Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дрозд К.А., Живаева В.С. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ – ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРИНЦИП  НАГЛЯДНОСТИ  –  ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ  ПРИНЦИП  ОБУЧЕНИЯ

Дрозд  Ксения  Александровна

Живаева  Валерия  Сергеевна

студенты  3  курса,  кафедра  педагогики  начального  образования,

СФ  БашГУ, 
РФ,  г.  Стерлитамак

E-maillilia-1111@mail.ru

Жданова  Лилия  Ульфатовна

научный  руководитель,  старший  преподаватель,  СФ  БашГУ,

РФ,  г.  Стерлитамак

 

Закономерности  педагогической  деятельности  находят  свое  конкретное  выражение  в  основных  положениях,  которые  определят  ее  общую  организацию,  содержание,  форм  и  методов,  т.  е.  в  принципах.

В  современной  науке  принципы  –  это  главные,  исходные  положения  определенной  теории,  руководящие  идеи,  основные  правила  поведения,  действий.

Дидактические  принципы  –  это  основные  положения,  которые  определяют  содержание,  организационных  форм  и  методов  учебного  процесса,  соответственно  с  его  общими  целями  и  закономерностями.  Принципы  педагогического  процесса,  таким  образом,  отражают  основных  требований  к  организации  педагогической  деятельности,  указывают  ее  направление,  а  в  конечном  итоге  способствуют  творчески  подойти  к  построению  педагогического  процесса  [5,  с.  198].

Важнейшее  организующее  положение  в  процессе  обучения  и  всей  целостной  педагогической  деятельности  является  принцип  наглядности.  Это  один  из  самых  известных  и  понятных  принципов  учебной  деятельности,  который  используется  с  древнейших  времен.

В  последние  время  вновь  стала  актуальной  проблема  применения  наглядности  в  учебном  процессе.  Это  объясняется  рядом  причин.

Существенно  увеличилась  область  применения  средств  наглядности,  усложнился  их  инвентарь.

Условия  применения  наглядности  в  учебном  процессе  противоречивы.  Основной  задачей  наглядности  является  базирование  развития  мышления  обучающихся  на  чувственно-наглядных  впечатлениях,  связи  школу  с  жизнью.

Область  применения  наглядных  средств  в  процессе  обучения  никем  еще  точно  не  определена.  Как  показывает  практика,  что  наглядные  средства  применяются  как  при  комплексном,  так  и  при  аспектном  обучении,  расширяясь  и  углубляясь  [1,  c.  132].

Наглядность  в  учебно-воспитательном  процессе  обеспечивается  с  использованием  различных  наглядных  средств.  Наглядные  средства  используются  но  и  для  понимания  ими  отвле­ченных  связей  и  зависимостей  –  одно  из  главнейших  положений  дидактики,  которая  основана  на  методологии  диалектического  материализма.

Еще  Я.А.  Коменский  в  семнадцатом  веке  обосновал  принцип  наглядности  как  важнейший  принцип  преподавания,  вывел  «золотое  правило  дидактики».  В  соответствии  этому  правилу  к  учебному  процессу  необходимо  привлечение  всех  органов  чувств.  Он  писал:  «Если  мы  хотим  насаждать  в  обучающихся  истинных  и  достоверных  знаний,  то  мы  должны  стремиться  обучать  всему  с  помощью  личных  наблюдений  и  чувственной  наглядности».

Принцип  наглядности  был  значительно  обогащен  в  трудах  Г.  Песталоцци.  По  его  мнению,  органы  чувств  сами  по  себе  дают  нам  беспорядочные  сведения  об  окружаю­щем  мире.  Обучение  должно  ликвидировать  беспорядоч­ность  в  наблюдениях,  разграничить  предметы,  а  одно­родные  и  сходные  предметы  снова  объединить,  т.  е.  сформировать  у  обучающихся  понятия.  Песталоцци  говорил:  «Я  прочно  установил  высший,  главный  принцип  обучения,  признавая  наглядность  как  основой  любого  познания».

Позднее  известный  педагог  К.Д.  Ушинский  развил  принцип  наглядности  и  охарактеризовал  его  значение  в  процессе  приобретения  обучающимися  знаний.  Польза  наглядности  в  учебном  процессе,  как  утверждал  К.Д.  Ушинский,  заключается  в  том,  что  обучающийся  приучается  находить  связей  между  словами  и  предметами.  В  своих  классических  работах  о  значении  наглядности  в  обучении  он  утверждал,  что  использование  наглядных  материалов  приучает  детей  связывать  слово  с  восприятием  опыта,  при  этом  формируются  представления  о  форме,  окраске,  размерах,  звуках  и  т.  д.  Очень  важно,  чтобы  пред­мет  непосредственно  воспринимался  учащимися  и  чтобы  под  руководством  педагога  «...ощущения  дитяти  превращались  в  понятий,  из  понятий  возникла  мысль,  и  мысль  облекалась  в  слово»  [3,  с.  137].

Закономерное  обоснование  принципа  наглядности  получено  сравнительно  недавно.  Его  основу  составляют  следующие  конкретно  обоснованные  научные  закономерности:  человеческие  органы  чувств  обладают  различной  чувствительностью  к  внешним  раздражителям,  у  подавляющего  большинства  людей  наиболее  чувствительны  -  органы  зрения.  Исследования  показали,  что  органы  зрения  «дают»  пять  раз  больше  информаций,  чем  слуховые  органы,  и  в  13  раз  больше  чем  тактильные  органы;  информации,  поступающие  в  мозг  из  органов  зрения,  не  требует  значительных  перекодировании,  они  запечатлеваются  в  человеческой  памяти  легко,  быстро  и  основательно  [4,  с.  198].

В  современной  дидактике  понятие  наглядности  относится  к  разным  видам  восприятия  (зрительным,  слу­ховым,  осязательным  и  др.).  Ни  один  вид  наглядных  пособий  не  обладает  абсолютными  преимущест­вами  перед  другим.  В  ходе  изучения  природы,  например,  наиболее  целесообразно  применение  натуральных  объектов  и  изображений,  близких  к  натуре,  а  на  уроках  грамматики  –  условных  изображений  отношения  между  словами  с  помощью  дуг  и  стрелок,  путем  выде­ления  частей  слова  различными  цветами.  Часто  появляется  необходимость  использования  различных  видов  наглядных  средств  в  ходе  ознакомления  с  одними  и  теми  же  вопросами.

Является  важным  целе­направленное  использование  наглядных  материалов,  не  загромождать  уроки  их  избыточным  коли­чеством,  ибо  это  может  помешать  обучающимся,  сосредоточиться  и  обдумать  самые  главные,  существенные  вопросы.  Такое  использование  наглядности  в  учебном  процессе  не  приводит  к  успеху,  а  скорее  вредит  и  усвоению  новых  знаний,  и  развитию  обучающихся.

Когда  учащиеся  обладают  необходимыми  образными  пред­ставлениями,  следует  применять  их  для  формирования  понятий,  для  развития  отвлеченных  мышлений  учащихся.  Это  правило  относится  кроме  средних  и  старших  классов,  и  к  младшим  классам.  Опираясь  на  восприятие  учащимися  младших  классов  множеств  и  взаимоотношений  между  ними,  необходимо  уже  в  первом  классе  последовательно  переходить  к  обоб­щению  наглядных  отношений,  при  этом  добиваться  их  понимания  в  отвлеченном  плане.  Например,  выполнив  умножение  и  деле­ние  на  квадратиках  или  кружочках  в  пределах  двух  десятков,  нужно  перейти  к  выяснению  свя­зи  умножения  и  деления,  взаимно  обрат­ных  отношений  между  этими  математическими  действиями  [2,  c.  12].

