Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 декабря 2014 г.)

Наука: Медицина

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванова Д.Ю. ПАЛЛИАТИВНАЯ МЕДИЦИНА И ХОСПИСЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(25). URL: http://sibac.info/archive/nature/12(25).pdf (дата обращения: 18.11.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПАЛЛИАТИВНАЯ  МЕДИЦИНА  И  ХОСПИСЫ

Иванова  Дарья  Юрьевна

1  курс,  12  группа,  стоматологический  факультет,  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

Е-mail: 

Воробьёв  Дмитрий  Олегович

научный  руководитель,  ассистент  кафедры  философии  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

Е-mail:  dratsolonchack@mail.ru

 

Актуальность  данной  темы  заключается  в  том,  что  паллиативная  помощь  является  составляющей  частью  здравоохранения.  В  мире  процент  инкурабельных  больных,  как  это  ни  прискорбно,  растет.  Долгом  государства  и  общества  является  обеспечение  неизлечимо  больного  человека  необходимыми  условиями,  направленными  на  улучшение  качества  жизни.

Цель:  изучить  специфику  работы  учреждения  паллиативной  медицины  на  примере  хосписа.

Задачи:

·     Дать  понятие  паллиативной  медицины  и  хосписа;

·     Рассмотреть  историю  создания  хосписов  в  мире  и  России;

·     Узнать,  что  представляет  из  себя  современное  хосписное  движение;

·     Изучить  специфику  работы  хосписов.

Паллиативная  медицина  и  хосписы

Паллиативная  медицина  —  это  специфическая  отрасль  медицины,  которая  направлена  на  повышение  уровня  жизни  неизлечимо  больных  пациентов  и  их  родных.  Эта  помощь  осуществляется  путем  симптоматического  лечения,  облегчения  страданий,  предоставления  неотложной  помощи  при  острой  фазе  болезни,  помощью  в  повышении  психической,  физической  и  духовной  устойчивости  пациента  и  его  родственников  к  предстоящим  трудностям.

Целостный  подход  предполагает  внимание  к  четырем  группам  проблем:

·     Физические  —  боль,  кашель,  усталость,  жар.

·     Психологические  —  тревоги,  страхи,  печаль,  гнев.

·     Социальные  —  потребности  семьи,  проблемы,  связанные  с  пропитанием,  работой,  жильем  и  взаимоотношениями.

·     Духовные  —  вопросы  о  смысле  жизни  и  смерти,  потребность  в  спокойствии  (гармонии  и  согласии)  [3]. 

В  обществе  сложился  такой  стереотип,  что  паллиативная  медицина  —  это  всего  лишь  оказание  помощи  физической  составляющей  здоровья  пациента  в  последний  период  их  жизни.  На  самом  же  деле  —  это  оказание  посильной  помощи  в  облегчении  страданий  больного.  Страданий  не  только  физического,  но  и  духовного  плана.  Так  же  паллиативная  помощь  —  это  повышение  качества  жизни  с  момента  обнаружения  неизлечимой  болезни.  Цель  паллиативной  медицины  —  сделать  так,  чтобы  оставшееся  время  —  будь  то  дни,  месяцы  или  годы  —  было  максимально  комфортны  и  для  больного  и  его  семьи.

Паллиативная  медицина  может  помочь  при:

·     ВИЧ-инфекции.

·     Раке.

·     Тяжелой  почечной  или  сердечной  недостаточности.

·     Терминальной  стадии  легочных  заболеваний.

·     Прогрессирующих  неврологических  и  других  смертельных  заболеваниях  [5]. 

Лечение  симптомов  болезни  инкурабельных  пациентов,  постоянный  уход  и  забота  должны  дополнять  друг  друга,  тем  самым  повышая  уровень  жизни  больного.  Психологическая  поддержка  в  медицинских  учреждениях  паллиативной  медицины  так  же  немаловажна.  В  настоящее  время  существуют  медицинские  учреждения,  оказывающие  паллиативную  помощь,  одним  из  них  является  хоспис,  рассмотрение  специфики  и  структуры  которого  является  одной  из  поставленных  задач.

