Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 25 мая 2023 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тукмачёва П.А. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ПЕЙЗАЖА В ШКОЛЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(164). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(164).pdf (дата обращения: 02.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ПЕЙЗАЖА В ШКОЛЕ

Тукмачёва Полина Алексеевна

студент, кафедра дизайна и изобразительного искусства, Вятский государственный университет,

РФ, г. Киров

Савинов Андрей Михайлович

научный руководитель,

д-р пед. наук, доц., проф. кафедры дизайна и изобразительного искусства, Вятский государственный университет,

РФ, г. Киров

METHODOLOGY FOR TEACHING LANDSCAPE DRAWING AT SCHOOL

 

Polina Tukmachyova

Student, Department design and fine arts, Vyatka State University,

Russia, Kirov

Andrey Sawinov

Scientific Supervisor, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Design and Fine Arts, Vyatka State University,

Russia, Kirov

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается роль пейзажа в программе изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Предложена специальная методика обучения пейзажу.

ABSCTRACT

The article discusses the role of landscape in the fine arts program in a secondary school. A special methodology for teaching landscape.

 

Ключевые слова: изобразительное искусство, пейзаж, обучение пейзажу, методика преподавания изобразительного искусства.

Keywords: fine art, landscape, landscape teaching, methods of teaching fine art.

 

Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе направлены на эстетическое воспитание и обучение основам выполнения творческих работ [3]. Данная дисциплина также может быть направлена на патриотическое воспитание личности, так как по мере обучения ребенок сталкивается с культурными традициями, обычаями страны, родного края и особенностями быта. Выполнение работ в жанре пейзажа наиболее эффективно в вопросе патриотического воспитания и способствует бережному отношению к природе. Тема пейзажа широко представлена в программах обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах. Для того, чтобы заинтересовать учащихся на уроках изобразительного искусства, а именно на уроках, посвященных выполнению пейзажа, следовало провести соответствующую подготовку.

Для разработки собственных уроков всегда полезно анализировать разработки других педагогов, так как это может навести на новые интересные идеи в постановке творческой задачи [1; 2]. Анализ разработок показал, что педагоги не решаются вести класс на пленэр, скорее всего, ввиду ограниченного количества времени, а также по причине сложности организации проведения данного типа урока. Таким образом, учащиеся могут ни разу не выйти на работу с натуры за весь период обучения в общеобразовательной школе. Также можно отметить, что очень часто на уроке ставится творческая задача, подразумевающая выполнение пейзажа по представлению. Конечно, это отличный метод, позволяющий развивать фантазию и творческое мышление, но, таким образом обучающиеся не знакомятся с окружающей средой, не могут подчерпнуть красоту из того, что их окружает, а также закрепляют в голове образ «идеального пейзажа», что никак не может поспособствовать формированию любви к родине и патриотическому воспитанию.

Анализ педагогического опыта позволил выйти на разработку методики проведения уроков изобразительного искусства по выполнению работы в жанре пейзажа. Главной целью уроков по темам «Вятский пейзаж. Эскизы» и «Вятский пейзаж» являлось формирование целостного представления окружающего мира и воспитание любви к родному краю. Данная методика была апробирована в школе №56 г. Кирова, в седьмом классе.

Изначально на уроке по теме «Вятский пейзаж. Эскизы» задумывалось проведение пленэра с выходом во двор школы, где каждый учащийся мог выбрать для себя интересные ракурсы и выполнить серию карандашных зарисовок, по одной из которых в последствии выполнить работу. Данный формат урока не получилось воплотить, так как не позволили погодные условия. На этот случай заранее был заготовлен запасной вариант, он подразумевал собой выполнение работ в жанре пейзажа в технике акварель/черная гелевая паста по распечатанным фотографиям, на каждой фотографии было изображено здание времен Старой Вятки в современной среде города. Фотографии были подобраны соответствующе, ни на одной из них не было готовой композиции, что позволило воплотить задумку с выполнением серии композиционных поисков. Каждый обучающийся мог самостоятельно выбрать сюжет для работы.

Урок «Вятский пейзаж» подразумевал собой работу черной гелевой пастой, на рисунке, выполненном в цвете дома. Параллельно велась беседа об истории зданий, выбранных обучающимися. По итогу проведения уроков были выявлены положительные и отрицательные моменты представленной выше методики.

Во-первых, можно с уверенностью сказать, что методика представилась интересной именно для обучающихся. Это стало заметно на этапе выбора сюжета, где каждый мог выбрать для себя любое из зданий. Среди фотографий были представлены здания, как откровенно сложные в исполнении, например, особняк Тихона Булычева с большим количеством декоративных элементов и сложных форм, так и относительно легкие, такие как дом А. Васнецова, представляющий собой деревянную двухэтажную постройку с чердаком. Здания со сложной архитектурой и большим количеством декоративных элементов выбирались чаще, чем «простые» здания.

Во-вторых, стоит отметить, что практика проходила в седьмых классах, то есть возраст обучающихся приходится на двенадцать-тринадцать лет. Это тот возраст, когда ребенок начинает стремиться казаться особенным среди сверстников и приобретает «чувство индивидуальности» [4]. По этой причине обучающиеся стремились выбрать фотографию того, здания, которое еще никто не выбрал. Таким образом, данная методика поощряет самовыражение обучающихся.

В-третьих, методический материал, а именно – рассказ соответствует возрасту обучающихся. В данный рассказ были, в большей степени, включены легенды, слухи или просто интересные факты, что поддерживает потребность младших школьников в приключениях. Теория о том, что обучающимся будет интересно узнать об этой стороне города подтвердилась тем, что было задано большое количество уточняющих вопросов. Элементы рассказа, в которые были включены факты о купцах, продажах, реставрациях зданий, по большей степени были проигнорированы и, скорее всего, сразу забыты.

Основной проблемой, связанной с выполнением работы, стала компоновка на формате. На первом уроке, в большинстве случаев, учащиеся не успели выполнить рисунок карандашом на формате, поэтому это стало домашним заданием. На следующем уроке учащиеся принесли работы в цвете, у некоторых наблюдались явные проблемы с компоновкой непосредственно на формате. Для устранения данной проблемы нужно сократить количество времени, выделенного на выполнение эскизов, большее внимание уделить компоновке на формате.

Таким образом, представленная выше методическая разработка уроков по теме «Вятский пейзаж» в общеобразовательной школе может помочь учащимся замечать окружающий их мир, направит на бережное отношение к нашему культурному наследию, поможет узнать больше об истории родного края, а также закрепит навыки владения материалами.

 

Список литературы:

  1. Зубрильчева В.А. Конспект урока по теме «Пейзаж» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2022/01/18/razrabotka-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu (дата обращения: 10.05.2023)
  2. Паунина Ю.О. Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Формирование понятия «пейзаж» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka-izobrazitelnogo-iskusstva-pejzazh-4545681.html (дата обращения: 10.05.2023)
  3. Рощин С. П., Дзедун Х. Основные аспекты обучения изобразительному искусству в школах России // Искусство и образование. 2020. - 166 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989 – 152 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.