Статья опубликована в рамках: CLXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2023 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
СТИХОТВОРНАЯ САТИРА
POETIC SATIRE
Maria Ershova
4rd year student, Institute of Philology, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky,
Russia, Simferopol
АННОТАЦИЯ
Стихотворная сатира в публицистике имела два течения-либеральное и демократическое. Стихотворные приемы сатиры: «Маска»-повествование от подставного лица, встреча с литературными героями.
ABSTRACT
Poetic satire in journalism had two currents-liberal and democratic. Poetic techniques of satire: "The Mask" is a narrative from a figurehead, a meeting with literary heroes.
Ключевые слова: сатира, стихи, читатели, газеты, журналы, фельетон, периодические издания, публика, карикатура.
Keywords: satire, poems, readers, newspapers, magazines, feuilleton, periodicals, public, caricature.
В сатирическом журнале «Искра» поэзия занимает не второстепенное, а весьма значимое место. Основные сотрудники «Искры» – поэты В. и Н. Курочкины, Минаев, Богданов, Вейнберг и др. Эти авторы писали в «Искре» не только стихотворные сатирические произведения, но и фельетоны, статьи.
Публицистика и поэзия представляли собой в «Искре» некое единство. Очень многие стихотворения являлись первоначально частью статей и фельетонов. Также в стихах и публицистике «Искры» встречались одни и те же идейные принципы.
В русской поэзии середины XIX века обозначилось два явных течения: одно из них – демократическая и реалистическая школа Некрасова, пафосом которой было все более тесное сближение литературы с действительностью, другое – так называемая "чистая поэзия", к которой современники относили Фета, Майкова, Алексея Толстого и других. [15].
Представители «чистой поэзии», считали подлинным искусством то, что не подчинено времени и определенной эпохе. Их тянуло к вечным образам, они стремились, как и их предшественники – поэты XVIII – первой половины XIX, направить свой гений на изучение души человеческой, на созерцание красоты окружающего мира. Они отделяли поэзию от мира гражданской деятельности и воспевали непреходящие ценности.
Поэты некрасовского, гражданского направления тесно связывали искусство и жизнь, поэтому стремились в литературе отражать свои демократические идеалы.
Публицисты и поэты "Искры" были последовательными и непримиримыми демократами. В одном из первых ее номеров мы находим следующее ироническое разъяснение понятий "труд" и "собственность":
"Труд. По мнению политико-экономов, капитал; но, по мнению людей практических, неизбежное следствие отсутствия капитала, с которым бы можно было жить без всякого труда...
Собственность. Для большей части пользование тем, что не стоило никакого труда" [15].
В своих стихотворениях поэты «Искры» выражали уважение к труду и понимание тяжести жизни тех людей, что те люди, которые вынуждены зарабатывать на существование трудом:
Мой сын, твоя опора – труд,
Твое всё счастье в нем,
Хотя с трудом в больницах мрут
Живущие трудом.
("Завещание" В. Курочкина) [5]
Сатира искровцев в равной степени направлена как против крепостнических порядков, так и против нарождавшейся буржуазной России. Беспощадная эксплуатация трудового люда, произвол и взяточничество, преследование малейших проявлений свободной мысли и полицейская слежка, темные дела промышленных и финансовых воротил, мир рыцарей наживы, спекулянтов и аферистов, продажная пресса, дворянская спесь, чинопочитание, лакейство и т. д. – вот темы многих произведений искровцев. [15].
Поэзия искровцев была наполнена смехом во всех его проявлениях: юмор, ирония, сарказм.
Поэтом было свойственно использовать иронические названия, обозначающие жанровую принадлежность, в которых содержание резко контрастирует с жанром. Примеры таких заголовков: «Человек с душой. Идиллия» и «1861 год. Элегия» В. Курочкина, «Две смерти (Баллада)» Минаева и др.
Стихотворения искровцев написаны на острую злободневную тему, в их стихотворениях много намёков на различных деятелей той эпохи, на исторический фон, способствующий созданию стихотворения. Без знания той эпохи, социально-исторического фона сложно понять многие намеки и полностью воспринять стихотворение. Усложняет понимание и тот факт, что, избегая цензуры, искровцы пользовались эзоповым языком. Расчёт был на то, что читатели понимали то, что зашифровано, а цензоры не понимали. Однако то, что было понятно людям середины XIX века, уже не так понятно людям последующих веков. Всё вышеперечисленное привело к тому, что стихотворения искровцем отжили свой век, стали неактуальными и непонятными для читателей.
Пример намеков «Искры»: В стихотворении Н. Курочкина "Ода на современное состояние Франции" есть строка: "Горят огнем широкие бульвары". Слово "широкие" напечатано курсивом. Это не случайная типографская ошибка. Курсив имеет определенный смысл, он намекает на следующий факт. При Наполеоне III была произведена перепланировка Парижа – многие улицы были расширены, были разбиты новые бульвары и сады, причем одной из главных причин этой перепланировки было стремление правительства, напуганного событиями 1848 года, сделать более затруднительными сооружение баррикад и ведение уличных боев.
И подобных примеров множество. Как видно из примера, многие намёки современным читателям не покажутся чем-то примечательным и сатирическим.
Один из приёмов, которым часто пользовались искровцы – это прием «маски», повествования от имени подставного лица, которое служит объектом сатирического разоблачения. Общий смысл такого построения заключается в том, что враждебный поэту образ мыслей доводится до логического конца и вместе с тем до предельной уродливости и развенчивается как бы изнутри. [15].
В стихах и фельетонах искровцев мы сталкиваемся с приемом «маски» буквально на каждом шагу. Маски у них весьма разнообразны. Это и представитель благородного дворянского сословия, мечтающий о возвращении к блаженным временам крепостного права ("Мы – особь статья!" Богданова), и провинциальный помещик-зубр ("Провинциальным Фамусовым" Минаева), и либерал ("Сон на Новый год" и "Чистосердечное признание" В. Курочкина, "Проселком" Минаева), и мракобес-ханжа ("Полезное чтение" В. Курочкина), и чиновник, не гнушающийся взятками и гнущий спину перед начальством ("Жалоба чиновника" В. Курочкина, "Негордый человек" Вейнберга), и обобранный заправилами акционерных обществ рядовой акционер ("Песни сумасшедшего акционера" Вейнберга), и славянофил ("Я трепетал..." Минаева), и обыватель, и многие другие. [15].
Чаще всего маски конструировались под определенную ситуацию и использовались один раз, но были у них и устойчивые маски, например, Козьма Прутков, Конрад Лилиеншвагер, Яков Хам, Аполлон Капелькин.
Ещё один интересный приём искровцев – «встреча» с литературными героями прошлых десятилетий: в стихотворениях В. Курочкина встречаются персонажи Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Тургенева и др.
При помощи этого сатирического приема Курочкин возбуждает у читателей не только смех. Полемизируя с разглагольствованиями о великих реформах, якобы покончивших со всеми основами крепостнического строя, Курочкин показывает живучесть этих основ и то, что, несколько изменив свою форму, приспособившись к новым условиям, они продолжают благополучно существовать. Поэтому и порожденные крепостнической действительностью Скотинины и Скалозубы благоденствуют в пореформенной России [15].
Искровцы, как и другие поэты некрасовской школы, пользовались прозаической речью. Они стремились к простоте формы. Им нужны были такие слова, которые помогают раскрыть и обнажить сущность изображаемых явлений, повернуть эти явления к читателю с новой стороны, показать в новом свете [15].
Также поэты активно использовали прием пародии:
Лирика мимолетных и нарочито неясных настроений, установка на иррациональность человеческих переживаний, мистические мотивы, облеченная в поэтические одежды эротика, романтическая лексика и романтический пейзаж (в частности, перенесение человеческих чувств на явления природы), внешняя красивость и экзотика – таков широкий диапазон пародийного творчества искровцев [15].
«Искровцы» использовали приём перепева. В перепевах может использоваться одна или несколько строк, строение строф, сюжетная ситуация и т. п. Смех в перепевах направлен не против литературного источника перепева, а против объекта сатиры.
Большое значение в поэзии искровцев имеют острота и каламбур. То естественно вырастая из общего иронического тона повествования, то возникая совершенно, казалось бы, неожиданно, они усиливают сатирическое жало произведения, способствуют посрамлению высмеиваемого человека, его взглядов, сочинений [15].
Во второй половине XIX века поэты разделились на два противоположных лагеря: приверженцы «чистой поэзии» – искусства для искусства и поэты гражданского направления.
Поэты гражданского направления происходили из «некрасовской школы» – поэтов-демократов, художественно и идеологически близких Некрасову, собравшихся вокруг одного из демократических изданий – «Современника», «Искры», «Русского слова».
Сатирические стихотворения отражали общественные проблемы того времени. Чтобы цензура пропустила стихотворение, авторы пользовались эзоповым языком, зашифровывая имена и места. Многое из зашифрованного непонятно для современного читателя, без дополнительной информации многие детали останутся неразгаданными. Из-за этого многие сатирические стихотворения отжили свой век, со временем став неактуальными.
Для создания сатирического эффекта, авторы пользовались разными приёмами. Они могли создать стихотворение с жанровым подзаголовком, не соответствующий содержанию стихотворения.
Детали, на которые необходимо было обратить внимание, выделялись курсивом.
Поэты использовали прием «маски», создавая в стихотворении образ того, кого необходимо было обличить. Так происходило саморазоблачение персонажа. Поэты могли ввести в произведение героев литературных произведений предшествующих лет, чтобы показать, что герои, типичные для прошлых десятилетий, не отжили свой век и во второй половине XIX века.
Также поэтам было свойственно создавать поэтические перепевы, пародии, использовал остроты и каламбуры.
Список литературы:
- Блохин, В. Ф. Малая массовая частная пресса в России 1850-1860-х годов: возникновение, тенденции развития и трансформация : [Текст] / В. Ф. Блохин // Вестник Челябинского государственного университета – Челябинск, 2009. – С. 21–25.
- Боборыкин, П. Д. Воспоминания : в 2 т. М.: Художественная литература, 1965. Т. 1. С. 191–192.
- Есин, Б. И. История русской журналистики (1703-1917) : [Электронный ресурс] / Б. И. Есин – URL: http://evartist.narod.ru/text4/01.htm
- Кочукова, О. В. Обличительное направление в русской сатирической журналистике первой половины 1860-х гг.: внешнеполитический аспект : [Текст] / О. В. Кочукова – Саратов, 2021. – С. 441–447.
- Курочкин, В. С. Завещание : [Электронный ресурс] – URL: https://45parallel.net/vasiliy_kurochkin/zaveschanie.html
- Митрохина, К. Л. Российские журналы для женской аудитории в период цензурного гнета : [Текст] / К. Л. Митрохина // Вестник РУДН – М., 2008. – С. 34–40.
- Никитенко, А. В. Записки и дневник : в 3 т. Т. 2. М., 2005. С. 71
- Румянцева, В. Н. Категория времени в стихотворных фельетонах середины XIX века : [Текст] / В. Н. Румянцева // Вестник ОГУ – Оренбург, 2009. – С. 29–34.
- Румянцева, В. Н. Поэтика послания в структуре стихотворного фельетона середины XIX века : [Текст] / В. Н. Румянцева // Вестник ОГУ – Оренбург, 2008. – С. 22–26.
- Румянцева, В. Н. Элегия и стихотворный фельетон в русской поэзии середины XIX века : [Текст] / В. Н. Румянцева // Вестник ОГУ – Оренбург, 2010. – С. 8–11.
- Сатирические журналы второй половины 19 века : [Электронный ресурс] – URL: https://studfile.net/preview/10240846/page:9/
- Скатов, Н. Н. Поэты некрасовской школы // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983. Т. 3. Расцвет реализма: История русской литературы. — 1982. — С. 382—402.
- Цит. по : Ямпольский И. Г. Сатирическая журналистика 1860-х годов… С. 73.
- Шарифуллина, С. В. Из истории русской журналистики : [Текст] / С. В. Шарифуллина // Вестник Череповецкого государственного университета – Череповец, 2009. – С. 53–55.
- Ямпольский, И. Г. Поэты «Искры» : [Электронный ресурс] / И. Г. Ямпольский – URL: http://az.lib.ru/k/kurochkin_wasilij_stepanowich/text_0030.shtml
Комментарии (1)
Оставить комментарий