Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РОЛЬ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Зуева Юлия Юрьевна
магистрант 2 курса, кафедра рисунка, живописи и художественного образования НГПУ, РФ, г. Новосибирск
Е-mail: zeh16@yandex.ru
Коваленко Юлия Геннадьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент НГПУ, РФ, г. Новосибирск
Вполне объясним тот факт, что в связи с глобальными изменениями в обществе, изменения происходят практически во всех сферах деятельности человека. Изменения, и достаточно активные, происходят и в образовательной системе. Современная система дошкольного образования отказывается от учебно-дисциплинарного подхода, делая упор на личностно-ориентированный подход к процессу обучения.
Для современного педагога становится очевидным, что недостаточно помочь учащемуся овладеть какими-либо техническими навыками, необходимо обратить самое пристальное внимание на индивидуальное развитие личности ребёнка. Для этого, кроме создания максимально комфортной среды, для развития личностных качеств учащегося, необходимо использовать новые образовательные технологии.
Одним из необходимых условий педагогического процесса является развитие творческих способностей учащихся. «Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их проходит в процессе обучения и воспитания», — утверждает А.В. Петровский [2, с. 448].
В качестве одного из вариантов практического решения проблемы развития творческих способностей мы рассматриваем принцип интеграции. Интеграция (от лат. integratio — соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости [3]. Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.
Интегративное изучение основ искусства в системе дополнительного образования в наибольшей мере способствует целостному художественному постижению детьми окружающего мира. Этот подход для ребенка дошкольного возраста не только интересен, вполне осуществим в силу возраста, но и органичен, так как художественные способности в этом возрасте многогранны, их движение от образов изобразительных к литературным, музыкальным, пластическим, театральным подвижно и носит характер перетекания.
Наиболее полно проблема комплексного взаимодействия искусств в 70-е годы решалась в экспериментальных программах по изобразительному искусству Б.М. Неменского и концепции музыкального образования, программах по музыке Д.Б. Кабалевского.
По мнению А.В. Бакушинского, «все в педагогическом восприятии должно быть обращено к синтезу. Поэтому как можно меньше расчленения, анализа, как можно меньше слов и навязывания педагогом собственной точки зрения... Для периода детства, комплекс должен быть не темой, а образом, исходящим нередко из коллективного творческого замысла детей и формируемого их дружными усилиями» [1, с. 25].
Анализируя теоретические исследования и опираясь на практические знания можно сказать, что в художественной педагогике сложился определенный опыт использования интеграционного взаимодействия различных видов искусств на занятиях художественно-эстетического цикла.
Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся мы понимаем, как совокупность личностно-ориентированной, развивающей программы обучения, которая основана на принципе интеграции различных видов искусств. Реализация данного подхода дает возможность по-новому конструировать содержание образовательного процесса по декоративно- прикладному искусству, выстраивать учебный процесс на основе технологии творчески-развивающего обучения, способствующего эффективному развитию творческих способностей учащихся. Успешность реализации данного подхода зависит от мастерства учителя, от творческого подхода к обучению, от знания возрастной психологии учащихся.
Опираясь на то, что дошкольный возраст является сенситивным, нужно выделить среди видов искусств наиболее развивающий на данном этапе и выстраивать комплексное воздействие, углублять знания учащихся с опорой на это искусство, при условии дополнения его другими. Таким образом возникает взаимопроникновение искусств, которое способствует расширению понимания учащегося об окружающем мире.
Анализируя возрастные особенности детей дошкольного возраста, можно сделать выводы, что необходимо выстраивать учебный и творческий процесс так, чтобы образовательная художественная деятельность выступала как естественный, например игровой процесс. Важно и то, что объём знаний должен быть небольшим, но содержательным. Поэтому, с целью формирования у ребёнка целостного представления о мире, при определении методики и выборе приёмов развития творческих способностей детей дошкольного возраста, необходимо охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка. Решить эту задачу поможет интегративный подход к выбору содержания образовательного процесса.
Одной из основных форм осуществления интегративного подхода, становятся интегрированные занятия. Интегрированное занятие совмещает в себе различные области знаний в одинаковой степени, дополняющие друг друга. Содержание занятия определяется исходя из запланированной темы, а условия интеграции различных направлений должны быть обоснованы. На занятии есть возможность освоить содержание различных направлений параллельно и решить несколько задач, в том числе и развитие творческих способностей. В системе дошкольного дополнительного образования есть возможность интегрировать различные направления, органично соединять музыку и искусство, театральную деятельность и литературу и т. д. Такие занятия проходят в нестандартной форме что, несомненно, будет повышать познавательный интерес учащихся дошкольного возраста и поднимет мотивацию к обучению. Об эффективности таких занятий, позволяет говорить тот факт, что использование различных видов и направлений деятельности не повлияет отрицательно на внимание учащегося, а за счёт переключения на разные виды работы снимет напряжение, и образовательный процесс будет проходить гораздо легче. В ходе занятия происходит процесс повторения старого и проникновения нового учебного материала. Во время интегративного занятия учащиеся не только запоминают основные моменты учебной программы, но и проявляют самостоятельность, возможно даже анализируют свою творческую деятельность. Интегрированное занятие предполагает развитие воображения, внимания, памяти, творческого мышления, самостоятельности, что ведет к стимулированию творческой активности и развитию творческих способностей учащихся.
При проектировании интегрированного занятия необходимо помнить, что одним из важных принципов построения является определение соотношения знакомого и нового образовательного материала. Новый материал обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстроте построения ассоциативного ряда и при решении проблемно-поисковой ситуации даст возможность учащемуся воспользоваться собственным опытом.
Необходимо выделить так называемый интегратор, тот главный элемент который будет дополняться. Например, для развития творческих способностей с помощью интегрированной методики, интегратором различных видов искусств, может быть художественная керамика.
Особенность методики заключается в организации образовательной интегративной среды, в которой учащиеся выполняют работы в соответствии с этапами технологического процесса изготовления керамического изделия. Восприятие керамики как искусства осуществляется во взаимодействии с музыкой, театральной деятельностью, мультипликацией. Органичная для детей дошкольного возраста деятельность — игра помогает учащемуся не потерять интерес во время занятий. Например, создание образов для театральной постановки сказки «Теремок», где музыкальная составляющая — это звуки, сопровождающие героев сказки, дающие возможность определить характер каждого персонажа. Далее следует пластическое исполнение — лепка из глины. Итогом может стать театральное представление или создание анимационного фильма.
Мы считаем, что в процессе подобных занятий учащиеся получают не только теоретические знания и практические умения, но и активизируют внимание, память, творческое мышление, что и ведет к ощутимому сдвигу в творческом развитии.
Список литературы:
- Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. — 240 с.
- Общая психология: Учеб. для студентов пед.ин-тов/ А.В.Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко: под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
- Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_culture/
дипломов
Оставить комментарий