Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Федина Н.В. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(32).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  РУССКИХ  КАЛЕНДАРНЫХ  ОБРЯДОВЫХ  ПРАЗДНИКОВ

Федина  Наталья  Валерьевна

студент  4  курса,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства  ХГУ,  РФ,  г.  Абакан

E -mail: 

Гузеватова  Елена  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  декоративно-прикладного  искусства  ХГУ,  РФ,  г.  Абакан

 

Русский  земледельческий  календарь  складывался  в  течение  столетий  и  стал  результатом  традиционной  народной  культуры.  Он  сопровождал  жизнь  древних  славян,  передаваясь  из  поколения  в  поколение,  и  стал  неким  сборником  знаний  и  представлений  народа  об  окружающем  их  мире.  Именно  он  вобрал  в  себя  народные  праздники  и  обряды.

Обычный  календарь,  начинающийся  с  1  января,  никак  не  связан  с  сельскохозяйственным  годом,  который  знаменуется  либо  подготовкой  к  севу,  который  происходит  весной,  либо  сбором  урожая,  связанным  с  наступлением  осени.  Исторические  доказательства  тому:  официальное  начало  года  до  1348  приходилось  на  1  марта,  а  в  период  с  1349  по  1699  гг.  —  на  1  сентября.  Царь  Петр  I  своим  указом  перевёл  ход  истории  на  европейский  образец,  хотя  даты  1  марта  и  1  сентября  по–прежнему  широко  отмечались  в  народной  среде.  Первого  марта  отмечалась  встреча  весны.  Этот  день  воспринимался  как  предсказатель  погоды  на  весенне-летний  период  (Евдокия  Летоуказательница).  С  этим  днем  связаны  приметы,  ему  посвящены  пословицы  и  поговорки.  На  первый  осенний  день,  выпадает  день  Симеона  Летопроводца,  когда  заканчиваются  полевые  работы  и  начинаются  молодёжные  гуляния:  посиделки,  хороводы.

Народный  календарь  отражает  опыт  и  знания  крестьян  в  области  земледелия.  Дохристианский  земледельческий  календарь  —  это  сочетание  сроков  сельскохозяйственных  и  домашних  работ,  а  также  наиболее  удобные  даты  заключения  брачных  союзов,  семейных  обрядов  и  праздников.  «Годовой  цикл  праздников  и  обрядов,  главные  из  которых  совпадали  с  периодами  солнцеворота  (поворота  солнца  от  зимы  к  лету  и  наоборот)  и  солнцестоянием  (самый  длинный  и  самый  короткий  дни  в  году),  символизировал  круговорот  сил  природы  и  выражал  преклонение  человека  перед  их  могуществом»  [2,  с.  76].

В  повторяющихся  циклах  древнеславянских  праздников  нашли  отражение  природные  явления  и  стихии  солнца,  Земли,  дождя,  ветра,  грозы  и  периодичность  земледельческих  работ.  В  сложных  природно-климатических  условиях,  от  которых  зависели  урожай  и  выживание  людей,  соблюдению  обычаев  и  традиций,  их  периодической  повторяемости  условно–символических  действий  придавалось  наиважнейшее  значение.

Принятие  христианства  на  Руси  повлекло  за  собой  смешение  языческой  и  христианской  картин  мира,  а  отсюда  —  изменения  в  народных  земледельческих  календарных  праздниках.  Православное  вероучение  постепенно  меняло  мировоззрение  земледельца  и  его  земледельческий  быт.  Хотя  и  христианство,  в  свою  очередь,  вынуждено  было  принимать  некоторые  элементы  народных  верований.  Шло  взаимное  приспособление  древнеславянскиой  языческой  культуры  к  православной,  и  наоборот,  что  привело  к  совпадению  дат  многих  календарных  праздников.  Несмотря  на  принятие  христианских  праздников,  в  них  сохранялся  аграрно-магический  характер  языческой  культуры.  В  основе  календарных  праздников  «по-прежнему  оставались  первобытная  магия,  разнообразные  заклинания,  нацеленные  на  предохранение  от  враждебной  «нечистой»  силы  (магия  профилактическая)  и  получение  каких-либо  ценностей:  плодородия,  урожая,  богатства,  благополучия  (магия  продуцирующая)»  [2,  с.  77].

Система  ценностей  православия  несколько  отличалась  от  ценностей  дохристианских  праздников:  если  в  христианстве  ведущее  место  отводилось  духовным  ценностям,  нравственному  совершенствованию  через  служение  и  единение  с  Богом,  то  в  народной  жизни  после  принятия  христианства  эти  ценности  мирно  уживались  [2,  с.  79].

