Статья опубликована в рамках: CXCI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 27 июня 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РОУД-МУВИ. ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ ЖАНРА В ФИЛЬМАХ СССР НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ШКУРНИК»
ROAD MOVIE. FEATURES OF THE EMBODIMENT OF THE GENRE IN FILMS OF THE USSR ON THE EXAMPLE OF THE FILM "SHKURNIK"
Elizaveta Chevtaeva
student, Department of Drama and Film Studies, St. Petersburg State Institute of Film and Television,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Исследование предполагает изучение особенностей жанра роуд-муви и его спецификии в России/СССР.
Особое внимание будет уделено анализу советского фильма "Шкурник" 1929 года, который можно рассматривать роуд-муви своего времени. Этот фильм вышел на экраны в период активного развития новой советской киноиндустрии.
Цель исследования заключается в понимании того, как работают стилистика, сюжетные ходы и тематика роуд-муви России со всеми историческими, социальными и культурными особенностями. Анализ фильма "Шкурник" поможет нам лучше понять эволюцию роуд-муви в СССР и его вклад в развитие отечественного кинематографа.
ABSTRACT
The study involves studying the peculiarities of the road movie genre and its specifics in Russia/USSR.
Special attention will be paid to the analysis of the Soviet film "Shkurnik" of 1929, which can be considered a road movie of its time. This film was released during the period of active development of the new Soviet film industry.
The purpose of the study is to understand how the stylistics, plot moves and themes of the Russian road movie work with all historical, social and cultural features. The analysis of the film "Shkurnik" will help us better understand the evolution of the road movie in the USSR and its contribution to the development of Russian cinema.
Ключевые слова: советский кинематограф, роуд-муви, специфика жанра роуд-муви, история советского кинематографа, анализ фильма «Шкурник».
Keywords: soviet cinema, road movie, specifics of the road movie genre, History of Soviet cinema, analysis of the film «Shkurnik».
Специфика роуд-муви в России и СССР
Жанр роуд-муви традиционно считается американским, имеет полную предысторию и предпосылки, связанные исключительно с США, и даже не имеет общепринятого русскоязычного аналога в терминологии кино. Каким образом он соотносится с кинематографом СССР?
Жанр роуд-муви присутствует не только в современном русском кинематографе («Купе номер шесть», «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»), но и имел свои отражения в советском кинематографе. Он отличается своими особенностями и ограничениями в свободе творчества, однако именно в этом контексте роуд-муви стало одним из жанров, которые позволяли артистам и режиссерам выразить свои идеи и задумки, взглянув на них с интересного ракурса.
Один из самых известных советских роуд-муви - «Баллада о солдате» (реж. Георгий Чухрай, 1959 г.). В этом фильме рассказывается история обычного солдата Алеши Скворцова, который оказывается на фронте во время войны, становится связистом, а затем получает отпуск. С этого и начинается его путешествие. Вместо показа разрушительных баталий и побед, в фильме акцент делается на обычных людях, пытающихся преодолеть катастрофу, которая обрушилась на них. Главная ценность в фильме - связь и общение между людьми в трудные времена. Алеша жертвует своим отпуском, чтобы провести лишь несколько минут с матерью, демонстрируя свою моральную победу и преданность обществу. Фильм является примером того, какими должны быть строители социалистического государства - открытыми, щедрыми и самоотверженными. На примере данного фильма мы можем видеть, что тематика советских роуд-муви продиктована в первую очередь специфическим социально-историческим контекстом страны. Режиссеры в СССР обращались к данному жанру в первую очередь не ради создания более зрелищного и яркого киноаттракциона, а использовали его для отображения глубоких внутренних переживаний и осмысления конфликтов героев в несколько иной форме.
Другими интересными примерами советских роуд-муви являются такие фильмы, как «Алёнка» (реж. Борис Барнет, 1961 г.), «Мы, двое мужчин» (реж. Юрий Лысенко, 1962 г), «На край света…» (реж. Родион Нахапетов, 1975г.). В фильмах сильна тема путешествия как внешнего, так и внутреннего. Разумеется, все герои фильмов попадают на неожиданные перепутья своей жизни и преодолевают различные преграды на своем пути. Картины также отражают характерную для своей эпохи атмосферу и проблемы, с которыми сталкивались обычные советские граждане. Советские роуд-муви отличаются более реалистическим подходом к теме путешествия, и в них четко просматривается социальный контекст и неравенство в советском обществе.