Хоспис  —  медицинское  учреждение  специального  профиля,  в  котором  неизлечимо  больные  пациенты  получают  неотложную  и  необходимую  помощь  в  облегчении  симптоматики  болезни  (больные  могут  получать  кислород,  зондовое  питание,  патронажный  уход,  обезболивающие  препараты,  и  т.  п.).  Больные  получают  достойное  обслуживание,  и,  что  важно  подчеркнуть,  психологическую  помощь.  Ведь  очень  многих  инкурабельных  больных  после  ознакомления  с  диагнозом  посещают  мысли  о  самоубийстве,  наступает  апатия,  глубокая  депрессия.  Люди  замыкаются  в  себе,  перестают  принимать  пищу,  спать,  причиняют  себе  физические  увечья,  отрицают  смерть,  боятся  собственного  будущего,  желают  прямо  здесь  и  сейчас  прекратить  собственные  мучения  и  мучения  близких.  Именно  в  эти  тяжелые  минуты  им  требуется  психологическая  помощь,  как  со  стороны  специалистов,  так  и  со  стороны  своих  родственников.

История  возникновения  хосписов

Слово  «хоспис»,  этимологически  не  связано  со  смертью.  В  переводе  с  латинского  «hospes»  —  гость.  Позже  значение  слова  видоизменилось,  стало  обозначением  понятия  «хозяин»,  а  слово  «hospitalis»  означало  «гостеприимный,  дружелюбный  к  странникам»  [6].

Христианство,  известное  как  религия  милосердия,  принесло  в  Европу  проблему  заботы  об  умиравших.  Понятие  паллиативной  помощи  до  появления  сподвижников  Христа  считалось  оскорблением  богов:  любому  смертному,  даже  врачу,  нельзя  сомневаться  в  том,  что  боги  вынесли  больному  смертный  приговор.  Принципы  работы  хосписов  как  заведений,  создававшихся  для  облегчения  страданий,  берут  свое  начало  только  в  раннехристианской  эре.

Первые  хосписы  располагались  вдоль  дорог,  по  которым  проходили  первые  христиане,  паломники.  Эти  хосписы  —  дома  отдыха  для  истощенных,  усталых  и  больных  людей.  Однако  хосписы  не  отказывали  в  помощи  и  окрестным  жителям.

Употребление  слова  «хоспис»  в  применении  к  уходу  за  смертельно  больными  и  умирающими  впервые  появилось  лишь  в  XIX  веке.  К  этому  времени  некоторые  средневековые  хосписы  попросту  закрылись,  некоторые  другие  стали  домами  для  престарелых  или  сирот.  А  врачи  того  времени  занимались  только  больными,  имеющими  шансы  на  выздоровление.  Даже  смерть  таких  больных  приходилось  констатировать  священнослужителям,  приходящим  на  отпевание.  Безнадежно  больные  умрут  при  любом  методе  лечения.  Смерть  пациента  существенно  снижала  авторитет  доктора,  поэтому  врачеватели  того  времени  даже  не  появлялись  по  вызову  к  умирающим.

В  1842,  во  французском  городе  Лион,  молодая  вдова,  потерявшая  мужа  и  детей,  Жане  Гарнье,  открыла  первый  приют  для  умирающих.  Название  этого  заведение  —  хоспис  «Голгофа».  А  тридцать  лет  спустя  ирландская  община  Сестры  Милосердия  основала  уже  второй  в  мире  хоспис  —  Хоспис  Богоматери  для  умирающих.  Интересно  отметить,  что  Орден  Матери  Марии  Айкенхэд  основан  еще  в  начале  века,  что  по  хронологическим  рамкам  значительно  раньше,  чем  дублинский  хоспис.  Этот  орден  всегда  заботился  о  страждущих,  больных,  умирающих,  бедных,  но  хоспис  Богоматери  стал  первым  местом,  куда  брали  обученных  сестер  для  специального  ухода  за  умирающими.

