Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2015 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Агишева Д.И. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ВРЕМЕНИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ  ВЗАИМОСВЯЗЬ  КУЛЬТУРЫ  И  ВРЕМЕНИ

Агишева  Дарья  Ильфатовна

студент  2  курса  факультета  клинической  психологии  ОрГМУ, 
РФ,  г.  Оренбург

Пономаренко  Надежда  Владимировна

научный  руководитель,  старший  преподаватель  кафедры  философии  ОрГМУ, 
РФ,  г.  Оренбург

E-mailverjen@mail.ru

 

Для  того,  чтобы  изучать  историю  культуры,  иметь  представление  о  ней,  необходимо  знать,  каковы  временные  контуры  (границы)  того  или  иного  явления,  события.  Важно  определять  и  учитывать,  где  происходили  изменения  и  как  долго  существовали  те  или  иные  преобразования.  Цель  нашей  работы:  определить  существующие  модели  времени  в  различных  культурах,  эволюцию  понимания  и  восприятия  времени,  сформировать  представление  о  них.  За  основу  в  нашей  работе  мы  взяли  понятие  «времени»  в  культуре,  которое  понимается  как  «важнейший  аспект  модели  мира,  характеристика  длительности  существования,  ритма,  темпа,  последовательности,  координации  смены  состояний  культуры  в  целом  и  ее  элементов,  а  также  смысловой  наполненности  для  человека»  [3,  с.  131].  Следовательно,  время  может  восприниматься  объективно  и  субъективно.  Объективное  отражение  −  действительное  изменение  культуры,  характерное  для  всех  людей  в  одном  направлении  от  прошлого  к  будущему.  Субъективное  отражение  –  индивидуальное  восприятие  человеком  этих  преобразований  культуры  имеет  ряд  особенностей.

Термин  «время»  прошло  длительную  эволюцию,  происходит  от  индоевропейского  “vertmen”,  что  означает  «вертеть»,  «вращать».  Сформировались  различные  представления  о  форме  времени  с  точки  зрения  наук:  физики,  астрономии,  биологии,  истории,  социологии.  Изучением  множества  конкретных  форм  времени  занимались  разные  ученые,  по  причине  того,  что  сведений  по  этой  проблеме  немного.  Поэтому  она  остается  актуальной  до  сих  пор.

Время  обладает  многомерностью,  одной  шкалой  его  измерить  невозможно.  Чаще  всего  оно  связывается  с  существующими  формами  движения:  биологическими,  историческими,  социальными,  психологическими,  физическими. 

По  мнению  культурологов,  первые  представления  о  времени  у  человека  формируются  в  эпоху  палеолита  на  основе  попыток  осмысления  процессов  движения  и  изменения.  Осознание  человеком  времени  представляет  собой  качественно  новый  этап  развития  психики  и  логики,  добавляя  восприятие  окружающего  через  новое  измерение.  Наряду  с  настоящим,  у  древних  людей  появились  представления  о  прошлом  и  будущем.  Этому  способствовало  возникновение  внутренней  мотивации  решения,  что  давало  возможность  временно  ослаблять  связь  с  непосредственным  ходом  событий,  мысленно  отключаясь  от  него.  Воспоминания  прошлого,  сознательное  планирование  будущего  позволили  значительно  расширить,  по  сравнению  с  животными,  рамки  восприятие  времени  и  использовать  его  в  своих  целях.  Английский  астрофизик,  историк,  философ  Джеральд  Джеймс  Уитроу  считал,  что  «возникновение  современного  человека  было  связано  с  резко  возросшей  тенденцией  смотреть  вперед»  [8,  с.  78].  Ученый  доказывает  это  быстрым  развитием  простых  орудий  для  создания  и  использования  в  будущем  других  более  сложных. 

В  развитии  осознания  времени  значительное  влияние  оказал  язык  с  его  различными  средствами  выражения  временных  отношений.  «Начав  осознавать  время  и  расширив  рамки  его  восприятия  в  прошлое  и  будущее,  человек,  как  справедливо  отмечает  Ф.  Куммель,  научился  устанавливать  связи  между  ними.  При  этом  будущее,  по  его  мнению,  представляет  возможность,  а  прошлое  –  фундамент  для  жизни  в  настоящем»  [9,  с.  130].

Для  осознания  социокультурного  времени,  человеку  потребовалось  приложить  определенное  усилие  –  организовать  совместную  деятельность,  взаимодействие,  которое  бы  подтверждало  проживание  в  едином  совместном  едином  ритме.

Первые  ритуалы  должны  были  создавать  именно  такой  ритм,  и  для  этого  использовались  все  подручные  средства  –  голосовые  связки  человека,  хлопки,  притопывания,  извлечение  звука  из  всего,  что  только  может  звучать,  а  также  ограниченные  рамками  ритуала  совместные  телесные  движения  (ритуальные  танцы)  [3,  с.  132].  Эта  удачная  культурная  находка  должна  была  получить  конституциальное  закрепление.  Так  появился  миф  о  счастливом  золотом  веке  человечества,  который  необходимо  было  продлить  любыми  средствами  и  способами.  Исходя  из  этого,  можно  предположить  о  рождении  ритуального  циклического  понимания  времени,  события  которого  периодичны  и  не  несут  существенных  преобразований,  представляя  собой  вечное  круговое  движение.  Такую  повторяемость  человек  поддерживал  с  помощью  строгих  ритуалов  и  видел  его  гарантию  в  окружающих  предметах  и  явлениях  –  смене  дня  и  ночи,  времен  года,  рождения  и  смерти,  в  жизненном  цикле  дерева.

Цикличность  характерна  для  мифологического  времени.  Космо-мифологическое  время  –  сложная  совокупность  представлений,  связанных  с  формированием  и  развитием  мифологического  образа  мышления  и  мировосприятия.  Время  начало  осознаваться  человеком  с  переходом  от  мифов  к  философии,  где  оно  определяется  как  особая  форма  бытия  материи,  которая  выражает  длительность  существования  материальных  объектов  и  последовательность  их  изменений  в  процессе  развития.  Благодаря  деяниям  богов  и  подвигам  героев  человек  понимает  и  ценит  упорядоченность  явлений  жизни.

Мировоззрение  антропоса  основывалось  на  мифах,  которые  объясняли  происхождение  вечного  космоса  и  неумирающих  божеств,  кратковременность  сущности  вещей,  явлений  природы,  и  место  человека  в  мире.  С  прогрессированием  общества  развивались  и  другие  мифы.  Ранние  мифы  были  более  краткими,  примитивными,  сюжетно  не  развернутыми,  очень  простыми  по  содержанию.  Позже,  в  первобытной  мифологии  сюжеты,  логические  связи,  переходы  усложнялись,  образы  становились  более  обогащенными.  Есть  предположения,  что  раннее  мифологическое  представление  людей  о  мире  было  безвременным.  В  мифологии  время  –  это  постоянное  и  повторяющееся  воспроизведение  событий  прошлого,  его  вечное  возобновление.

Интересны  представления  о  времени,  о  богах,  которые  легко  управляют  им  в  разных  культурах.  В  мифах  Древней  Греции  говорится  о  существовании  Кроноса  (Хроноса)  –  верховного  божества,  который  первоначально  был  богом  земледелия,  а  позднее  отождествлялся  с  богом,  персонифицирующим  время.  В  римской  мифологии  он  известен  под  именем  Сатурна.  В  египетской  мифологии  существовал  Хех  (Хух)  —  абстрактное  божество,  ассоциировавшееся  с  постоянством  времени  и  вечностью,  олицетворение  бесконечности,  бескрайнего  пространства.  В  индуизме  есть  божество  Махакала  (в  переводе  с  санскрита  означает  «Великое  время»),  который  был  одной  из  двух  ипостасей  бога  Шивы,  выражающий  диалектику  времени  и  вечности. 

Кроме  циклического  времени,  в  культуре  фигурирует  более  позднее,  линейное  понимание  времени.  Оно  возникло  в  западной  цивилизации,  европейской  традиции.  Линейное  время  имеет  направленность  событий  от  прошлого  к  будущему  сквозь  призму  текущего  бытия.  Так  как  линейное  время  отличается  новизной,  трансформированием,  преобразованием,  растет  его  ценность,  что  влечёт  за  собой  необходимость  правильного  использования  и  распределения  событий  на  его  ленте.  Линейная  модель  времени  отразилась  в  христианском  вероучении.  В  Священном  Писании  оно  имеет  направление  от  начала  к  концу  –  от  сотворения  мира  к  Апокалипсису  и  Страшному  Суду,  от  создания  человека,  совершения  им  грехов  до  его  спасения  и  вознесения  на  небеса. 

Синтез  двух  предыдущих  моделей  времени  позволяет  говорить  о  еще  одной  форме  –  спиральной.  Спорным  моментом  является  соотношение  цикличного  и  линейного  восприятия  времени.  Фундаментом  остаётся  циклическая  модель,  так  она  основана  на  природных,  астрономических  циклах,  но  современный  человек  становится  менее  независимым  от  этих  циклов.

До  сих  пор  нет  четкого  определения  как  философского,  так  и  физического  времени.  Во  многих  разделах  физики  и  метафизики  это  понятие  трактуется  неодинаково,  как  форма,  характеризующая  последовательность,  длительность  событий,  происходящих  в  мире  объективно.  Одно  из  новейших  неисследованных  понятий  –  сингулярное  время.  Также  претерпевает  изменение  традиционное  понимание  биологического  времени  и  его  скорости  в  микропроцессах,  зависящей  от  психики  и  воли  человека.  Благодаря  этой  форме  времени  появилось  такое  понятие  как  «биологические  часы»,  которое  обозначает  свойство  живых  организмов  ориентирования  во  времени  и  адаптирования  к  нему.  Историческое  время  –  реальность,  сформированная  на  основе  хронологических  источников,  которые  позволяют  определить  локализацию  событий,  изменений;  измеряется  категориями:  тысячелетие,  век,  эпоха,  эра  и  т.  д.  Социальное  время  характеризует  динамику,  активность  процессов,  происходящих  в  обществе.  Психологическое  время  –  это  длительность,  переживаемая  конкретным  человеком,  индивидуальное  время.  Оно  не  имеет  постоянной  скорости,  так  как  может  замедляться  или  ускоряться  в  зависимости  от  особых  условий,  от  заинтересованности  человека  в  процессе.  Это  самая  сложная  и  неизученная  форма  времени.  Субъективные  идеалисты  отрицают  объективность  пространства  и  времени  как  такового,  представляя  эти  субстанции  как  существующие  лишь  в  ощущениях  и  в  сознании  людей.  Они  предполагают,  что  пространство  и  время  выводится  из  индивидуального  сознания  и  как  матрица,  вносятся  в  неживую  материю.

Для  совершенствования  классификации  форм  времени,  по  мнению  В.  Поликарпова,  «необходимо  рассматривать  методологические  проблемы  социально-исторического  времени  с  позиций  материалистического  понимания  истории,  т.  е.  деятельности  людей»  [5].  Считая  глубину  исторической  памяти  критерием  осознанности  условий  деятельности  для  большей  вероятности  в  достижении  цели,  помещая  историческое  время  в  природное,  он  синхронизирует  этот  процесс  с  событиями  общественной  жизни. 

В  философии  традиционно  существует  две  классические  концепции  понимания  времени  −  субстанциальная  и  релятивистская.  Согласно  первой,  время  как  внематериальная  длительность,  считалось  отдельной  реальностью,  самостоятельной  субстанцией,  не  связанной  с  пространством  и  материей.  Вторая  концепция  свидетельствовала  о  времени,  находящемся  в  тесной  взаимосвязи  с  пространством,  которая  образуется  в  результате  взаимодействия  материальных  объектов.  В  ХХ  в.  была  доказана  недостоверность  субстанциальной  концепции  в  результате  появления  общей  теории  относительности,  в  которой  время  понимается  как  четвертое  измерение,  обладающее  главной  чертой  –  анизотропностью  или  необратимостью.  Именно  в  этих  четырёх  измерениях  и  развивается  культура,  по  мнению  большинства  представителей  общественно-исторической  школы  в  культурологии.

Важной  особенностью  культуры  является  совмещение  всех  видов  и  субъективного  и  объективного  времени.  Исторически,  время  культуры  выражается  через  индивидуальное  переживание,  совмещаясь  с  социальным  временем,  с  эпохами  и  формациями,  на  основе  общих  пространственно-временных  представлений.  Как  правило,  его  деятели  идут  в  ногу  с  реальностью,  но  иногда,  некоторые  выдающиеся  личности  вырываются  из  общего  темпорального  контекста  и  опережают  его  ход,  противопоставляя  социуму  свои  субъективные  способы  отражения  пространства  и  времени  через  искусство.  Все  мы  знаем  имена  этих  известных  мировых  деятелей  культуры,  благодаря  которым  более  инерциальное  общественное  время  вынуждено  «догонять»  своих  пассионариев,  убыстряя  ход  своего  развития.

Таким  образом,  на  последовательных  этапах  истории  человечества  у  людей  различных  культур  восприятие  времени  и  представления  о  его  текучести  весьма  различны.  «Осознание  времени  –  одна  из  особенностей,  отличающих  человека  от  животных»  [9,  с.  128].  В  странах  с  благоприятным  климатом,  отмечает  А.  Тойнби,  культурное  время  течёт  медленнее,  а  в  более  суровых  условиях  оно  словно  отвечая  на  вызов  обстоятельствам,  развивается  стремительнее.  В  каждом  организме  есть  свой  биологический  ритм,  благодаря  которому,  организм  действует  так,  чтобы  наиболее  успешно  адаптироваться  к  новым  условиям  среды.  Также,  по  мнению  органицистов,  поначалу  медленное  объективное  время  развитой  цивилизации  постепенно  ускоряется  под  давлением  пассионариев  и  технического  прогресса,  и  начинает  расходиться  с  астрономическим  темпом.

 

Список  литературы:

  1. Гречко  П.К.  Концептуальные  модели  истории.  −  М.:  Логос,  1995.  –  С.  37−43.
  2. Касавин  И.Т.  Энциклопедия  эпистемологии  и  философии  науки.  –  М.:  «Канон+»:  РООИ  «Реабилитация»,  2009.  –  1248  с.
  3. Левит  С.Я.  Культурология.  ХХ  век:  в  2  т.  Т.  1.  −  СПб.:  Университетская  книга,  1998.  –  447  с.
  4. Найдыш  В.М.  Концепции  современного  естествознания.  –  М.:  Гардарики,  2001.  –  476  с.
  5. Поликарпов  В.С.  Время  и  культура.  –  Харьков:  Вища  школа,  1987.  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/polikar/vrem.php  (дата  обращения:  5.12.2015).
  6. Руднёв  В.П.  Словарь  культуры  XX  века.  −  М.:  Аграф,  1997.  –  384  с.
  7. Мифы  народов  мира:  в  2  т.  Т.  2.  К-Я  /  гл.  ред.  С.А.  Токарев.  −  М.:  Советская  энциклопедия,  1982.  –  С.  18.
  8. Уитроу  Дж.  Естественная  философия  времени:  пер.  с  англ.  −  2-е  изд.,  стер.  −  М.:  Едиториал  УРСС,  2003.  –  400  с.
  9. Файнберг  Л.А.  Представления  о  времени  в  первобытном  обществе  //  Сов.  этнография.  –  1977.  –  №  1.  –  С.  128−136.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Владимир Чепурин 20.12.2015 00:00
Актуальные темы затронуты - было очень интересно прочесть эту работу .

Оставить комментарий