Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шеина Т.А. ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА ВИРТУОЗНОГО ХАРАКТЕРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО АРТИСТА РОССИИ ДЕНИСА МАЦУЕВА) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРТЕПИАННАЯ  МУЗЫКА  ВИРТУОЗНОГО  ХАРАКТЕРА  КАК  СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  ОТЗЫВЧИВОСТИ  У  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  (НА  ПРИМЕРЕ  ТВОРЧЕСТВА  НАРОДНОГО  АРТИСТА  РОССИИ  ДЕНИСА  МАЦУЕВА)

Шеина  Таисия  Андреевна

студент  4  курса,  художественно-эстетическая  кафедра  ГБОУ  СПО  (ССУЗ)  «Челябинский  педагогический  колледж  №  1», 
РФ,  г.  Челябинск

E-mail:  spark142@yandex.ru

Матюшкова  Татьяна  Михайловна

научный  руководитель,  аспирант  ЮУрГИИ,  преподаватель  музыкальных  дисциплин  ГБОУ  СПО  (ССУЗ)  «Челябинский  педагогический  колледж  №  1»,

РФ,  г.  Челябинск

 

В  настоящее  время  педагогическим  сообществом  поднимаются  наиболее  острые  проблемы  современного  ребёнка  и  образования.  Д.И.  Фельдштейн,  выступая  с  докладом  в  Российской  академии  образования  29  октября  2013  года  говорил,  что  вступление  нашего  общества  в  эпоху  неопределённости,  изменившиеся  сознание,  восприятие  окружающего  мира  и  психология  поведения  растущего  человека  требуют  коренного  обновления  содержания  и  форм  обучения  и  воспитания  [6,  c.  3].  Ученый  указывает,  что  «….при  формировании  новых  теоретических  позиций,  выборе  новых  стратегий  и  тактики  организации  отечественного  образования  важно  сохранить  его  основные  принципы,  направленные  на  появление  у  подрастающего  поколения  глубокого  понимания  мира,  воспитания  у  него  уважения  человеческий  ценностей,  исторических  достижений  и  культурных  традиций»  [6,  с.  22].

Мы  согласны  с  такой  позицией,  так  как  считаем,  что  современное  общество  нуждается  во  всесторонне  развитой  личности,  основой  которой  является  культура  в  самом  широком  её  значении.  Е.В.  Бондаревская  в  своей  концепции  «воспитание  человека  культуры»  изложила  следующую  мысль:  «…многие  современные  педагогические  концепции  строятся  на  формировании  личности  через  культуру  –  воспитание  человека,  который  способен  ценить,  творчески  усваивать,  сохранять  и  приумножать  ценности  родной  и  мировой  культуры»  [1,  с.  215].  В  связи  с  этим  в  современной  образовательной  школе  большое  значение  приобретает  эстетическая  составляющая.

Мы  считаем,  что  одной  из  задач  школьного  музыкального  образования,  согласно  требованиям  федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного  общего  образования,  является  приобщение  детей  к  музыкальному  искусству,  в  том  числе  через  эмоциональное  восприятие,  как  образца,  инструментальной  музыки,  что  является,  на  наш  взгляд,  одним  из  основополагающих  факторов  развития  эмоциональной  отзывчивости,  как  составной  части  эстетической  культуры  в  целом.

Являясь  неотъемлемой  частью  человеческой  жизни,  эмоции  представляют  собой  область,  привлекающую  постоянное  внимание  исследователей  из  разных  областей  науки.  Отметим,  что  в  последние  годы  становится  всё  больше  детей  с  нарушениями  психоэмоционального  развития,  к  которым  относится  эмоциональная  устойчивость,  враждебность,  агрессивность,  тревожность,  что  приводит  к  трудностям  во  взаимоотношениях  с  окружающими.  Таким  образом,  по  мнению  Якобсона  П.М.,  необходимость  пристального  внимания  к  области  эмоционального  развития  связана  с  влиянием  эмоционального  настроя  личности  на  характер  видения  и  интерпретации  личностью  окружающей  действительности  и  тем  самым  возможностью  накладывать  отпечаток  на  процесс  становления  и  развития  её  убеждений  и  мировоззрения  [7,  с.  27].

Данная  статья  посвящена  проблеме  развития  эмоциональной  отзывчивости  младших  школьников  посредством  музыки  виртуозного  характера  (на  примере  творчества  Дениса  Мацуева),  где  эмоциональная  отзывчивость  рассматривается  нами  как  центральное  звено  в  развитии  личности,  определяющее  дальнейшее  развитие  ребенка. 