В  конце  XIX-го  века  был  открыт  Дом  для  бедных  и  умирающих  имени  Святого  Луки,  который  был  основан  Говардом  Барретом.  Важным  и  интересным  было  то,  что  по  ходу  деятельности  Говард  публиковал  подробные  и  живые  отчеты.  Доктор  Баррет  рассказывал  трогательные  истории  об  отдельных  пациентах,  их  личности,  жизни.  Он  много  писал  о  людях,  ярко  описывал  характер  своих  пациентов,  их  мужество  перед  лицом  смерти.

Не  менее  ценным  вкладом  хосписа  св.  Луки  в  отрасль  паллиативной  медицины  было  установление  необходимости  регулярного  приема  морфина.  До  сих  пор  его  применяли  в  медицине  редко  и  для  снятия  очень  сильных  болей.  Установление  регулярного  приема  обезболивающего  было  действительно  огромным  шагом  вперед  в  деле  ухода  за  неизлечимо  больными.  Когда  в  обычных  больницах  пациенты  просто  умоляли  персонал  избавить  их  от  боли,  они  часто  слышали  фразу  «Вы  еще  можете  немного  потерпеть»,  врачи  попросту  боялись  сделать  больного  наркотически  зависимым.  А  пациенты  хосписа  святого  Луки  практически  не  испытывали  физической  боли.  Хоспис  использовал  для  снятия  боли  «Бромптонский  коктейль»,  придуманный  врачами  Бромптонской  больницы  для  пациентов  с  поздними  стадиями  туберкулеза.  Он  состоял  из  опиатов,  кокаина  и  алкоголя. 

В  1935  году  вышла  книга  знаменитого  врача  Альфреда  Ворчестера  «Уход  за  больными  и  умирающими».  Этот  автор  по  праву  считается  пионером  в  хосписном  деле.  Книга  —  собрание  лекций,  которые  врач  прочитал  студентам-медикам  в  Бостоне.  Доктор  Ворчестер  смог  написать  эту  книгу  не  только  благодаря  своему  врачебному  опыту,  но  и  благодаря  помощи,  полученной  от  сестер  дома  Отдохновения  и  монахинь  ордена  святого  Августина. 

В  1952  году  мемориальный  фонд  Марии  Кюри  произвел  на  свет  работу,  посвященную  уходу  за  умирающими.  Этот  труд  писали  по  данным  опроса  районных  медсестер.  Там  были  систематизированы  симптомы  стресса  у  онкологических  больных,  находящихся  дома.  Полученная  информация  стала  основой  дальнейшей  деятельности  фонда  Марии  Кюри.  Фонд  организовал  стационары  и  выездные  службы,  создал  пункты  специальной  подготовки  медсестер  для  домашнего  ухода  за  инкурабельными  больными,  спонсировал  фундаментальные  исследования  и  создание  образовательных  программ  для  развития  паллиативной  медицины.

Большой  вклад  в  развитие  истории  хосписного  движения  внесла  доктор  Кюблер-Росс,  которая  проработала  много  лет  в  медицинском  центре  Колорадского  университета  с  неизлечимыми  больными.  В  ходе  своей  деятельности  Элизабет  Кюблер-Росс  приходит  к  выводу,  который  на  первый  взгляд  шокирует:  смерть  не  есть  недоработка  медицины,  смерть  —  это  естественный  процесс,  одна  из  фаз  жизни  человека.  К  этому  выводу  она  пришла,  следя  за  метаморфозами  пациента  после  ознакомления  с  диагнозом.  Первая  реакция  -  чувство  всепоглощающей  паники.  Оно  сменяется  отрицанием  своего  положения,  отрицанием  смертельности  заболевания.  Затем  человека  охватывает  гнев  на  невозможность  медицины  его  вылечить,  на  здоровых  людей,  находящихся  вокруг,  на  несправедливость  судьбы.  Гнев  сменяет  глубокая  депрессия,  апатия.  А  затем  постепенно  приходит  смирение  со  своей  участью.  Страх  перед  неотвратимой  смертью  исчезает. 

