Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 10 марта 2015 г.)
Наука: Медицина
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ВЛИЯНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО САХАРНОГО ДИАБЕТА НА ПОКАЗАТЕЛИ ИММУННОГО ПРОФИЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ
Пак Игорь Евгеньевич
Кангельдиев Алибек Эркинбекович
студенты 4 курса медицинского факультета КРСУ, Кыргызстан, г. Бишкек
E -mail: garik.park@mail.ru
Пак Ирина Владимировна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент кафедры нормальной и патологической физиологии КРСУ, Кыргызстан, г. Бишкек
Актуальность
По данным Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) сахарный диабет (СД) одна из основных причин, приводящих к инвалидизации и смерти населения в связи с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний. Причем наблюдается устойчивая тенденция к росту заболеваемости: если в 2010 году количество больных диабетом было 284,6 млн.человек, то к 2030 году, по прогнозам ВОЗ, общее количество больных при сохранении темпов прироста составит уже 438,4 млн. человек и диабет станет седьмой по значимости причиной смерти в мире [13; 14].
Основной причиной смерти при СД являются вторичные диабетические осложнения, такие как ангиопатия, нефропатия, ретинопатия [1; 9]. Несмотря на то, что достигнуты определенные успехи в плане лечения СД, современная инсулиновая терапия не может остановить развитие и прогрессирование сосудистых осложнений, так как, по сути, является заместительной, а не патогенетической терапией [9]. Именно это заставляет ученых искать принципиально новые подходы к лечению сахарного диабета.
В настоящее время одной из наиболее распространенных экспериментальных моделей диабета является модель, при которой СД индуцируется введением моно- или тетрагидрата аллоксана [9; 11; 6]. Поражение β-клеток поджелудочной железы после введения аллоксана приводит к метаболическим последствиям, характерным для абсолютной инсулиновой недостаточности, что по патогенезу напоминает развитие СД 1-го типа. Ряд авторов считают, что деструкция β-клеток под действием бетацитотропных химических веществ может быть причиной образования аутоантител вследствие изменения антигенной структуры мембраны клетки с последующими цитотоксическими реакциями [4; 10]. В изучаемой нами литературе данных о влиянии аллоксаниндуцированного сахарного диабета на иммунный статус экспериментальных животных мы не нашли. Это и предопределило цель нашего исследования.
Цель исследования — изучить влияние аллоксаниндуцированного сахарного диабета на показатели клеточного и гуморального иммунитета экспериментальных животных.
Материал и методы исследования
Для изучения влияния аллоксаниндуцированного диабета на показатели иммунного профиля, животные были условно поделены на 3 серии опытов (5, 15 и 30 сутки) и следующие группы:
I группа — интактные животные,
II группа — контрольная, животные с аллоксаниндуцированным СД.
Для работы использовались самцы белых лабораторных крыс половозрелого возраста, средней массой 172,56+25,4 гр. Экспериментальный сахарный диабет вызывали путем подкожного (в область передней брюшной стенки) однократного введения тетрагидрата аллоксана (произ-во «Sigma-Aldrich»), в дозе 170 мг/кг, после предварительного 24-часового голодания животных, на фоне нормальных показателей уровня глюкозы в крови (у всех подопытных животных до введения аллоксана он не превышал 6,0 ммоль/л) [6; 11; 12]. Каждое животное взвешивали на электронных весах и измеряли уровень глюкозы крови (глюкометр «Optium», произ-во «Abbott»).
Эффективность экспериментальной модели сахарного диабета оценивали по общему состоянию животных, мониторингу диуреза и количества выпитой жидкости, динамике массы тела животных и уровню глюкозы крови.
Иммунологические исследования включали изучение Т- и В-звеньев иммунитета. Содержание в крови Т- и В-лимфоцитов и субпопуляций Т-клеток измеряли методом непрямой поверхностной иммунофлуоресценции с моноклональными антителами серии ИКО, использовали «укороченную» панель для идентификации CD маркеров: CD3+ (Т-лимфоциты); CD4+ (хелперные Т-лимфоциты); CD8+ (цитотоксические лимфоциты); CD20+ (В-лимфоциты); CD16+(NK-клетки). Концентрацию иммуноглобулинов сыворотки крови устанавливали иммуноферментным методом. ЦИК определяли кадмиевым тестом.
Статистическую обработку результатов проводили с использованием пакета прикладных программ «Microsoft Excel» с расчетом по t-критерию Стьюдента и вероятности Р, которую признавали статистически значимой при Р<0,05.
Результаты исследования
В результате проведенного исследования установлено, что подкожное введение тетрагидрата аллоксана в дозе 170 мг/кг приводит к развитию диабета у подавляющего большинства животных. Уже на вторые сутки после индукции аллоксанового диабета у животных наблюдались явления полифагии, полидипсии и полиурии, отмечалось прогрессивное снижение массы тела. Так, контрольное взвешивание экспериментальных животных на 30-е сутки наблюдения показало, что вес животных снизился в среднем на 15,0 % от исходных значений, а суточная потребность в выпиваемой жидкости увеличилась в 2,5—3,5 раза (Р<0,05).
Нарушение инсулинпродуцирующей функции поджелудочной железы и возникновение диабетогенного состояния у крыс, которым вводили аллоксан, подтвердилось значительным увеличением концентрации глюкозы в крови животных на 3, 5, 15 и 30-е сутки по сравнению с исходным уровнем (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика изменения уровня сахара в крови у экспериментальных животных на фоне индукции аллоксана. ** — Р <0.001, достоверно по отношению к интактной группе
Анализ показателей иммунной системы у животных с аллоксаиндуцированным сахарным диабетом показал, что общий уровень Т-лимфоцитов имеет тенденцию к увеличению на 5-е сутки, 15-е сутки и 30-е сутки наблюдения по сравнению с интактной группой животных (Р>0,05), причем за счет роста хелперной активности лимфоцитов, что связано с развитием аутоиммунного процесса в поврежденных аллоксаном β- клетках поджелудочной железы. Так, на 5-е сутки эксперимента уровень Т-хелперов (CD4+) повысился до 122,6 % (Р<0,05), тогда как уровень цитотоксических Т-лимфоцитов (CD8+) уменьшился на 16,0 % (Р<0,05). Невысокий уровень цитотоксических Т-лимфоцитов объясняется, возможно, тем, что поврежденные химическим агентом β- клетки поджелудочной железы обладают слабыми антигенными свойствами. На 15-е и 30-е сутки изменения со стороны CD4+ и CD8+ достоверных различий с группой здоровых животных не имели (рис.2).
Усиление хелперной активности субпопуляции Т-лимфоцитов при индукции сахарного диабета аллоксаном было подтверждено увеличением индекса дифференцировки (ID) до 145,8 % (Р<0,001), 123,3 % (Р<0,05) и 122,5 % (Р<0,05) на 5, 15 и 30-е сутки соответственно по сравнению с интактной группой. По данным литературы изменение ID в сторону повышения также свидетельствует о развитии аутоиммунного процесса в организме [4; 5; 10].
Рисунок 2. Изменение показателей клеточного и гуморального иммунитета у животных с аллоксаниндуцированным сахарным диабетом. — Р <0,05, достоверно по отношению к интактной группе, # # — Р <0,001, достоверно по отношению к интактной группе
Исследование гуморального звена иммунитета показало, что уровень В-лимфоцитов (CD20+) в крови животных с аллоксаниндуцированным диабетом был достоверно выше по сравнению с интактной группой на протяжении всего периода наблюдения. Так, отмечен подъем уровня CD20+ до 164,8 % (Р<0,001) на 5-е сутки эксперимента, до 160,4 % (Р<0,001) на 15-е сутки и до 139,0 % (Р<0,05) на 30-е сутки (рис. 2). Увеличение относительного количества В-лимфоцитов объясняется их активацией аутоантигенами [4; 5; 10]. Активация В-лимфоцита предполагает прямое взаимодействие антигена с IgM на поверхности В-клетки. При связывании антигена с соответствующим рецептором и под влиянием цитокинов (Ил-2, Ил-4, Ил-5 и γ-ИФН), вырабатываемых Т-лимфоцитами, происходит активация В-лимфоцитов, которые начинают делиться и дифференцироваться в плазматические клетки, продуцирующие антитела (иммуноглобулины) [4; 5; 7], что нашло подтверждение при дальнейшем исследовании — повышением уровня IgМ.
