнается наше настоящее, не фантастическое, потому что существует в реальности, и вместе с тем самое что ни на есть фантастическое. В самом деле, если подумать, то современный телевизор (или, как в книге, стереовизор) –  это наливное яблочко на серебряном блюдечке из русских волшебных сказок. А весь ХХ век и следующий за ним ХХI– время, когда не просто сказка, но самые фантастические мечты становятся явными.

 Лев Лукьянов в своем романе-памфлете высмеивает американскую псевдокультуру-цивилизацию с ее потребительскими ценностями и, выстраивая образ ее неблагополучной будущности,  призывает задуматься над проблемами уничтожения человеческого в человеке, культурного шока, вызванного ростом всевозможных информационных, технических открытий. Оборотная сторона данных проблем – вопрос о равнодушии к духовным ценностям, о потере веры.

Парадоксально, что роман-памфлет предназначен для юношеского чтения. В книге показан мир, живущий с опорой на ужасающую воображение любого здравомыслящего человека «традицию», согласно которой в вымышленной стране  легализовано оружие и каждый может стрелять из этого оружия в кого захочет и когда  захочет. О нравственности и духовности в этом мире мало кто знает, она практически уничтожена и растоптана армейскими берцами. Люди боязливо прячутся в своих домах и не выходят  на улицы города без пистолета или автомата. Мир,  про который рассказывает нам  Л. Лукьянов, встаёт на рассвете по зову звукорасплёскивающих выстрелов. Выше всего почитается авторитет оружия и, конечно же, деньги. Мы видим людей, забывших, что такое любовь к ближнему, которым чуждо понятие душевной теплоты, искренней любви.

Улицы города превратились в гетто, нет больше машин и красивых магазинов, всё разбомблено крупнокалиберными снарядами и ракетными установками (данная картина напоминает Грозный после двух Чеченских войн). Население города передвигается исключительно на бронетранспортёрах и прочих взрыво- и пуленепробиваемых военных машинах.  На обычных легковых автомобилях никто не ездит, если не хочет распрощаться с жизнью: самый распрекрасный лимузин не идет ни в какое сравнение с самой плохой бронированной машиной. Легковые машины гниют, ржавея на свалках города и у обочин домов, на улицах царят хаос, мародерство. И, однако, есть люди, которым в стране живется очень даже неплохо, – олигархи, усилиями которых процветает оружейный и охранный бизнес. Население, живя среди тотального насилия, адаптировалось к нему, не пытаясь ему противостоять, понимая, что мнение массы ничего не решает.

Жители городов составляют особую иерархию: каждый имеет номерной жетон на шее, с цветовым значком, а значит, лишен самого дорогого – свободы. И цвет жетона может изменяться на протяжении жизни человека, в зависимости от его поступков. Красный значок свидетельствует об опасности, его обладатель нуждается в неусыпном наблюдении, в изоляции или даже в газовой камере. Розовый значок требует пристального внимания. Желтые кресты – знаки более или менее сносного поведения, голубые – добропорядочности, а черные – знаки поведения высшего качества. Граждане, украшенные таким крестом, могут спать спокойно. Парадоксально, что в этом футурологическом обществе ужаса добропорядочность окрашена в черный цвет. Обязанности государственных чиновников – следить за изменением значков социальной общности, дабы ... «как бы чего не вышло», – вспомним чеховского Беликова, антиутопии А. Платонова, Е. Замятина.

В романе остро чувствуется скоротечность времени: люди, живущие среди перестрелок, не имеют возможности медлить и раздумывать, все в их жизни, где действенны лозунги «стреляй либо беги со всех ног и прячься», зависит от скорости.

Но… оказывается, ко всему привыкает человек, и в обществе, порожденном массовой культурой потребления и наживы, по-прежнему процветает массовая культура, есть место для удовольствий, для развлекательных шоу, для  просмотра «визоров»; СМИ, «стереовидение» выживает при любых условиях. Да и массовое информационное общество, по верному утверждению современного ученого, невозможно без СМИ: «погрузив человека в поток всегда срочных сообщений, СМИ разорвали цепь времен», создали совершенно новый тип времени – время спектакля, –  в котором человек лишен исторических координат» [1, с. 257]. Знал ли Л. Лукьянов, математик, об изобретении интерактивного телевидения или просто предугадал его появление, – сейчас это вопрос. Но герои романа-памфлета имеют возможность двустороннего общения при помощи «визора», это люди эпохи Маклюэна (времени интерактивного телевидения), сменившей в ХХ веке эпоху Гутенберга. 

Телешоу, транслирующиеся по стереовидению,  – аналоги современных российских реалити-шоу, данное явление пришло к нам из США, где было распространено уже давно.