В  1969  году  была  напечатана  книга  Элизабет  Кюблер-Росс  «О  смерти  и  умирании».  В  сознании  общества  того  времени  эта  книга  произвела  фурор.  Именно  доктор  Кюблер-Росс  положила  начало  обсуждению  темы  смерти  в  медицинском  сообществе,  доказывая  врачам,  что  они  —  не  боги,  не  творцы  судеб,  что  медицина  не  способна  решить  всех  проблем  человеческого  существования,  и  что  помощь  неизлечимо  больным  людям  складывается  совместными  усилиями  специалистов  не  только  медицинского  профиля.

Хосписное  движение  сегодня

Первые  хосписы  современного  типа  были  созданы  в  Англии,  в  специально  отстроенных  зданиях.  Это  частные  учреждения,  отделенные  от  больниц.  Они  созданы  на  благотворительные  деньги  и  не  зависят  от  государственного  бюджета,  как  обычные  больницы.  Палаты  окружены  вещами,  привычными  для  больного,  обстановка  в  таких  комнатах  обычно  напоминает  простые  спальни.  Специфическое  явление  —  в  хосписах,  в  отличие  от  больниц,  существует  график  свободного  посещения:  друзья  и  близкие  в  любое  время  суток  могут  посетить  больного.

В  конце  ХХ-го  века  создается  Информационный  центр,  пропагандирующий  идею  хосписного  движения  и  оно  начинает  свое  распространение  по  всему  миру.  Центр  поставляет  необходимую  литературу  для  обучения  персонала,  дает  практические  рекомендации  по  организации  выездных  служб  и  стационарных  клиник,  помогает  только  что  созданным  хосписам  найти  добровольцев  для  оказания  помощи  больным  людям.  Проводятся  конференции  по  паллиативному  уходу,  которые  позволяют  встречаться  и  обмениваться  опытом  врачам,  медсестрам  и  добровольцам. 

Первая  международная  конференция,  посвященная  хосписному  уходу,  состоялась  в  1980  году.  Доктор  де  Суза,  индийский  доктор  из  Бомбея,  выступая,  убедительно  говорил  не  только  о  проблемах  хосписного  движения,  но  и  о  голоде,  нищете,  о  физической  боли.  «Достаточно  плохо  само  по  себе  быть  старым  и  немощным.  Но  быть  старым,  больным  на  последней  стадии  рака,  голодным  и  нищим,  не  иметь  близких,  которые  бы  позаботился  о  тебе,  наверное  —  это  верх  человеческих  страданий».  Благодаря  доктору  де  Суза  в  1986  году  в  Индии  открылся  первый  хоспис. 

По  инициативе  Виктора  Зорза  —  журналиста  и  активного  участника  хосписного  движения  —  первый  хоспис  в  России  появился  в  1990  году,  в  Петербурге.  Виктор  вместе  с  Розмари,  женой  написал  книгу  «История  Джейн  Зорза»,  историю  смерти  его  родной  дочери.  Джейн  в  одном  из  хосписов  Англии  получила  огромную  помощь  и  поддержку  в  последние  дни  своей  жизни.  Перед  смертью  она  взяла  с  отца  обещание,  что  он  поможет  развитию  хосписов  в  мире.  Книга  о  Джейн  была  переведена  на  русский  язык  и  издана  в  1990  году.  Зорза  привез  в  Россию  не  просто  свою  историю,  он  привез  вдохновение,  которое  поспособствовало  развитию  хосписного  движения  в  России. 

После  этого  в  столице  создается  Российско-Британская  Ассоциация  для  оказания  профессиональной  поддержки  российским  хосписам.  Был  создан  Попечительский  совет  по  созданию  Хосписов  в  СССР,  председателем  которого  стал  академик  Д.С.  Лихачев. 

В  1992  году  в  Москве  организовывается  выездная  бригада  специально  обученных  добровольцев  и  медицинских  работников,  помогающая  неизлечимо  больным  на  дому.  А  1997  году  в  центре  Москвы  на  улице  Доватора  открывается  здание  для  Первого  Московского  хосписа.

Идеи  хосписного  движения  продолжают  распространяться  по  всей  России.  Всего  в  России  сейчас  существует  около  20  хосписов  [2]. 

До  настоящего  времени  в  нашей  стране  практически  вся  работа  по  оказанию  паллиативной  помощи  инкурабельным  больным  возложена  на  участковых  терапевтов.  Следовательно,  значительная  часть  участковых  терапевтов  и  сегодняшних  студентов  —  будущих  врачей  —  неизбежно  столкнется  с  проблемой  появления  на  своих  участках  неизлечимо  больных.  Поэтому,  основы  паллиативной  помощи  должны  преподаваться  всем  врачам,  не  только  тем,  кто  чаще  всего  сталкивается  со  инкурабельными  пациентами  (например,  онкологи),  но  и  врачам  общей  практики  —  терапевтам,  среднему  медицинскому  персоналу,  а  так  же  студентам  медицинских  вузов.  Как  отмечают  Н.В.  Багданова,  А.И.  Беневский,  З.П.  Словинская  (кафедра  онкологии  РГМУ  им.  Н.И.  Пирогова,  1996),  назрела  настоятельная  необходимость  включения  в  программу  обучения  студентов  медицинских  вузов  отдельного  курса  «Паллиативная  помощь  инкурабельным  больным»  [1]. 

Специфика  работы

Жизнь  и  смерть  —  это  неотделимые  друг  от  друга  понятия.  Без  познания  смерти  невозможно  осознание  ценности  жизни.  Подготовка  квалифицированных  специалистов  сферы  оказания  помощи  при  хосписах  невозможна  без  изучения  феномена  смерти  и  посмертного  существования.  Технологию  работы  с  инкурабельными  больными,  профилактика  суицидального  поведения,  этики  общения  с  такими  пациентами  и  их  родными  нельзя  разрабатывать  без  изучения  опыта  специалистов  прошлых  лет  и  без  современных  открытий,  раскрывающих  феномен  бессмертия  души  и  существования  загробного  мира.

Страх  —  самая  главная  причина  нежелания  обращать  внимание  на  смерть,  которая  является  столь  же  естественным  явлением,  сколько  и  переход  от  молодости  к  старости.  Существует  теория,  что  физическая  составляющая  человека  умирает,  но  какая-то  другая,  невидимая  часть  продолжает  существовать,  сохраняя  способность  видеть,  слышать,  чувствовать  и  думать.  Эту  гипотезу  опровергнуть  еще  никому  не  удалось,  а  вот  игнорирует  ее  практически  весь  мир,  оттого  и  появляется  неверное  отношение  людей  к  хосписной  медицине  и  неправильная  подготовка  кадров  для  работы  с  инкурабельными  больными.

На  самом  деле,  в  хосписе  должны  работать  люди:  «…получившие  специальную  подготовку  и  имеющие  опыт  работы  с  пациентами,  страдающими  неизлечимыми  заболеваниями,  и  их  семьями.  Персонал  хосписа  помогает  пациенту  и  членам  семьи  чувствовать  себя  более  комфортно  [7]». 

В  состав  сотрудников  должны  включаться:

·     Врачи

·     Медицинские  сестры

·     Социальный  работник

·     Священнослужитель

·     Домашний  помощник

·     Волонтер

·     Психолог,  а  иногда  и  психиатр

Качество  и  эффективность  организации,  применения  и  управления  паллиативной  помощью  зависит  от  оптимального  подбора  кадров  для  работы  в  междисциплинарном  коллективе,  а  также  от  его  специализированного  обучения  и  квалификации;  от  мобильности  и  полноценности  межведомственного  сотрудничеств  и  партнерства,  от  оптимального  выделения  и  перераспределения  ресурсов  (финансовых,  материальных,  кадровых  и  др.).

А  самое  главное  —  желание  людей  обеспечить  терминальных  больных  и  умирающих  медицинской  помощью  и  уходом,  реализовав  на  деле  тем  самым  принцип  гуманности  нашей  медицины  и  основной  принцип  общечеловеческой  и  христианской  этики  [4]. 

Хоспис  —  это  особая  форма  внимания  к  больным  людям  со  стороны  общества,  это  система  организации  и  координации  работы  по  разносторонней  поддержке  и  обслуживанию  инкурабельных  больных  и  их  близких.

Хосписное  движение  широко  развито  в  современном  мире.  Не  везде,  конечно,  в  равной  степени,  ведь  материальный  уровень  в  странах  различен,  но  цели  преследуются  одни  и  те  же.  Задача  хосписа  —  обеспечение  поддержки  и  заботы  о  больных  людях  в  последний  период  их  жизни,  чтобы  они  смогли  прожить  его  настолько  полноценно  и  комфортно,  насколько  это  возможно.

Хоспис  —  это  целая  философия  помощи  безнадежно  больным  людям.  Эта  философия  строится  на  убеждении,  что  благодаря  уходу  и  заботе  окружающих  пациенты  могут  комфортно,  не  испытывая  неудобств,  сильных  страданий,  страшной  боли,  как  физической,  так  и  духовной,  прожить  последний  период  жизни,  приготовиться  к  смерти.  Уход,  организованный  сотрудниками  хосписа,  не  ускоряет,  но  и  не  отсрочивает  смерть,  ведь  чудес  не  бывает.  Но  есть  вера  в  то,  что  смерть  —  это  не  конец,  этой  идеей  пропитаны  стены  хосписов.  Смерть  —  новый  этап,  новое  рождение.  Хоспис  помогает  ее  достойно  встретить.

 

Список  литературы:

  1. Беневский  А.И.,  Словинская  З.П.  О  преподавании  курса  паллиативной  помощи  в  медицинских  вузах.  Материалы  I  Конгресса  паллиативной  медицины  и  реабилитации  в  здравоохранении.  Москва;  1996.  —  с.  9.
  2. Гнездилов  А.В.  Проблемы  хосписной  службы  в  России.  Материалы  Конференции  «Всем  миром  против  рака».  Москва;  2001  —  с.  24—25.
  3. Модников  О.П.  Введение  в  паллиативную  медицину  //  Учебно-методическое  пособие.  Модников  О.П.,  Шарафутдинов  М.Г.,  Емельящева  Н.Ф.  и  соавт.  Ульяновск,  2004.  —  с.  48.
  4. Паллиативная  помощь  —  современное  направление  общественного  здравоохранения.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://pallcare.ru/ru/?p=1175006539.  (дата  обращения  4.11.2014).
  5. Стойчева  М.Г.  Паллиативный  уход:  современный  взгляд  на  новое  общественное  здравоохранение.  Профилактика  заболеваний  и  укрепление  здоровья  —  2002  —  №  6  —  с.  45—48.
  6. Хоспис.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://slovari.yandex.ru/hospes/la-ru/.  (дата  обращения  22.11.2014).
  7. Хрусталев  Ю.М.  Философско-медицинские  аспекты  паллиативной  помощи  и  проблемы  эвтаназии  /  Вестник  Российской  академии  медицинских  наук.  Хрусталев  ЮМ,  Эккерт  Н.В.  —  2007.  —  №  б.  —  с.  28—36.16.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Александра 22.06.2016 20:52
Я нахожусь на первом этапе по изучению организации хосписа.Хочу открыть хоспис в своем городе Красноярского края.

Оставить комментарий