Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шипилова С.А. ВОЗМОЖНОСТИ УЗЕЛКОВОЙ ТЕХНИКИ БАТИКА В ОФОРМЛЕНИИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(32).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОЗМОЖНОСТИ  УЗЕЛКОВОЙ  ТЕХНИКИ  БАТИКА  В  ОФОРМЛЕНИИ  ТЕКСТИЛЬНЫХ  ИЗДЕЛИЙ

Шипилова  Светлана  Александровна

студент  4  курса,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства  ХГУ  им.  Н.Ф.  Катанова,  РФ,  г.  Абакан

E -mail: 

Гузеватова  Елена  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  декоративно-прикладного  искусства  ХГУ  им.  Н.Ф.  Катанова,  РФ,  г.  Абакан

 

Роспись  по  ткани  возникла  на  заре  человечества,  почти  одновременно  с  ткачеством.  Наиболее  ранние  сведения  об  окраске  тканей  в  мировой  литературе  относятся  к  I  веку  н.  э.

Одним  из  древнейших  способов  оформления  ткани  является  узелковый  батик,  этому  искусству  так  же  более  двух  тысяч  лет.Зарождение  батика  происходило  одновременно  в  Китае,  Индии,  Яве.  Известна  техника  узелковой  росписи  и  на  Кавказе,  в  Тибете,  Иране,  Турции,  Сирии,  Марокко,  Египте,  Алжире,  Ливии,  в  каждой  из  этих  стран  эта,  казалось  бы,  простая  техника  имеет  свои  особенности.

В  начале  XX  века  узелковая  техника  стала  модной  в  странах  Европы,  она  использовалась  в  декорировании  одежды  и  предметов  интерьера.  Новым  этапом  в  ее  развитии  стало  увлечение  узелковой  техникой  в  80-х  годах  XX  века.

К  узелковой  технике  батика  обращались  в  своем  творчестве  такие  мастера,  занимающиеся  декорированием  ткани  как  М.О.  Синеглазова,  И.  Дворкина,  С.  Давыдов,  Р.А.  Гильман  и  др.

Особенность  этой  техники  росписи  состоит  в  том,  что  перед  окрашиванием  ткань  складывается  по  предварительно  намеченной  схемеи  фиксируется  (перевязывается)после  чего  окрашивается.

В  узелковом  батике  используется  складывание  ткани  и  фиксация  складок  при  помощи  утюга,  применение  различных  вспомогательных  предметов  (горошин,  камешков  и  т.  д.),  различные  способы  выполнения  узлов  (по  долевой  нити,  по  косой  нити,  обматывание  ткани  при  помощи  нити  или  веревки)  и  др.  При  помощи  узелковой  техники  на  ткани  можно  получить  концентрические  круги,  маленькие  кружочки,  мраморный  узор,  округлые  звездчатые  рисунки  и  т.  д.

При  окрашивании  можно  получить  различные  цветовые  решения  с  растяжкой  от  светлого  к  темному  оттенку  или  многоцветный  рисунок  (при  повторении  крашения  2—3  раза  красками  других  цветов).

Эта  техника,  не  смотря  на  свою  простоту,  имеет  большие  художественные  возможности  для  оформления  современных  текстильных  изделий.

Узелковая  техника  окрашивания  ткани  используется  в  различных  текстильных  изделиях  как  традиционных,  так  и  следующих  современным  тенденциям  моды:  одежде  (сарафаны,  джинсы,  блузки  с  разноцветными  разводами,  а  также  футболки,  шарфы,  банданы,  платки)  и  предметах  интерьера,  таких  как  покрывала,  занавеси,  коврики,  скатерти  и  салфетки.

Если  раньше  больше  всего  использовались  натуральные  красители,  полученные  из  растений  и  минералов,  анилиновые  красители,  то  на  сегодняшний  день,  всё  большую  популярность  приобретают  красители  синтетические.

Рассмотрим  виды  изделий,  которые  можно  выполнить  в  технике  узелковой  окраски  ткани  анилиновыми  красителями,  горячим  способом.  В  первую  очередь  это,  конечно  же,  одежда.

Если  рассматривать  изделия,  изготовляемые  в  узелковой  технике  у  нас  в  России,  то  мы  можем  увидеть,  что  это  разного  вида  одежда,  начиная  от  футболок,  заканчивая  палантинами.  Например,  туника  сшита  из  простого  белого  льна  и  окрашена  анилиновыми  красителями.  Подол  платья,  три  четверти  рукава,  обмотаны  нитками  и  туго  связаны,  а  в  центре  платья  обмоткой  образован  ромбовидный  узор  (рис.  1б).  Шарфы  украшают  круги  и  полосы,  оставшиеся  от  обмотки  и  прошивания  нитками,  в  этих  изделиях  совмещены  две  техники  шибори  и  тритик  (прошивание),  а  так  же  применено  многоцветное  крашение  (рис.  1).

 

Описание: http://www.centr1483.ru/_menu_top/news/2013/2013_12_25_master_class/001.pngОписание:  (699x567, 252Kb)

Рисунок  1.  Варианты  современного  оформления  одежды

 

Для  работы  в  интерьере  используют  шелк,  хлопок.  Для  спальни  можно  расписать  покрывало,  наволочки  на  декоративные  подушки,  шторы,  создавая  единый  комплект.

Рассмотрев  прототипы  различных  видов  текстильных  изделий  в  технике  узелкового  батика,  мы  решили  выполнить  в  этой  технике  скатерть  для  журнального  столика  и  салфетки.  Проектируемое  изделие,  салфетки  и  скатерть,  направленно  на  сохранение  древнейших  народных  традиций  узелковой  окраски  ткани  в  современном  изделии.  Изделие  может  быть  использовано  в  качестве  украшения  интерьера  загородного  помещения,  служить  наглядным  пособием  на  занятиях  по  батику  в  детской  школе  искусств  и  учреждении  дополнительного  образования.

Поиск  замысла  и  выбор  техники  изготовления  скатерти  и  салфеток  включал  работу  с  исторической  литературой  и  прототипами  изделий,  изучение  технических  особенностей  узелковой  техники,  изготовление  образцов  изделия. 

Рассмотрев  варианты  окрашивания  изделий  в  узелковой  технике  мы  остановили  свой  выбор  на  скатерти  для  журнального  столика  +  8  салфеток.  В  качестве  прототипа  текстильного  набора  изделий  было  решено  выбрать  изделия,  выполненные  в  традиционной  узелковой  технике  Малазии  и  Индонезии  —  планги  и  шланговой  технике  (рис.  3,4).  Это  техника  складывания  ткани  различными  способами  и  обвязанная  нитками.  Проанализировав  художественно-технологические  возможности  различных  способов  складывания,  прошивания  и  завязывания  ткани,  мы  выбрали  технику  планги  для  салфеток,  и  шланговую  технику  для  скатерти.  В  основе  техники  планги  лежит  складывание  ткани  в  определённой  последовательности,  по  определённой  схеме.  В  основе  шланговой  техники  лежит  скручивание  и  обвязывание  ткани.

Художественно-творческая  разработка  изделия  включает  следующие  моменты:  поиск  формы  и  композиции  изделия,  выбор  ткани  и  цвета,  выполнение  образцов  изделия,  выбор  схем  для  изделия,  окрашивание  текстильного  набора,  выбор  декоративной  тесьмы  для  обработки  изделия  с  учетом  цвета  и  характера  рисунка  на  текстиле.

Выбор  размера  скатерти  из  текстильного  набора  определяется  с  учётом  размера  стола  +  10  см  с  каждой  стороны,  в  данном  случае  это  размер  60*70  см  в  готовом  виде.  Размеры  салфеток  стандартные  25*25  см  в  готовом  виде.  Для  текстильного  набора  была  выбрана  бязь  т.к.  так  как  для  горячего  окрашивания  анилиновыми  красителями,  во-первых,  требуется  натуральная  ткань,  во-вторых,  она  более  мягкая  по  структуре,  чем,  например,  лен.

Выбранный  нами  эскиз  был  разработан  в  цвете.  Для  этого  образцы  были  окрашены  в  несколько  цветов  —  красный,  синий,  коричневый.  Было  применено  так  же  двухцветное  окрашивание.  Для  изделия  был  выбран  белый  как  основной  фоновый  цвет  ткани  и  красный  цвет  красителя.

Были  рассмотрены  варианты  применения  красного  и  белого  цветов  в  современном  интерьере  (рис.  2). 

 

Описание: http://img.superdom.ua/pictures/content/5/5147_slider.jpgОписание: http://www.sympaty.net/wp-content/uploads/2010/09/osennij-interier-red.jpgОписание: http://umods.ru/files/red-interior-designrulz-002.jpg

Рисунок2.  Применение  красного  и  белого  цветов  в  современном  интерьере

 

Так  же  рассмотрена  символика  цвета  древних  славян.  Любимые  цвета  восточных  славян  —  белый  и  красный.  Слово  «красный»  в  русском  языке  означало  —  «светлый,  яркий,  хороший,  красивый,  ценный».  Красный  воспринимался  как  прекрасный,  веселый,  радостный  цвет,  как  цвет  молодости.  Красный  —  символ  жизни,  радости,  праздника  в  Древней  Руси.

Чтобы  избежать  ошибок  в  технологии  и  качестве  будущего  изделия,  необходимо  выполнить  образцы  в  материале.  Проанализировав  особенности  композиции  различных  способов  складывания,  было  решено  выполнить  образцы,  охватывая  наибольшее  количество  способов  окраски  ткани  в  узелковой  технике.  Сложив  ткань  по  схемам,  перевязав  их  нитками,  дальнейшим  этапом  в  работе  стало  окрашивание  ткани.  Было  выполнено  около  30  образцов,  включая  заготовки  для  салфеток.