Народный  календарь  строится  на  астрономических  датах,  связанных  с  движениями  Земли  вокруг  Солнца:  дни  весеннего  и  осеннего  равноденствия  (22  марта  и  22  сентября),  дни  зимнего  и  летнего  солнцестояния  (22  декабря  и  22  июня).  Вокруг  этих  четырех  дат  группируются  все  основные  народные  празднества  [1,  с.  77—78].

Январь  включал  в  себя  основные  зимние  праздники:  Рождество,  Новый  год  и  Крещение  (рис.  1,  2).

 

Рисунок1.  Рождество

 

Рисунок  2.  Святки

 

Рисунок  3.  Вертеп

 

Древнейшим  праздником  в  году  считают  Святки  —  самый  главный  зимний  праздник  в  крестьянском  календаре,  означающий  переход  от  старого  года  к  новому.  Этот  самый  шумный  и  веселый  праздник  в  крестьянском  быту  считался  молодёжным.  В  отличии  от  взрослых,  которые  на  третий  день  после  Рождества  возвращались  к  своим  повседневным  заботам  (исключение  составляли  те  виды  работ,  которые  нельзя  было  выполнять  в  Святки),  молодёжь  освобождалась  от  них  и  посвящала  себя  развлечениям.  Период  этих  празднеств  включал  ежевечерние,  кроме  Сочельника,  игрища  молодежи,  которые  предоставляли  молодым  возможность  присмотреться  друг  к  другу.

Девушки  и  парни  приходили  на  игрища,  разодетые  в  лучшие  платья.  Проводилось  по  несколько  игрищ,  и  к  каждому  из  них  менялись  сарафан  и  платок.  В  это  время  складывались  брачные  пары  Нового  года.

На  крещение  устраивались  смотрины.  Наряд  каждой  девушки  был  представлен  несколькими  рубашками.  Нижняя  рубашка  была  с  двумя  красными  полосами.  На  нижнюю  надевали  четыре-пять  рубах.  Поверх  них  надевался  сарафан  и  три-четыре  передника,  вышитых  как  рубахи.  Венчала  наряд  овчинная  шубка.  После  водосвятия  девушки  выстраивались  возле  церковной  ограды,  а  одна  из  женщин  раздвигала  им  подолы  шубок,  демонстрируя  передники  и  рубашки  до  нижней  с  двумя  красными  полосами,  Таким  образом,  женихам  давалась  возможность  делать  выводы  об  умениях  невесты  ткать,  шить,  вышивать  [5,  с.  110—111].

На  святки  одну  девушку  наряжали  в  белую  рубаху  поверх  одежды.  Эта  девушка  олицетворяла  Коляду.  Ее  возили  на  санях  и  пели:  «Уродилась  Коляда  накануне  рождества»  [5,  с.  110—111].

Основным  развлечением  молодежи  было  ряжение.  Рядились  животными,  покойниками,  нечистой  силой,  персонажами  бытового  характера.  Изображая  козу,  надевали  полушубки  изнанкой  наружу:  один  на  плечи,  другой  —  на  ноги.  Полушубки  у  пояса  связывали  веревкой.  Шапку  «украшали»  рогами.  Их  плели  из  лозы  или  соломы.  Рядились  и  нечистой  силой.  Её  олицетворением  были  страшные  маски,  длинные  белые  рубахи  с  долгими  рукавами,  а  также  вывернутая  меховая  шуба  [5,  с.  111—113].

Народный  кукольный  театр  (вертеп)  —  еще  один  элемент  святочных  развлечений  (рис.  3).  «Вертеп  —  это  простенький  макет  церкви,  по  форме  напоминающий  обычный  ящик  без  передней  стенки,  обклеенный  внутри  и  снаружи  разноцветной  бумагой,  с  искусно  сделанным  шпилем  или  маковкой.  Внутри  вертепа  была  как  бы  сцена  кукольного  театра,  в  котором  разыгрывались  картины  из  священной  истории,  рассказывающие  о  рождении  Христа.  Звезда  делалась  двухсторонней,  из  разноцветной  бумаги,  с  изображением,  например  поклонения  пастырей»  [7,  с.  622—623,  5,  с.  180].

У  русских  вертепное  представление  четко  делилось  на  две  части:  религиозную  и  бытовую.  Вторая  часть  вертепа  не  содержала  религиозной  тематики  и  включала  в  себя  разнообразные  сценки:  бытовые  анекдоты,  исторические  эпизоды,  танцы  кукол,  изображающих  людей  разных  национальностей.  Очень  популярны  были  шуточные  и  сатирические  сценки,  высмеивающие  человеческие  пороки:  глупость,  жадность,  кичливость.

