Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тинникова Е.С. ЭВОЛЮЦИЯ МОТИВОВ ВЫШИВКИ КАЛУЖСКОЙ ЦВЕТНОЙ ПЕРЕВИТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(32).pdf (дата обращения: 14.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭВОЛЮЦИЯ  МОТИВОВ  ВЫШИВКИ  КАЛУЖСКОЙ  ЦВЕТНОЙ  ПЕРЕВИТИ

Тинникова  Екатерина  Станиславовна

студент  3  курса,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства  ХГУ  им.  Н.Ф.  Катанова,  РФ,  г.  Абакан

E -mail: 

Гузеватова  Елена  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  декоративно-прикладного  искусства  ХГУ  им.  Н.Ф.  Катанова,  РФ,  г.  Абакан

 

Вышивка  —  один  из  самых  излюбленных  видов  народного  искусства,  распространена  во  всех  уголках  нашей  страны.  Народная  вышивка  отличается  большой  яркостью,  декоративностью,  тонким  вкусом  и  удивительным  мастерством.  Несмотря  на  общность  всей  русской  народной  вышивки,  вышивка  каждой  отдельной  области  имеет  своеобразные  специфические  черты.  Каждая  область,  район  и  даже  порой  отдельное  село  создают  свою  характерную  вышивку.

Среди  вышивок  различных  русских  областей  народная  калужская  вышивка  отличается  особой  декоративностью  и  выразительностью.  Яркая  и  красочная,  она  богата  изобразительными  мотивами,  переданными  своеобразным  приемом  вышивания  —  «цветной  перевитью».  На  насыщенном  красном  фоне  этой  строчевой  вышивки  четко  выделяются  белые  фигуры  людей,  коней,  птиц,  узоры  растительного  и  геометрического  характера.  Отдельные  вкрапления  синего,  желтого,  иногда  зеленого  цвета,  оживляя  фигуры  и  вплетаясь  в  фон,  усиливают  общую  красочность  вышивки 

В  отличие  от  северных  районов,  где  с  давних  времен  вышивкой  украшались,  наряду  с  женскими  костюмами  и  мелкими  бытовыми  вещами,  крупные  декоративные  вещи,  в  южных  районах  вышивка  применялась  только  для  украшения  женской  одежды  и  полотенец.  Большинство  узоров  старинной  калужской  вышивки  украшали  детали  холщовых  передников  и  полотенец  (см.рис.  1—3).  Особую  роль  в  жизни  калужских  крестьян  играл  традиционный  костюм,  особенно  женский,  который  отличался  ярким  декором.  Праздничные  нарядные  передники-«занавески»  украшали  вышивкой  и  ткачеством,  цветными  лентами,  узорными  полосками  ситца.  Среди  ритма  полос  располагались  обычно  полосы,  вышитые  цветной  перевитью,  сверху  и  снизу  их  сопровождали  узкие  вышитые  полоски  «подузоры».

 

http://www.paganism.ru/ornament/kaluga/22.jpg

Рисунок  1.  Полотенце.  XIX  в.  Калужская  губерния

 

http://www.paganism.ru/ornament/kaluga/7.jpg

Рисунок  2.  Детали  передника.  Сер.  XIX  в.  Калужская  губерния

 

http://www.paganism.ru/ornament/kaluga/11.jpg

Рисунок  3.  Передник.  Кон.  XIX  —  нач.  XX  в.  Калужская  губерния

 

Калужская  цветная  перевить  отличается  особым  разнообразием  мотивов.  Орнаментальный  комплекс  строчевой  вышивки  включает  в  себя  геометрические,  зооморфные,  орнитоморфные,  растительные,  антропоморфные  мотивы.  Вышивка  Калужской  области  характеризуется  преобладанием  геометрического  орнамента,  хотя  и  здесь  широко  распространены  растительные  орнаменты,  а  иногда  встречаются  сюжетные  композиции.

Геометрическая  орнаментика  —  определяющая  в  калужской  вышивке.  В  ней  можно  выделить  солярные  знаки  (крест,  свастика,  ромб),  символы  плодородия  —  ромбы  с  многочисленными  вариациями  (рис.  7). 

В  орнитоморфных  мотивах  (рис.  4)  характерны  птицы  с  пышными  хвостами  —  «павами»,  назывались  петухами.  Петух  предвестник  зари  и  света  —  связывался  с  представлениями  о  солнце.  Основные  мотивы  животных  —  кони,  барсы.  Благожелательное  значение  приобретает  изображение  барсов-медведей. 

 

http://www.paganism.ru/ornament/kaluga/26.jpg

Рисунок  3.  Геометрические  мотивы

 

http://www.paganism.ru/ornament/kaluga/20.jpg

Рисунок  4.  Орнитоморфные  мотивы

 

Изображение  женской  фигуры  имеет  в  калужской  вышивке  свою  характерную  особенность  (рис.  5).  Руки  женщины  согнуты  к  бокам.  Фигура  женщины  свободно  располагается  возле  других  мотивов  или  повторяется,  образуя  ряд.  Однако  встречается  немало  узоров,  построенных  по  старой  традиционной  схеме,  веками  бытовавшей  в  русской,  главным  образом,  в  северной  вышивке,  где  женские  фигуры  часто  были  центром  всего  сюжета.  К  ним  были  обращены  стоящие  по  бокам  фигуры  всадников  и  птиц  (рис.  6). 

Растительная  орнаментика  (рис.  7)  занимает  большое  место  в  народной  вышивке,  они  более  позднего  происхождения.  Их  модернизация  отразилась  в  названиях:  узор  с  деревьями,  восходящий  к  «древу  жизни»,  носит  название  «сады»  [2].

 

Рисунок  5.  Антропоморфные  мотивы

 

Рисунок  6.  Антропоморфные  мотивы

 

Рисунок  7.  Растительные  мотивы

 

Современная  народная  вышивка  развивается  на  основе  творческого  использования  наследия  старой  народной  вышивки.  Новаторство  в  народном  декоративно-прикладном  искусстве  заключается,  прежде  всего,  в  создании,  на  основе  использования  лучших  традиций  народного  искусства  прошлого,  новых  высокохудожественных  произведений,  отражающих  величие  эпохи.  Большой  вклад  в  развитие  современной  строчевой  вышивки  внесло  творчество  М.Н.  Гумилевской.  Она  начинала  свою  деятельность  с  копирования  на  полотно  и  зарисовке  крестьянских  вышивок,  которые  потом  использовала  в  своих  творческих  работах.  Глубокое  знание  традиционной  культуры  отличает  каждую  работу  М.Н.  Гумилевской.  Вместе  с  тем,  ей  удавалось  создавать  вещи,  современные  по  форме  и  образности.  Большое  количество  вышитых  изделий,  созданных  художницей  на  основе  традиционной  калужской  вышивки,  решены  в  новых  ритмах  и  пропорциях,  в  новом  колорите,  в  старинный  орнамент  вводятся  новые  мотивы.  М.Н.  Гумилевская  образно  отражает  в  своих  произведениях  богатую  природу  Тарусы:  усыпанные  белым  цветом  весенние  сады,  ромашки  и  клевер,  цветущие  на  заливных  приокских  лугах.  Ее  наследие  насчитывает  многие  сотни  работ:  выставочные  произведения,  вышитые  бытовые  изделия,  выполненные  ее  руками  или  тарусскими  вышивальщицами  по  ее  рисункам,  зарисовки  сделанные  в  деревнях  и  в  музеях,  методические  таблицы,  проекты.

В  1930-е  годы  в  вышивке  появились  новые  мотивы,  отражающие  государственную  символику,  темы  новой  жизни.  Будучи  вовлеченной  в  систему  госзаказов,  М.Н.  Гумилевская  создала  ряд  изделий,  где  ее  задачей  было  сделать  нетрадиционные  мотивы  органичными  для  вышивки.  Многое  в  этих  поисках  вполне  удалось,  так  как  не  были  нарушены  сами  художественные  принципы  народной  орнаментики.

Послевоенная  радость  победы  отразилась  в  творчестве  Гумилевской  появлением  праздничных  панно  монументального  характера,  парадных  скатертей  и  полотенец.  В  1950-е  годы  ей  удалось  сохранить  меру  вкуса  и  создать  ряд  наполненных  жизнью  красочных  произведений. 

Также  за  свою  творческую  деятельность  создала  немало  полотенец,  развивая  традиции  праздничных  народных  рушников.  Главная  их  черта,  какие  бы  надписи  ни  были  включены  в  орнамент,  это  приверженность  вечным  ценностям,  отражение  в  орнаменте  идеи  гармонии  мироздания,  пожелания  добра  и  процветания. 

Композиционные  решения  скатертей,  разрабатываемых  художницей  разнообразны.  Гумилевская  разработала  небольшие  скатерти  и  салфетки  с  минимальным  количеством  вышивки,  но  очень  радостных  по  цветовому  звучанию  [1]. 

 

  34

Рисунок  8.  Композиция  изделий,  разрабонанных  М.Н.  Гумилевской

 

В  творчестве  Гумилевской  отразился  духовный  и  художественный  опыт  прошлых  веков.  Но  ее  вышивки  не  выглядят  архаичными,  они  принадлежат  своему  времени,  всадники  представляют  персонажами  сцены  сватовства,  когда  солярные  знаки  становятся  цветами.  Это  результат  эволюции  жизни  и  искусства.  Ценен  факт  вклада  художницы  в  дело  сохранения  и  развития  народной  художественной  традиции,  ее  адаптации  в  новой  культурной  и  предметной  среде  XX  в.

 

Список  литературы:

1.Гумилевская  С.Я.,  Федотова  Л.В.  Вышивка.  Художник  М.Н.  Гумилевская.  М.:  Культура  и  традиции.  —  152  с.

2.Личенко  С.И.  Народное  искусство  Калужского  края  XIX—XX  веков.  Калуга:  «Фридгельм»,  2001.  —  120  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.