Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2016 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОРИЯ ТЕЛА И ТЕЛЕСНОСТИ
Климова Екатерина Андреевна
Студентка, ЧГАКИ, г. Челябинск, Россия
of.po@mail.ru
Изучением человека занимаются множество наук. Все они с той или иной точки зрения пытаются рассмотреть сущность человека, его взаимодействие с окружающим миром, результаты его деятельности и т.д. Мы же хотели бы поднять проблему телесности и тела.
Прежде чем говорить о понятии тела и телесности, необходимо отметить, что понимание и того и другого в определенные периоды развития общества были различны.
С биологической точки зрения, тело – это психофизиологическая оболочка человека, состоящая из видимого телесного строения, физических свойств (корпоратура) и внутренних органов. Нас же интересует понятие тела и телесности с культурологической точки зрения, и здесь уже нет четкого определения.
Воззрения о телесности менялись параллельно с изменением социокультурного контекста развития человечества. Докультурное понимание телесности ограничивалось отношениями телесных особей в эволюции. В. А. Шкуратов (специалист по психологической культурологии) выделяет следующие этапы и культурные типы отношений к телу: натуральная телесность как модель общества и мироздания (Первобытность); образно-пластичная телесность (Античность); духовное тело (Средневековье); тело-машина (Новое время); синтезированные машинно-информационные артефакты XX века [3, с. 202].
Рассмотрим этапы понимания телесности подробнее:
- Первобытность. Этот доисторический период, как и все другие эпохи, помещает человека в тесную связь с природой, но отличие архаического понимания тела в том, что тело – это не только часть природы, но и весь мир. Человек не выделяет себя из природы и, более того, наделяет человеческими качествами всё вокруг себя. Примером этого утверждения может служить представление о первочеловеке из индийской мифологии – Пуруше. В Ригведе говорится о том, что боги приносят его в жертву путем расчленения его на части, из которых и возникает вселенная. Из рта появились брахманы (жрецы); из рук – кшатрии (войны); из бёдер – вайшьи (земледельцы); из ног – шудры (низшее сословие); из духа – луна; из глаз – солнце; из уст – Индра и Агни (главные боги Ригведы); из дыхания – ветер; из пупа – воздушное пространство; из головы – небо; из ног – земля; из уха – стороны света и т.д.
Китайский аналог Пуруши – Пань-гу. Дыхание Пань-гу стало ветром; голос – громом; левый глаз – солнцем; правый – луной; из крови возникли реки; из мяса – почва на полях; из вен – дороги; из волос – созвездия; паразиты Пань-гу – это люди и т.д. Еще один пример – первосущество скандинавских мифов Имир. Из его тела, аналогично, был выстроен мир.
Освоению природы, социальному обустройству и самопознанию сопутствуют манипуляции с корпоратурой [3, с. 204]. Слова сопровождаются интонациями и жестами; кожа татуируется и украшается; в ритуалах используются человеческие волосы, зубы, кровь, сперма, экскременты; орудиями труда человек пользуется с помощью руки и т.д.
Тело в первобытном обществе не только корпоратура, но и что-то сохраняющее в себе опыт и способности носителя. Так, первобытные люди имели обычай, есть мозг усопшего мудреца или глазные яблоки, зоркого при жизни человека и т.д. Считалось, что если съесть часть тела усопшего, то таким образом можно перенять особенность этого человека.
Появление такого ритуала как «похороны» наводит первобытного человека на рассуждения о душе. Наблюдая тело усопшего люди стали думать о том, что случилось с ним дальше, где он сейчас и, таким образом, возникает мысль о душе. Душа понимается как второе тело человека. Физически она выглядит, так же как и человек, но она не материальна и является субстанцией, как и само тело. Сон, обморок или смерть – моменты, когда двойник облачком пара или дыма вылетает из своего жилища и устремляется в место, отведенное ему подобным [3, с. 207].
Понятие о красивой телесности так же сформировалось в первобытную эпоху. Палеолитический художник почти никогда не изображал худых женщин, чей облик ассоциировался с бесплодием и нездоровьем, или мужские фигуры, понимая, что телесная оболочка мужчин – это производная от телесной оболочки матери-прородительницы. Зато пышное женское тело художник палеолита осознавал как целесообразие природы и вместилище жизни, достойное восхищения [2, с 414]. Подтверждением этому служат фигурки, названные археологами «Палеолитическими Венерами». Их всех объединяли общие признаки – широкий таз, грушевидная грудь и большой живот. Их находили на различных стоянках по всему миру, а это означает, что был сформирован в сознании людей определенный канон красоты, который почитался и воспевался.
- Античность. Важнейшей чертой этого периода является антропоцентризм. А главный этический принцип – калокагатии (гармоничное сочетание внутренних и внешних качеств человека). На основе этого, европейские ученые делают вывод о том, что историческое назначение античности – это превращение живого тела в эстетический предмет. Например, древнегреческий скульптор Поликлет Сикионский (V в. до н.э.) предложил канон идеального тела: соответствие головы одной восьмой, лица – одной десятой, головы и шеи – одной шестой длины всего тела. За единицу измерения он принимал ширину ладони.
Значение внешней телесности в античности можно проследить в произведениях литературы. В своей работе «Метаморфозы» Овидий описывает необычный поступок, к которому привело восхищение женской красотой. История Пигмалиона, создавшего статую девушки – Галатеи и, влюбившегося в неё. Миф о Геракле и Омфале говорит о том, как, очарованный Омфалой, Геракл позабыл обо всем и в женском одеянии прял у ее ног и т.д. Но параллельно происходило и падение материнского культа. Уже Аристотель считал, что женская природа более холодная, и, в отличие от мужской, она «погашает огнистость вина так, что оно утрачивает свою разящую силу» [2, с 415]. Таким образом, тело в античности – это отношение к норме, идеалу, наделенное внешностью, и, являющееся мерой всего сущего.
- Средневековье. Религиозный характер культуры – важнейшая особенность этого периода. Неприкасаемый авторитет церкви и теоцентризм повлиял на понимание тела и телесности. В христианстве соприкасались два толкования телесности. Одно подчеркивало, что человек – единство души и тела, созданное Богом, другое – что плоть греховна и чужда душе [3, с. 210]. «Тело есть отвратительное вместилище души», – говорил папа Григорий Великий. В средние века исчезают театры, спорт. Женщина демонизируется, а смех и экспрессивная жестикуляция не одобрялись; маски, грим и переодевания осуждались, а вместе с ними и сладострастие, чревоугодие… Тело рассматривалось как тюрьма души и отравляющий ее яд [1, с. 17].
Таким образом, античный культ тела сменяется полным отрицанием тела в Средние века. В это же время начинается поругание женской красоты, развиваются мизогонические идеи. Женщины подозреваются в сношении с дьяволом, тем самым меняя ценность женщины в обратную сторону. В эпоху просвещения пытаются опровергнуть мысль производности мужчины от женщины, и установить обратную идею. Ведутся подсчеты объема мозга и в целом, женской корпоратуры, в сравнении с мужской. Всё меняется в Эпоху Возрождения, когда взгляд на человеческое тело не только становится ближе к современному пониманию телесности, но и освобождается от моральной сферы, после чего красота женского тела стала пониматься как отдельное физическое свойство [2, с. 421].
В средние века имелись свои каноны красоты. Так, например, для испанского архипресвитера Хуана Руиса красавица должна была иметь серповидные брови, светлокудрые волосы, маленькую голову, пышную грудь и плечи, тонкий стан, изящные уши, белые ровные зубы и длинная шею. В XVII веке европейцы начинают оценивать женщину по канону «тридцать три тройки». Три вещи у женщины должны быть белыми – кожа, кисти рук и зубы. Три вещи должны быть черными – глаза, брови и ресницы. Три вещи должны быть красными – губы, щеки и ногти. Три вещи должны быть длинными – фигура, волосы и руки. Три вещи должны быть широкими – грудь, лоб и расстояние между бровей. Три вещи должны быть круглыми – грудь, шея и подбородок. Три вещи должны быть полными – руки, бедра и икры. Три вещи должны быть тонкими – губы, волосы и пальцы. Три вещи должны быть маленькими – грудь, голова и нос и т.д.
Несмотря на то, что телесность в Средние века жестоко порицалась, а силы заключенные в физической оболочке были опасными, ей была оставлена надежда на спасение. По примеру плоти Иисуса Христа.
- Новое время. В XVI-XIX вв. Европа характеризуется быстрыми изменениями во всех сферах в общества (в экономической, политической, социальной, культурной). Машина почти полностью вытесняет физический труд. Тело теряет большую часть семиотических функций. Богатые жестовые языки отмирают. С развитием технической коммуникации человек все больше видит перед собой не живое телесное существо, а знак или картинку. Культурные обязанности тела разбираются техникой, письменностью, наукой [3, с. 211 ]. В это время Фрэнсис Гальтон попытался выделить эталон женской красоты, но пришел к выводу, что восприятие красоты категорично и типологично, и зависит от личных предпочтений отдельно взятого человека. Он говорил о наличии у человека внутреннего эталона, сформированного под влиянием многочисленных мимолетных впечатлений.
- Новейшее время. Переоткрытие телесности происходит в XX веке, когда ее образ и нормы находятся под влияние массовой коммуникации и общества потребления [3, с. 213]. В это время немецкий ученый Карл Штрац вычислил типологические пропорции для всего женского тела: рост должен быть равен 8 длинам головы, 9 длинам кисти руки и 10 длинам лица и т.д. Юлий Вейс, другой немецкий ученый так же предложил свои параметры, так же как и Майкл Кенингем в 1996 году. А вот Ю. И. Новоженов пишет, что эталоном красоты является – молодость.
Каноны красоты порой бывают почти недостижимы, поэтому и являются губительными. Современное общество заинтересовано в здоровом и красивом теле. Но попытки достичь этого идеала иногда доводят до печальных последствий.
Поэтому неудивительно, что в обществе возникают такие реакционные движения как «бодипозитив», как реакция на происходящее. Участники этого движения предлагают всем принять свое тело таким, какое оно есть и не пытаться изменить его. «Полюбите себя и своё тело» - девиз, под которым действует это движение. Понимая, что культ тела, сформировавшийся под влиянием общества потребления и средств массовой информации, это движение пытается бороться с уничтожающей, по их мнению, силой косметических средств, различных спорт-комплексов, размерной сеткой в магазинах и просто с общественным мнением. Это феномен возник как реакция на установившиеся каноны красоты и является революционным движением.
Таким образом, можно сформулировать общее определение телесности для современного общества, которое синтезировало все исторически сложившееся идеи относительно этого понятия: Телесность – это человеческая корпоратура, наделенная не только отсутствием ярко выраженных семиотических функций или понятием калокагатии, это всё, что можно сказать о теле вообще, будь это «культура тела», «тело общества» или любые другие, интересующие нас, аспекты.
Список литературы:
- Гофф, Ж. Л., Трюон, Н. История тела в средние века / Ж. Л. Гофф, Н. Трюон – М.: Текст, 2008. – 189 с.
- Фатыхов, С. Г. Мировая история женщины. Хроно-культурологическое и фактографическое осмысление / С. Г. Фатыхов – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – 944 с.
- Шкуратов, В. Историческая психология / В. Шкуратов. – М.: Уч. пос. изд. 2., 1997. – 505 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий