Статья опубликована в рамках: CLXXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 25 марта 2024 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ОТРЫВКА «НА УГЛУ МАЛЕНЬКОЙ ПЛОЩАДИ» А.С. ПУШКИНА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ АРИСТОКРАТИИ
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE MAIN CHARACTERS OF THE PASSAGE «NA UGLU MALENKOI PLOSHADI» A.S. PUSHKIN AS REPRESENTATIVES OF THE TRUE AND FALSE ARISTOCRACY
Anastasiya Korolchuk
student, department of secondary vocational education, branch of the Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev in Novokuznetsk,
Russia, Novokuznetsk
Maria Kitsenko
scientific supervisor, teacher of the first category, department of secondary vocational education, branch of the Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev in Novokuznetsk,
Russia, Novokuznetsk
АННОТАЦИЯ
В статье автор проводит сопоставление главных героев отрывка «На углу маленькой площади» А.С. Пушкина как представителей истинной и ложной аристократии и выявляет отношение автора к аристократии.
ABSTRACT
In the article, the author compares the main characters of the passage «Na uglu malenkoi ploshadi» by A.S. Pushkin as representatives of the true and false aristocracy and reveals the author’s attitude towards the aristocracy.
Ключевые слова: Пушкин, «На углу маленькой площади», аристократия.
Keywords: Pushkin, passage «Na uglu malenkoi ploshadi», aristocracy.
«На углу маленькой площади» — «второй вариант начала романа из великосветского быта, над которым Пушкин работал в 1828—1829 г.» [2] и «сюжет его, вероятно, связан с тем же замыслом, что и отрывок «Гости съезжались на дачу…» [3]. В отрывке «На углу маленькой площади» Пушкин размышляет о духовном мире высшего общества. Главные герои отрывка – Валериан Володский и Зинаида Вольская – являются представителями аристократии. Автор сопоставляет их на всех уровнях: от значения имени и фамилии, интерьера, портрета до художественной детали, речевой характеристики, психологических особенностей.
Фамилии героев созвучны, чем подчёркнута любовная связь персонажей; но в фамилии «Володский» старославянский элемент «-оло-» указывает на что-то устаревшее и ушедшее в прошлое, а в фамилии Вольской, происходящей от слова «воля», подчеркнуто стремление к свободе и следованию сердцу.
Значение имени Валериан – от латинского «потомок Валерия» - продолжение героем традиций предков. В этих традициях уже нет жизни и содержания. Для Валериана важно то, что о нём скажет тот или иной уважаемый в свете человек, хоть и сам он этого человека не уважает. Зинаида - по значению имени – «дочь Зевса», тоже потомок, но бога, верховного бога Олимпа, это исконное значение слова «аристократ». Ей не важно мнение светского общества о ней, об этом она прямо говорит Валериану, ей не хочется бывать в свете, потому что внутреннего содержания в этих собраниях нет.
В начале отрывка изображена карета, «явление редкое в сей отдаленной части города» [1], на углу маленькой площади. Это карета Володарского. Его дом Пушкин не показывает, для Валериана жизнь, если это можно назвать жизнью, проходит в движении и нигде он не является собой. Герой заботится о своём имидже, для него это часть статуса, поэтому к карете «прилагаются» кучер и форейтор.
Комната Зинаиды, «убранная со вкусом и роскошью» [1], иллюстрирует то, что даже в самом далёком от центра месте можно сохранить свои привычки и жизненный уклад, это зависит от внутреннего состояния, а не от внешнего статуса. Зинаида одета «с большой изысканностию», хотя и находится дома и не собирается выезжать, она относится к себе и своему гостю с уважением, горда, ценит себя.
Зинаида – «уже немолодая, бледная, но ещё прекрасная дама» [1], у неё «чёрные и впалые глаза, окружённые болезненной синевою» [1]. Портрет ещё больше подчёркивает аристократизм героини. Ясно, что она испытывает духовные муки, плохо спит, много переживает. Её мучит совесть за то, что она разрушила свою семью. Портрета Володского нет: он – такой же, как все, светский франт. Володский не обращает на Зинаиду внимания. Раньше, будучи в статусе уважаемой светом замужней женщины, она имела для него значение, как аксессуар, часть его личного статуса, а теперь она для него обуза.