Святки  символизировали  начало  очередного  витка  жизни  природы,  отдельного  человека,  как  части  природы.  В  две  святочные  недели  происходила  «передача»  коллективного  знания  поколений  от  старших  младшим,  что  представляло  собой  развитие  культурной  традиции.  Здесь  чрезвычайно  важной  была  роль  стариков,  хотя  в  народном  сознании  Святки  и  воспринимались  как  молодежный  праздник.  Старики  знания  передавали  и  на  уровне  слова,  и  на  уровне  обрядового  действия.  Именно  старикам  и  пожилым  людям  поручали  в  святочные  вечера  на  игрищах  и  дома  загадывать  загадки,  рассказывать  сказки,  былины  детям  и  молодежи.  Они  же  исполняли  некоторые  обряды,  руководили  молодыми  в  обрядовой  ситуации,  давали  трактовки  и  разъяснения  примет  и  гаданий.

Масленица  (Масленка,  Масленичная  неделя,  Сырная  неделя,  Мясопуст)  —  праздник  провода  зимы  и  встречи  весны  (рис.  4).  Масленица  —  аграрный  праздник,  составляющий  часть  народного  календаря  [4,  с.  75].

Масленица  была  древнейшим  истинно  народным  праздником,  не  имевшим  возрастных,  социальных,  семейных  или  половых  ограничений  и  отразившим  двойственность  крестьянского  мироощущения,  вобравшего  в  себя  элементы  как  христианских,  так  и  языческих  верований.  Ее  радостно  встречали  и  сельские  окраины,  и  жители  больших  губернских  городов  и  малых  уездных  городов  России.  Очень  образным  является  присловье:  «Хоть  себя  заложить,  а  Масленицу  проводить!»  Не  участвовали  в  праздновании  Масленицы  только  немощные  или  больные  Ее  символ  —  блин,  круг,  Солнце,  дающее  живому  жизнь  [7,  с.  625].

Девушки  и  молодые  женщины  наряжались  в  самые  лучшие  одежды  и  демонстрировали  их  при  катании.

Праздновали  Масленицу  семь  дней  недели.  Они  были  самыми  веселым  и  любимым  временем  в  году.  Каждый  день  имел  собственное  название:  понедельник  —  «Встреча»,  вторник  —  «Заигрыш»,  среда  —  «Лакомка»,  четверг  —  «Разгул»,  «Перелом»,  «Широкий  четверг»,  пятница  —  «Тёщины  вечёрки»,  суббота  —  «Золовкины  посиделки»,  воскресень  —  «Проводы»,  «Прощенье»,  «Прощеный  день»,  «Целовальник».

Масленичные  игры  были  своеобразным  продолжением  святочных.  В  масленичных  играх  имитировали  похороны  Масленицы.  Чаще  хоронили  чучело,  одетое  в  платье.  Впереди  шли  парни,  изображавшие  «попов».  Парни  были  облачены  в  зипуны,  набитые  соломой,  в  «ризы»  из  рогожи. 

Как  указывает  Маслова  «основная  функция  ряженья  связана  с  продуцирующей  и  апотропейной  магией.  На  магию  указывает  одежда  ряженых  из  меха,  шкур,  растительных  материалов»  [5,  с.  114—115].

Сформировавшиеся  в  далеком  прошлом  масленичные  обрядовые  действия  имели  определенную  аграрно-магическую  направленность.  Считалось,  что  они  способствовали  жизнеспособности  и  обильности  нового  урожая,  процветанию  деревни,  успешной  хозяйственной  деятельности  людей.

Приход  весны  в  народном  сознании  был  связан  с  пробуждением  природы  после  зимнего  сна.  Праздник  закликания  весны  отмечался  22  марта,  в  день  весеннего  равноденствия  и  начала  астрономической  весны  [2,  с.  90].

Христианский  праздник  Благовещенье  народ  отмечал  7  апреля.  Он  совпадал  по  времени  с  началом  весеннего  сева.  Сев  являл  собой  представление  о  внутренней  и  внешней  чистоте  сеятеля.  Начинать  сев  выбирали  благочестивого  мужчину.  Перед  посевом  непременно  мылись  в  бане,  надевали  чистое  белье,  платье.  В  доме  стол  застилали  чистой  скатертью.  Лён  сеяли  в  новой  льняной  рубахе,  коноплю  в  посконных  штанах  [5,  с.  115—116].

День  первого  выгона  скота  в  поле  приходился  на  Егорьев  день,  который  считался  праздником.  Сельчане  надевали  лучшие  рубахи,  сарафаны,  подолы.  Молодухи  первого  года  замужества  наряжались  в  рубаху-подольницу,  украшенную  по  подолу  широкой  полосой  вышивки  или  тканого  узора.  Поверх  рубах  под  сарафан,  надевалось  несколько  холщевых  юбок,  почти  сплошь  затканных  и  вышитых.

На  лето  приходится  три  любимых  в  народе  праздника  —  Вознесение,  Семик  и  Троица  (рис.  5—6).  Самый  главный  праздник  лета  —  Троица,  праздник  плодородия.  За  три  дня  до  Троицы,  на  Семик,  тайком  от  парней,  девушки  ходили  в  лес,  плели  из  березы  венки,  развешивали  их  на  деревьях,  клялись  друг  другу  в  дружбе,  обменивались  бусами,  кольцами,  крестиками.  На  Троицу  девушки  шли  в  лес  развивать  венки.  Свои  венки  они  осматривали,  если  венок  за  три  дня  не  повял,  это  означало,  что  заветное  желание  исполнится.  На  троицу  одежда  женщин  была  традиционной  и  нарядной  [5,  с.  117].  Троичные  гуляния  отличались  пением  песен,  посвященных  будущему  урожаю.

В  период  летнего  солнцестояния  зажигали  купальский  огонь,  собирали  цветы  и  травы.  В  кострах  горело  разное  старье,  в  том  числе  и  одежда  (рис.  7).

Девушки  надевали  вышитую  купальскую  сорочку,  которая  надевалась  раз  в  год  накануне  Ивана  Купалы.  Вечером  сорочку  сжигали  или  прятали  до  следующего  года  [5,  с.  119—120].

 

Рисунок  4.  Масленица

 

 

Рисунок  5.  Семик

 

 

Рисунок6.  Троица

 

Рисунок  7.  Иван  Купала

 

Покос    одно  из  главных  календарных  событий  в  жизни  крестьян,  поэтому  на  покос  и  жатву  крестьяне  всегда  надевали  праздничную  одежду,  светлую  и  яркую,  а  рубаха  была  с  вышивкой  по  подолу.  Рубаха  эта  так  и  называлась    покосница.  Надевали  ее  без  сарафана,  с  пояском  [6,  с.  91].  В  первый  день  покоса  принято  было  повязать  холщевый  («новинный»)  передник  с  тремя  «кругами»,  вышитыми  «в  ряд»  [3,  с.  141,]

Матери  делали  детям  куклу-покосницу,  чтобы  занять  их,  пока  взрослые  работают.  Кукла  изображала  женщину  во  время  сенокоса.  Тона  используемой  ткани  были  светлых  и  ярких  тонов,  ведь  первый  покос  в  деревнях  считался  праздником.  Покосницу  одевали  в  традиционный  русский  народный  костюм. 

Кроме  календарных  праздников  жизнь  народа  изобиловала  народными  обрядами,  которые  делятся  на  два  цикла:  на  календарные  обряды,  связанные  с  хозяйственной  деятельностью  крестьянства  (с  земледелием,  животноводством,  рыбной  ловлей,  охотой),  и  на  семейно-бытовые,  обусловленные  рождением  ребенка,  его  вступлением  в  брак,  проводами  в  армию  и  смертью.

Обряды,  связанные  с  земледелием,  делятся  на  обряды:  способствовавшие  подготовке  и  увеличению  урожая;  обряды,  благоприятствовавшие  уборке  урожая.  Обряды,  направленные  на  подготовку  к  урожаю  и  на  его  увеличение,  совершались  зимой,  весной  и  летом.  Они  делятся  на  зимние  (новогодние  и  масленичные)  и  на  весенне-летние  (встреча  весны,  троицко-семицкие,  купальские).  Обряды,  благоприятствовавшие  уборке  урожая,  справлялись  осенью  и  получили,  кроме  названия  жатвенных,  еще  и  название  осенних.

Корни  большинства  святочных  обрядов  восходят  к  глубокой  древности  и  имеют  ярко  выраженный  языческий  характер.  Однако,  сильное  влияние  на  их  оказало  христианство,  потому  что  к  святочному  периоду  были  приурочены  события  жизни  Иисуса  Христа.

В  кануны  Рождества  Христова,  Нового  года  (Васильев  день)  и  Крещения  Господня  вечером  в  каждой  крестьянской  семье  совершались  торжественные  обрядовые  действия.

Обряды  в  период  весенне-летних  праздников  (зеленые  святки,  Иван  Купала)  были  направлены  на  содействие  урожаю  и  его  сохранение.  Вождение  русалки  —  один  из  существенных  моментов  обрядности.  В  обряде  вождения  русалки  одежда  имела  свои  особенности.  На  замужних  женщинах  были  вышитые  рубахи,  поневы  и  передники,  на  головах  —  сороки  с  лентами.  Костюм  этот  называли  русальским  обрядом.  Его  обычно  хранили  в  сундуке  и  надевали  только  в  русальную  неделю.

Большое  значение  в  весенней  обрядности  имела  брачная  тема.  Одна  из  них  —  смотрины  невест  и  женихов,  которые  представлялись  в  самых  лучших  нарядах,  а  иногда  вместе  с  приданым  [5,  с.  120—121].

Для  весенне-летних  обычаев  и  обрядов  характерно  использование  разнообразной  зелени,  которой  украшались  не  только  жилища,  но  и  люди  [5,  с.  119].

Осенние  праздники  и  обряды  связаны  со  сбором  урожая.  Начало  жатвы  —  зажинки  (рис.  8—9).  Торжественность  этому  дню  придавали  чисто  вымытые  лавки  в  избе,  застеленные  чистые  скатерти,  хорошая  одежда,  в  которой  шли  жать.  Жали  обычно  женщины  в  одних  рубахах,  без  сарафана.  Жатвенные  рубахи-подольницы  с  рукавами  из  холста  отличались  своими  украшениями  —  вышитыми  или  затканными  узорным  подолом.  Если  во  время  жатвы  сарафан  не  снимали,  то  подол  его  поднимали  к  поясу,  чтобы  была  видна  узорная  рубаха.

 

Рисунок  8.  Зажинки

 

Рисунок  9.  Зажинки

 

Таким  образом,  на  протяжении  столетий  народ  сохранил  и  донес  до  наших  дней  особенности  дохристианской  культуры,  обогатив  ее  в  более  позднее  время,  в  том  числе  христианский  и  постхристианский  периоды,  в  повторяющихся  циклах  праздников  олицетворив  обновление  жизни.  Осмысление  окружающего  мира,  выраженное  в  годовом  цикле  праздников  и  обрядов,  символизирует  круговорот  в  природе,  круговорот  жизни,  солнцеворот  и,  наконец,  глобальное  космическое  вращение.  А  круг,  наделенный  магическими  свойствами,  и  входит  во  многие  праздники  и  обряды  как  условно-символический  знак,  олицетворяющий  природу  в  целом,  солнцеворот,  жизненный  круг.

На  протяжении  столетий  народ  сохранил  и  донес  до  наших  дней  особенности  дохристианской  культуры,  обогатив  ее  в  более  позднее  время,  в  том  числе  христианский  и  постхристианский  периоды,  в  повторяющихся  циклах  праздников  олицетворив  обновление  жизни.  Осмысление  окружающего  мира,  выраженное  в  годовом  цикле  праздников  и  обрядов,  символизирует  круговорот  в  природе,  круговорот  жизни,  солнцеворот  и,  наконец,  глобальное  космическое  вращение.  А  круг,  наделенный  магическими  свойствами,  и  входит  во  многие  праздники  и  обряды  как  условно-символический  знак,  олицетворяющий  природу  в  целом,  солнцеворот,  жизненный  круг.

 

Список  литературы:

1.Аникин  В.П.,  Круглов  Ю.Г.  Русское  народное  поэтическое  творчество:  пособие  для  студентов.  2-е  изд.,  дораб.  Л.:  Просвящение,  1987.  —  479  с.

2.Бакланова  Т.И.  Народная  художественная  культура.  М.:  Эксмо,  2000.  —  410  с.

3.Дурасов  Г.П.  Каргопольские  народные  вышивки-месяцесловы  //  Советская  этнография.  —  1978.  —  №  3.  —  С.  139—148.

4.Зуева  Т.В.,  Кирдан  Б.П.  Русский  фольклор:  учебник  для  высших  учебных  заведений.  3-е  изд.  М.:  Флинта:  Наука,  2001.  —  400  с.

5.Маслова  Г.С.  Народная  одежда  в  восточно-славянских  традиционных  обычаях  и  обрядах  XIX  —  начала  XX  в.  М.:  Наука,  1984.  —  216  с.

6.Рожнова  П.К.  Радоница:  Русский  народный  календарь.  Обряды,  обычаи,  травы,  заговорные  слова.  М.:  Дружба  народов,  1992.  —  176  с.

7.Русские  /  под  ред.  В.А.  Александрова,  И.В.  Власова,  Н.С.  Полищук.  М.:  Наука,  1999.  —  828  с

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий