Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2016 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Григорьева А.А. РОЛЬ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К УРОКУ МУЗЫКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(38).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К УРОКУ МУЗЫКИ

Григорьева Анастасия Алексеевна

студент 3 курса факультета художественного и музыкального образования ФГБОУ ВПО
 «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»,
г. Чебоксары

E-mail: getup95@mail.ru

Хораськина Ольга Александровна

научный руководитель, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры теории, истории, методики музыки, ФГБОУ ВПО
«Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»,
г. Чебоксары

 

Современное образование в настоящее время требует от педагогов реализации принципов гуманизации и гуманитаризации, что привлекает более пристальное внимание психологов и педагогов к развитию творческих и креативных способностей ребенка и его личности. Это касается и уроков искусства, на которых главной целью сегодня является не развитие умений и навыков, получение знаний, а воспитание музыкально-творческой личности, с творческим потенциалом и креативным мышлением, пробуждение интереса к познанию самого искусства. Проблема интереса является одной из актуальных в педагогике, несмотря на давнюю историю изучения этого понятия.

В психологическом словаре понятие «интерес» определяется как «форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса» [2].

Г. И. Щукина определяет понятие «интерес» как «особое избирательное отношение к окружающему миру. При этом она подчеркивает избирательную направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира [3, с. 6].

Анализ трудов позволяет определить интерес как интегральной образование личности, имеющее сложную структуру, включающую в себя психические процессы и связи человека с миром, выраженные в отношении. Для интереса характерна положительно окрашенная и избирательная обращенность учащегося к разным сторонам обучения. Он может быть обнаружен во внимании к объекту интереса и в особом эмоциональном тоне при обращении к нему [3, с. 6]. Кроме того, интерес проявляется в желании как можно больше узнать, в стремлении к самостоятельному исследованию нового и непонятного, сосредоточенности внимания, в активном участии учащихся в уроке, в их вопросах, дополнениях и исправлениях прозвучавших ответов.

Практические наблюдения педагогов показали, что только самостоятельное творчество детей на уроке музыки и за его пределами может развивать их способности и пробуждать интерес детей к музыке и ее познанию. Многими исследователями замечено, что в формировании интереса к уроку важное внимание уделяется практической деятельности школьников, которая может эффективно развивать творческое мышление и потенциал школьников. Одной из форм их подобной деятельности выступает домашнее задание. На сегодняшний день вопрос о целесообразности домашних заданиях остается одним из ведущих дискуссионных вопросов современного урока. Однако, педагоги утверждают, что домашнее задание как один видов самостоятельной практической работы существует давно, знания, которые добыты в его результате отличаются прочностью, глубиной, в связи с чем отказываться от них не стоит. Домашнее задание – это одна из форм учебной деятельности, направленная на усвоение и запоминание изложенного материала, либо, задание, основанное на самостоятельном усвоении материала, не требующего разъяснения учителя на уроке, а также проверка, которая позволяет учителю изучить качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях. Но практика показывает, что учащиеся не охотно выполняют самостоятельные задания, чаще всего это связано с тем, что домашние задания разрабатываются по одинаковому шаблону, не вызывают интереса у детей, не учитывают их возрастные и личностные особенности развития.

В исследованиях педагогов домашнее задание выступает как форма организации учебной работы, выполняемая самостоятельно. И. П. Подласый дает следующее определение понятию «домашняя работа учащихся». «Это часть процесса обучения. Главная цель ее – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности [1, с. 390].

Грамотно составленное домашнее задание активизирует мыслительную деятельность школьников, воспитывает их самостоятельность, работоспособность, добросовестность и ответственность. Домашнее задание по музыке должно продолжать учебную атмосферу урока, расширять и углублять знания и умения, полученные на уроках музыки, активизировать мыслительную деятельность детей, поэтому оно может быть определено как домашняя учебная работа. Задачами домашней работы является также развитие творческих способностей детей, выявление их индивидуальных склонностей, формирование и активизация познавательного интереса к учебному предмету. В связи с этим домашняя учебная работа является важной и неотъемлемой частью всего учебного процесса. Педагоги выделяют несколько функций домашнего задания. Опишем некоторые из них. Домашние задания способствуют переходу знаний обучающихся из оперативной памяти в долговременную. Они помогают развитию самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание. Домашние задания стимулируют познавательный интерес учащихся, вызывают стремление добыть новые знания. В этом случае более эффективными являются дифференцированные, индивидуальные домашние задания, которые должны быть творческими, занимательными, небольшими по объему и доступными для понимания.

Практический опыт учителей музыки Чувашской Республики убедительно доказывает, что организация системы домашних заданий по предмету «Музыка» является очень важным и необходимым этапом в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях, интереса учащихся к уроку музыки, творческому развитию детей, лучшему усвоению знаний. Обобщение опыта учителей музыки позволило разделить домашние задания на несколько групп: творческие задания, поисковые задания, исследовательские задания.  Творческие задания могут бать предложены в различных формах. Приведем примеры подобных домашних заданий:

  1. Нарисовать образ главной героини в опере.
  2. Написать отзыв на оперу, которую посетили всем классом.
  3. Составить концертную программу из различных произведений, объединенных одной темой («Зимний день», «Любимая мамочка», «Папа может...», «Национальный костюм» и т.д).
  4. Придумать рассказ от лица какого-либо музыкального инструмента, рассказав историю его происхождения.
  5. Сделать афишу на оперу, нарисовать обложку книги о каком-либо музыкальном инструменте.
  6. Подобрать живописные полотна, адекватные по настроению музыкальному произведению.
  7. Сочинить литературные портреты к музыкальным произведениям.
  8. Написать свои комментария и впечатления от прослушанных дома произведений композитора, творчество которого было пройдено на уроке.

Поисковая домашняя работа может включать в себя следующие задания: распечатать портрет композитора и вклеить его в тетрадь, найти годы жизни композитора, узнать в словаре значение каких-либо музыкальных терминов.

Исследовательская домашняя работа предполагает составление презентаций о композиторе, музыкальных произведениях, музыкальных инструментах, написание эссе, выполнение научно-исследовательских проектов по теме. Данный вид работ выполняют не все школьники, а только по желанию.

Таким образом, домашние задания являются важным элементов в процессе формирования интереса к уроку музыки. Задания можно разделить на   несколько групп: поисковые, творческие, исследовательские. Для того что бы школьники охотно их выполняли домашние задания должны быть связаны с темой урока, соответствовать возрасту учеников и их психологическим особенностям, быть разнообразными и небольшими по объему.

 

Список литературы :

  1. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М. : Владос, 1999. – 576 с.
  2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=348
  3. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М. : Педагогика,1984. – 192 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.