Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2015 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Физическая культура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АСПЕКТ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОГРАММЕ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
Пронин Валентин Алексеевич
студент 3 курса, кафедра менеджмента СГЭУ, РФ, г. Самара
Е-mail: valentine .pronin@yandex.ru
Мокеева Людмила Алексеевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент СГЭУ, РФ, г. Самара
Одним из первоочередных факторов, влияющим на здоровье спортсмена, является интенсивность физических нагрузок. Отсутствие контроля над нормой нагрузки может приводить как к перенапряжению, и как следствию, к получению травм. В то же время, недостаточная нагрузка помешает достижению необходимых результатов. Спортивные бальные танцы так же не являются исключением, но, к сожалению, проведено недостаточно исследований в этой области.
В спортивных бальных танцах соревнования проводятся по двум программам — европейской и латиноамериканской. В каждую программу входят по пять танцев, которые различаются по степени сложности вариаций, темпу исполнения, взаимодействию между партнёрами. В европейскую программу включают: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп. Длительность исполнения каждого танца в программе составляет 1 минуту 30 секунд, все танцы одной программы следуют с небольшим перерывом в 10—15 секунд. Таким образом, спортсменам необходим высокий уровень выносливости для исполнения всей танцевальной программы.
Многие начинающие спортсмены считают, что тренироваться нужно всегда на 130 %, чтобы получить максимальный результат. Но это не так, такие изнурительные тренировки могут навредить здоровью, поэтому необходимо следить за частотой сердечных сокращений (ЧСС).
Исходя из этого, можно утверждать, что тема является актуальной, вследствие чего была поставлена цель: выяснить необходимый уровень интенсивности нагрузки в спортивных бальных танцах для создания наиболее эффективного плана тренировок.
На этом основании возникли следующие задачи: собрать данные с процесса тренировок, проанализировать данные исследования, составить план тренировок, сделать выводы о проделанной работе. Результаты этой работы помогут составить наиболее эффективный план тренировок, который поможет спортсменам в их подготовке к соревнованиям по европейской программе.
Для достижения поставленных задач мною были использованы следующие методы: поиск информации о нормах физической нагрузки, наблюдение за ходом тренировок, метод пульсометрии.
В исследовании приняли участие 5 пар (10 человек) танцевально-спортивного коллектива «Элика», мужчины и женщины в возрасте от 19—25 лет, КМС и I спортивного разряда. Для начала были составлены одинаковые вариации всех танцев для пар. Вариации составил Андреянов Евгений Владиславович, тренер по европейской программе.
Затем замерили ЧСС спортсменов по каждому танцу во время тренировок. Обычный график тренировок был 3 занятия в неделю по полтора часа (понедельник, вторник, четверг), время распределялось равномерно между танцами.
Таблица 1.
Оценка изначальной нагрузки европейской программы по ЧСС
Танец |
Минимальная ЧСС, уд/мин |
Максимальная ЧСС, уд/мин |
Средняя ЧСС, уд/мин |
Медленный вальс |
122 |
163 |
148,3 |
Танго |
151 |
182 |
168,1 |
Венский вальс |
143 |
176 |
164,7 |
Фокстрот |
145 |
172 |
164,4 |
Квикстеп |
164 |
185 |
173,5 |
Как видно из полученных результатов, максимальный уровень ЧСС наблюдался в танце квикстеп, и минимальный в танце медленный вальс. Это объясняется как мелодией танцев (52 и 30 тактов в минуту соответственно), так и хореографической техникой. В танцах венский вальс и фокстрот в среднем был примерно одинаковый уровень ЧСС (164,7 и 164,4 уд/мин), но при этом они сильно отличаются характером движений — в венском вальсе простая хореография и быстрый темп, а в фокстроте напротив, медленный темп и более сложная хореография.
На основе полученных данных была составлена новая программа тренировок. Первая тренировка включала в себя танго и венский вальс, вторая — фокстрот и квикстеп. Третья тренировка начиналась с медленного вальса, затем оставшееся время делилось равномерно между остальными танцами. Также в процессе третьей тренировки сократили перерывы на отдых, для тренировки выносливости спортсменов. Благодаря этому, нагрузка теперь увеличивалась постепенно в течение недели, а не была постоянной.
После трёх недель тренировок по этому графику провели ещё один замер ЧСС спортсменов.
Таблица 2.
Оценка нагрузки европейской программы после тренировок по новому графику
Танец |
Минимальная ЧСС, уд/мин |
Максимальная ЧСС, уд/мин |
Средняя ЧСС, уд/мин |
Медленный вальс |
119 |
157 |
144,7 |
Танго |
148 |
178 |
163,2 |
Венский вальс |
143 |
169 |
157,6 |
Фокстрот |
145 |
169 |
158,9 |
Квикстеп |
164 |
181 |
171,6 |
В результате тренировок заметно общее снижение показателя ЧСС спортсменов. Меньше всего произошло изменений в танце квикстеп, но учитывая сложность танца, это очень большое достижение. Самое большое изменение наблюдалось в венском вальсе — разница средней ЧСС составила 7,1 уд/мин.
Более наглядно динамику изменения показателя средней ЧСС можно проследить на графике:
Рисунок 1. График динамики средней ЧСС
Важно отметить то, что спортсмены стали меньше уставать при большей эффективности тренировки. Если раньше по шкале Борга (см. рис. 2) они оценивали свою нагрузку на тренировке в 7—8 баллов, то после нового плана тренировок их оценка составляет 5—6 баллов.
Рисунок 2. Шкала Борга
В заключении подведём основные итоги работы. Было проведено сравнение интенсивности физической нагрузки в спортивных бальных танцах по европейской программе при разном плане тренировок. В процессе исследования было выяснено, что во время занятий спортивными бальными танцами спортсмен испытывает высокий уровень нагрузки, поэтому необходимо грамотно распределять её, чтобы не получить травмы. При этом был выявлен минимальный и максимальный уровень нагрузки по каждому танцу. Был составлен более эффективный план тренировок, который обеспечивает постепенное увеличение физической нагрузки на спортсмена. Спортсмены, принимавшие участие в исследовании, отмечают, что теперь они меньше устают при большей эффективности тренировок.
Список литературы:
1.Волков Н.И. Пульсовые критерии энергетической стоимости упражнения / Н.И. Волков, О.И. Попов, А.Г. Самборский // Физиология человека. 2003.
2.Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования /Издательство: «Советский спорт»: 978-5-9718-0577-9ISBN, 2012, 384 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4090 ) (дата обращения 19.02.2015).
3.Мур А. Бальный танец. // М.: «Астрель», 2004 г., — 240 с.
дипломов
Оставить комментарий