В  практике  обучения  применение  наглядных  материалов  сочетается  со  словом  учителя.  Способы  сочетания  слова  и  наглядных  средств,  несмотря  на  их  многообразие,  имеют  несколько  основных  форм.  Одна  из  форм  является  то,  что  при  посредстве  слова  педагог  руководит  наблюдениями,  которые  ведут  учащиеся,  а  знания  о  внешней  форме  объекта,  о  его  строении,  о  происходящих  процессах  обучающиеся  получают  из  объек­тов,  которые  они  наблюдают.  К  примеру,  на  уроках  учитель  объясняет:  «В  этой  склян­ке  –  соль.  Рассмотрите  ее  внимательно.  Каких  физических  свойств  имеет  это  вещество?»  –  «Соль  –  белого  цвета,  соленая  на  вкус»,  –  отвечает  ученик.  «Что  с  ней  происходит  в  воде?»,  –  обращается  к  классу  педагог,  проводя  опыт.  –  «Она  растворяется  в  воде»,  –  отвечают  учащиеся.

В  другой  форме  сочетания,  которая  резко  отличается  от  только,  что  описанной,  данные  о  предметах  и  про­цессах  обучающиеся  получают  из  устных  объяснений  педагога,  а  наглядные  средства  используются  для  того,  чтобы  подтвердить  и  конкретизировать  словесных  сообщений.  В  этом  случае,  на  уроке,  изучения  той  же  теме  (поваренная  соль),  учитель  сам  объясняет  ее  физические  свойства  и  на  опыте  показывает  эти  свойства.

Необходимо  отметить,  что  первая  из  описанных  форм  сочетания  наиболее  эффективна  не  только  для  усвоения  нового  материала,  но  и  для  развития  наблюдательности,  особенно  у  учащихся  младших  классов.  Превосходство  первой  формы  проявляется  тогда,  когда  проводится  подробный  анализ  объекта,  например,  при  изучении  внутреннего  строения  листа.  Поскольку  при  использовании  другой  формы  соче­тания  требуется  меньше  времени,  можно  использовать  эту  форму,  когда  осуществляется  сравнительно  «грубый»  анализ  объекта.

Знание  учителем  форм  сочетания  слова  и  наглядных  средств,  их  вариантов  и  сравнительной  эффективности  способствует  творчески  применять  на­глядные  средства  соответственно  данной  дидактической  задаче,  содержанию  учебного  материала  и  другим  конкрет­ным  условиям.  Дидактический  принцип  наглядности  является  главным  в  обуче­нии,  но  его,  как  и  в  познавательном  процессе,  следует  понимать  шире,  чем  возможности  зрительного  восприятия. 

Педагогу  следует  не  только  хорошо  знать  свой  предмет,  но  и  уметь  сделать  его  достоянием  своих  воспитанников.  Умение  доступно  излагать  свой  предмет,  педагогический  талант  учителя  основаны  на  умении  строения  учебного  процесса  в  соответствии  с  закономерностями  данного  процесса,  с  главными  дидактическими  принципами.  Одним  из  таких  принципов  является  принцип  наглядности.

 

Список  литературы:

  1. Артемов  В.А.  Психология  наглядности  при  обучении.  –  М.:  Просвещение,  2008.  –  256  с.
  2. Баранов  С.П.  Чувственный  опыт  ребенка  в  начальном  обучении.  –  М.,  2003.  –  245  с.
  3. Давыдов  В.В.  Теория  развивающего  обучения.  –  М.,  2003.  –  425  с.
  4. Левитас  Г.Г.  Технология  учебных  циклов,  или  Как  улучшить  классно-урочную  систему  обучения:  Практическое  пособие.  –  М.:  АРКТИ,  2006.  –  72  с.  (Школьное  образование).
  5. Педагогика:  Учебное  пособие  для  студентов  педагогических  учебных  заведений/  В.А.  Сластенин,  И.Ф.  Исаев,  А.И.  Мищенко,  Е.Н.  Шиянов.  –  3е  изд.  –  М.:  Школа  –  Пресс,  2000.  –  512  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.