Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ЭМПАУЭРМЕНТА
Рудик Екатерина Андрееевна
студент ГВУЗ «Криворожский национальный университет» Криворожский педагогический институт, РФ, г. Кривой Рог
E-mail: rudik.katerina95@mail.ru
Кулинка Юлия Сергеевна
научный руководитель, доцент ГВУЗ «Криворожский национальный университет» Криворожский педагогический институт, РФ, г. Кривой Рог
Каждому человеку, независимо от его возраста и предпочтений, присущая естественная потребность — проявление своего творческого потенциала, постоянный поиск и совершенствование себя как личности. Люди все больше осознают, что именно творчество является важнейшей составляющей личного счастья и профессионального пути. Творческие люди постоянно идут вперед в работе — открывают предприятия, живут полноценной жизнью, встречаются с интересными людьми, путешествуют, становятся лидерами в компаниях, потому что знают, как решать проблемы и как заряжать энергией других.
Различные теоретические концепции творчества появляются в результате различных взглядов исследователей на предмет творческого подхода, его источников и творческих продуктов. Это, соответственно, связано с доминирующими психологическими, физиологическими, социологическими, педагогическими теориями.
Различные аспекты творчества и творческого подхода исследовали Г. Гарднер, Дж. Гилфорд, А. Горальський Г. Грубер, Р. Кэттелл, Я. Пономарев, К. Тейлор, Э. Торренс, Ю. Трофимов, Р. Шмидт и др. Ученые Б. Ананьев, Г. Арн-Хейм, Н. Брюсова, Т. Шпикалова пришли к выводу, что трудовое обучение — уникальный учебный предмет, который предоставляет учащимся много возможностей для творческого самовоплощения, развития образно-ассоциативного мышления, воображения, фантазии, художественного восприятия и тому подобное.
Н. Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал [1]. Творческая личность, по мнению В. Андреева — это такой тип личности, для которого характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, что проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, которые позволяют ей достичь прогрессивных, социально и лично значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности.
Для того чтобы формировать творческую личность в процессе трудового обучения были выделены следующие основные свойства личности:
· смелость мысли, склонность к риску;
· фантазия;
· представление и воображение;
· проблемное видение;
· умение преодолевать инерцию мышления;
· способность обнаруживать противоречия;
· умение переносить учебные достижения и опыт в новые ситуации;
· независимость;
· альтернативность;
· гибкость мышления;
· способность к самоуправлению.
Одним из существенных факторов в формировании личности школьника является обеспечение всестороннего вхождения его в творческую жизнь, а для этого ему необходимо творческое общение и деятельность в школе. Анализ экспериментальных данных позволяет сделать вывод, что творчески неразвитый человек — это проблемная и конфликтная личность. Учащиеся, лишенные возможности духовно развиваться, — это та группа общества, которая способна негативно изменить стабильность социума. Поэтому проблема развития творческих способностей подрастающего поколения — проблема не только психолого-педагогическая, но и социально-педагогическая.
Предмет трудовое обучение тесно связан с развитием личности. Ведь, по своей сути, это — предмет творческий, поэтому при его изучении необходимо сместить акценты от фактически ремесленного обучения к формированию и развитию творческой инициативы, поиска, интеллектуального обучения его содержания, создание реальных условий для реализации индивидуальных возможностей личности каждого ученика. Творческое направление уроков трудового обучения состоит в готовности к усовершенствованию педагогической деятельности, конструированию новых структур, поиска оригинальных форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы.
Наиболее приоритетными направлениями формирования творческого подхода на уроках трудового обучения считаем:
1. Включение в урок игры.
2. Организация совместной деятельности.
3. Нетрадиционные уроки.
4. Новейшие педагогические технологии.
Освоение игровой формы организации осуществляется на уроках трудового обучения, где учащиеся участвуют в играх по правилам, играх-ситуациях. Учитель моделирует игровые ситуации, применяемые на уроках трудового обучения в школе. Моделирование является своего рода упражнением в исполнении педагогической задачи. В результате моделирования игровой ситуации члены группы определяют целевые ориентации игры — дидактические, воспитательные, социализирующие, прогнозирующие результат. В процессе наблюдения, анализа, сравнительного анализа уроков трудового обучения учащиеся накапливают впечатление о включении игр в учебную деятельность, наглядные представления о превращении обычного урока; делают выводы о том, каким образом игры влияют на их развитие, насколько игра обеспечивает результативность деятельности; обосновывают выбор игры учителем.
В контексте проблемы творческого направления уроков трудового обучения важным структурным компонентом этого феномена мы видим педагогику эмпауэрмента. Методологической основой уроков, построенных с использованием средств педагогики эмпауэрмента, является положение о том, что ученик — это активная и творческая личность, способная познавать. Эти положения требуют построения принципиально новой, отличной от традиционной, модели обучения в педагогике эмпауэрмента, педагогической модели человеческой деятельности.
По мнению педагогов А. Пометун, Л. Пилипчатиной, И. Сущенко, которые использовали модель педагогики эмпауэрмента, в процессе обучения школьники получают возможность сформировать собственный образ жизни и систему ценностей, понять, как повседневный образ жизни каждого человека и коллективов влияет на состояние окружающей среды[3].
Термин «empowerment» (англ.) образован от «empower» — уполномочивать, давать возможность и «ment» — суффикс для образования существительного со значением «процесс, понятие, действие») рассматривается большинством авторов как процесс воодушевления и определяется как термин, обозначающий многомерный социальный процесс, помогает человеку обрести способность контролировать собственную жизнь, актуализировав определенные ресурсы, «силу», «энергию» и т. д. [2, с. 191].
Лингвистический анализ слова «эмпауэрмента», по мнению Н. Кривоконь, буквально означает «предоставление внутренней силы» другому или допуск и санкционирование другого на использование этой силы. Данное понятие очень часто используется в транслитерации «эмпауэрмента» с различными вариантами толкования: «повышение компетентности», «мобилизация потенциала», «повышение результативности (производительности)», «наделение полномочиями», «делегирование», «усиление», «обретение власти, силы» и т. д. [2, c. 192].
Таким образом, задача педагогики эмпауэрмента заключается в нахождении такого учебного материала, который привлекал бы ученика в конкретную деятельность, имеет в его глазах большое значение, интерес и побуждает к творчеству. Необходимо найти типичные виды деятельности, результаты которых по-настоящему интересуют учеников и которые невозможно выполнять механически.
Ситуация в современном мире требует глобальных сдвигов в культурной и художественный плоскости — изменений, которые бы помогли молодежи понять, почему необходимо выбирать ответственный образ жизни и как это делать. Большие возможности в реализации данного подхода имеют уроки трудового обучения, на которых реализуется творческий подход.
Итак, успешное решение проблемы творческого подхода на уроках трудового обучения средствами технологии эмпауэрмента, заключается: в необычной методике преподавания; в предоставлении определенной самостоятельности учащимся; в конструировании и изготовлении нового и необычного вида информационной наглядности; в стимулировании и самостимулирования к действиям в интересах устойчивого развития и устойчивого образа жизни. Комплексный подход к организации уроков трудового обучения приводит к качественным изменениям, создает условия для творческой деятельности учащихся.
Список литературы:
- Кичук Н.В. От творчества учителя к творчеству ученика /Н.В. Кичук. Измаил, 1992. — 96 с.
- Кривоконь Н.І. Поняття наснаження в аспекті психології соціально ї роботи/Н.І. Кривоконь//Проблемизагальноїтапедагогічноїпсихології:зб.наук.пр. Ін-ту психології імені Г.С. Костюка НАПН України. К., 2011. — Т. ХІІІ, — ч. 3. — С. 190—198.
- Пометун О.І. Уроки для сталого розвитку: посібник для вчителя з навчального курсу за вибором для учнів 8-го класу загальноосвітніх шкіл. / О.І. Пометун, Л.М. Пилипчатіна, І.М. Сущенко. Д. : «ЛІРА», 2013. — 100 с.
дипломов
Оставить комментарий