Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2015 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шамакова Т.С. ЛЮБОВЬ КАК СИМВОЛ БОРЬБЫ С ТРАДИЦИЯМИ В ТУРКМЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения: 15.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЛЮБОВЬ  КАК  СИМВОЛ  БОРЬБЫ  С  ТРАДИЦИЯМИ  В  ТУРКМЕНСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ  ХХ  ВЕКА

Шамакова  Тавус  Сапаровна

студент  3  курса  кафедры  философии  и  социальных  коммуникаций,  ШГПИ,  РФ,  г.  Шадринск

E-mail

Шуплецова  Юлия  Александровна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доцент  ШГПИ,  РФ,  г.  Шадринск

 

Восток  бережно  хранит  свои  традиции,  болезненно  реагируя  на  любые  преобразования,  отражающиеся  на  изменении  многовекового  уклада  жизни.  В  этом  плане  туркмены  даже  в  ХХ  веке  были  единственным  «из  всех  народов  Средней  Азии,  у  которого  прочно  сохранилось  племенное  деление.  Это  обстоятельство,  очевидно,  не  случайно.  Они  стоят  обособленно  в  связи  со  всей  совокупностью  совершенно  своеобразных  социально-экономических  отношений,  более  архаических,  чем  у  их  соседей»  [4,  с.  362].  Родоплеменная  структура  общества  была  преобладающей  формой  социальной  организации  народа  на  протяжении  многих  столетий.  В  родовых  группах  очень  большим  авторитетом  пользовались  старики,  старейшины,  так  называемые  аксакалы.  Структура  подчинения  младшего  старшему  характеризовала  и  семейно-бытовой  уклад,  который  пришедшая  в  начале  ХХ  века  советская  власть  назвала  «древними  пережитками  патриархально-родового  быта,  следами  материнского  счета  родства,  многими  архаическими  обычаями  и  верованиями»  [4,  с.  368].  К  ним  относили  резкую  обособленность  полов,  затворничество  женщин,  племенную  эндогамию:  «браки  между  представителями  разных  племен  осуждались  обществом,  неженатому  мужчине  запрещалось  жениться  на  вдове,  мужа  для  дочери  выбирали  родители,  а  невесту  сыну  выбирал  отец  исходя  из  материальных  соображений,  семейных  традиций,  положения  в  обществе  потенциального  супруга,  немаловажную  роль  играл  размер  калыма»  [4,  с.  368].  И  все  это  несмотря  на  то,  что  «туркменская  женщина,  особенно  девушка,  была  всегда  сравнительно  свободной  и  независимой;  она  принимала  участие  почти  на  равных  правах  с  мужчиной  в  хозяйственных  делах,  сражались  вместе  с  мужчинами,  защищая  свой  аул»  [4,  с.  368].

Начало  коренным  преобразованиям  социального  строя  туркмен  положила  Великая  Октябрьская  революция,  что  нашло  отражение,  прежде  всего,  в  литературном  наследии  туркменского  народа.

Одним  из  центральных  мотивов  туркменской  литературы  стала  борьба  с  устаревшими  традициями  и  обычаями.  Особенно  часто  ее  показывали  на  примере  борьбы  за  свободу  выбора  будущего  супруга  или  супруги.  В  качестве  примера  можно  взять  произведения  классиков  туркменской  литературы  Амана  Кекилова  и  Керима  Курбаннепесова.

Аман  Кекилов  —  выдающийся  советский  ученый,  поэт  и  прозаик,  педагог,  народный  писатель  Туркменской  ССР,  доктор  филологических  наук,  автор  стихов,  поэм,  пьес,  романов,  около  ста  статьей  и  научных  работ.

Одно  из  самых  известных  произведений  А.  Кекилова  —  роман  в  стихах  «Любовь»  (1957),  которому  было  отдано  двадцать  лет  жизни.  Роман  стал  первым  и  единственным  в  стихах  на  туркменском  языке.  Он  вызвал  много  откликов:  от  восторженных  оценок  до  упреков  в  традиционности  художественных  средств  и  слишком  явном  формальном  совпадении  со  строфой  «Евгения  Онегина».  «Однако  попытка  использовать  опыт  русского  классического  стихотворного  романа  для  создания  картины  жизни  и  нравов  современного  туркменского  общества  более  чем  удалась.  И  сегодня,  более  чем  через  50  лет  после  создания,  роман  «Любовь»  занимает  достойное  место  в  туркменской  литературе  и  дорог  нескольким  поколениям  туркменов»  [2].

