Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 10 марта 2015 г.)
Наука: Биология
Секция: Экология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Карапетян Артур Бабкенович
E -mail: lwefa1996arthur@list.ru
студент 2-го курса, кафедра экономики природопользования ГЭУА, Армения, г. Ереван
Петросян Размик Аршакович
научный руководитель, канд. хим. наук, доцент Г Э У А, Армения, г. Ереван
Политические инициативы, реализуемые на пути § Rio-92¦→ § Rio+5¦→§ Rio+10¦→§ Rio+20¦ обозначили новые ориентиры стратегических действий по сохранению качества окружающей среды, качества здоровья и жизни, а также безконфликтного и безопасного решения экологических проблем. Это своеобразная тактика построения модели § природосообразного мироздания¦, в которой особое место отведено экологизации видов деятельности, человеческого сознания, модернизации систем экологического образования и воспитания, развитию экологической культуры и природоохранного менталитета общества.
Исходя из экологических тенденций современного экономического развития, мировое сообщество сознательно пришло к новому и решающему этапу актуализации проблем экологического образования и воспитания, как одному из факторов обеспечения экологическески безопасного и экономически устойчивого развития. В связи с этим важна своевременная переориентация векторов экологической политики любого государства от культуры безграничного и губительного для окружающей природной среды потребительства к культуре умеренности, основанной на принципах разумной гармонизации экологического и экономического императивов, природоохранной нравственности. Именно с этой позиции следует строить стратегию экологического образования и воспитания в новом тысячелетии, насыщенном природными катаклизмами, непредсказуемыми по экопоследствиям военными действиями и видами хозяйственной деятельности.
Нормы экологического образования и поведения. Независимо от векториальности политики экологического образования и воспитания, очевиден тот факт, что основой правильной дифференциации эколого-природоохранных ценностей, морально-этических норм и принципов экологического воспитания и поведения должна быть реализуемая в каждой стране экологическая политика. Экологическая культура, в свою очередь, будучи производной экологического образования и воспитания, форм и способов экологического поведения является наиболее объективным отражением природоохранной ориентации общества.
Международный опыт свидетельствует о том, что формы и методы реализации экологического образования и воспитания в определенной степени интегрированы, хотя и сохранились весомые различия в уровне экологического сознания, экологической культуры и менталитета населения. В этом контексте особо актуально соблюдение единых морально-этических норм всех форм взаимодействия природы и общества, которое не случайно стало предметом научной дискуссии и в третьем тысячелетии. Интересен, в частности, научный подход к интерпретации взаимосвязи экологического образования и экологического поведения, развиваемый профессором Бамбергского университета Дитрихом Дернером [3, с. 45].
В своих размышлениях Дернер констатирует наличие пропасти между экосознанием и экоповедением индивида и общества, которую, по мнению автора, сложно преодолеть эффектом краткосрочного воздействия¦ моральных призывов. Трудно однозначно согласиться с подобным концептуальным подходом, как и с решением проблемы выработки правильных форм, норм и методов экологического поведения только на основе компьютерного моделирования процессов, протекающих в жизнеобеспечивающих экосистемах. Представляется, что это не самый оптимистичный вариант непосредственного восприятия процессов в окружающей нас среде, хотя и приемлемый. Скорее речь идет об элементах цитируемого автором метода просвещения, причем сугубо в целях экологического воспитания. Что касается метода экономического давления, то он в соответствующем законодательно-правовом воплощении уже давно используется в природоохранной политике практически всех государств. Тем не менее поляризация между экосознанием и экоповедением приобретает новые, малоизученные формы, а корректное экологическое поведение так и не стало нормой массового природосообразного поведения. Отсюда исходит необходимость формирования собирательного образа эколого-природоохранного поведения человека и общества, основанного на триединстве следующих норм:
Рисунок 1.
Отход от этой модели чреват признанием концепции образа жизни в избранной комфортной окружающей среде (информационной деревне), находясь постоянно дома [1, с. 288]. Она связана с активной информатизацией общества, которая, по нашему мнению, может привести к отчуждению человека от реальной природной среды и замыканию в рамках искусственной среды, т. е. трансформации в сферу неполноценности представлений о процессах в экосистемах и даже нивелированию научной ценности экомоделирования. В подобной ситуации недооцениваются факторы потери способностин индивидом, как природным биологическим существом, правильного мировосприятия и формирования экологической культуры. Этот феномен, связанный с современной виртуальной коммуникацией, достаточно убедительно интерпретирован в работе М. Антипова, в которой автор с тревогой пишет о возможном отчуждении человека от природы и дегуманизации общества [2, с. 8].
Морально-этические нормы взаимодействия человека и окружающей среды как никогда актуальны в нынешней ситуации, когда воинствующее поведение и невежество, причиняющие ущерб окружающей среде, приобретают все более глубокие корни. Еще в исследованиях представителя Лондонской школы экономики Джеффри Беста было сделано заключение о том, что нормы ведения военных действий, которые могли предотвратить нанесение ущерба окружающей среде, основаны скорее на эгоизме, чем на мотивах альтруизма, религии и экологии [4, с. 26]. Очевидно это обусловлено отсутствием единых взаимоприемлемых норм экологического поведения и политики экокоммуникабельности, правовых гарантий безопасности населения в сложных эколого-экономических ситуациях. Развивающиеся события все более актуализируют соблюдение этих норм особенно в межстрановых отношениях на уровне соблюдения принципов природоохранной дипломатии.
Анализ национального опыта экологического образования и воспитания показал, что за последние годы в Армении значительно повысилось качество вузовского, поствузовского и общественного экологического образования (в т. ч. в образовательных структурах вооруженных сил). В стадии усовершенствования программы дошкольного и школьного экологического образования и воспитания, основанные на правильном восприятии национальных традиций и менталитета в общении с окружающей средой и заботе о культурно-природном наследии. В образовательной практике духовных семинарий утвердились зеленые уроки экологии и богословия.
На современном этапе решения экологических проблем весьма перспективна разработка легко адаптируемых образовательных модулей, синергизм которых способен обеспечить формирование систематизированных знаний в определенных областях экологической науки и использование этих знаний в интересах экологического партнерства. Так, в рассматриваемом нами варианте структура и инструменты механизма синергизма экологического образования (ЭО) формируются на основе следующих образовательных модулей (ОМ) и международных конвенций ООН (рис. 2).
Рисунок 2. Механизм и инструменты образовательного синергизма
Интегративный образ тематического содержания исходит из международных конвенций ООН:
1. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992).
2. Рамочная конвенция об изменении климата (Нью-Йорк, 1992).
3. Конвенция о борьбе с опустыниванием (Париж, 1994).
4. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 1977).
5. Конвенция об оценке трансграничного воздействия на окружающую среду (Эспо, 1991).
6. Конвенция о доступе к информации и участию общественности в процессах принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 1998).
Учет основных положений и принципов указанных конвенций позволяет определить инструменты синергизма/тематический вектор и уровни применения соответствующих образовательных модулей, каждый из которых имеет собственное программно-методическое и информационное обеспечение. Рекомендуемый вариант не претендует на исключительность, он может быть расширен, дополнен и модифицирован.
Разнообразие методических подходов и выбор образовательных модулей актуализируют необходимость внедрения в вузовскую образовательную систему предмета Основы природоохранной дипломатии, в рамках которой синергизм образовательных модулей природоохранной политики и стратегий безопасного экоразвития способен обеспечить высокий уровень знаний в сфере международного природоохранного сотрудничества. Одновременно с этим он может способствовать экологизации общественного сознания и решению проблем трансгуманизма.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что все более углубляется противостояние между обществом и природой, принимая разные формы восприятия природы как жертвы вседозволенности действий в отношении окружающей нас природной среды. Войны, локальные конфликты и природные стихии стали как бы нормой сушествования и уже небезопасной жизнедеятельности мирового сообщества. Печален тот факт, что общество/ население старается все более адаптироваться к этим условиям, доведя до примитивизма понятие экологического оптимума жизнедеятельности, выход за границы которого — это прямой путь к экологическому коллапсу. В этом плане особенно значимо научное предвидение великого русского гуманиста-эколога Н.Ф. Реймерса, тревоги и обеспокоенность которого за экологическое будущее столь лаконично отражены в его знаменитом Экологическом манифесте. Автор призывает объединиться под знаком мудрости экологического гуманизма, что по нашему мнению, невозможно без формирования природоохранного менталитета общества и соответствующего уровня экологической культуры и экологической консолидации.
Элементы экологической консолидации/экологического партнерства. За последние два десятилетия экологические проблемы и реформы образовательной системы стали предметом научных дискуссий на различных уровнях внутри-и межгосударственных отношений. В решении назревших проблем особая роль отведена иностранному языку, образовательно-стратегические резервы которого пока еще не исчерпаны и недостаточно изучены в контексте экологического партнерства и природоохранной дипломатии.
Информационное пространство современного экологического образования, экоинформационные технологии достаточно привлекательны и разнообразны. Это дает возможность волюнтаристического и в какой-то степени принудительного выбора информационно-образовательного материала как для преподавателя иностранного языка, так и для учащегося и студента. Не редки случаи противостояния образовательных интересов, урегулирование которых в значительной степени зависит от профессионализма и качества преподавания педагога. В частности, это особенно наглядно проявляется в выборе тематических векторов преподавания иностранного языка в старших школах Армении, где пока еще отсутствует единый учебно-методический подход, позволяющий совместить культурно-образовательные и коммуникативные интересы мультипликатора и реципиента.
Отметим, что достаточно привлекательны научные концепции повышения уровня межкультурной коммуникативной компетенции выпускников образовательных учреждений и методические разработки российской школы экологического образования [5, с. 101]. Дееспособность таких модельных подходов определяется полифункциональностью и межпредметностью иностранного языка, комплементарной с межпредметностью экологического образования. Стратегия же их реализации требует аргументированного выбора и адаптации ориентированных тематических модулей/инструментов преподавания иностранного языка в системе экологического образования каждого государства.
Известно, что современное мировое сообщество развивается в рамках модели устойчивого развития, основанной на активной взаимосвязи трех сфер: экономической, социальной и экологической. Преподавание иностранного языка в каждой из них имеет свой информационный портал, лексические особенности и содержание по тематике обучения иностранному языку. Если в первых двух сферах уже наработан определенный опыт, то в сфере преподавания экологии роль иностранного языка находится в стадии перманентных разработок и не всегда приемлимых, хотя и приоритетных. Это именно та область знаний, которая формирует у учащегося и студента правильное мировосприятие, уважение к историческому и культурно-природному наследию любого этноса. Представляется, что в этом контексте особая миссия принадлежит иностранному языку в старшей школе и вузах Армении, где выбор тематического разнообразия недостаточно проработан и адаптирован к национальным экологическим проблемам. Решение проблемы затягивается из-за бесконечных концептуальных разработок.
Экологическая тематика в преподавании иностранного языка в старшей школе Армении (10—12 классы) должна быть ориентирована на углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения. Из общего курса экологии (1—10 классы) следует выделить три эколого-образовательных модуля и на их основе проводить тематический выбор:
Экологический блок
1. Современные глобальные экологические проблемы.
2. Экология и природоохранные проблемы Армении.
3. Охрана культурно-природного и исторического наследия.
4. Экологическая безопасность
5. Экологическая культура и экологический менталитет.
Экономический блок
1. Природопользование и экономическое развитие.
2. Устойчивое развитие и зеленая экономика.
3. Природные ресурсы и экономическое развитие Армении.
4. Природа и экономика против войны.
Социальный блок
1. Экологические катастрофы, природа и цивилизация.
2. Демографическая экология.
3. Социальные проблемы экологии Армении.
4. Экологическое право и демократизация общества.
Тематические векторы каждого из блоков на первый взгляд достаточно амбициозны и сложны. Однако это далеко не так, поскольку содержательный аспект по ним формируется на основе триединства действий и мнений педагога-лингвиста, педагога-эколога и учащегося. Подобный симбиоз способен повысить интерес учащегося к тематике экологического образования, расширить его лексический спектр. Этот подход может инициировать также профессиональную активность и ответственность педагогов в формировании правильного мировосприятия выпускников.
Список литературы:
1.Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Природа-Человек-Техника: учеб. пособие . М. ЮНИТИ. 2001. — 343 с.
2.Антипов М.А. Отчуждение природы в информационном обществе// Экологическое образование и экологическая культура населения. Материалы международной научно-практической конференции. 25—26 февраля 2013 г. Прага. 2013. — 189 с.
3.Дернер Д. Перемена сознания в пользу экологии// Германия. Политика, культура, экономика и наука. Спецвыпуск. 1995. — с. 42—47.
4.Морально-этические нормы, война, окружающая среда : М. Мир. 1989. — 252 с.
5.Редченко Н.Н. Междисциплинарное обучение иностранному языку в школе и в вузе // Иностранный язык в системе среднего и высшего образования. Материалы III международной научно-практической конференции. 1—2 октября 2013 г. Прага. 2013. — 215 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий