Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шуличенко А.А. ТВОРЧЕСТВО УИЛЬЯМА ХОГАРТА. АНАЛИЗ КАРТИНЫ «БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(38).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТВОРЧЕСТВО УИЛЬЯМА ХОГАРТА. АНАЛИЗ КАРТИНЫ «БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ»

Шуличенко Анастасия Александровна

студент, кафедра дизайна и медиатехнологий, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород.

shulik-ana@mail.ru

Чернявская Наталья Эдвиновна

научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород.

 

Уильям Хогарт, известный английский живописец, иллюстратор, автор сатирических гравюр и теоретик искусства, его по праву считают основателем английской школы живописи. Художник родился в семье бедного сельского учителя в пригороде Лондона. С самого раннего детства мальчик проявлял незаурядные способности к рисованию. Из-за проблем в семье он поздно занялся учебой, однако был очень наблюдательным ребенком с хорошей памятью.

Так и не окончив начальную школу, он стал помощником гравера, а после полностью содержал семью, так как его отец умер. Хогарт много занимался самообразованием, брал различные уроки и старался как можно больше развивать свои навыки в живописи.

В творчестве Хогарт старался правдиво показать жизнь различных слоев общества, иногда даже высмеивая их. Его знаменитые серии картин: «Карьера проститутки», «Выборы в парламент» и «Модный брак», лучше всего выражают суть жизни общества 17-18 веков. Серия картин «Модный брак» (Marriage a la Mode) стала первой в Британии, высмеивающая нравы высшего общества. В нее вошли: «Брачный контракт» (The Marriage Contract), « Вскоре после свадьбы» (Shortly After the Marriage), «Визит к шарлатану» (The Visit to the Quack Doctor), «Будуар графини» (The Countess's  Morning Levee), «Дуэль и смерть графа»(The Death of the Earl), «Смерть графини» (The Suicide of the Countess).[3]  Шесть великолепных полотен целиком отобразили жизнь персонажей. Каждая картина интересна своей уникальностью, насыщена множеством деталей и является очередным жизненным этапом. Сейчас все шесть картин из цикла «Модный брак» находятся в Национальной галерее Лондона.

Картина «Брачный контракт» из цикла картин «Модный брак» была написана в 1743—1745 годах и являлась первой из шести. «Брачный контракт» повествует о начале типичной для того времени истории. В данной своей картине Хогарт показывает всю суть высшего общества и браков по расчету. Картина наполнена множеством деталей и отсылками к различным библейским сюжетам. Художник старался показать реалистичность события и красочную детальность стиля рококо.[1]

Граф по фамилии Сквандер («мот») решил женить своего молодого сына на дочери преуспевающего городского торговца. Действие происходит в одной из комнат дворца графа. Сюжет картины это заключение брачного контракта между бедным сыном аристократа и дочерью богатого торговца. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе.

Рисунок 1. Уильям Хогарт. Брачный контракт. 1743-45. The Marriage Contract. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон. [2]

 

Картину можно разделить на две части: левую и правую. Материал, в котором написана картина это масло, оно дает возможность автору показать яркость деталей, выразить эффекты, сделать лица людей реалистичными, а так же детализировать фактуру мебели и интерьера.

В картине два композиционных центра которые можно выделить в треугольники. Первый треугольник - три фигуры слева, и второй - две фигуры справа. Фигуры людей выстроены по принципу золотого сечения, линии идут по касательной от плеч, а так же между лицами. Передний план выделен двумя животными, а задний - различными предметами интерьера. С левой стороны находятся два человека, это жених и невеста, которые сидят спиной к друг другу, что говорит об их незаинтересованности всем происходящим. Жених, повернувшись к зеркалу, занимается своим туалетом. В глаза бросается пятно на его шее, это говорит о том, что герой скорей всего болен венерической болезнью. Он полностью отвлечен от происходящего.