«В  произведении  описывается  жизнь  и  становление  первой  туркменской  интеллигенции,  представителем  которой  был  и  сам  автор.  На  фоне  событий  и  судьбы  всего  народа  разворачивается  непростая  жизнь  людей.  Художественное  воплощение  получили  в  романе  традиционные  в  народе  уважение  к  старшим,  честь  имени,  верность  слову,  Любовь  с  большой  буквы.  Трудная  судьба,  высокие  нравственные  ценности,  психологические  размышления  героев  романа  притягивают  читателя»  [5].

Роман  представляет  собой  не  простое  описание  жизни,  а  глубокое  проникновение  автора  в  психологическую  составляющую  образов,  поэтому  на  фоне  непростого  периода  военной  жизни,  становления  туркменского  села  красной  нитью  проходит  тема  любви. 

Главные  герои  —  одноклассники  Огулнабад  и  Бегенч,  а  аткже  Акмурад.  Огулнабад  и  Бегенч  любили  друг  друга  со  школы.  Но  Бегенчу  пришлось  уйти  на  войну.  Огулнабад  назначили  учителем,  хотя  она  не  имела  педагогического  образования.  В  те  дни  в  село  из  Ашхабада  приезжает  Акмурат,  чтобы  проверить  школу,  где  работает  девушка.  Акмураду  нравится  Огулнабад,  он  хочет  с  ней  встречаться,  но  она  ему  показывает  письмо  Бегенча,  пришедшее  с  войны. 

Любовь  Огулнабада  помогает  Бегенчу  в  бою.  Однако  возвращается  с  поля  битвы  он  без  одной  ноги.  Несмотря  на  это  Огулнабад  продолжает  строить  совместные  планы  на  будущее,  увечье  Бегенча  никак  не  повлияло  на  ее  чувства.  Родители  же  не  хотят,  чтобы  их  дочка  вышла  замуж  за  инвалида,  не  понимая  Огулнабад,  вынужденную  поставить  перед  старшими  важный  вопрос:

Разве  вы  отдаете  меня  за  его  ноги?

Мне  нужно  его  сердце… 

Огулнабад  неистово  борется  за  свою  любовь  и  выходит  замуж  за  Бегенча.  У  них  рождается  сын.  Но  счастье  длится  недолго:  рана  беспокоит  молодого  мужчину  и  в  итоге  он  умирает.  Огулнабад,  не  желая  оставаться  в  селе,  уезжает  в  Ашхабад  учиться  в  университете.  Там  она  вновь  встречает  Акмурада,  еще  раз  предлагающего  ей  свое  сердце.  Однако  в  этом  решении  герой  вступает  в  острый  конфликт  с  обществом  и  его  устоями,  поскольку  в  туркменских  обычаях  нельзя  неженатому  мужчине  брать  в  жены  вдову.  Любовь  в  очередной  раз  становится  главным  символом  борьбы  с  костными  представлениями  о  жизни.  Героям  приходится  столкнуться  с  сопротивлением  родителей,  осуждением  общества,  только  в  этом  случае  инициатива  исходит  в  большей  мере  от  Акмурада.  Уже  не  Огундлабад,  а  он  вступает  в  борьбу  со  старыми  представлениями.  Герою  удается  перебороть  всех  и  настоять  на  своем.  Он  женится  на  Огулнабад,  чтобы  жить  долго  и  счастливо.

В  одном  русле  с  А.  Кекиловым  в  50—60-е  годы  ХХ  века  работал  еще  один  выдающийся  деятель,  классик  туркменской  поэзии,  народный  поэт  Туркменистана  —  Керим  Курбаннепесов. 

Его  выдающимся  произведением  является  поэма  «Отец  и  сын»  (1961),  отразившая  жизненно-важные  события,  которые  относятся  к  периоду  становления  советской  власти  в  Туркменистане.  Здесь  поэт  соединяет  традиционные  взгляды  с  новыми,  «опираясь  на  лучшие  поэтические  традиции  своего  народа,  классиков  отечественной  и  мировой  литературы,  он  существенно  обогатил  лирические  и  лиро-эпические  жанры  родной  литературы  новым  содержанием»  [1,  с.  37].

Центральная  тема  становления  нового  строя  раскрывается  на  примере  личного  счастья  героя.  Главные  герои  поэмы  —  Эсен  и  его  отец  Кечджал.  Эсен  —  умный  и  справедливый  человек,  настоящий  джигит,  смелый  и  бесстрашный.  Он  верит  в  светлое  будущее  своей  страны,  ведет  борьбу  с  пошлостью  и  пережитками  прошлого. 

Его  отец  Кечджал-ага  хочет,  чтобы  сын,  выполняя  волю  старших,  женился  на  дочери  Солтанджемала  Тылле.  Он  не  хочет  прислушаться  к  сердцу  сына,  готов  сам  заплатить  калым  и  привести  невесту  в  дом.  Кечджал  уверен,  что,  настояв  на  своем,  получит  желаемый  результат.  Он  противник  новых  отношений  в  семье,  свободы  и  равенства  в  любви. 

Но  у  Эсена  уже  есть  избранница  Гарагыз,  свадьбу  с  которой  не  одобряют  родители.  В  деревне  про  нее  ходят  разные  сплетни,  которые  вертятся  вокруг  утверждения,  что  она  плохая  хозяйка.  Пережитки  прошлого,  вредные  привычки  мешают  молодым  строителям  нового  коммунистического  общества.  Все  это  хорошо  понимал  герой  поэмы  Эсен:

Эх  ты,  мерзавец  старый  обычай,

Я  должен  обидеть  отца  и  мать  [3,  с.  90].

Эсен  открыто  борется  против  этого.  В  его  поступках  чувствуется  стремление  к  новому,  он  хочет  сам  решать  свою  судьбу.  Он,  конечно,  уважает  народные  обычаи,  но  следует  поговорке:  «В  борьбе  не  жалей  отца».  Между  отцом  и  сыном  возникает  конфликт.  Кечджал-ага  стоит  на  своем,  хотя  по  новым  представлениям  он  не  прав,  его  поступок  эгоистичен.  В  результате  он  проигрывает  в  борьбе  с  любовью  сына,  но  отказывается  понимать,  что  к  этому  привела  его  бездумная  приверженность  старым  обычаям. 

Жители  села  осуждают  Кечджала,  его  упрямство:

Человеку  никогда

Не  поздно  измениться,

Самый  большой  учитель  — 

Это  общество  [3,  с.  193].

Кечджал  пожалеет  о  своем  упрямстве  и  обвинит  друзей,  настоявших  в  свое  время  на  соблюдении  традиций,  —  Акмоллу,  Солтанджемала,  мастера  Гаджара: 

Все,  что  случилось, 

Это  из-за  Гаджара.

Я  думал,  что  самый  честный  —  Акмолла,

Внешне  —  белый,  а  изнутри  —  черный…  [3,  с.  194].

Кечджал  в  финале  поэмы  боится  встретить  таких  людей,  как  Гаджар  и  Акмолла,  потому  что  из-за  них  пережитки  прошлого  еще  могут  возродиться.  Если  Кечджалу  поэт  дает  возможность  измениться  и  принять  выбор  сына,  то  иначе  складывается  история  Гаджара,  продавшего  дочь  за  калым.  Общество  считает  его  поступок  преступлением,  даже  дочери  Гаджара  осуждают  отца,  так  младшая  говорит  ему:

Довольно,  отец,  оставь  свои  привычки.

Продав  дочерей  за  калым, 

Ты  испортил  нашу  жизнь.

Продав  двух  дочерей,

Взял  за  каждую  дочь  по  сорок  манат. 

Я  тоже  сегодня,  папочка,

Продам  тебя  разок  [3,  с.  93].

Но  такими  словами  дочери  Гаджара  не  столько  стремятся  обидеть  отца,  сколько  вступить  в  яростную  борьбу  со  старыми  обычаями. 

Старания  Гаджара  были  напрасны.  Его  младшая  дочь  Айгозель  на  глазах  отца  выходит  замуж  за  возлюбленного.  Старое  отживает,  новое  побеждает. 

Таким  образом,  в  советской  туркменской  литературе  ХХ  века,  когда  в  качестве  одной  из  центральных  тем  была  выведена  тема  борьбы  со  старыми  представлениями  народа  о  жизни,  в  произведениях  выдающихся  авторов  (А.  Кекилов,  К.  Курбаннепесов)  формируется  образ  любви,  которая  становится  отправной  точки,  позволяющей  возвести  личный  выбор  героя  в  праве  любить  того,  кого  он  хочет  сам,  в  разряд  общественной  проблемы.  Это  в  свою  очередь  сделало  любовь  важным  символом  борьбы  с  пережитками  прошлого  ради  построения  нового  будущего. 

 

Список  литературы:

  1. Джумаев  Дж.  Керим  Курбаннепесов.  Ашхабад,  1994.
  2. Кекилова  А.  Аман  Кекилов.  Жизнь  и  творчество  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.proza.ru/2012/02/25/404  (дата  обращения:  15.03.2015). 
  3. Курбаннепесов  К.  Атавеогул.  Ашхабад,  1961.
  4. Токарев  С.А.  Этнография  народов  СССР.  М.,  1958.
  5. Туркменская  литература  //  Литературная  энциклопедия:  в  11  т.  /  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4622/Туркменская  (дата  обращения:  18.03.2015).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.