Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 декабря 2023 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Васильченко Т.И. КИНОПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(177). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(177).pdf (дата обращения: 19.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КИНОПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Васильченко Татьяна Ивановна

студент, кафедра методики преподавания истории и обществознания, Государственный университет просвещения,

РФ, г. Москва

Марушин Александр Александрович

научный руководитель,

ассистент кафедры педагогики и современных образовательных технологий, Государственный университет просвещения,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрена кинопедагогика как инструмент воспитания и образования в современном обществе.

Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом со стороны педагогов, родителей и школьников к кинематографу как к виду искусства, формирующего ценностные ориентации и мировоззренческую культуру человека.

ABSTRACT

This article examines film pedagogy as a tool for upbringing and education in modern society.

The relevance of the study is due to the increased interest on the part of teachers, parents and schoolchildren in cinema as an art form that shapes a person’s value orientations and worldview culture.

 

Ключевые слова: кинопедагогика, ценности, мировоззренческая культура, искусство, педагог, обучающийся.

Keywords: film pedagogy, values, worldview culture, art, teacher, student.

 

Педагогика - «наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство» [1].

Главной целью любого искусства, как и педагогики, является совершенствование человека. Действительно, в настоящее время педагогика вбирает в себя элементы искусства, а сам педагог выступает в качестве «творца» не только педагогического процесса, но и, в частности, своих воспитанников.

В современном мире любое искусство рассматривается как инструмент воздействия на человека. Оно может оказывать влияние на мировоззрение и ценностные ориентиры человека.

Само слово «кинопедагогика» сочетает в себе слова «кино» и «педагогика», соответственно. Отметим, что кино – это «текст, который транслируется зрителю посредством видеокамеры и актёрской игры». Текст, в свою очередь, имеет культурную основу и имеет связь с культурно-нравственной картиной мира. А интерпретация текста культуры – это «особый тип прочтения текста критиком, который является экспертом-историком, профессионально подготовленным интерпретатором, обладающим трехмерным видением историко-культурной реальности, широким кругозором и способным активно резонировать настоящую реальность в ее взаимосвязях с прошлым» [2, с. 8]. Из этого следует, что кинопедагогика – это, в первую очередь, особая культура.

Культура – это ценности, традиции, которые важно передавать людям, а в особенности, подрастающему поколению. Ценности передаются только через общение человека с человеком, поэтому важным звеном в их передачи является учитель, выступающий в роли «проводника культуры» и который на уроках показывает детям совершенно новый, интересный мир – мир знаний, а знания – и есть ценности.

Особое место в кинопедагогике занимает история (не только России, мира, но и кино). Историческая наука является главным предметом в познании мира обществом. Как отметил М.В. Ломоносов: «Человек, который не знает своего прошлого – не имеет будущего», которая ярко демонстрирует необходимость знания истории.

Отметим, что, показывая детям кино, стоит обратить их внимание на актерский состав, на работу оператора и режиссёра, проанализировать проблему, которая представлена в фильме, познакомить их с историей просматриваемого кино, и только тогда выстроится логическая цепочка, дети увидят связь «киномира» с реальным миром; кино станет своеобразным путеводителем в «культурно-историческую вселенную», и его просмотр станет не только интересным, но и эффективным способом преподавания школьных дисциплин.

Главная цель кинопедагогики – просвещение ребенка посредством кино. То есть, ребенок должен выступать в качестве исследователя, он должен научиться анализировать, сравнивать, делать выводы – развивать свое критическое мышление, и в данной ситуации фильм выступает «помощником» школьника.

Известно, что дети познают мир образами. Если исключить просмотр фильма, запретить детям смотреть кино, то всё это приводит к ограничению развития детей. Конечно, просмотр кино можно заменить изображениями, например, в книге, но следует понимать, что иллюстрация статична. Нужно комплексное понимание того, как выглядит объект и в движении, и в статистическом положении, и такую картинку можно увидеть только двумя способами: или в жизни, или в кино.

На основе анализа научной литературы, выявлены следующие задачи кинопедагогики:

  1. Обучение детей с использованием интерактивных средств с целью вовлечения обучающихся в «позитивное кинотворчество»;
  2. Популяризация общечеловеческих ценностей;
  3. Повышение мотивации к изучению культуры, языка, истории собственной страны;
  4. Расширение кругозора обучающихся.

Отметим, что в систему кинопедагогики входят такие разделы, как детский кинематограф, историческая фильмография, драма, комедия, анимация и т.д.

Детский кинематограф и мультфильмы, как правило, основаны на следующих ценностях: дружба, любовь, добро, правда, жизнь, время.

Например, «Сказка о потерянном времени» режиссера А. Птушко показывает, что время – самое ценное, что есть у людей. «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Или фильм Л. Нечаева «Про Красную Шапочку» ‒ музыкальная сказка о новых приключениях героини Шарля Перро.

Отметим, что некоторые отечественные детские фильмы воспитывают также сострадание, благородство, взаимопомощь и непосредственность.

Мультфильмы, как эсперанто, также является универсальным языком. Принцип такой же, как и в фильмах: передать ребенку с помощью мультиков духовные ценности; просвещать детей посредством анимации. Важная характеристика мультипликации СССР – «нехороший» персонаж представляется зрителю в юмористической форме, которая уравнивает его отрицательную сущность. «Кот Леопольд», «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты» и многие другие мультфильмы, которые помогут сформировать детям свои представления о красоте, добре, сострадании, уважении, любви, дружбе и взаимопомощи.

Расширение списка общечеловеческих ценностей происходит на стадии, когда ребенок взрослеет, у него появляется интерес к более взрослому формату кинематографии, например, к историческим фильмам, драмам, комедиям.

Так, например, фильмы, посвященные историческим событиям (советские фильмы: «Война и мир», «Москва слезам не верит», «Летят журавли», «Разгром немецких войск под Москвой», «Александр Невский», «Юность Петра», «Служебный роман», «Д’Артаньян и три мушкетёра»,  «Анна Каренина», современные фильмы: «Легенда 17», «Движение вверх», «Лёд», «Серебряные коньки»), или комедии (советские фильмы: «Бриллиантовая рука», «Операция Ы», «Иван Васильевич меняет профессию») формируют представление о патриотизме, труде, любви, традициям, честности, семье, смысле жизни, целомудрии, чистоте, воспитании, красоте.

Таким, образом, «кинопедагогика – направление в современном образовании, связанное с закономерностями, формами и способами воспитания человека средствами экранного искусства» [3].

 

Список литературы:

  1. Голованов, В. П. Педагогическое искусство или искусство педагогики / В. П. Голованов // Педагогическое искусство. – 2017. – № 1. – С. 29-32.
  2. Симбирцева, Н. А. Тексты культуры (специфика интерпретации): специальность 24.00.01 "Теория и история культуры": автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии / Симбирцева Наталья Алексеевна. – Екатеринбург, 2017. – 22 с.
  3. Ситникова, О. В. Кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании / О. В. Ситникова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2020. – № 4. – С. 125-142.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.