Валериан занят чтением английского романа. Англичане известны своей чопорностью, он перенимает западную манеру поведения, не пытается даже быть собой. Он говорит о себе: «Я человек светский и не хочу быть в пренебрежении у светских аристократов» [1]. Это самохарактеристика, составляющая всю сущность героя. Хотя до этого он сам говорил, что дорожит мнением жены певчего. Его расстраивает, что он не был приглашён к ним. Зинаида характеризует его иначе: «и пренебрежение людей, которых ты презираешь, должно до такой степени тебя расстраивать?!» [1] (два знака препинания - смешение её удивления и недоумения).
Когда Зинаида узнаёт, что Валериан собрался уезжать, она обращается к нему «с беспокойством» [1], что значит её небезразличие к нему. Она говорит с ним «ласковым и робким голосом» [1], потому что он для неё как личность, а не как статус, имеет огромное значение.
Валериан обращается к ней иначе: «Не прошу и угождать» [1]. Эта фраза показывает его восприятие отношения к нему Зинаиды: она пытается угодить ему, порадовать. И его отношение к ней: ему она не нужна. До искреннего чувства ему нет дела. Ему важны только развлечения.
Муж Зинаиды не решается ничего предпринять, узнав о неверности жены. Зинаида сама во всём ему признаётся, говорит, что «любит Володского, что не хочет обманывать мужа и втайне его бесчестить и что она решилась развестись» [1]. То есть для её мужа молчание не бесчестье, а для неё вопрос чести очень важен, потому что она аристократ духа. Муж характеризует Зинаиду так: «он был встревожен таким чистосердечием и стремительностью» [1]. Сердце у неё чистое. Она не терпит лжи и не будет в ней жить, сломает все преграды.
Её уход из семьи Володский воспринимает совсем иначе: «Он был в отчаянии» [1]. Она для него ничего не значила, но поступила против всех правил света, испортив ему его положение в обществе. «Он не думал связать себя такими узами» [1]. То есть для него искренняя любовь - ненужная преграда. «Он не любил скуки, боялся всякой обязанности и выше всего ценил свою себялюбивую независимость» [1] - это характеристика автора. Любовь для него и постоянная привязанность для Валериана - скука. А «себялюбивая независимость» [1], так как на самом деле герой независимым не является, раскрывает суть иронии Пушкина.
«Он притворился благодарным» [1] - это снова характеристика Пушкина. Человек, для которого любовь другого человека - сродни тому, чтобы проверять счета своего дворецкого, мало стоит. Дворецкий – его слуга. Так же он воспринимает Зинаиду. В нём нет ничего искреннего и настоящего.
Он приезжает к ней, как она говорит, «по обязанности» [1], а не по «сердечному внушению» [1]. Он создаёт только видимость, как делал всегда. Она всё понимает, но не упрекает его. Она поступила так, как велело ей её сердце, ему она тоже разрешает жить свободно
Художественная деталь - он надевает перчатку в доме Зинаиды, поторапливая свой уход. Это его маска, символ его равнодушия и неискренности.
И вновь авторская характеристика: «Он выбежал, как резвый школьник выбегает из класса» [1]. Ему не нужны глубина чувств, ему не нужно быть дорогим кому-то. Во всех планах перед Зинаидой Валериан как ребёнок, он духовно не дорос до неё.
Зинаида долго смотрит, как Валериану подали карету и долго стоит, «опершись горячим лбом о оледенелое стекло» [1]. Ей тяжко ожидание. Она - огонь, горячая, настоящая. И он - даже не лёд, а бесчувственное стекло. Она признаётся себе, что он её не любит и садится за письменный столик. Только вот говорить ей уже не с кем.
Главным героем произведения «На углу маленькой площади» становится не мужской образ, как это было в литературной традиции, а женский. Женщина больше скована традициями, чем мужчина. И такой выбор Пушкина показывает, как глубок внутренний разлом общества.
Истинный аристократизм - аристократизм духа. Свобода самовыражения. Она есть в Зинаиде, разрушающей рамки семьи и не боящейся потерять свой статус в обществе. А ложный аристократизм - тот, который был в то время, - это несвобода, рамки, навязанные другими людьми, невозможность высказать собственное мнение, невозможность жить.
Пушкин понимал, что в таком виде аристократия нежизнеспособна, что последовавшие исторические события и показали нам. Выше ложной аристократии истинная аристократия духа.
Список литературы:
- Пушкин А.С. На углу маленькой площади. URL: https://rvb.ru/pushkin/01text/06prose/02misc/01misc/0875.htm (дата обращения: 20.03.2024).
- URL: https://feb-web.ru/feb/pushkin/put-abc/put/put-2521.htm (дата обращения: 20.03.2024).
- URL: https://myguidebook.ru/b/book/1716803098/33 (дата обращения: 20.03.2024).
дипломов
Оставить комментарий