Страна, не называемая в книге, очень напоминает США, о чем свидетельствуют также имена героев, такие реалии, как сенат при правительстве, высококлассное модельное агентство,  технически усовершенствованное оборудование,  а также события, связанные с героическим спасением кого-либо и чего-либо, с авантюрами в духе гангстерских приключений и пр. А кроме того, разложение любой происходящей ситуации на денежные тезисы свидетельствует о том, что книга – памфлет на тему жизни в США.

Самое страшное, что, обличая Америку, автор не предполагал того, что американская мечта станет всеобщей мечтой в начале ХХIстолетия и что сатирически показанная им будущность этой страны для многих станет привлекательной и реальной, в том силе и для постсоветской России.  «Нашу уникальную цивилизацию, евразийскую, православно-мусульманскую, русскую, у нее по нашей извечной бесхозяйственности нет даже общепринятого названия, не считают цивилизацией. И призывают нас, у  кого двенадцативековая государственность и культура, брать пример с тех, у кого самые древние ценности – винчестеры, из них они отстреливали индейцев, да повозки, на них они завоевывали просторы Дикого Запада», – вот как пишет об этой проблеме А. Ольшанский [2]. Интересно, что ироничное «древние ценности – винчестеры» сопоставимо с так называемой традицией стрелять и убивать в произведении Л. Лукьянова.

Герои книги (не народ, а население, масса) не борются за свои права, не оспаривают решений правительства, не требуют отменить легализованную оружейную традицию. Люди привыкли жить в страхе и уже адаптировались к новому течению жизни, их отношение к президенту страны самое верноподданническое. Однако помимо президента есть в стране и теневое правительство, гангстерский синдикат, а кроме того, люди очень боятся термитов – убийц на роликах, которых толпами въезжают в тот или иной город и похожи на чуму, истребляющую всех без разбора. Все это очень напоминает современный западный мир вкупе с постсоветским пространством, мир терактов и разрушений.

В итоге сюжет поворачивает в совершенно неожиданную сторону: четыре преступных центра: Север, Юг, Запад и Восток, – в итоге сплачиваются в один, будучи объединенными общей целью – разрушить традицию. Главарями огромной банды движет не любовь к человечеству, а стремление избавиться от конкуренции в сфере торговли оружием: оказывается, мир тоже может быть выгодным предприятием. Но самое главное, что выгоднее всего это для простых смертных.

Хотя сюжет романа мастерски разработан, многое остается непонятным. В стране есть производство, но почти ничего не говорится о профессиях. Читатель представляет заводы, фабрики, стройки, о которых, однако, тоже ничего не известно. Главы заводов требуют, чтобы у сотрудников всегда было радостное настроение (вот она, знаменитая голливудская улыбка, ничего не выражающая), влияющее на  производительность труда. «Все заботы – только дома», –  гласят таблички на рабочих местах.  Если кто-то из сотрудников в солидной компании впадает в уныние и депрессию на рабочем месте, то, как правило, к нему вызывают дежурного врача-психиатра. Если беседы и внушения не помогают и сотрудник Корпорации не желает расставаться со своим плохим настроением, то такой упрямец немедленно увольняется, а на его место уже рвутся десятки жизнерадостных безработных. В данном случае можно провести аналогию с постсоветской Россией: мы живем в мире, где, по словам И. Роднянской,  есть живопись, литература, музыка, но нет больших художников, писателей,  композиторов, в мире «дизайнеров и парикмахеров» [3], а также продавцов, специально обучаемых создавать видимость хорошего настроения при виде потенциальных клиентов.

Повествование состоит из четырех сюжетных линий, главы  перемежаются, рассказывая про разных героев, но, ведется ли речь про бизнесмена Корта, про отель «Коломбина» и Джету, про Рема, гангстеров, все эти события тесно связаны друг с другом – показывают разные аспекты, сферы жизни в условиях так называемого прогресса.

Начинается роман с описания отеля «Коломбина» и рассказа о красивой и умной девушке Джете, дочери сантехника. Отель – целая инфраструктура, мир в миниатюре, детище своего прогрессивного времени. Так, в «Коломбине»  давно отказались от горничных-женщин, они слишком болтливы, и их заменили роботы-пылесосы.  В реальности японские ученые  конструируют подобных роботов, хотя те еще не вполне совершенны. Однако не за горами те времена, когда человек будет воспринимать роботов с точки зрения повседневности, обыденности.

Джете предстоит конкурс, пройдя который, она сможет работать моделью в отеле, сопровождающей знатных и влиятельных гостей, выполняющей роль красивого фона для высокопоставленного лица,  что очень престижно. Мечты моделей связаны не с интересной, перспективной работой, а с надеждой выйти замуж за бизнесмена, богатого человека. Жажда денег на первом месте, любовь в этом мире смехотворна.  

Можно подумать, что при такой жизни и при таких условиях невозможно создавать семьи и продолжать род человеческий, но на упрощённом уровне семьи всё же создаются. Те пары, которые любят друг друга и хотят связать себя узами брака,  делают это при помощи электронных терминалов на улицах города: «Чтобы заключить брачный союз, требовалось две‑три минуты: автоматы находились повсюду: в подъездах, в вестибюлях, на станциях подземки, даже на обочинах шоссе. Будущим супругам следовало опустить в щель десять монет, затем вставить в другое отверстие свои нашейные жетоны – такими металлическими номерными значками были снабжены все совершеннолетние граждане. Автомат удовлетворённо щелкал, мгновенно устанавливал подлинность жетонов, а через полминуты, связавшись с главной картотекой страны и выяснив родословную и прочие данные новобрачных, выплёвывал отпечатанную карточку, свидетельствовавшую, что граждане данных номеров вступили в законный брак. Если же компьютер по каким‑либо причинам считал супружество нежелательным, он честно возвращал восемь монет, оставив в своём чреве два кругляка – за услуги. Когда кто‑либо из вступающих в новый брак забывал расторгнуть прежний, умная машина напоминала, что надо добавить пятёрку. А ещё за одну монету – по желанию клиентов – железный ящик извергал немного торжественной музыки, вполне приличествующей случаю…

Автоматы безостановочно щелкали, семьи возникали и лопались, словно мыльные пузыри. Как и во все времена, к дому были более привязаны женщины. Кочевали, в основном, мужчины. Хорошо, если муж задерживался у семейного очага хотя бы на полгода».

Наверное, и автоматы для регистрации брака – это недалекое будущее нашего мира, в котором уже сейчас прочно обосновались терминалы, банкоматы, карточки. Семьи лопаются как мыльные пузыри, и узаконить свободу отношений в данном случае значит узаконить разврат; места для чистой, духовной любви, единственной, одной на всю жизнь, просто не остается. Кроме того, в созданной Л. Лукьяновым действительности все естественное (например, живые цветы, натуральные продукты и пр.) стоит целые состояния.

Мир бизнесменов представляет Ген Корт-младший, человек богатый и влиятельный, глава  самой популярной в стране охранной фирмы «SОS», так же, как и все, меняющий жен. Корт пересмотрел устаревшую систему руководства фирмой, вооружился новыми технологиями производства охранного оборудования и взялся по-новому вести дела компании. Производство бетонных блиндажей, минирование дворовых участков, сооружение подземных убежищ – вот что актуально для современного бизнеса. Фирма «SOS», успешно осуществляющая межкультурные коммуникации, использует последние технические достижения. В названии фирмы сквозит ирония: «спасите наши души» нужно читать, понимая при этом подтекст: «спасите человечество от столь губительного для него прогресса». Кабинет Корта-второго, например, представляет подобие лифта: с магнитным полем, защищающим от прослушивания, он позволяет передвигаться не только в вертикальном направлении, но и в горизонтальном. Таким образом генеральный директор может в любой момент еще и проверить своих сотрудников. Именно Ген Корт-младший помогает лидерам четырех частей преступного синдиката осуществить переговоры об отмене «традиции».

Синдикат заявляет об усиливающейся конкуренции в области торговли оружием и в поиске нового источника дохода предлагает уничтожить оружие, при этом выдвигается замечательный лозунг: «В обществе, которое живёт насилием, нельзя чего-либо добиться с помощью насилия!».

Однако если синдикат выступает за уничтожение традиции, официальное правительство, Президент и сенатор Дан (серый кардинал, держащий в руках нити власти), категорически против этого.

Сенатор Дан известнее президента, его запоминали по его шуточкам, которыми он разбрасывался в выступлениях своих нешуточных речей. Но он серьёзная и суровая личность, консерватор и инквизитор, уничтожитель инакомыслящих. Он также окружен умной техникой: его пропуск в тайное убежище президента – невидимые знаки, которые можно рассмотреть, только применив специальные очки. Сенатор носит с собой на всякий случай пластмассовую гранату, имитирующую фляжку для бренди. Никакие лучи-сканеры безопасности не могут распознать эту фляжку как оружие. Сенатор чувствует удовольствие от того, что может перехитрить компьютер. Лучи-сканеры, пропуск с невидимыми иероглифами, очки, распознающие подлинность пропуска – видимо, все это тоже  недалекое будущее человечества.  

Конечно, Сенатор Дан против уничтожения традиции: пока все заняты пальбой из пистолетов, государство набивает карманы деньгами. И потому сенатор затевает гражданскую войну.

В ходе гражданской войны пиар-акции в поддержку власти на стереовидении проводятся все интенсивнее. А главный шоумен – неутомимый выдумщик, пройдоха Блим-Блям, маленький человечек средних лет, с несуразной, неопрятной на вид внешностью. Он знает, как манипулировать людьми, заставляет публику верить ему, что глупый народ-толпа и делает. Этот  гений шоу-бизнеса придумывает и игру «Друг президента», и ролик для синдиката, в котором гангстеры обращаются к населению с призывом об уничтожении оружия.

Смысл телепрограммы «Друг президента» заключается в следующем:
в стране проводят лотерею, в ходе которой раз в неделю выявляется победитель, чья задача – на протяжении недели тесно общаться с президентом и влиять на его государственные решения. Первым победителем становится Рем Дэвис, ещё один герой романа, замкнутый и боязливый парикмахер двадцати семи лет, метающий  о славе и героических поступках.

 К приехавшему в столицу Рему приставляют охрану, а в спутницы ему дают красивую и шуструю  Джету. Он робок и нерешителен, она пылкая и бойкая, он держится за нее, как ребенок за платье матери. Рем настолько наивен и далёк от понимания правды, что ему кажется, будто он и впрямь будет другом главы страны. А на самом деле общение его происходит с голографическим изображением президента. Интересно, что в наше время японцы создали голографические эстрадные шоу. Это ли не шедевр телевидения? А если, подобно тому, как все происходит в книге, популярных людей заменить их голографическими изображениями, то жизнь их, безусловно, станет легче. Что они будут делать в своё свободное время – это уже другой вопрос.

Рем противостоит хаосу, творящемуся вокруг, и Джета умеет это ценить.   Получив свой гонорар за участие в шоу «Друг президента» и за навязанную им публичную свадьбу (идея Блим-Бляма), герои в итоге решаются на отважный шаг – убежать куда глаза глядят, в «другой» мир, о котором говорил отец девушки, в катакомбы.  Попадись они сейчас повстанцам, их растерзают как недавних друзей президента. А пройдя катакомбы, молодые люди оказываются в лесу, где уже живёт целый народ, лесное братство. Мэр лесного братства  принимает героев, но с условием не стрелять. Он обещает научить их передвигаться по деревьям с такой же лёгкостью, как он, ведь цивилизация идёт вверх (вот она, ирония), а внизу жить небезопасно. Этим и заканчивается роман, иронически показывая альтернативу жизни среди перестрелок и постоянно угрожающих смертельных опасностей, в том числе духовного оскудения.

Обращаясь к названию романа, можно сделать вывод о том, что его сатирический смысл можно истолковать и по-другому: естественная жизнь в итоге становится самым настоящим благом. Как здесь не вспомнить писателей-сентименталистов, Ж. Ж. Руссо с его идеей о естественном человеке. В условиях коммерциализации, технизации общества, продвижения масскультовых псевдоценностей уже не обезьяна пародия на человека, а человек – на безобидную обезьяну. Человечество может остаться самим собой, только сохранив природное начало, отрекшись от гордого, разрушающего «Я».

 

Список литературы:

  1. Окладникова Е. А. Социология культуры. – СПб: СПбГИЭУ, 2008.
  2. Ольшанский А. А.  С материального витка на интеллектуально-духовный. Сообщение на «круглом столе» «Литература как источник и основа русской культуры», организованном Российской академией литературы [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.olshanski.ru, свободный.
  3. Роднянская И. Эпоха конца эона.Инволюционные модели культуры как актуальный симптом //Вопросы литературы. – 2010. – № 1.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (8)

# Кристина 30.05.2012 05:44
Очень интересная статья. Автор подает большие надежды)
# Данила 01.06.2012 03:31
Мне понравилось! Автору удачи!
# Алексей 01.06.2012 19:18
Ну что же... Весьмо ясно, емко (без лишней воды) изложены оснавная мысль и сюжет.. Краткий, но исчерпывающий анализ. Лаконичный и точный вывод-оценка. Автор показал знание темы и умение донести фабулу произведения в ограниченном объеме текста.<br /> Браво!
# Татьяна 02.06.2012 17:21
Спасибо автору, статья очень понравилась!
# Дмитрий Гераськин 02.06.2012 21:27
Спасибо, что прочитали и сказали своё мнение. Спасибо вам за добрые слова!!! Я выражаю вам свою благодарность.
# Олег 03.06.2012 06:08
Тема очень сложная, несмотря на большое количество гротескных и фантастических произведений, написанных про "страшное американское (мировое) будущее, погребенное под свалкой высоких технологий. Автор взял далеко не самый популярный роман...и справился. Написано интересно и не безлико. Спасибо. Удачи Вам!
# Наталия 04.06.2012 19:34
Интересно,актуально, заставляет задуматься. Удачи!
# Настя 04.06.2012 21:59
Очень интересно! Роман Лукьянова, быть может, действительно несколько режет глаз некоторой карикатурностью, но тема очень серьезная и действительно актуальная. Удачи!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.