Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Перевощикова А.П. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТА ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(32).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ  СОЗДАНИЯ  ПОРТРЕТА  ГЕРОЕВ  ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ

Перевощикова  Анна  Павловна

студент  5  курса,  кафедра  технологии  и  дизайна  ВятГГУ,  РФ,  г.  Киров

E -mailmomento-92@mail.ru

C авинов  Андрей  Михайлович

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент,  РФ,  г.  Киров

 

 

Тема  Великой  Отечественной  войны  никогда  не  потеряет  свою  актуальность.  На  современном  этапе  мы  остро  наблюдаем  спад  патриотизма  среди  людей,  особенно  среди  молодежи.  Патриотизм  —  это  любовь  к  своей  Родине,  знание  прошлого  своей  страны,  уважение  родной  культуры,  традиций,  языка,  любовь  к  своим  соотечественникам.  Поэтому  необходимо  передавать  молодому  поколению  историю,  память  и  уважение  к  ветеранам,  пройденным  тяжелое  время.  С  детства  должно  вырабатываться  чувство  гордости  за  Родину.  Дети  должны  знать,  какой  ценой  досталась  победа  нашим  предкам.  Но  для  этого  бывает  недостаточно  наглядных  материалов,  которые  бы  помогали  детям  знать  своих  героев  в  лицо.  Для  их  создания  необходимо  произвести  анализ  работ  художников,  которые  обращались  к  теме  войны,  выявить  особенности.

На  протяжении  многих  времен  художники  писали  на  своих  полотнах  выдающихся  личностей,  героев  своего  времени  или  просто  отличившихся  людей.  Поэтому  люди  помнили  своих  предков  и  гордились  их  поступками.  Во  время  Великой  Отечественной  войны  художники  проявляли  свои  патриотические  чувства  на  полотнах.  Они  чувствовали,  что  смогут  помочь  своими  работами  моральной  поддержкой,  поднятием  боевого  духа.  В  основном,  это  работы  художников-фронтовиков,  которым  довелось  служить  в  различных  войсках.  Где  бы  художники  не  находились,  они  делали  зарисовки,  материалом,  какой  бы  не  был  под  рукой.  Делались,  в  основном,  такие  быстрые  зарисовки  на  поле  боя.  Основным  жанром  таких  художников  был  фронтовой  рисунок.  Художники  изображали  воинов-героев,  военные  сюжеты,  различные  плакаты,  бытовые  сцены.  В  наши  дни  эти  зарисовки  являются  ценными  документами,  доносящими  до  нас  ту  военную  пору.

Для  создания  образов  героев  Великой  Отечественной  войны  был  проанализирован  ряд  работ  художников.  Разобраны  работы,  выполненные  различными  материалами  ,которые  отражают  военную  тему.

Одним  из  художников-фронтовиков  являлся  Жуков  Николай  Николаевич.  Художник  сам  служил  в  артиллерии,  поэтому  с  точностью  изобразил  на  своих  зарисовках  всю  военную  пору.  Жукова  назначили  художественным  руководителем  студии  им.  М.Б.  Грекова  —  большого  коллектива  военных  художников.  Он  постоянно  бывал  в  партизанских  отрядах,  делали  иллюстрации  к  готовящимся  к  выходу  военным  рассказам  [6].  Его  работам  свойственна  умелая  передача  чувств,  он  показывает  героизм  людей.  На  своих  работах  изображены  не  только  подвиги  людей,  но  так  же  фронтовые  будни.  (рис.  1)

 

Рисунок  1.  Жуков  Н.Н.  «Герой  Советского  Союза  Виктор  У.»

 

Так  же  можно  выделить  Аввакумова  Николая  Михайловича.  Советский  график,  который  создал  документальную  летопись  военного  времени.  Во  время  Великой  Отечественной  войны  работал  во  фронтовых  газетах;  рисовал  плакаты  «Больше  металла,  больше  оружия!»,  «Сокрушим  врага!»,  батальные  и  военно-бытовые  сцены  [2].  Фронтовое  время  провел  с  карандашом  в  руках,  поэтому  художник  создал  огромное  количество  набросков,  портретов,  плакатов,  на  которых  запечатлел  события  и  подвиги  людей,  которые  оставили  след  в  истории.  (рис.  2).

 

Рисунок  2.  Аввакумов  Н.М.  «Герой  Советского  Союза  товарищ  Рычагов»

 

Коренцов  А.И.  —  заслуженный  художник  РСФСР.  Много  творческого  внимания  уделил  теме  Великой  Отечественной  войны  [3].  Сам  художник  является  ветераном  Великой  .Отечественной  войны.  Коренцов  А.И.  создатель  серии  солдат,  на  которых  изображал  портреты  участников  войны.  Так  же  художник  создал  огромное  количество  набросков,  посвященных  военным  действиям,  подвигам.  Его  работы  отличаются  психологизмом  образов  и  высокой  художественностью  (рис.  3).

 

Рисунок  3.  Коренцов  А.И.  Серия  солдаты  «Портрет  санинструктора»

 

Анализ  аналогов  помог  выявить  главные  черты  в  изображениях  героев.  Так  же  подбор  аналогов  помогает  утверждать,  что,  несмотря  на  быстроту  выполнения  своих  набросков,  работы  художников  наполнены  эмоциональностью,  жизненной  правдой.

Для  работы  были  рассмотрены  аналоги,  которые  помогли  выделить  необходимые  элементы  для  создания  художественного  образа:  эмоциональное  состояние,  движение  фигуры,  мимика  лица,  взгляд  изображаемого.  На  портретах  изображались  либо  упорные  настойчивые  бойцы,  идущие  до  конца,  либо  герои,  тоскующие  по  дому,  потере  близких.  Взгляд  военных  наполнен  отвагой,  порой,  не  по  годам  мужеством,  но  и  глубокой  утратой.

В  изображении  человека  при  всей  его  индивидуальности,  мимики,  характера,  есть  элементы,  которые  помогают  выявить  профессию  или  принадлежность  к  тому  или  иному  слою  общества.  В  этом  помогает  анализ  аналогов  работ  художников,  который  выявляет  образ  военного.  В  основном,  изображался  мужчина  средних  лет  в  военной  форме,  в  головном  уборе,  чаще  всего  на  груди  висели  награды  за  заслуги,  в  руках  могла  быть  какая-то  атрибутика.  В  зависимости  от  размера  изображения  выделялись  погрудные  портреты.  В  отношении  позы  представляемой  фигуры  выполняли  портрет  в  три  четверти  поворота  налево  или  направо.

Свои  работы  художники-фронтовики  выполняли,  в  основном,  в  графической  технике,  так  как  графические  материалы  всегда  могут  быть  под  рукой  во  время  боя.  Поэтому  немало  важен  материал,  в  котором  будет  выполнен  создаваемый  портрет.  Графический  рисунок  —  основа  творчества  любого  профессионального  мастера.  Рисунок  может  быть  выполнен  на  дереве,  на  бумаге,  на  металле,  на  стекле.  Свойства  поверхностей  могут  выражаться  различными  средствами,  графическими  материалами  (уголь,  сепия,  сангина,  карандаш)  и  фактурой  бумаги  —  все  это  придает  визуальное  богатство.  При  рисовании  графикой  обычно  используют  не  больше  одного  цвета  (кроме  основного  чёрного,  коричневого),  в  редких  случаях  —  два.  Контурная  линия,  штрих  и  пятно  контрастируют  с  белой  (а  иногда  цветной  или  фактурной)  поверхностью  бумаги.  Именно  бумага,  бумажный  лист  является  главной  основой  для  графических  работ.  Большое  значение  для  графического  творчества  имеют  цвет  и  фактура  бумаги,  техника  и  приёмы  [1].  Основными  изобразительными  средствами  графики  являются  штрих,  пятно,  линия,  светотень,  фактура.  Известный  исследователь  изобразительного  искусства  отметил,  что  графика,  оперируя  линиями,  плоскостями,  контрастами,  является  искусством  тех  средств,  согласно  которым  мы  воспринимаем  мир  [4,  с.  9].  Выбор  материала  в  работе  помогает  раскрыть  неограниченные  возможности  карандашного  рисунка,  сделанного  сангиной,  пастелью,  соусом  и  другими  материалами  [5,  с.  4].  Выразительность  образу  придает  использование  контрастов.  Так  и  контрастный  фон  придает  образу  определенную  значимость.

 

Список  литературы:

1.Бесчастнов  Н.Б.,  Портретная  графика:  Учеб.  пособие  для  вузов.  Владос,  2007.  —  367  с.

2.Великая  Отечественная  война  в  рисунках  художников  —  фронтовиков  //Из  фондов  Музея-панорамы  «Бородинская  битва»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.1812panorama.ru/virtual/ris4.html   (дата  обращения  14.05.15).

3.Департамент  культуры  города  Москва//Фонды  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://gbmt.ru/ru/funds/korencova.php   (дата  обращения  15.05.15).

4.Королев  В.А.,  Материалы  и  техники  рисунка.  М.:  Изобразительное  искусство,  1984.  —  97  с. 

5.Лещинский  АА.  Основы  графики:  учеб.  пособие.  Гродно:  ГрГУ,  2003. 

6.Galina  Res.  Художник  Жуков  Николай  Николаевич  //  Дневник  LiveInternet  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post253868077/   (дата  обращения  15.05.15).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.