Изменения уровня ЦИК (циркулирующих иммунокомплексов) и показателя NK-клеток при сравнении с интактной группой статистически достоверных различий не имели (Р>0,05).
В дальнейшем установлено, что концентрация IgA и IgG имела лишь тенденцию к увеличению во все сроки наблюдения по сравнению с группой здоровых животных. Тогда как уровень IgM на 5-е сутки поднялся до 145,4 % (Р<0,05) при сравнении с интактной группой (рис. 3).
Рисунок 3. Изменение уровня иммуноглобулинов в крови у животных с аллоксаниндуцированным сахарным диабетом. # - Р <0,05, достоверно по отношению к интактной группе
Выводы
В результате проведенных исследований выявлено, что экспериментальный сахарный диабет помимо гипергликемии вызывает изменения иммунного статуса, выражающиеся в увеличении относительного количества В-лимфоцитов, Т-хелперов и секреции иммуноглобулина М, что обусловлено цитотоксическим действием аллоксана на β-клетки поджелудочной железы, приводящему к активации клеточного и гуморального иммунитета.
Список литературы:
1.Балаболкин М.И. Сахарный диабет / М.И. Балаболкин. М.: Медицина, 1994. — 384 с.
2.Балаболкин М.И. Новая классификация, критерии диагностики и показатели компенсации сахарного диабета / М.И. Балаболкин, Е.М. Клебанова, В.М. Креминская // Терапевтический архив. — 2000. — № 10. — С. 5—10.
3.Балаболкин М.И. / М.И. Балаболкин, В.А. Сарана, Л.А. Стулий //Вестн. АМН СССР. — 1982. — № 2. — С. 33—39.
4.Злобина Е.Н. Современные концепции иммунопатогенеза инсулинозависимого сахарного диабета / Е.Н. Злобина, И.И. Дедов // Проблемы эндокринологии. — 1993, — № 9. — С. 51—58.
5.Клиническая иммунология и аллергология / Под ред. Г. Лоллора, Т. Фишера, Д. Адельмана. М.: Практика, 2000. — 806 с.
6.Пак И.В. Аллоксаниндуцированный диабет: повышение эффективности экспериментальной модели/ Тухватшин Р.Р., Гизатулина Р.Р. // Физиология, морфология и патология человека и животных в условиях Кыргызстана: Сб.науч. тр. Бишкек, — 2008. — Вып. 8. — стр. 99—102.
7.Рабсон А. Основы Медицинской иммунологии / А. Рабсон, А. Ройт, П. Делвз. М., Мир, 2006. — 320 с.
8.Розен В.Б. Основы эндокринологии / В.Б. Розен. М.: Высшая школа, 1984.
9.Трансплантация островковых клеток поджелудочной железы / В.И. Шумаков, В.Н. Блюмкин, Н.Н. Скалецкий и др. М.: Канон, 1995. — 383 с.
10.Kukreja A. Autoimmunity and diabetes. / A. Kukreja, N. Maclaren // Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism. 1999. — P. 4371—4378.
11.Misler F. Animal models of diabetes / F. Misler, J.P. Mordes, A.A. Rossini // Am.J.Med. 1981. — P. 353—360.
12.Pak I.V. Technology of standardization xenogenic cellular pancreatic transplantation for human in modeling of diabetes mellitus type I, induced by mezoxalilurea/ Zarifyan A.G., Jylkichyeva Ch. S. // Проблемы использования современных химических технологий в биомедицине и здравоохранении: Сб.науч. тр. МНТЦ Бишкек, 2008. — стр. 17—21.
13.Материалы сайта [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.diabetesatlas.com/downloads
14.Материалы сайта [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.who.int/features/factfiles/diabetes/ru/
отправлен участнику
Комментарии (1)
Оставить комментарий