Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Саливон В.П. РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УРОКОВ ИЗО // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(35). URL: http://sibac.info/archive/guman/8(35).pdf (дата обращения: 23.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

РАЗРАБОТКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР  И  ИГРОВЫХ  ПРИЕМОВ  ОБУЧЕНИЯ  ДЛЯ  УРОКОВ  ИЗО

Саливон  Варвара  Петровна

студент  магистратуры  3  курс,  Институт  искусств  и  креативных  технологий,  МГГУ  им.  М.А.  Шолохова, 
РФ,  г.  Москва

E-mail:  varvara.salivon@rambler.ru.

Андреева  Елена  Александровна

научный  руководитель,  канд.  искусствоведения,  доцент  кафедры

Художественного  образования  МГГУ  им.  М.А.  Шолохова, 
РФ,  г.  Москва

 

Проблема  использования  игровых  методик  была  и  остается  очень  актуальной  в  школьной  педагогике.  В  настоящее  время  учителя  все  более  охотно  прибегают  к  применению  игровых  приемов  обучения,  но  сталкиваются  с  определенными  трудностями  в  выборе  игр,  в  самостоятельной  их  разработке,  в  дефиците  качественной  литературы  по  данной  теме.

Игра  становится  важным  помощником  для  учителя  в  обучении  и  воспитании  детей  всех  возрастов.  Она  не  только  обучает  и  воспитывает,  но  и  помогает  раскрытию  творческого  потенциала  ребенка,  развивает  нестандартное  мышление  и  фантазию,  глазомер  и  зрительную  память,  делает  обучение  более  привлекательным  для  детей.  В  связи  с  этим,  молодым  педагогам  важно  ориентироваться  в  классификации  игр,  хорошо  знать  особенности  игровых  методов  и  приемов  обучения,  ставить  конкретные  задачи  использования  игротехник.

Недостаток  качественной  литературы  по  данной  теме,  скудность  технического  оснащения  и  наличия  наглядных  пособий,  особенно  в  сельских  школах,  вызывает  у  учителей  потребность  самостоятельно  разрабатывать  дидактические  игры  и  игровые  упражнения.

Подготавливая  игры  для  своих  уроков,  учитель  пополняет  свою  педагогическую  копилку,  развивает  свое  профессиональное  мастерство.  Создать  одну-две  учебные  игры  по  своему  предмету  не  представляет  сложности  даже  для  молодого  специалиста.  Более  сложная  задача  —  создать  игровой  модуль  обучения  в  виде  целого  комплекса  разнообразных  учебных  игр.

Исследование  научно-методической  литературы  выявил  дефицит  качественных  методических  рекомендаций  по  созданию  и  применению  игр.  Поэтому  попробуем  проследить  важные  моменты  в  процессе  создания  игр  в  современных  научных  публикациях,  которые  помогут  молодым  педагогам  в  разработке  собственных.

Технология  создания  учебных  игр  подробно  рассматривается  в  статье  доктора  педагогических  наук  Н.К.  Ахметова  и  кандидата  педагогических  наук,  доцента  А.Р.  Нурахметовой.  Авторы  обращаются  к  опыту  зарубежных  ученых  Н.  Фэарвазера  и  Г.  Качатурова,  в  работах  которых  описаны  поэтапные  шаги  создания  игр.  Исследователи  отмечают,  что  те  же  этапы  в  процессе  создания  модели  игры,  только  в  различной  последовательности,  выделяют  и  другие  авторы:  Д.Н.  Кавтарадзе,  В.М.  Ефимова,  В.Ф.  Комаров,  М.М.  Крюков  и  Л.И.  Крюкова  [1].

Н.К.  Ахметов  приводит  примеры  ряда  требований,  которые  должны  соблюдаться  при  конструировании  учебных  игр  по  фундаментальным  наукам  [1].  Эти  требования  применимы  и  в  разработке  игротехник  для  уроков  изобразительного  искусства.

Создавая  игры  и  игровые  упражнения  необходимо  помнить,  что  основная  цель  их  использования  на  уроках  ИЗО  состоит  в  систематизации  знаний  и  умений,  усвоении  учебных  задач,  развитии  детского  творчества.  Они  могут  быть  направлены  на  освоение  детьми  формообразования,  перспективы,  давать  представления  о  природе  цвета  и  др.  Следует  так  же  учитывать,  что  в  дидактической  игре  заложены  две  функции:  занимательная  и  учебная.  Учителю  необходимо  тонко  чувствовать  меру  и  не  допускать  подмены  изобразительной  деятельности  игрой.

При  разработке  игр  важна  их  связь  с  другими  видами  учебной  деятельности  на  уроке.  Они  могут  предшествовать  изложению  нового  материала,  организовывать  поиск  знаний,  закреплять  пройденное  и  служить  повторением.  Место  их  на  уроке  может  быть  различным  —  в  начале,  в  середине,  в  конце.

Дидактическая  задача  каждой  игры  определяется  учебной  программой.  Педагог  заранее  определяет  место  и  роль  игры  в  учебном  процессе,  ее  взаимосвязь  с  другими  методами  работы,  продумывает  возможные  варианты  усложнения  (или  облегчения)  правил  [5,  с.  202].  При  этом  продумываются  те  знания  и  умения,  которые  необходимо  сформировать  у  учащихся.  После  того  как  определены  все  цели  и  поставлены  задачи,  можно  приступать  к  разработке  сценария  игры,  определить  правила,  обозначить  роли,  подобрать  музыкальное  сопровождение,  создать  видеоряд  и  т.  д.

Большой  интерес  у  детей  вызовут  игры  и  игровые  упражнения,  созданные  с  помощью  информационных  технологий.  Существует  ряд  компьютерных  программ  (MicrosoftPowerPoint,  AdobePhotoshop,  AdobeFlashProfessional  и  др.)  с  помощью  которых  можно  создать  красочные  презентации,  анимационные  задания,  мультфильмы  и  сказки,  виртуальные  путешествия  в  мир  искусства.

Своеобразными  игровыми  приемами  можно  считать  разгадывание  загадок  и  кроссвордов,  применение  различных  карточек  и  шаблонов,  составление  анкет.  Примером  здесь  могут  служить  такие  игровые  упражнения  как:  «Составь  натюрморт»,  «Найди  картинку  к  тексту»,  «Найди  лишний  цвет»  и  т.  д.

Важным  этапом  в  создании  модели  игры  является  последующая  ее  оценка.  Профессором  Г.  Качатуровым  предлагаются  следующие  вопросы,  позволяющие  дать  оценку  созданной  игровой  модели:  была  ли  использованная  в  игре  ситуация  лучшей,  из  возможных  для  достижения  намеченной  цели;  какие  дополнительные  цели  реализуются  в  процессе  игры;  было  ли  описание  хода  игры  кратким  и  четким;  точно  ли  были  объяснены  роли  и  правила;  все  ли  учащиеся  были  вовлечены  в  игру  [1].  При  необходимости  игровую  модель  можно  изменять,  дополнять,  искать  пути  ее  усовершенствования.

Рассмотрим  в  качестве  примера  алгоритм  создания  педагогической  игры  «Составь  натюрморт».  Эта  игра  создается  в  программе  AdobePhotoshop,  AdobeFlash  и  направлена  на  закрепление  знаний  обучающихся  по  теме  урока  «Картина-натюрморт»  в  3  классе.  Основу  игры  составляют  репродукции  картин  известных  художников:  П.П.  Кончаловского  «Зеленая  рюмка»,  З.Е.  Серебряковой  «Натюрморт  с  яблоками  и  круглым  хлебом»,  В.Ф.  Стожарова  «Романовский  лук»,  П.  Сезанна  «Натюрморт  с  драпировкой».  На  экран  выводится  изображение  картины  с  недостающими  элементами  и  дополнительное  поле,  на  котором  расположен  ряд  предметов.  Участник  игры  выбирает  нужный  предмет  из  дополнительного  поля  и  курсором  переносит  его  на  репродукцию  в  определенное  место.  Если  предмет  или  его  место  расположения  выбрано  неверно,  то  он  возвращается  на  дополнительное  поле.  Эти  действия  повторяются  до  тех  пор,  пока  не  соберется  точное  изображение  натюрморта.  Все  репродукции,  задействованные  в  игре,  должны  быть  уже  известны  школьникам.  В  игре  принимают  участие  3—4  ученика,  остальные  дополняют  ответы  и  дают  свои  комментарии.  Эта  игра  направлена  на  закрепление  материала,  на  подготовку  детей  к  самостоятельному  творческому  процессу.  Проводить  её  следует  перед  практической  частью  урока  7—10  минут.  С  помощью  такой  разминки  учащимся  будет  легче  составить  композицию  натюрморта  на  листе  бумаги  и  выполнить  ее  в  цвете.

В  процессе  создания  данной  игры  были  пройдены  следующие  этапы:  выбор  темы,  определение  критериев  и  цели,  разработка  механизма  действия  игры,  конструирование  игры  в  специальных  программах,  контрольное  проигрывание,  обобщение  и  оценка.

Наблюдение  показало,  что  при  помощи  подобной  игровой  технологии  усвоение  детьми  достаточно  непростого  жанра  натюрморта  проходит  более  плодотворно,  творческая  активность  учащихся  возрастает,  процесс  рисования  становится  более  увлекательным.

Вывод.  Игровые  приемы  обучения  способствуют  повышению  заинтересованности  школьников  к  изобразительной  деятельности,  развитию  творческой  активности  детей.  Для  разработки  и  эффективного  применения  игротехник  на  школьных  уроках  следует  повышать  мастерство  учителей,  для  чего  вводить  данный  практикум  не  только  в  педагогических  вузах,  но  и  на  специальных  курсах  повышения  квалификации. 

 

Список  литературы:

  1. Ахметов  Н.К.,  Нурахметова  А.Р.  Технология  создания  учебных  игр.  Статья.//Сибирский  педагогический  журнал.  —  2013.  —  №  6.  —  С.  65—69.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://elibrary.ru/item.asp?id=20921561  (дата  обращения:  12.09.2015).
  2. Борисенко  Н.И.  Роль  игры  на  уроках  изобразительного  искусства.  Статья.//Философско-педагогические  аспекты  воспитания:  теория  и  методика:  материалы  научно-практической  конференции.  —  Барнаул:  АлтГПА,  2011.  —  С.  290—297.
  3. Каповский  В.Л.,  Сомов  Д.С.  Инновационные  образовательные  технологии  и  их  внедрение  в  современное  российское  образование.  //Вестник  университета  Российской  академии  образования.  —  2013.  —  №  5  —  С.  52—59.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://elibrary.ru/item.asp?id=23019789  (дата  обращения:  13.09.2015).
  4. Пидкасистый  П.И.,  Мижериков  В.А.,  Юзефавичус.  Педагогика:  учебник.  —  М.:  Издательство  «Академия»,  2014.  —  620  с.
  5. Сокольникова  Н.М.  Методика  преподавания  изобразительного  искусства:  учебник.  —  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2012.  —  256  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий