Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2021 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шамсутдинова Я.Р. КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ РОМАНЕ Д.ХАЙНСА «РАССКАЗ ЛЕКТОРА» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(130). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(130).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ РОМАНЕ Д.ХАЙНСА «РАССКАЗ ЛЕКТОРА»

Шамсутдинова Язиля Рустемовна

студент, отделение иностранных языков, Елабужский институт Казанского Федерального Университета,

РФ, г. Елабуга

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлен анализ произведения Д. Хайнса «Рассказ лектора» с целью выявления характерных особенностей педагогического процесса, которые стали возможны после 70-х гг. ХХ века. Анализ романа позволил нам выделить интересные наблюдения: на примере жизни одного главного героя мы можем наблюдать за кризисами высшего образования, которые стал очевидным после реформы конца ХХ века. Изобразить кафковский абсурд реальной жизни Университета позволяют многочисленные аллюзии и приёмы косвенного психологизма, доказывающие деградацию и типизацию высшего образования, нацеленного на создание образовательного продукта.

 

Ключевые слова: педагог, студент, образование, личные и профессиональные качества педагога, компетентность, профессионализм.

 

Педагогический процесс — внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека [7]. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех его составляющих.

Так, в произведении «Уроки французского» В.Г. Распутина [5] педагогический процесс выражается в гуманных взаимоотношениях участников учебно-воспитательной деятельности. Образ гуманности педагога определяется позицией, которая проявляется в умении видеть за любыми внешними проявлениями ребенка черты живого, но сложного человека, имеющего право на индивидуальность, умении не подавить человеческое профессиональным, проявить и понять настроение, ребенка, коллег, родителей, а также соотносить свое душевное состояние с конкретными обстоятельствами.

В рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» [1] раскрывается проблема социально-психологического климата педагогического процесса. Климат в учебном заведении имеет огромное влияние на успехи и неудачи каждого педагога, и, безусловно, влияет на эмоциональное состояние учеников. Совершенствование социально-психологического климата коллектива образовательного учреждения —это важный этап раскрытия социального потенциала общества и личности, создания условий для полноценной жизни людей.

Профессионализм и талант – элементы педагогического процесса, которые применяются в процессе обучения целенаправленно, систематически и последовательно, что способствует приобретению учащимися прочных знаний, умений и навыков. Учитель в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» [3] имеет свои способы и методы преподавания, умения, входящие в его профессиональную компетентность: Харлампий Диогенович путем анализа личности учащихся, добивается дисциплины и послушания в классе. Ориентационные и коммуникативные умения в рассказе занимают главную роль, показывая педагогическое мастерство учителя. Однако изучению педагогического процесса на материале зарубежных текстов уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание. Этот пробел мы бы хотели восполнить рядом публикаций.

На сегодняшний день существуют различные типы и системы образования -японская, европейская, американская, российская и другие. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. По этой причине происходили реформы образования. Основными вопросами реформы системы высшего образования в США в 60-70-е годы XX века можно считать следующие: изменение целей и функций образования. Усиление направленности на развитие человека, его способностей к инновационной деятельности. Во-вторых, это повышение качества всей системы образования: повышение качества подготовки кадров, их соответствие реальным потребностям общества, так и повышение эффективности деятельности самой системы подготовки, то есть соответствие данной системы потребностям общества в квалифицированных кадрах.

Реформирование высшей школы США происходило по нескольким направлениям, а именно: произошли серьезные изменения в структуре высшей школы; произошли изменения в организации построения учебного процесса, его содержательной стороне; была создана система повышения квалификации и переподготовки кадров.

Реформенный период стал временем создания системы повышения квалификации и переподготовки кадров в рамках системы непрерывного образования и в целях постоянного поддержания компетентности специалистов на уровне достижений науки и техники.

Несмотря на достаточно высокий уровень мотивации к обучению у специалистов со стажем работы, создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров потребовало серьезных исследований особенностей структуры познания у взрослого контингента учащихся, разработки форм и методов их обучения, особой подготовки преподавательского состава.

Проблемы компетентности преподавателей и поддержания их профессионализма, а также реформа образования нашли отражение в романе современного американского писателя Джеймса Хайнса «Рассказ лектора» («TheLecturer'sTale», 2001). Роман не просто создаёт образ американского преподавателя конца ХХ – начала ХХI века, но и посвящается учителю писателя: «Гедону Хайнсу, моему первому и лучшему учителю» [6]. Профессия учителя может быть бизнесом, но также и призванием. В образовании учителя привлекает не привилегия занимать должность, и уж точно не деньги. Это общение и связь между людьми и поколениями. Каждый раз, когда настоящий учитель вступает во взаимодействие с учеником, происходит обмен энергией и информацией. В жизни каждого человека есть учитель, методы преподавания и личность которого повлияли на нашу дальнейшую жизнь.

Многие исследователи проявили интерес к роману Хайнса. Так, в статье Э. Николс «Review: The Lecturer's Tale By James Hynes» [9] речь идет о том, что наличие молодых ученых и преподавателей, и появление их в образовательных учреждениях отнимают гарантию владения рабочим местом. Конкурентная среда увеличивается, что заставляет профессиональных сотрудников искать всевозможные пути, чтобы остаться на должности.

В статье «Литературная реальность как объект осмысления литературы» [2] В.А. Белоглазова выделяет такой педагогический прием, как система поощрений и наказаний. В произведении он обусловлен повышением или понижением социального и профессионального статуса. Именно так контролируется поведение героев в произведении «Рассказа лектора».

В статье, посвященной анализу произведения, Ami Reiter объясняет поведение главного героя потерей цели. Присущее ему бескорыстие и порядочность затмевает амбициозность. Преподаватель отправляется на поиски власти. Страх потери должности на факультете делает из Нельсона другого человека: эгоистичного, лицемерного и способного предать и подставить других ради своей выгоды: «Что проку от нового костюма, если под ним все тот же рыхлый одышливый тип?» [6].

Филологический роман повествуется от лица немолодого «университетского интеллектуала», освещает проблемы высшего американского образования после реформы конца ХХ века – это роман-метафора, бунт. Ассистент Нельсон, лишившийся собственного пальца — и получивший новый. Эта метафора сообщает нам о том, что героя со ставки лектора переместили на почасовую оплату: «Чуть раньше, в темном кабинете заведующей базовым отделением факультета английской литературы потерял место внештатного лектора-почасовика» [6]. Факультет института обещает сделать все, что в его силах. Но проблема лектора никого, на самом деле, не беспокоит. Все места в институте заняты, постоянных должностей нет. Нельсон понимал: в случае потери работы, он останется без жилья, медицинской страховки и, возможно, без семьи.

Усиливает ситуацию и приём типизации героя его портрет, состоящий из таких художественных деталей, как «старенький дерматиновый портфель» [6], который позволяет раскрыть психологическое состояние персонажа. Нельсон то роняет его, то сильно прижимает к груди, то отбрасывает в сторону. А также портрет-сравнение: педагог так унижен, что при высоком росте чувствует себя ребёнком, нелепо смотрящим на мучителя снизу вверх. Дополняют портретные данные и симптоматические жесты и мимика: «коленки не разгибаются», «коснулся руки», «встал», «выпрямился», «весь красный», «дрожа», «выдавил из глаза влагу», «поднял взгляд с бетонного пола» [6]. Картину внутреннего смятения педагога дополняют и интерьерные детали: «серые стены университета», «жужжание ксерокса», «низкий отеческий смех», «мелодичная трель лифта» [6] Нельсон невзрачен и незаметен среди коллег в институте. У него не было никакого авторитета, ни друзей, кроме сидевшей с ним в одном кабинете Виты. Ни его литературные статьи, ни качество преподавания Нельсона не пользовались успехом. Однако филологический талант педагога выдают многочисленные аллюзии: «Лишь натяни решимость, как струну, — шепнул он себе словами из “Макбета” и с силой надавил на обшарпанную металлическую дверь» [6]. За восемь лет в Университете Мидвестаон герой «…деградировал от ассистента-стажера до лектора-почасовика с контрактом на семестр, в каковом качестве вел курс литературной композиции у трех групп и у одной — прикладную подготовку» [6] – всё это очередное напоминание о реформе высшего образования в США в конце ХХ века. Наступило время, когда на зарплату лектора семья главного героя, состоящая из четырёх человек: он, жена Бриджит и двое дочерей Абигайл и Клара - не могли позволить многого. Герои снимали дом в бедном районе, ездили на полуразваленной машине и всегда экономили - «Бриджит никогда не понимала жизни молодого ученого: почему ему за четыре группы платят в десять раз меньше, чем профессору за две, почему его статьи печатают без гонорара, или почему он засиживается до ночи, комментируя сочинения, которые студенты выбросят, едва посмотрев оценку» [6]. Единственным способом выжить в университете и не потерять призвания было заполучить штатную должность профессора. Это значит, что нужно либо устранить соперников, либо опубликовать книгу или защитить диссертацию. Но и это не являлось гарантией, потому что всё завесило от заинтересованности декана.

Филологический роман раскрывает образ среднестатистического американского преподавателя, судьба которого зависит от декана, профессоров, но, кроме этого, он обладал интеллектом, ораторскими способностями, о которых не вспоминал до тех пор, пока супруга не мотивировала Нельсона на решительные поступки. Тогда рассказчик обнаруживает необъяснимую силу в своем покалеченном пальце, который стал обладать даром убеждения. Эта гротескная портретная деталь помогает персонажу перестать терпеть многочисленные унижения и начать действовать, поверяя в себя. Вера Нeльсона вырастает из пределов личной судьбы, превратясь в лозунг для всех преподавателей начала нового столетия.

Первым шагом на пути к успеху стало невероятное убеждение не жалеть ни о чем и работать много, невзирая на небольшую оплату. Автор не описывает огромного желания у Нельсона преподавать и быть Педагогом с большой буквы. Ведь в литературу и в Университет Мидвеста его привело нереализованное желание отца: «В Нельсоне Галлагер обрел идеального сына, который читал все рекомендованные книги и смеялся всем его шуткам. Бывший сержант вновь разбудил в ученике страсть к литературе и заразил его честолюбием: Нельсон должен был сделать ту самую научную карьеру, которую не сделал Галлагер» [6].

Вместо реализации своего потенциала рассказчик использует свою «силу» и заключает сделку с деканом, имитировав согласие на «игру без правил». Для того чтобы занять постоянную должность в Университете, ему поручают избавиться от одного из профессоров. Герой преступает закон человечности не только для того, чтобы добиться личных успехов, а еще и для того, чтобы разрушить порочную систему. Эволюция героя вновь представлена с помощью косвенного психологизма: «выдохнул», «ощутил пьянящую радость», «горит и палец, и лицо», «славный денёк», «приятная встреча», «погладил редеющие волосы», «прикусил губу», «растолкал профессоров», «повернулся на красных ногах», «бурную радость заслонило чувство вины» [6]. Показателем неправедного стремительного карьерного пути стала такая портретная деталь, как палец («жжёт палец», «горит палец», «поет палец», «дрожит», «пришитый палец посерел, сморщился»), а метафорой карьерного роста – университетский лифт («казалось он тащил его на себе», «трясся от напряжённых чувств», «остановился на восьмом этаже», «лифт пошёл вверх»). Продвигаясь по карьерному лифту, главный герой деградирует духовно. Нельсона начинают звать на собрания с деканатом, где на него не обращают внимания. Так или иначе, благодаря сделкам и обману он дорастает до места высшей административной должности факультета в учреждении высшего образования. Но попробовать себя на этой должности ему не удалось: «Не было бы счастья, да несчастье помогло» [6], говорится в описании рассказа, потому что взамен всему этому Нельсон лишился семьи.

В произведении большое внимание уделяется личностному развитию преподавателей – это основа высшего образования после реформы, но для исследовательской деятельности не создано условий. Они занимаются научно-исследовательской деятельностью: пишут статья, публикуют диссертации и выступают на собраниях. Все это делается для того, чтобы получить постоянную должность профессора. А те, кто уже занимает высокий пост, забывают об этом. Для успешного выполнения педагогической деятельности необходимо учитывать условия, в которых она протекает. Университет в романе напоминает дряхлеющее чудовище, а значит, что он основан еще до реформы и продолжал свою работу после. При его описании автор использует следующие слова и словосочетания: темный кабинет, безжалостно-прямоугольный стол, серые стены, бетонные потолки, обшарпанная металлическая дверь и т.д. Складывается впечатление, что судьба университета безразлична как студентам, так и преподавателям, озабоченным лишь карьерным ростом, сплетнями. Он требует не только ремонта, но и преданного трепета, который могут испытывать студенты, стремящееся к знаниям, а не выискивающее выгоды из личных встреч с профессорами. Таким образом, интерьерные детали изображают духовную деградацию как преподавателей, предавших своё призвание, так и студентов, поддавшихся искушению новых времён: обучение без принуждения. Скорее всего, именно поэтому, изображая педагогический процесс, автор использует приёмы эпатажа и карнавализации: пары экстравагантны, преисполнены вызовом. Преподаватели обсуждают со студентами насилие, «лесбийский фаллос», прощают такие фразы, как «херня», «кончай базар», «мы факультет английского языка, ядрёна вошь, или кто?», «болван», жирная корова», «что это за херня про болты, и с какого бока здесь литература?» [6]. В этом случае совсем не удивляют драки на занятиях по литературе – подобный абсурд педагогического процесса лишь следствие вседозволенности в социуме и карьеризма, который стал итогом высшего образования.

Не только Нельсон, но и большинство преподавателей не заинтересованы в обучении и воспитании студентов. Они являются обузой, от которой всем хотелось избавиться, чтобы закрыться в кабинете, а затем писать и публиковать статьи: «… они представлялись по имени и прятались от студентов по кабинетам, где строчили статьи и книги в надежде набрать публикаций». «Почти все педагоги ненавидели учеников, которые, не будь они такими тупицами, поступили бы в заведения получше» [6]. Педагогический процесс для сотрудников факультета раскрывается через личные отношения с учениками или выгоду, которую можно от них получить. «Учить — значит соблазнять» [6], делится своим мнением преподаватель литературы, Пенелопа. Педагогический процесс – деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воздействий на воспитанников, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Пенелопа же дает свое объяснение этому понятию.

На занятии Нельсона группа обсуждает рассказы, подготовленные заранее. Одна из студенток со слезами на глазах делится прочитанным произведением про енотика. «Нельсон не был уверен, что рассказ отвечает заданной теме, но по крайней мере группа проснулась, только усилиями преподавателя обсуждение не перешло ток-шоу» [6]. Он использует один из методов педагогического процесса – рассказ. Большое значение он имеет при организации ценностно-ориентировочной деятельности учеников. Воздействуя на чувства обучающихся, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Слезы студентки – это прямой показатель ее чувств. Это значит, что она добросовестно подошла к выполнению задания и использовала личные ориентировки. Но что видит читатель в следующей сцене? «Он свернул обсуждение и отправил Мелани домой успокаивать нервы» [6]. Нельсон не позволил своей ученице реализовать свой потенциал в полной мере.

Для главного героя приемлемым и допустимым считается пропуск занятий, запланированных по расписанию. «На второе занятие студентов пришло побольше…» [6]. Система наказаний за такой поступок не используется главным героем или, другими словами, он сам позволяет своим студентам отсутствовать и, более того, сам бы предпочел быть не в аудитории с группой, а в своем кабинете с холодным напитком в руках. «Ледяная кока-кола превратилась в единственную цель жизни» [6]. «Нельсон, сидевший у несчастной за спиной, строго смотрел на студентов, чтобы те не прыскали слишком громко. Считая умение учителя работать с коллективом, одним из главных профессиональных навыков, пассивность педагога следует рассматривать как вид профессиональной деформации. После карьерного роста в иерархии приоритетов Нельсона, литературные занятия с точки зрения преподавания, воспитания и процесса передачи знаний теряют свою актуальность. Они значимы только как часы, за которые доплатят.

Подводя итог вышесказанному, хочется сделать вывод о том, что педагогический процесс – это сложная, открытая и динамическая система, имеющая свои характеристики, функции, движущие силы, компоненты, законы, закономерности и принципы. Джеймс Хайнс высказывает опасения относительно норм высшего образования, восторжествовавших после реформы. Он описывает кризис высшего образования, освещая те сложности, которые стали следствием реформы в конце ХХ века, классическое образование изменило вектор развития. Появляется система болонского, образование стало своеобразным продуктом, который должен покупаться и продаваться, в связи с чем стали возможны такие кризисные явления, как коррупция, чинно угодничество, узнаваемость вузов. Акцент с образовательно-просветительского процесса сменился, оставив на обочине образования такие понятия, как одарённость преемничество, талант, призвание, превратив высшее учебное заведение в арену для выживания. Профессора начинают пользоваться своим авторитетом, «обнимая за талию студенток», уверяя, что нужно отказаться от косности прошлого и учиться восприятию жизни у молодёжи. Перед читателем в гротеской форме выступает чудовище под названием Университет, в котором деградируют и люди, и стены. Изображено дно интеллектуальной жизни, но остаётся совершенно логичная надежда на возрождение.

 

Список литературы:

  1. Астафьев В.П. Фотография, на которой меня нет – Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-2020. – 4 с. -URL: https://royallib.com/read/astafev_viktor/fotografiya_na_kotoroy_menya_net.html#0 (дата обращения: 14.03.2020).
  2. Белоглазова В.А. Литературная реальность как объект осмысления литературы. - URL:file:///C:/Users/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD/Downloads/literaturnaya-realnost-kak-obekt-osmysleniya-literatury-po-romanu-dzh-haynsa-rasskaz-lektora.pdf (дата обращения: 18.11. 2021).
  3. Искандер Ф.А. Тринадцатый подвиг Геракла – М.: Эксмо, 2016 г. – 224 с.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989. – 921 с.
  5. Распутин В.Г. Уроки французского – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2014. – 64 с.
  6. Хайнс. Д. Рассказ лектора. - URL:https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/92750-dzheyms-hayns-rasskaz-lektora.html (дата обращения:01.11. 2021).
  7. Саркисьян Т.Н. Педагогический процесс как целостное явление. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-protsess-kak-tselostnoe-yavlenie (дата обращения: 17.11. 2021).
  8. Bozhkova G, Frolova G, Shabalina N., The educational crisis as reflected in Russian literature in the 20th century // Life Science Journal. - 2014. - Vol.11, Is.SPEC. ISSUE 7.- P.192-197
  9. NicholsE. The Lecturer's Tale. - URL:https://bostonreview.net/fiction/eliza-nichols-review-lecturers-tale(датаобращения: 18.11. 2021).
  10. Reiter A. The Lecturer's Tale. - URL: https://www.salon.com/2001/02/21/hynes/ (November, 17).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.