Из  выполненных  образцов  ткани,  для  текстильного  набора,  были  выбраны  наиболее  качественно  окрашенные  образцы,  выполненные  последующими  узорами  (рис.  3): 

·     лучевая  розетка;

·     шланговая  техника  складывания;

·     2  салфетки  —  мраморная  техника  складывания;

·     параллельные  полосы;

·     V-образный  узор;

·     «Цветы»;

·     перевязывание  края  и  середины.

 

Описание: C:\Users\Светлана\Desktop\фото с телефона июнь2014\для курсовой2014 лето\20140614_134627.jpgОписание: C:\Users\Светлана\Desktop\фото с телефона июнь2014\для курсовой2014 лето\20140614_134559.jpgОписание: C:\Users\Светлана\Desktop\фото с телефона июнь2014\для курсовой2014 лето\20140614_134433.jpgОписание: C:\Users\Светлана\Desktop\фото с телефона июнь2014\для курсовой2014 лето\20140614_134347.jpgОписание: C:\Users\Светлана\Desktop\фото с телефона июнь2014\для курсовой2014 лето\20140614_134618.jpgОписание: C:\Users\Светлана\Desktop\фото с телефона июнь2014\для курсовой2014 лето\20140614_134659.jpg

Рисунок  3.Образцы  выбранных  узоров

 

Описание: C:\Users\Светлана\Desktop\фото с телефона июнь2014\для курсовой2014 лето\IMG_20140625_210815.jpg

Рисунок  4.  Готовый  текстильный  набор

 

Проведённое  изучение  традиционного  окрашивания  ткани  у  узелковой  техники  батик,  позволила  нам  расширить  представления  о  мировой  художественной  культуре,  обогатила  понимание  настоящего  через  прошлое.  Подводя  итог  проделанной  работы  можно  сделать  следующие  выводы  и  положения  исследования:

В  странах,  где  зародилось  искусство  узелковой  окраски  ткани,  оно  по-прежнему  существует  и  совершенствуется,  узелковая  техника  окрашивания  ткани  как  вид  декоративно-прикладного  искусства  искусство  до  сих  пор  пользуется  популярностью.  Древний  и  удивительно  многообразный  батик  сейчас  занимает  достойное  место  среди  других  прикладных  видов  декоративного  искусства.

Батик  открывает  безграничные  возможности  для  экспериментов  и  поисков.  С  помощью  узелковой  окраски  ткани  украшают  интерьер,  одежду,  создают  аксессуары  и  многое  другое.

В  последние  десятилетия  художники  разных  стран  обратили  особое  внимание  на  традиционные  способы  крашения  тканей.  Они  развили  древние  приемы,  и  текстильное  ремесло  вышло  на  новый  виток  своей  истории,  увлекая  все  большее  число  художников  —  и  профессионалов,  и  любителей,  и  даже  тех,  кто  до  сих  пор  не  подозревал  в  себе  художественных  способностей.  Огромное  количество  людей  занимаются  росписью  ткани,  применяя  традиционные  методы  узелкового  батика  и  придумывая  новые  способы  окраски.  На  просторах  интернета  создаются  целые  группы  единомышленников  любителей  батика,  которые  делятся  своим  опытом.  Сегодня  все  больше  людей  выбирают  батик  в  качестве  своего  хобби  или  профессии.

Современный  батик  отличается  многообразием  приемов  и  техник,  количество  которые  все  возрастает  благодаря  усиливающемуся  неподдельному  интересу  к  данному  искусству,  большому  количеству  доступной  информации  и  организации  множества  выставок.  От  современного  художника  по  ткани  занятия  батиком  требует  много  времени,  совершенствования  мастерства,  создания  особой  атмосферы  духовной  гармони  и  концентрации.

 

Список  литературы:

1.Гильман  Р.А.  Художественная  роспись  тканей.  Учеб.  пособие  для  студентов  вузов.  Магнитогорск:  АРС-Экспресс,  1996.  —  206  с.

2.Давыдов  C.  Батик:  техника,  приемы,  изделия.  М.:«АСТ-Пресс»,  2005.

3.Дворкина  И.  Батик.  Горячий.  Холодный.  Узелковый.  М.:  ОАО  «Радуга».  2000.  —  160  с. 

4.Перелёшина  И.А.  Батик.  От  основ  к  импровизации.  СПб,  «Паритет»,  2007.

5.Синеглазова  М.О.  Распишем  ткань  сами.  М.:  Профиздат,  2000.  —  93  с.

6.Танкус  О.В.,  Гороховская  Л.М.  и  др.  Технология  росписи  тканей.  М.,  1969.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Галина 26.05.2015 00:00
Статья интересная, особенно для тех кто увлекается декоративно-прикладным творчеством. Светлане Александровне спасибо за то, что она во-первых, привлекает к творчеству подростков, во-вторых, что делится опытом.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.