Таким образом, роуд-муви в советском кинематографе представлен различными примерами. Фильмы отражают особенности своего времени и социально-политического контекста, но с одной стороны, это веселые и развлекательные картины, а с другой - фильмы с глубоким подтекстом. Все они показывают, что даже в условиях ограничений советская киноиндустрия смогла найти свои способы и формы изъявления творчества.
Элементы и приемы съемки роуд-муви в СССР и России, отличающие их от роуд-муви мирового кинематографа:
1. Подчеркнутая реалистичность и аутентичность: роуд-муви в СССР и России часто стремятся к отображению реальной жизни и социальной действительности, отдавая предпочтение простым и понятным сюжетам. Они стараются показать реальные дороги, пейзажи и географические особенности страны. Важной специфической особенностью России, как известно, является ее колоссальные масштабы, а также нельзя забывать про стереотип о плохих дорогах, который всегда можно обыграть интересным способом в рамках художественного фильма.
2. Уделяется внимание долгим дорожным сценам: русский роуд-муви прославился своими длинными панорамными съемками, где дорога и окружающий пейзаж являются важными частями сюжета. Это помогает передать атмосферу путешествия и подчеркивает идею свободы и приключений на дороге. Длинные дорожные сцены помогают усилить ощущение погружения в путешествие и передать долгие часы, проведенные в дороге. Они также позволяют зрителю насладиться красотой природы и почувствовать особый ритм и свободу путешествия. Примером является фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу», где благодаря «мистической» смене времен года на границе «аномальной зоны» мы можем наблюдать и летние пейзажи, и зимние заснеженные дороги (с «вкраплениями» вмерзших в них покойников).
3. Акцент на межличностных отношениях: в отличие от некоторых западных роуд-муви, русские фильмы этого жанра более активно акцентируют внимание непосредственно на отношениях между героями, дружбе, любви и конфликтах, которые возникают на протяжении путешествия. Данное утверждение, разумеется, распространяется по большей части в контексте сравнения роуд-муви последних лет, за исключением таких фильмов, как, например, «Зеленая книга» (реж. Питер Фарелли, 2018 г.).
4. Использование особого музыкального сопровождения: роуд-муви в России широко использует музыку для передачи эмоций и подчеркивания сюжетных моментов. От саундтреков с российской рок-музыкой («АукцЫон» в «Я тоже хочу») до классической музыки или авторской песни.
5. Социальная позиция: роуд-муви фильмы СССР и России поднимают характерные только для нашего социокультурного пространства проблемы. Они стараются показать неравенство, безысходность и поиски свободы в условиях советского общества или постсоветской России.
Советские и российские роуд-муви часто отличаются аутентичным и натуральным визуальным решением. Это, с одной стороны, можно рассматривать, как следствие ограниченности в технических средствах (если сравнивать со сложно сконструированными техническими приспособлениями, которые используются для съемок машин на западе). Однако можно взглянуть на это с точки зрения того, что авторы стараются передать атмосферу и настроение каждого путешествия через повествование пейзажа и дороги. Режиссеры стремятся показать простые и жизненные ситуации, используя частую смену планов и панорамные планы, чтобы вовлечь зрителя в происходящее и создать ощущение, будто мы сами путешествуем вместе с героями.
Другим отличием визуального решения в роуд-муви может быть использование приемов монтажа. Частые смены планов, и динамичный монтаж могут создавать эффект движения и усиливать напряжение в фильме. Или, наоборот, часто для усиления эффекта погружения в путешествие по «бескрайней» России, используются долгие планы и минимизируется количество склеек.
В целом, советские и российские роуд-муви имеют уникальное визуальное исполнение, которое передает аутентичность, реализм и эмоциональность путешествия и приключений в дороге.
«Шкурник», анализ фильма как роуд-муви
Фильм Николая Шпиковского «Шкурник», вышедший в 1929 году, может по праву считаться если не самым ранним, то одним из самых ранних роуд-муви в СССР. Вместе с тем картина является совершенно неожиданным примером роуд-муви, поскольку практически не имеет ранее выделенных характерных черт жанра, на момент съемок еще далекого от формирования. Ведь это немой черно-белый фильм, снятый в период НЭПа, а вскоре после выхода запрещенный.
Аполлон Захарович Шмыгуев - небольшой и скромный человек, который никогда не мечтал о приключениях. Его можно было бы даже назвать «меленьким человеком», благо, режиссер оставляет нам неоднозначный намек на параллель с Акакием Акакиевичем и его шинелью (в первой части и в последней, седьмой). Аполлон, несмотря на то, что носит имя бога света, очень хорошо контрастирующее с его фамилией, ведет совершенно непримечательную жизнь. Он, будучи бывшим столоводителем, просто любит сидеть с женой у окна и наблюдать за происходящим в Киеве, раздираемом Гражданской войной. Но война все-таки вмешивается в его спокойную жизнь. Однажды Аполлон видит из окна, как переворачивается телега красноармейцев с консервами и, не обращая внимания на уговоры жены, отправляется за ними во внешний мир, даже не зная, что, возможно, домой больше не вернется. Жадность берет верх над благоразумием.
Неудача и смехотворные обстоятельства приводят его к неожиданным приключениям, о которых герой никогда не мечтал и которые вряд ли смог бы даже представить. Бедолагу принимают за кучера, чинят ему телегу, а затем запрягают в нее... верблюда. Это невероятно иронично, ведь по легенде каждый день бог Аполлон запрягает в свою золотую колесницу четырех могучих лошадей, и вместе они возят по небу солнце. Но наш Аполлон далеко не богоподобен. Совершенно напуганный и запутавшийся, он не успевает возразить красноармейцам, которые решают, что теперь он – кучер, и покорно принимает судьбу. Он отправляется на фронт, где в силу случайных обстоятельств вступает в ряды и красных, и белых, а в конечном итоге даже в ряды анархистов. Таким образом, скромный Аполлон Захарович, попав в водоворот событий, оказывается героем собственной истории, его жизнь неожиданно оказывается насыщена приключениями и невероятными поворотами судьбы, несмотря на то, что назвать его героем с деятельным характером точно нельзя.
Итак, «Шкурник» рассказывает о двух героях – один из них высокий, благородный, но в достаточной мере флегматичный, другой же маленький, толстый и суетливый. Этакие Дон Кихот и Санчо Панса. Это Верблюд и Аполлон Захарович. Они путешествуют по бесконечным полям, опаленным солнцем, только вот действие происходит не в Испании XVII века, а во время Гражданской войны в Украине. Этот фильм нельзя назвать просто историей о человеке на верблюде. Потому что это история о человеке и Верблюде.
Верблюд – не менее важный герой, чем его «верховод». Он похож на настоящего рыцаря – достоин, благороден, безразличен к внешним факторам, но всегда готов прийти на помощь нуждающемуся. Он не позволил белому офицеру обижать себя, но мог бы сделать то же самое с любым командиром красных, потому что не видит различий в званиях и партийной принадлежности. Он способен заставить целую вражескую армию бежать. Верблюда любят все – и белые, и красные, и жители городов, и жители деревень, потому что он пробуждает в каждом самое лучшее. Именно Верблюд неоднократно спасает Аполлона Захаровича, но именно он в конце приводит его прямо руки, берущие в плен бывшего столоначальника. Верблюд обладает, пожалуй, более крепким нравом, чем главный герой. С ним, удивительным образом, оказывается легче себя ассоциировать, именно он является неким «приемом отстранения», по словам Мандельштама [3].
Верблюд в «Шкурнике» по сути является аналогом автомобиля в роуд-муви. Изначально он запряжен в телегу, что может путать, однако впоследствии Аполлон Захарович путешествует уже верхом на своем экзотическом «товарище по несчастью». Самое интересное в этом факте то, что, в отличие от машины, верблюд имеет характер: он возмущается, когда белые уводят его с водопоя (на этом акцентировано внимание – несколько кадров крупного плана), он осуждающим взглядом провожает Аполлона в финальной сцене (тот даже опускает голову, искренне пристыженный – впервые за фильм!). Верблюд сам по себе, конечно, остается верблюдом и не стремится нести наделенные какими-либо глубокими смыслами посылы, однако мы, как зрители, посылы эти считываем. Разумеется, благодаря тому, как построен и снят фильм.
Но что же с Аполлоном Захаровичем? Санчо Панса стал губернатором вымышленного острова, а Шмыгуев успел возглавить пропаганду белых, почти занялся пропагандой у красных, но все его планы провалились. Он каждый раз оказывался побитым, бежал и терял все. Да, Шмыгуев хотел везде получше устроиться, но это не было его целью. Потому что у него не было цели. Неожиданно оказавшись изгнанным из дома, он отправляется в путешествие лишь ради путешествия. Так, кажется, мог бы повести себя только Лебовски из одноименного фильма, если бы оказался в подобных обстоятельствах. Хотя нет. Лебовски бы сошел с телеги, едва оторвавшись от отряда. Судьба кидает Аполлона Захаровича как мячик, и он пытается подстраиваться под постоянно меняющиеся правила игры. Искусно владеет он только двумя навыками – приспособленчество и подхалимаж. Помимо этого, судьба чудесным образом раз за разом уберегает его от справедливой кары. Однако правила меняются слишком быстро, чтобы он мог действительно выиграть, и если бы не помощь верблюда, Аполлончик пропал бы в самом начале своего приключения. Но может ли пропасть Санчо Панса?
Шмыгуев не испытывает глубинных внутренних переживаний и не борется с внутренними демонами. Он не похож на типичного героя роуд-муви, которого характеризует тяга к познанию, толкающая его отправиться в путь. Аполлон не такой. Его целью не является новый опыт, и он уж точно хочет расширить горизонты сознания или найти ответы на свои вопросы. У него, в принципе, к жизни нет вопросов. Однако фильм не становится жесткой критикой приспособленца Шмыгуева. Он не является антигероем, ведь, как мы помним, режиссер «рекомендует» зрителю ассоциировать его с Акакием Акакиевичем. Шпиковский – добродушный и веселый повествователь. Он не то чтобы стремится поднимать «высокие» темы, предпочитая разговаривать с людьми простыми словами. Только один или два раза он позволяет себе тяжелые по смыслу метафоры, сравнивая сражение между белыми и красными с жатвой. Хотя действия происходит во время Гражданской войны, он говорит о мире в самом широком смысле этого слова. Шпиковский не обращает внимание на героев или «злодеев», а замечает ироническую сторону реальности. Подобно тому, как Аполлон Шмыгуев – прежде всего Шмыгуев, а уже потом Аполлон, Гражданская война в «Шкурнике» – это в первую очередь беспорядок, а уже потом кони, флаги и лозунги. Снимая фильм в конце НЭПа, Шпиковский обращает внимание на глупых, но исполнительных солдат, «грешащих» чинопочитанием белых и истеричных большевиков, начинающих остервенело стрелять в потолок при первой возможности, а также на бесконечные заседания бюрократических комиссий. Режиссеру хватает зоркости, чтобы увидеть в белогвардейцах самых обычных парней, которые мало чем отличаются от своих противников с другой стороны баррикады.
Иногда это даже смешнее, чем в произведениях Ильфа и Петрова. Яркие акценты создают очаровательный по своей природе визуальный юмор. Вот один из белых мерно поочередно выливает воду из сапог, вот верблюд съедает нечестно нажитые Аполлоном деньги вместе с сеном, а вот уже Аполлон выливает в ведро с водой для верблюда самогон. Отдельного внимания заслуживают кадры, имитирующие стоп-кадры и моменты с демонстрацией рукописных листов. Чего стоит только записка атамана: «Отак повишу всих таварыщив <пробел> Отаманъ Серга», заботливо прикрепленная к висящему на дереве чучелу. Да, это нельзя назвать высокоинтеллектуальным юмором и, возможно, современный придирчивый зритель его не оценит, однако это очень изобретательно и достаточно остро.
Такая форма повествования, которую можно отнести к добродушной, простой, лишенной напряжения и эмоциональности, очень редко встречается в мировой культуре. Среди авторов, которые писали в подобной манере, можно назвать греческого драматурга Менандра, Стерна, Джейн Остин, Чехова и, конечно, Сервантеса. Сервантеса Шпиковский «роднит» не только с образами героев, но и с самим способом построения сюжета. Он постоянно «теряет из виду» верблюда и Шмыгуева, вставляет отрывки, напоминающие новеллы, пытается показать «негативных» персонажей с позитивной стороны, и все это не только не мешает сюжету, но наоборот, обогащает созданный режиссером мир. Кроме того, особая интонация автора не позволяет «Шкурнику» превратиться в злую советскую сатиру на бюргеров и простых людей. Слишком сильная любовь автора к людям, слишком снисходительное отношение к их недостаткам.
Революционность «Шкурника» проявляется также в том, что в нашей стране государство имеет свойство присваивать себе историю, превращая ее в объект культа, набор символов и ритуалов. Мы смотрим на историю снизу вверх с почтительностью, а Шпиковский нарушает эту государственную монополию на прошлое. Его фильм - это фильм мирного времени, поэтому в конце он игриво показывает пушки из фильма «Броненосец Потемкин». Но в финальном кадре пушка опускает свое дуло к земле. Это также фильм о том, что история может иметь человеческое лицо, о том, что самым благородным героем Гражданской войны может быть верблюд, а те, кто считается злодеями, на самом деле просто в известной мере недалекие люди.
После премьеры фильма, мнения общественности были разделились. Осип Мандельштам в своей рецензии отметил необычный и сказочный подход к сюжету и выдающуюся работу оператора. Он назвал фильм «прекрасной игрушкой, игрушкой социального назначения». Однако, также выразил недовольство, посчитав, что режиссер неудачно развил сюжет, затеряв его в «ненужной агитации».
«Очень жаль, что верблюд не чихнул на того, кто испортил сценарий Шпиковскому» [3].
Фильм был снят с проката по решению Комитета по кинематографии РСФСР, который решил, что картина показывает гражданскую войну только с негативной стороны, подчеркивая грабежи, грязь и представляя Красную Армию и Советскую власть в негативном свете.
На протяжении долгого времени фильм считался утерянным, но в 2000-х годах он был найден в кинематографическом архиве, восстановлен и показан на различных кинофестивалях. Современная критика оценила фильм высоко, указывая на его революционность, авангардность, актуальность и свободу от стереотипов и идеологии. Получается, фильм тоже прошел свой особый путь.
Заключение
Итак, мы видим, что «Шкурник», на самом деле достаточно сильно отличается от роуд-муви в классическом понимании. Но это лишь на первый взгляд. Если задуматься, в нем есть и демонстрация натурных сцен, сменяющийся с поля на густой лес, а затем на улицы неизвестных городов пейзаж. Есть и «транспорт», на котором совершается путешествие – великолепный верблюд, столь экзотично смотрящийся на просторах СССР. Аполлон Захарович преодолевает препятствия на своем пути? Преодолевает. Да, это не Сцилла и Харибда, однако для такого героя такой масштаб и не нужен. Сам он «маленький», а на долю его выпало итак огромное приключение. Главным вопросом остается – где же тот самый путь героя, который должен пройти Шмыгуев? Он ведь совсем не меняется на протяжение фильма. Я считаю, что небольшие изменения его характер все же претерпевает. С течением времени и по мере того, как он выбирается из различных передряг (точнее, конечно, сказать, что они сами в последний момент «рикошетят» от него), Аполлон становится изворотливее, совершает самостоятельно побег из пункта борьбы с самогоном и, что самое главное, в финальной сцене даже испытывает муки совести, глядя в глаза своего бывшего «попутчика». А это значит, что его «путешествие ради путешествия» все-таки увенчалось неким, пусть своеобразным, но успехом.
У роуд-муви в России совершенно иной путь. И то, что путь этот «берет начало» в таких фильмах, как «Шкурник» это лишь подтверждает и даже подчеркивает.
Список литературы:
- Salles, W. (2007) Notes for a Theory of the Road Movie. The New York Times. 11 November. [Online] Available from: https://www.nytimes.com/2007/11/11/magazine/ 11roadtrip-t.html Notes for a Theory of the Road Movie. URL: https://www.nytimes.com/2007/11/11/magazine/11roadtrip-t.html (дата обращения 23.12.23)
- Красильникова Н.А., Кырчикова Д.А. Роль мифа в формировании американского национального сознания // Сайт https://cyberleninka.ru/;. (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-mifa-v-formirovanii-amerikanskogo-natsionalnogo-soznaniya) (дата обращения 11.01.2024)
- Осип Мандельштам. Шпигун // Журнал "Сеанс" : сайт. – URL: https://seance.ru/articles/shpigun/ (дата обращения: 15.01.2024)
- Роуд-муви: Формирование жанра // deziiign : сайт. – URL: https://deziiign.com/project/59d3fbe5ec604841ba6a86cff9945565 (дата обращения: 15.01.2024)
- Роуд-муви по-советски. Куда и зачем бежали в стране победившего социализма // Журнал "Нож" : сайт. – URL: https://knife.media/soviet-road-movie/ (дата обращения: 23.12.2023)
дипломов
Оставить комментарий