Анализ  музыковедческой  и  методической  литературы  показал,  что  однозначного  мнения  по  поводу  определения  понятия  эмоциональной  отзывчивости  не  существует.  Не  претендуя  на  всесторонний  анализ  данного  понятия,  мы  предлагаем  определение  эмоциональной  отзывчивости,  сформированное  с  учетом  имеющихся  точек  зрения.  Эмоциональная  отзывчивость  понимается  нами  как  способность  индивида  сопереживать,  умение  откликаться  на  события,  явления  и  как  основная  форма  проявления  действенного  эмоционального  отношения  к  другим  людям,  а  также  как  показатель  развития  гуманных  чувств  и  коллективистских  отношений.

Мы  считаем,  что  развивая  эмоциональную  отзывчивость  учащихся  на  музыку,  учитель  на  уроках  музыки  и  внеклассных  музыкальных  занятиях  полноправно  участвует  в  процессе  формирования  эмоционально-образной  сферы  личности.  Таким  образом,  развитие  эмоциональной  отзывчивости  учащихся  на  музыку  было  и  остаётся  одной  из  актуальных  задач  музыкального  воспитания.  Ещё  в  70-х  годах  XX  в.  В.А.  Сухомлинский  писал:  «Как  гимнастика  выпрямляет  тело,  так  и  музыка  выпрямляет  душу  человека…  музыка  является  самым  чудодейственным,  самым  тонким  средством  привлечения  к  добру,  красоте,  человечности.  Слушая  музыку,  человек  познает  себя,  и  познает,  прежде  всего,  что  он,  человек,  прекрасен,  рожден  для  того,  чтобы  быть  прекрасным,  и  если  в  нем  есть  что-то  плохое,  то  это  плохое  надо  преодолеть;  почувствовать  плохое  в  самом  себе  и  помогает  музыка…чувство  красоты  музыкальной  мелодии  открывает  перед  ребенком  собственную  красоту  –  маленький  человек  осознает  свое  достоинство…»  [5,  с.  58].

Петрушин  В.И.  пишет:  «…До  сих  пор  искусствоведы,  музыканты  и  критики  не  нашли  объяснения  тому  чрезвычайному  впечатлению,  которое  игра  выдающихся  исполнителей  виртуозной  музыки  производила  на  слушателей»  [4,  с.  107].  Мы  считаем,  что  вся  красота,  яркость  и  масштабность  музыки  виртуозного  характера  может  быть  представлена  детям  младшего  школьного  возраста  на  примере  исполнительской  деятельности  народного  артиста  России  Дениса  Мацуева.  Имя  Д.  Мацуева  неразрывно  связано  с  традициями  легендарной  русской  фортепианной  школы,  неизменным  качеством  концертных  программ,  новаторством  творческих  концепций  и  глубиной  художественных  интерпретаций.  По  нашему  мнению,  данный  артист  является  ярким  представителем  молодого  поколения  отечественных  пианистов-виртузов,  имеющий  популярность  и  известность  не  только  в  среде  музыкантов,  но  и  у  огромной  разновозрастной  слушательской  аудитории.  И  это  связанно,  прежде  всего,  с  активной  жизненной  позицией  Д.  Мацуева,  как  в  творческой,  так  и  в  общественной  деятельности.  В  настоящее  время  он  является  президентом  фонда  «Новые  имена»,  задачей  которого  является  просветительская  деятельность  в  области  поддержки  талантливых  детей.

В  результате  анализа  психолого-педагогической  и  методической  литературы  мы  пришли  к  выводу,  что  если  на  уроках  музыки  и  внеклассных  занятиях  в  процессе  музыкальной  деятельности  у  младших  школьников  будет  развиваться  эмоциональная  отзывчивость,  то  это  не  пройдет  бесследно  для  их  последующего  развития,  общего  психического,  духовного  и  физического  становления.  На  наш  взгляд,  основной  задачей  каждого  учителя  музыки  является  максимальное  использование  возможностей  музыки  в  самом  широком  значении  в  плане  развития  эмоциональной  отзывчивости  учащихся.

Рассматривая  историю  виртуозного  исполнительства,  исполнительскую  культуру  некоторых  композиторов  пианистов,  таких  как,  Ф.  Лист,  Ф.  Шопен,  С.  Рахманинов,  А.  Скрябин,  мы  пришли  к  выводу,  что  определяющим  элементом  настоящей  виртуозности  является  исполнительская  способность  музыканта,  который  способен  показывать  проявления  своего  мастерства  наилучшим  образом.

Музыкальный  критик  Т.Н.  Грум-Грижмайло  пишет:  «Искусство  исполнения,  интонирование  музыки  изменчиво,  как  изменчива  живая  речь.  Музыка  входит  в  сознание  людей  всегда  в  конкретном  исполнении.  Чем  талантливей  исполнитель,  тем  прочнее  сливается  в  эмоциональной  памяти  слушателей  его  личность»  [3,  с.  7].

