Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Черенцева М.А. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ФЛЕЙТОВОЙ МУЗЫКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(32).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

К  ВОПРОСУ  О  ФОРМИРОВАНИИ  МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  У  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ  ВОСПРИЯТИЯ  ФЛЕЙТОВОЙ  МУЗЫКИ

Черенцева  Мария  Андреевна

студент  4  курса,  художественно-эстетическая  кафедра  БГОУ  СПО  (ССУЗ)  «Челябинский  педагогический  колледж  №  1»,  РФ,  г.  Челябинск

E-mailmari1110@bk.ru

Матюшкова  Татьяна  Михайловна

научный  руководитель,  аспирант  ЮУрГИИ,  преподаватель  музыкальных  дисциплин  БГОУ  СПО  (ССУЗ)  «Челябинский  педагогический  колледж  №  1»,  РФ,  г.  Челябинск

 

Современное  общество  нуждается  во  всесторонне  развитой  личности,  основой  которой  является  культура  в  самом  широком  ее  значении.

Е.В.  Бондаревская  в  своей  концепции  «воспитание  человека  культуры»  изложила  следующую  мысль:  «…многие  современные  педагогические  концепции  строятся  на  формировании  личности  через  культуру  —  воспитание  человека,  который  способен  ценить,  творчески  усваивать,  сохранять  и  приумножать  ценности  родной  и  мировой  культуры  [1,  с.  215].

В  младшем  школьном  возрасте  у  ребенка  еще  не  сформировались  принятые  в  обществе  стереотипы  вкусов,  мышления.  Поэтому  так  важно  воспитывать  детей  на  шедеврах  мирового  искусства,  расширять  их  представления  о  музыке  всех  времен  и  стилей.  Самой  жизнью  доказано,  что  музыка  в  силу  своей  специфической  особенности  и  неповторимости,  путем  целенаправленного  и  систематического  воздействия  облагораживает  человека,  делает  его  восприимчивым,  отзывчивым,  чутким,  добрым,  помогает  формированию  мировоззрения,  нравственных  качеств,  духовной  и  эстетической  культуры.

Согласно  требованиям  федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного  общего  образования  (ФГОС  ООО),  изучение  музыки  в  основной  школе  направленно  на  достижение  следующих  целей:  формирование  музыкальной  культуры  личности,  освоение  музыкальной  картины  мира;  развитие  и  углубление  интереса  к  музыке  и  музыкальной  деятельности;  развитие  музыкальной  памяти  и  слуха,  ассоциативного  мышления,  фантазии  и  воображении;  развитие  творческих  способностей  учащихся  в  различных  видах  музыкальной  деятельности  (слушание  музыки,  пение,  игра  на  музыкальных  инструментах,  музыкально-пластическое  движение,  импровизация  и  другое)  [4,  с.  3].

Мы  считаем,  что  одной  из  задач  школьного  музыкального  образования  является  приобщение  детей  к  музыкальному  искусству,  в  том  числе  через  восприятие,  как  образца,  инструментальной  музыки,  что  является,  на  наш  взгляд,  одним  из  основополагающих  факторов  формирования  музыкально-эстетической  культуры,  как  составной  части  эстетической  культуры  в  целом.

Данная  статья  посвящена  проблеме  формирования  музыкально-эстетической  культуры  у  младших  школьников  посредством  восприятия  флейтовой  музыки,  где  музыкально-эстетическая  рассматривается  нами  как  центральное  звено  в  развитии  личности,  определяющее  дальнейшее  развитие  ребенка.

Анализируя  современные  требования  к  формированию  и  развитию  личности  младшего  школьника  можно  констатировать,  что  постановка  и  исследование  проблемы  формирования  музыкально-эстетической  культуры  у  младших  школьников  обусловлено  глубокими  социально-культурными  изменениями  в  жизни  российского  общества,  переосмыслением  существующей  системы  общечеловеческих  ценностей,  современными  достижениями  педагогической  науки  в  области  музыкального  образования  и  практики.

Проблема  формирования  музыкально-эстетической  культуры  школьников  привлекает  внимание  многих  исследователей  (Д.Б.  Богоявленской,  А.В.  Усовой,  Н.И.  Киященко,  М.С.  Кагана,  Б.П.  Юсова  и  др.),  но,  несмотря  на  многочисленные  работы  в  этой  области,  она  все  еще  продолжает  оставаться  актуальной.

Для  теории  и  методики  формирования  музыкально-эстетической  культуры  детей  младшего  школьного  возраста  представляют  несомненную  ценность  работы  исследователей  в  области  педагогики  и  психологии,  искусства  и  творчества,  диагностики  и  формирования  творческих  способностей  личности  Л.С.  Выготского,  И.  Гилфорда,  В.А.  Кан-Калика,  А.  Маслоу,  К.  Роджерса,  Б.М.  Теплова,  А.  Щербаковой,  Д.Б.  Эльконина,  Д.К.  Кирнарской,  В.Г.  Ражникова  и  др.

Анализ  психолого-педагогической  и  искусствоведческой  литературы  показал,  что  понятие  музыкально-эстетической  культуры  сложно  и  неоднозначно.  По  мнению  Н.Г.  Лаптева  музыкально-эстетическая  культура  как  компонент  общей  культуры,  является  средством  преодоления  социокультурных  проблем  и  противоречий  современного  мира  [3].

Не  претендуя  на  всесторонний  анализ  данного  понятия,  мы  предлагаем  определение  музыкально-эстетической  культуры,  сформированное  с  учетом  имеющихся  точек  зрения.

Музыкально-эстетическая  культура  понимается  нами  как  совокупность  качеств  музыкально-эстетического  сознания  и  музыкально-эстетической  деятельности  личности,  раскрывающих  меру  освоения  ею  духовных  ценностей  общества.

Зимина  А.Н.  считает,  что  если  в  процессе  музыкальной  деятельности  будет  сформировано  музыкально-эстетическое  осознание,  то  это  не  пройдет  бесследно  для  последующего  развития  ребенка,  его  общего  духовного  становления  [2].  На  наш  взгляд,  основной  задачей  каждого  учителя  музыки  является  максимальное  использование  возможностей  музыки  в  плане  развития  духовности  и  формирования  музыкально-эстетической  культуры  учащихся.

Неотъемлемыми  компонентами  музыкально-эстетической  культуры,  по  нашему  мнению,  являются  музыкальное  восприятие  и  музыкальный  вкус.  В  музыкальном  энциклопедическом  словаре  музыкальное  восприятие  трактуется  как  процесс,  направленный  на  осмысление  музыки  как  эстетического  художественного  феномена  [5,  с.  407].  А  музыкальный  вкус,  по  мнению  В.Н.  Шацкой,  это  «определенный  уровень  музыкально-поэтических  представлений,  который  дает  возможность  отмечать  и  ценить  прекрасное  в  музыке»  [6,  с.  175].  Развитие  музыкального  вкуса  и  музыкального  восприятия  очень  важный  процесс  в  образовании,  благодаря  которому  формируется  личность  человека,  его  внутренний  мир,  его  музыкальная  культура  в  целом.

Среди  функций  инструментального  музыкального  искусства  флейтовая  музыка,  как  нам  представляется,  обладает  большим,  формирующим  личность  эстетическим  потенциалом.  Теоретический  анализ  изучаемой  проблемы  в  искусствоведческой,  психологической  и  педагогической  литературе  позволил  констатировать,  что  изучению  потенциальных  возможностей  флейтовой  музыки  в  процессе  формирования  музыкально-эстетической  культуры  у  младших  школьников  не  уделялось  достаточно  внимания  в  научных  педагогических  исследованиях  и  методических  разработках.

В  связи  с  этим  особую  актуальность  приобретает  наша  исследовательская  работа,  изучающая  возможности  использования  флейтовой  музыки  для  формирования  музыкально-эстетической  культуры  у  младших  школьников.  На  сегодняшний  день  флейта  —  самый  подвижный  инструмент  из  группы  деревянных  духовых:  в  плане  виртуозности  она  превосходит  все  остальные  духовые  инструменты.  Флейта  часто  используется  как  сольный  инструмент.  Известны  флейтовые  сонаты  И.-С.  Баха,  Г.  Генделя,  Л.  Бетховена,  С.  Прокофьева,  концерты  В.  Моцарта,  Й.  Гайдна  и  др.  Среди  известных  в  истории  России  флейтистов  мы  выделяем  такие  имена,  как:  Б.  Тризно,  А.  Корнеев,  Л.  Перепелкин,  Д.  Романов,  Я.  Николенко,  В.  Кузьмин  и  другие.

К  сожалению,  на  сегодняшний  день  флейтовая  музыка,  как  и  всякая  классическая,  теряет  свою  популярность.  Радио,  телевидение,  интернет  способствуют  появлению  множества  легкодоступного  музыкального  материала,  при  этом  происходит  обесценивание  самой  музыки.  Дети  просто  не  знают,  что  значит  слушать  музыку  всерьез.

Выполняя  требования  нового  ФГОС  ООО,  мы  уделили  наибольшее  внимание  внеурочной  деятельности,  которая  является,  в  рамках  нашего  исследования,  частью  просветительской  работы  в  начальной  школе.

В  современной  школе  внеклассная  музыкально-воспитательная  работа  гармонично  дополняет  уроки  музыки  и  имеет  целью  расширить  музыкальный  кругозор  детей,  углубить  получаемые  ими  знания,  а  также  совершенствовать  исполнительские  навыки  и  умения.  Мы  считаем,  что  деятельность  учителя  музыки  и  детей  младшего  школьного  возраста  во  внеклассной  работе  должна  осуществляться  на  единых  принципах  и  вести  к  главной  цели  музыкального  образования  —  воспитанию  музыкально-эстетической  культуры  детей,  как  части  всей  духовной  культуры.

Мы  считаем,  что  флейтовая  музыка  является  благодатной  почвой  для  эстетического  восприятия  и  может  занять  достойное  место  в  процессе  формирования  музыкально-эстетической  культуры  у  младших  школьников.  Для  того,  чтобы  восприятие  младшими  школьниками  флейтовой  музыки  сыграло  свою  роль  в  формировании  музыкально-эстетической  культуры,  очень  важно,  во-первых,  как  можно  раньше  сформировать  у  них  музыкальный  вкус,  научить  ценить  подлинные  художественные  произведения,  и,  во-вторых,  развить  музыкально-эстетические  способности  детей,  прежде  всего  —  их  восприятие,  слух  и  память.

Нами  был  создан  цикл  тематических  бесед  с  нотным  и  медийным  приложениями  «Флейтовая  музыка  детям»  для  внеклассных  занятий,  который  был  апробирован  на  базе  челябинской  общеобразовательной  школы  №  89  в  3/б  классе.  В  результате  апробации  мы  пришли  к  следующим  выводам:

·     практически  у  всех  учащихся  наблюдается  положительная  динамика  в  уровне  сформированности  музыкально-эстетической  культуры,  что  подтверждает  значимость  цикла  «Флейтовая  музыка  детям»; 

·     дети  наиболее  эмоционально  реагируют  на  живое  исполнение  флейтовой  музыки,  что  способствует  эффективному  усвоению  и  пониманию  музыки;

·     дети  открыты  для  восприятия  новых  музыкальных  ощущений,  что  активизирует  познавательный  интерес  и  формирует  музыкальный  вкус;

·     восприятие  флейтовой  музыки  является  благоприятным  для  эмоционально-чувственного  опыта  ребенка,  что  способствует  формированию  музыкально-эстетической  культуры  у  младших  школьников.

В  результате  теоретических  и  эмпирических  поисков  мы  пришли  к  следующему  выводу:  чем  раньше  дети  будут  слышать  высокохудожественную  музыку,  накапливать  опыт  восприятия  музыки,  в  нашем  случае  флейтовой,  опыт  переживания  и  осознания,  ценных  в  художественном  отношении  интонаций  музыки  разных  эпох  и  стилей,  тем  быстрее  начнут  привыкать  к  языку  народной,  классической  и  современной  музыки,  и,  соответственно,  тем  успешнее  будет  проходить  процесс  формирования  музыкально-эстетической  культуры.

 

Список  литературы:

  1. Бондаревская  Е.В.  Теория  и  практика  личностно-ориентированного  образования  [Текст]/Е.В.  Бондаревская.  Ростов  н/Д.:  Изд-во  Рост.  пед.  ун-та,  2000.  —  352  с. 
  2. Зимина  А.Н.  Основы  музыкального  воспитания  и  развития  детей  младшего  школьного  возраста  [Текст]/  А.Н.  Зимина.  М.:  Владос,  2000.  —  304  с. 
  3. Лаптев  Н.Г.  Основные  аспекты  музыкального  воспитания  младших  школьников  [Текст]/  Н.Г.  Лаптев.  Астрахань:  Астраханский  пед.  ун-т,  2001.  —  166  с. 
  4. Музыка.  1—4  классы.  Рабочие  программы.  Предметная  линия  Г.П.  Сергеевой,  Е.Д.  Критской:  пособие  для  учителей  общеобразовательных  учреждений/  [Г.П.  Сергеева,  Е.Д.  Критская,  Т.С.  Шмагина].  3-е  изд.  М.:  Просвещение,  2012.  —  64  с.  —  ISBN  978-5-09-026696-3.
  5. Музыкальный  энциклопедический  словарь/Гл.  ред.  Г.В.  Келдыш.  М.:  Советская  энциклопедия,  1990.  —  672  с.
  6. Школяр  Л.В.  Музыкальное  образование  в  школе:  Учеб.  Пособие  для  студентов  муз.  фак.  и  отд.  высш.  и  сред.  пед.  учеб.  заведений  [Текст]/  Л.В.  Школяр,  Е.Д.  Критская.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2001.  —  232  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.