Невеста, напротив, очень заинтересованно слушает адвоката по имени Сильверстанг и играет с колечком, надев его на середину платка, как бесполезную вещицу. Юноша же заигрывает с девушкой, близко наклонившись к ее лицу. Он, невзирая на отведенную ему роль жениха, увлечен юной особой.

С правой стороны - отцы жениха и невесты заключают брачный контракт с госслужащими. Отец невесты, приняв скромную позу, как всякий торговец внимательно читает контракт и ищет выгоду для себя, в то время как отец жениха гордо восседает на кресле, поставив травмированную ногу (скорее всего из-за подагры, которую не случайно называют болезнью алкоголиков) на стул.

Отец - торговец указывает левой  рукой на верхнюю часть древа его семьи и правой рукой на себя, видимо объясняя свое положение и важные связи. На столе перед ним небрежно высыпаны монеты, видимо для оплаты составителей контракта. Богатые одежды и небрежное отношение к деньгам говорит, что этот человек хвастается своим положением аристократа, что он вовсе не беден, хоть на самом деле это не так. Адвокат протягивает ему контракт, но он даже его  не смотрит, так как занят рассказом о себе. Здесь и прослеживается связь между отцом и сыном, они оба очень самолюбивы. Так же видна связь в позах персонажей: поза дочери направлена в ту же сторону что и отца. Движения же отца и сыном, напротив, обращены в совершенно противоположную им сторону, но их позиции точно так же совпадают.

Печальный конец этого брака предрекает фигура судьи, одетого в черное. Он читает свиток, направив взгляд на улицу, где тревожно собрались темные кучевые облака, словно перед дождем.

На заднем плане картины - различные библейские сюжеты и некоторые значительные детали. Медуза Горгона направила свой взгляд на флиртующую с адвокатом невесту, словно уличила их в бесстыдстве и от этого негодующе открыла рот. Она так же является символом предательства, так как по греческой легенде это была прекрасная девушка, которая, пытаясь скрыться от греческого бога и ища помощи, спряталась в храме Афины, но Афина не только не помогла ей, но и превратила ее волосы в гидр. Вокруг Медузы Горгоны расположены несколько картин - это «Давид и Голиаф», в которой Голиаф умирает по своей самонадеянности и глупости, «Мученичество св. Лаврентия», где убивают жестокими пытками за неверие в языческих богов, «Убиение Авеля», где показано братоубийство, «Св. Себастьян» в которой главный герой так же был подвержен пыткам за веру, «Юдифь и Олоферн», где изображена карательная смерть полководца.[3] Все это словно указывает, что брак будет неудачным и предрекают смерть обоих супругов.

На переднем плане две охотничьи собаки, скрепленные цепью, символ этого брака. Они словно супруги с их отцами, подчинены своим хозяевам и не могут выбрать иную жизнь кроме той, что предрекли им их родители. Но будущее их и не заботит, так как дети знати в то время были увлечены лишь светской жизнью и растратой наследства и приданного.

Эта картина показывает, насколько было печально положение аристократии и знати в 17 веке, эпохе балов, пафоса и веселья. Традиции, моральные устои, все это отходило на самый задний план, достоинство и честь меркли рядом с шутовством и отношениями «купи-продай».

Бытовая живопись Хогарта с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором.

 

Список литературы:

  1. Замкова М.В. Лондонская национальная галерея. Уильям Хогарт. [bibliotekar.ru] — Режим доступа. — URL: http://www.bibliotekar.ru/muzeumLondon/36.htm (дата обращения 13.11.15)
  2. Ковалдина  Н.Н. Уильям Хогарт (1697-1764), английский художник, теоретик искусства. [den-za-dnem.ru] — Режим доступа. — URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=996 (дата обращения 13.11.15)
  3. Модный брак (цикл картин).  [wikipedia.org]  — Режим доступа. — URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Модный_брак_(цикл_картин) (дата обращения 13.11.15)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Татьяна Елсукова 16.03.2020 06:22
спасибо

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.