Выполняя  требования  нового  ФГОС  в  контексте  нашей  исследовательской  работы  мы  уделили  наибольшее  внимание  внеклассной  музыкально-воспитательной  деятельности,  которая,  по  нашему  мнению,  гармонично  дополняет  уроки  музыки  и  имеет  целью  расширить  музыкальный  кругозор  детей,  углубить  получаемые  ими  знания,  а  также  совершенствовать  исполнительские  навыки  и  умения.

Нам  бы  очень  хотелось  внести  свой  вклад  в  учебно-воспитательный  процесс  начальной  школы  по  развитию  эмоциональной  отзывчивости  младших  школьников,  воспитывая  их  на  лучших  образцах  мирового  музыкального  искусства.  Как  один  из  вариантов  решения  проблемы  мы  видим  работу  с  детьми  на  внеклассных  занятиях.

Таким  образом,  был  создан  цикл  тематических  бесед  с  медийным  приложением  «Путешествие  в  мир  классической  музыки  с  Денисом  Мацуевым»  для  внеклассных  занятий,  который  был  апробирован  на  базе  челябинской  общеобразовательной  школы  №  104  в  3/б  классе.

В  результате  апробации  мы  пришли  к  следующим  выводам:

  • практически  у  всех  учащихся  наблюдается  положительная  динамика  в  уровне  развития  эмоциональной  отзывчивости,  что  подтверждает  значимость  цикла  «Путешествие  в  мир  классической  музыки  с  Денисом  Мацуевым»; 
  • дети  эмоционально  реагируют  на  исполнительскую  манеру  Д.  Мацуева,  что  способствует  эффективному  усвоению  и  пониманию  музыки  виртуозного  характера;
  • дети  открыты  для  восприятия  новых  музыкальных  ощущений,  что  активизирует  познавательный  интерес,  музыкальный  вкус  и  развивает  эмоциональное  восприятие;
  • восприятие  фортепианной  музыки  виртуозного  характера  в  исполнении  Дениса  Мацуева  является  благоприятным  для  эмоционально-чувственного  опыта  ребенка,  что  способствует  развитию  эмоциональной  отзывчивости  у  младших  школьников.

В  результате  теоретических  и  практических  поисков  по  проблеме  развития  эмоциональной  отзывчивости  у  младших  школьников  мы  пришли  к  следующему  выводу:  чем  раньше  дети  будут  слышать  высокохудожественную  музыку,  накапливать  опыт  её  восприятия,  переживания  и  осознания,  опыт  ценных  в  художественном  отношении  музыкальных  интонаций,  в  нашем  случае  –  музыки  в  исполнении  блестящего  пианиста-виртуоза  Дениса  Мацуева,  тем  быстрее  начнут  привыкать  к  языку  народной,  классической  и  современной  музыки,  и,  соответственно,  тем  успешнее  будет  проходить  процесс  развития  эмоциональной  отзывчивости.

 

Список  литературы:

  1. Бондаревская  Е.В.  Теория  и  практика  личностно-ориентированного  образования  [Текст]/  Е.В.  Бондаревская.  –  Ростов:  Издательство  Ростовского  педагогического  университета,  2000.  –  С.  352. 
  2. Википедия:  Википедия.ру  =  ru.wikipedia.org  -М.:  u.wikipedia.org,  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  WWW:https://ru.wikipedia.org/wiki/Мацуев,_Денис  _Леонидович.
  3. Грум-Гржимайло  Т.Н.  Музыкальное  исполнительство:  [Текст]/  Т.Н.  Грум-Грижмайло.  –  М.:  Знание,  1984.  –  156  с.
  4. Петрушин  В.И.  Музыкальная  психотерапия:  Теория  и  практика:[Текст]  /  В.И.  Петрушин.  –  М.:  Пед.  поиск,  2000.  –  430  с. 
  5. Сухомлинский  В.А.  О  воспитании:  выдержки  из  книг  и  статей:[Текст]  /  В.А.  Сухомлинский.  –  М.:  Политиздат,  1973.  –  272  с.
  6. Фельдштейн  Д.И.  Проблемы  формирования  личности  растущего  человека  на  новом  историческом  этапе  развития  общества  //  Образование  и  наука.  –  2013.  –  №  9  (108).  –  С.  3–23. 
  7. Якобсон  П.М.  Психология  чувств  и  мотивация:[Текст]  /  П.М.  Якобсон  –  М.:  Институт  практической  психологии,1998.  –  398  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.